Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:38, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налогового контроля и способов его осуществления в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
определение места налогового контроля в системе финансового контроля;
определить форму, метод, объект, предмет налогового контроля;
рассмотреть виды налогового контроля по различным основаниям;
выявить сущность, определить этапы камеральной налоговой проверки;
рассмотреть возможность проведения повторной камеральной налоговой проверки;
уяснить систему планирования выездной налоговой проверки;
рассмотреть возможности ограничения налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки;
уяснить оформление результатов выездной налоговой проверки;
рассмотреть возникающие налоговые споры.
Введение.................................................................................................3
Глава 1. Роль и мето налогового контроля в системе органов финансового контроля……………………………........................................8
1.1 Налоговый контроль в системе органов финансового контроля…………...........................................................................................8
1.2 Органы налогового контроля…..................................................14
1.3 Объекты налогового контроля и виды налоговых проверок..........................................................................................................18
Глава 2. Организация налогового контроля……..............................21
2.1 Порядок проведения камеральной налоговой проверки……..............................................................................................21
2.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки.....................................................................................................27
2.3 Порядок решения налоговых споров...................................34
Заключение.................................... 41
Список литературы..................................................................44
1. документы налогоплательщика, представленные им при государственной регистрации и постановке на налоговый учет;
2. налоговые декларации и бухгалтерская отчетность за предыдущие налоговые периоды;
3. информация, поступающая в налоговые органы от государственных органов;
4. информация, полученная налоговыми органами в ходе контрольной работы
Начиная с 2007 г. при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе дополнительно истребовать у налогоплательщика только те документы, которые перечислены в ст. 88 НК РФ. Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки, сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы.
Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности. В ст. 88 НК РФ определено, что срок проведения камеральной проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.[17]
Камеральные налоговые проверки проводятся должностными лицами отделов камеральных проверок в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налоговой инспекции.
О ходе камеральной проверки налогоплательщик узнает только в том случае, если в процессе налогового контроля были выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между содержащимися в них сведениями. Об этом сообщается налогоплательщику с требованием в течение пяти дней предоставить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Камеральные налоговые проверки проводятся в следующем порядке:
проверка своевременности и полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности;
визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности;
проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;
проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога, правомерности использования льгот по налогу;
проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы посредством камерального анализа.[14, c.168]
КНП начинаются с фактов предоставления отчетности. Сотрудник налогового органа, принимающий у налогоплательщика декларацию, должен по требованию налогоплательщика на остающихся у него копиях налоговых деклараций сделать отметку об их получении с указанием даты.
На втором этапе КНП сотрудники налогового органа подвергают визуальному контролю все полученные документы на наличие ряда обязательных реквизитов.
Через шесть дней после установленного срока представления деклараций отдел камеральных проверок осуществляет сверку плательщиков, обязанных их сдать и фактически их представивших, затем на основании письменного уведомления вызывает плательщика для дачи пояснений о непредставлении деклараций в установленный срок. По истечении двух недель после установленного срока представления деклараций в течение трех рабочих дней осуществляется повторная сверка, после чего в отношении плательщиков, не представивших декларации, принимается решение о приостановлении их операций по счетам в банке. Это решение направляется банку с одновременным уведомлением плательщика. После представления декларации налоговый орган в течение одного операционного дня принимает решение об отмене приостановления операций по счетам плательщика в банке.
На третьем этапе осуществляется проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджетную систему.
На четвертом этапе сотрудники налоговых органов осуществляют проверку обоснованности применяемых налогоплательщиком ставок налога, правомерности использования льгот по налогу и их соответствие действующему налоговому законодательству. Для этих целей при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
При подаче декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
Основным этапом камеральной проверки является проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы посредством камерального анализа. С этой целью в отделе КНП проводится:
анализ сопоставимости показателей налоговой отчетности отчетного периода с аналогичными показателями предшествующего периода;
сопоставление отчетных данных проверяемой декларации с другими формами отчетности;
оценка достоверности отраженной в отчетности информации на основе имеющейся у налогового органа информации о деятельности налогоплательщика;
сравнительный анализ динамики показателей налоговой отчетности и уровня потребления налогоплательщиком топливных, энергетических и других видов ресурсов;
сопоставление данных отчетности с данными аналогичных по виду экономической деятельности и размерам оборота налогоплательщиков.[14, c.183]
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если по результатам рассмотрения все же будет установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
2.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки
30 мая 2007 г. приказом ФНС России утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (ВНП). Согласно Концепции планирование ВНП – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения ВНП по критериям риска совершения налогового правонарушения. Перечень этих критериев стал общедоступным.[4]
Планирование является подготовительным этапом проведения ВНП и состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены ВНП в предстоящем квартале; сроков их проведения; видов налогов, сборов и других обязательных платежей и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения.
Процесс планирования и подготовки ВНП включает следующие процедуры:
1. Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках.
2. Анализ результатов камеральных налоговых проверок.
3. Выбор объектов проверки в зависимости от категории налогоплательщика.
4. Подготовка и утверждение плана ВНП.[11, c. 78]
Для целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения ВНП налоговые органы используют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников.
К информации из внутренних источников относится информация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими мероприятий налогового контроля, в частности, информационные ресурсы:
По учету налогоплательщиков (ОГРН);
По бухгалтерской и налоговой отчетности;
Сведения о доходах физических лиц;
По камеральным и выездным налоговым проверкам;
Об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов;
По контрольно-кассовой технике;
По контролю за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции;
По валютному контролю;
Сформированные в результате мероприятий налогового контроля (об участниках схем ухода от налогообложения; об участниках мнимых сделок; о плательщиках, зарегистрированных на подставных лиц либо на недействительные паспорта; о фактах несоответствия данных налоговой отчетности плательщика документам (информации), поступившей для истребования указанных документов (информации) по запросам других налоговых органов).
К информации из внешних источников, полученной налоговыми органами в соответствии с законодательством или на основании соглашений по обмену информацией, относится информация: от Федеральной таможенной службы, Ростехнадзора, Росрегистрации и Роснедвижимости; Министерства природных ресурсов РФ, Министерства транспорта РФ; Государственных внебюджетных фондов РФ, лицензирующих органов; Правоохранительных и иных контролирующих органов, органов местного самоуправления и иных органов.
Конечным результатом работы по сбору и обработке информации является формирование информационных ресурсов, содержащих информацию о налогоплательщиках, состоящих на учете в налоговом органе (досье налогоплательщиков). Досье налогоплательщика – это совокупность сведений о конкретном налогоплательщике.
В целях обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения ВНП используется информация, полученная в рамках проведения КНП. По результатам КНП отделом камеральных проверок составляется заключение о целесообразности проведения ВНП. [11, c.80]
Основаниями для составления заключения могут являться:
Наличие в отделе камеральных проверок документов (информации) о налогоплательщике, указывающих на факты налоговых правонарушений, но полученных по истечении срока проведения КНП;
Использование налоговых льгот, правомерность применения которых документально подтвердить невозможно при проведении КНП;
Несопоставимость показателей налоговой отчетности текущего и предыдущего периодов либо отсутствие логической связи показателей налоговой декларации с показателями деклараций по другим налогам и (или) с бухгалтерской отчетностью;
Наличие информации о возможном использовании механизмов сокрытия объектов налогообложения, связанных с участием посреднических фирм, дочерних компаний, кредиторов, поставщиков и потребителей;
Другие основания, указывающие на наличие нарушения законодательства о налогах и сборах.
Заключение о целесообразности проведения ВНП подписывается начальником отдела КНП и передается в отдел, ответственный за подготовку плана проведения ВНП.
Целью проведения ВНП является обеспечение контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком. Проведение ВНП призвано решать несколько задач, наиболее важные из которых:
1. Выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
2. Предупреждение возможных налоговых правонарушений в будущем.[17]
В ходе ВНП проводится анализ бухгалтерской документации налогоплательщика, а также фактическое состояние объектов налогообложения. Порядок проведения ВНП прописан в НК РФ более детально по сравнению с камеральной. Кроме того, в отличие от камеральной проверки ВНП содержит широкий арсенал методов контроля.
ВНП проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании и решении руководителя (заместителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения ВНП, ВНП проводится по месту нахождения налогового органа.
Выездные проверки делятся на комплексные и тематические. При комплексной проверке проверяется правильность расчетов с бюджетом по всем налогам, а при тематической – по одному или нескольким налогам либо по отдельным вопросам, например, по возмещению налога на добавленную стоимость.
ВНП состоит из следующих этапов:
1. Вынесение решения о назначении проверки.
2. Проведение проверки непосредственно, в т.ч. проведение инвентаризации, осмотра и других мероприятий налогового контроля.
3. Составление справки о проведенной проверке.
Решение о проведении ВНП выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Решение должно содержать определенные сведения.
Информация о работе Налоговый контроль как способ борьбы с налоговыми правонарушениями