Налоговые системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:46, реферат

Описание работы

Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике веде-ния народного хозяйства.
Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодатель-но закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства.

Работа содержит 1 файл

Налоговые системы зарубежных стран.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

Налогоплательщики с неограниченной налоговой ответственностью имеют право на налоговый кредит (см. табл. 5.2), вычитаемый из суммы налога, исчисленного по представленной схеме.
Право на налоговый кредит имеет единственный получатель дохода в семье, если доход супру-ги (а) не превышает 20000 австр. шилл., или 40 000 австр, шилл. в год, когда в семье есть ребе-нок. При этом доход от капитала (в том числе процент по сберегательным вкладам) не может превышать 10 000 австр. шилл. в год-
Т а б л и ц а 5.2. Налоговые кредиты, австр. шилл.

Базовый налоговый кредит

Дополнительный налоговый кредит для единственного получателя дохода в семье

Дополнительный налоговый кредит на детей единст­венного получателя дохода

Дополнительные кредиты для наемных работников:

Транспортный налоговый кредиг

Налоговый кредит для лиц, совершающих регуляр­ные поездки за рубеж

Налоговый кредит для пенсионеров

 

5000

4000

 

1800

4000

1500

5500

 

В некоторых случаях часть дохода подлежит налогообложению по сниженной ставке. Она равна половине средней налоговой ставки, применяемой к совокупному доходу плательщика. Уменьшенная ставка применяется к:
• выплатам австрийских компаний по акциям и паям в уставном фонде;
• дивидендам, выплаченным на капитал;
• экстраординарному доходу, как, например:
> доход от прироста капитала, полученный при продаже компании, ее части или доли в това-риществе, но только в том случае, если с момента открытия (покупки) компании. прошло не менее семи лет;
> доход от продажи некоторых вложений, не являющихся активами компании, используемыми в основном производстве;
> поступления из фондов компании в результате уменьшения капитала, ранее увеличенного за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, если поступления получены не позднее де-сяти лет после соответствующих инвестиций.
Годовой доход компании становится объектом обложения корпоративным налогом (подоход-ным налогом, уплачиваемым Юридическими лицами). Доход при этом определяется в соответствии с положениями Закона о подоходном налоге. Уже рассмотренный процесс расчета дохо-да применим с некоторыми изменениями и для компаний. При исчислении дохода любые вклады, производимые частными лицами как акционерами, членами товарищества и др., не учитываются. Любые выплаты, представляющие собой распределение дохода, например, ди-виденды, должны быть произведены после уплаты налогов. Корпоративный налог не может быть учтен при уплате других налогов. В отличие от него налоги на собственность или наслед-ство могут быть включены в себестоимость как специальные расходы.
Доход, полученный компаниями от капитальных вложений, может не облагаться корпоратив-ным налогом. Данная льгота позволяет освобождать от налога любую долю дохода, а также дивиденды, выплачиваемые одной австрийской корпорацией другой.
В том случае, если компании участвуют в капитале иностранных фирм, они могут, не платя корпоративного налога, получать:
• дивиденды, выплачиваемые австрийскими корпорациями;
• доходы от неявного распределения прибыли неавстрийских корпораций;
• доходы от прироста капитала неавстрийских корпораций.
Эта льгота не может быть использована при получении дохода в виде процентов.
Для получения подобных привилегий австрийское законодательство не обязывает образовы-вать холдинговую компанию;
льгота применяется ко всем австрийским корпорациям. Тем не менее возможны холдинговые компании, которые получают данную привилегию и не занимаются почти ничем другим. Однако в отличие от них австрийские корпорации могут использовать все соглашения о двойном налогообложении, заключенные Австрией. Любые же налоги иностранных государств, удер-жанные с австрийских корпораций, окончательны и не могут быть зачтены в виде налогового кредита.
Для получения налоговых привилегий при участии в иностранных фирмах австрийская корпо-рация должна:
• нести неограниченную налоговую ответственность в Австрии;
• владеть по крайней мере 25% капитала зарубежной компании;
• иметь юридическо-организационную структуру, соответствующую австрийскому законода-тельству.
Зарубежная компания может и не быть субъектом налогообложения другой страны, если она, например, расположена в оффшорной зоне.
Для получения налоговых льгот по зарубежным инвестициям австрийская корпорация должна участвовать в капитале иностранных компаний не менее 12 месяцев. Кроме того, налоговые льготы предоставляются только при условии, что доля ценных бумаг, приносящих доход в ви-де процентов, занимает в активах иностранной корпорации, выплачивающей дивиденды, ке более 25%. Данное ограничение не распространяется только на банки.
При отнесении на себестоимость убытков действуют следующие правила. Любые убытки от производственной и коммерческой деятельности, понесенные в течение семи предшествующих лет, в том числе и за отчетный период, могут быть списаны на затраты как специаль-ные расходы. Кроме того, убытки, являющиеся результатом использования инвестиционного налогового кредита, возмещаются за счет будущей прибыли без ограничения во времени.
В Австрии применяется единая ставка корпоративного налога — 30% от облагаемого дохода.
С различного рода дивидендов взимается налог на доход от капитала по ставке 25%. При этом частные лица, несущие неограниченную налоговую ответственность, платят данный налог, как уже говорилось, исходя из половины средней ставки подоходного налога. В этом случае вы-платы дивидендов не подлежат обложению корпоративным налогом. Удержанный же у источника налог может быть зачтен как налоговый кредит при уплате подоходного налога.
При расчете величины и уплате корпоративного налога действуют те же правила, что при рас-чете и уплате подоходного налога.
Налогом на предпринимательскую деятельность облагаются все виды хозяйствующих субъ-ектов вне зависимости от их юридического статуса. При этом данный налог в отличие от подоходного налога уплачивается не только корпорациями, но и товариществами. Исключения со-ставляют совместные предприятия, созданные в форме товарищества без образования юридического лица. Они не облагаются налогом на предпринимательскую деятельность, так как яв-ляются образованиями, которые полностью и неограниченно принадлежат их владельцам пропорционально вкладам.
Налог на предпринимательскую деятельность состоит из двух частей — налога на прибыль предприятия и налога на фонд заработной платы. При расчете этого налога прибыль компа-нии определяется как прибыль (убытки) в соответствии с Законом о подоходном налоге и За-коном о корпоративном налоге плюс (минус) статьи, предусмотренные Законом о налоге на предпринимательскую деятельность. Статьи, прибавляемые к прибыли, включают проценты по долгосрочным займам, превышающим 100 000 австр. шилл., дивиденды или заработную плату, выплачиваемую партнеру, не принимающему участия в управлении, плюс 50% суммы арендной платы за используемое в хозяйственной деятельности движимое имущество. Среди статей, вычитаемых из прибыли, наиболее важны 3% стоимости недвижимости, принадлежа-щей фирме, часть прибыли товарищества, а также доход от инвестиций, на которые распро-страняются налоговые льготы. Убытки, как и в других случаях, могут быть отнесены на затра-ты в течение семи лет.
Налог на предпринимательскую деятельность, уплачиваемый исходя из величины прибыли компании, составляет в среднем 13%. При этом уплаченная сумма может быть зачтена в каче-стве выплат по подоходному и корпоративному налогу.
Налог на предпринимательскую деятельность рассчитывается на основе декларации, заполняе-мой налогоплательщиком. Налогоплательщик обязан вносить авансовые платежи. Их размер зависит от величины налога, уплаченного в предшествующем году. Авансовые платежи вно-сятся ежеквартально: 10 марта, 10 июня, 10 сентября и 10 декабря в размере 1/4 годовой сум-мы.
При уплате налога на фонд заработной платы учитывается вся заработная плата, выплачивае-мая в каждом календарном месяце всем наемным работникам компании. Ставки налога на фонд заработной платы устанавливаются муниципальными органами власти по месту распо-ложения компании. Однако они не могут превышать 2% налогооблагаемой базы.
Лица, несущие неограниченную налоговую ответственность, платят налог на все свое имуще-ство, вне зависимости от его местонахождения, с ограниченной — только на собственность, находящуюся в Австрии. При этом налог на имущество взимается как с юридических, так и физических лиц. Товарищество как таковое не подлежит обложению данным налогом. Его участники, как уже говорилось, должны уплачивать налог сами исходя из своей доли собст-венности.
Для расчета стоимости налогооблагаемой собственности налогоплательщики должны раз в три года предоставлять налоговым органам декларации. Юридические лица в дополнение к этому предъявляют финансовую отчетность, из которой можно определить стоимость активов ком-пании. Все активы оцениваются в соответствии с Законом об оценке. Стоимость активов, при-надлежащих промышленному или коммерческому предприятию, устанавливается по их теку-щей (рыночной) цене, ценных бумаг — по их рыночной стоимости или исходя из специальной налоговой оценки; недвижимого имущества — по стоимости, рассчитываемой налоговыми ор-ганами, которая, как правило, значительно ниже рыночной. При определении стоимости имущества для налогообложения в соответствии с требованиями Закона о корпоративном налоге в расчет не берутся инвестиции в австрийские компании, осуществляемые другими компаниями, а также некоторые виды зарубежных капиталовложений.
Ставка налога на имущество равна 1%, и базой для него служит 90% оценочной стоимости имущества.
Супружеские пары, несущие неограниченную налоговую ответственность, постоянно живущие вместе, их несовершеннолетние дети, проживающие с ними, облагаются налогом как одно ли-цо. Налогооблагаемое имущество включает в себя имущество всех лиц, подлежащих совмест-ному налогообложению. Из его стоимости вычитается стоимость некоторых видов имущества, перечисленных в Законе об оценке (в том числе банковские депозиты, ценные бумаги), а также необлагаемый минимум в размере 150000 австр. шилл. на человека, налоговые льготы предоставляются каждому члену семьи.
Налогооблагаемое имущество плательщика с ограниченной налоговой ответственностью включает в себя недвижимость и другие активы, находящиеся на австрийской территории. В этом случае налогооблагаемый минимум и совместное семейное налогообложение не приме-няются.
Компании с неограниченной налоговой ответственностью облагаются налогом на имущество исходя из общей суммы активов. Открытые акционерные общества платят налог с суммы вы-ше 1 000 000 австр. шилл., закрытые — с 500 000 шилл. Другие налоговые льготы не преду-смотрены. Налог не может быть отнесен на издержки производства, но он засчитывается при расчете величины корпоративного налога.
Размер годового налога на имущество определяется один раз в три года. Уплачивается же он ежеквартально в виде авансовых платежей — 10 марта, 10 июня, 10 сентября и 10 декабря. При этом авансовые платежи не корректируются только в том случае, если стоимость имущества не изменилась сверх установленных пределов.
Работодатель обязан ежемесячно отчислять 4,5% от совокупной величины заработной платы наемных работников в фонд семейных налоговых кредитов — основной источник налоговых льгот семьям- Предприятия, находящиеся в г. Вене, должны платить налог за метро для наня-тых ими работников. Этот налог составляет 10 австр. шилл. на каждого работника за каждую проработанную им неделю. Собирают его районные власти г. Вены.
В дополнение к 20% налогу, о котором уже упоминалось, частные лица-нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность по подоходному налогу с дохода от предпринима-тельской деятельности в Австрии. Налог уплачивается ими по тем же ставкам, что и австрий-скими резидентами. Иностранные корпорации несут ограниченную налоговую ответствен-ность по корпоративному налогу на прибыль, получаемую ими на территории Австрии, ставка налога едина ~ 30%. Акционеры австрийских корпораций, не являющиеся резидентами страны, получают свои дивиденды после вычета налога по ставке 25%. Никаких других налогов в Ав-стрии не существует,
Налог на доход от капитала, удержанный в Австрии, в случае наличия соглашений о двойном налогообложении, как правило, может быть полностью или частично зачтен при уплате нало-гов за границей. Кроме положений, касающихся устранения двойного налогообложения дохо-да, некоторые из соглашений содержат правила, касающиеся налогов на имущество, предпри-нимательскую деятельность, недвижимость и наследство.
Налогом на добавленную стоимость облагается реализация товаров и услуг, а также собствен-ное потребление налогоплательщика и импорт. Под собственным потреблением понимается любая бесплатная передача товаров, НДС взимается на всех стадиях реализации товара, при этом во всех товаросопроводительных и бухгалтерских документах чистая цена и налог указы-ваются раздельно, что позволяет отдельно учитывать НДС полученный и НДС уплаченный, внося в бюджет лишь разницу, соответствующую вновь созданной стоимости. Таким образом, налог на добавленную стоимость становится налогом с оборота только для конечного потреби-теля, который не может списать его на себестоимость.
В Австрии имеются три основных ставки НДС. Стандартная ставка составляет 20%. Ставка в 10% применяется при сдаче внаем недвижимости, за исключением гаражей и паркингов, при некоторых сделках в сфере культуры, науки, при реализации продуктов питания. Ставка в 32% действует при продаже транспортных средств. Некоторые сделки освобождены от налога на добавленную стоимость, например, финансовые операции, экспортные сделки и сделки по продаже земли.
Расчетным периодом для определения величины НДС служит календарный год. Предвари-тельные налоговые декларации, как правило, должны быть представлены в срок 1 месяц плюс 10 дней по окончании каждого месяца. Авансовые платежи необходимо вносить одновременно с заполнением декларации. Так, 10 апреля должна быть произведена уплата за февраль. Если аванс внесен вовремя и полностью, предварительную налоговую декларацию можно и не за-полнять.
Действует ряд льгот по налогообложению НДС. Например, группа компаний, организованная в холдинг (когда одна компания полностью подчинена другой и интегрирована с ней финансо-во, производственно и организационно), может быть зарегистрирована как единый субъект на-логообложения. Оборот внутри такой группы налогом не облагается. Контролирующая компа-ния не должна быть обязательно австрийской. В этом случае дочерняя фирма может и не под-лежать обложению НДС в Австрии-
Существуют и другие налоги и сборы. Эквивалентный налог взимается в размерах, соответст-вующих величине налога на наследство, и уплачивается юридическими лицами — субъектами обложения налогом на имущество. Объектом налогообложения при неограниченной налоговой ответственности выступает общая стоимость имущества, при ограниченной — стоимость имущества, находящегося в Австрии. Доля собственности австрийских корпораций, коммерче-ских кооперативов и сельскохозяйственных ассоциаций, более чем на 10% принадлежащая юридическому лицу с неограниченной налоговой ответственностью, эквивалентным налогом не облагается,
Величина эквивалентного налога — 0,5%, но он взимается лишь с имущества стоимостью вы-ше 150 000 австр. шилл. и определяется одновременно с налогом на имущество. Эквивалентный налог нельзя включать в издержки производства, но можно вычитать из дохода и учиты-вать по статье специальных затрат при расчете корпоративного налога.
Объектом налога на недвижимость является недвижимое имущество, расположенное в Авст-рии. Этот налог рассчитывается на основе оценки австрийских налоговых органов. Ставка налога составляет примерно 0,8% в год; уплачивается он ежеквартально — 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября.
Незастроенные земельные участки (включая участки, используемые в производственных це-лях), имеющие оценочную стоимость более 200 000 австр. шилл., служат объектом обложения земельным налогом. Это ставка — 1% от расчетной стоимости земли сверх необлагаемого ми-нимума в 200 000 австр. шилл. Земельный налог также вносится ежеквартально.
Налогом на наследство и дарение облагается передача имущества в случае наступления смер-ти человека или в результате совершения акта дарения. Ставка налога зависит от размера наследства (подарка) и родственных связей между завещателем (дарителем) и наследником (ли-цом, принимающим подарок).
Кроме названных налогов и сборов в Австрии действуют акцизы (например, на напитки, на нефть), сборы при передаче собственности (например, при покупке автомобилей и мотоциклов), гербовые и нотариальные сборы (так, кредитные договоры и долговые соглашения под-лежат налогообложению по ставкам 0,8% и 1,5% соответственно) и судебные сборы.
Во многих случаях для эффективной организации хозяйственной деятельности необходимо, чтобы частные фирмы или товарищества преобразовывались в акционерные общества или входили в состав таковых. Австрийское законодательство предоставляет таким компаниям оп-ределенные льготы, вплоть до освобождения от различных видов налогов на доход и прибыль, а также освобождение от гербового сбора и налога на добавленную стоимость. Однако все эти налоговые льготы могут иметь ограничения в зависимости от времени совершения структур-ных преобразований.

Вопросы для самопроверки
1. Какая существует дифференциация доходов, подлежащих налогообложению в Австрии?
2. Назовите особенности налогообложения корпораций.
3. Какие действуют вычеты и скидки при налогообложении доходов граждан?
4. Охарактеризуйте особенности использования налога на добавленную стоимость в Австрии.
5. Дайте основные характеристики местных налогов.

Глава 6 ФРАНЦИЯ Французская Республика 
Современные налоги Франции можно подразделить на три крупные группы: подоходные нало-ги, которые уплачиваются с дохода в момент его получения; налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится; налоги на капитал, которыми облагается собственность, то есть овеществленный доход. Налоговая система страны нацелена в основном на обложение потребления, налоги на доходы (прибыль) и собственность весьма умеренны.
Ведущим звеном бюджетной системы Франции выступает налог на добавленную стоимость. Действительно, Франция — родина НДС. Он разработан в этой стране в начале 1950-х годов и действует с 1954 г. Именно во Франции существуют давние богатые традиции теоретического осмысления роли косвенных налогов в финансировании расходов государства.
В современных условиях, когда мы говорим об НДС, речь идет об общем налоге на потребле-ние, который затрагивает все товары и услуги, потребленные или использованные на территории страны. Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от налога на добавленную стоимость освобождены. Лица, совершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатившие НДС, могут воспользоваться правом на возмещение. Что касается импортных операций, то они подлежат налогообложению согласно внутреннему праву.
Налог на добавленную стоимость зависит от характера совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние налогоплательщика- Ставка налога не связана с ценой товара. Объектом налогообложения служит продажная цена товара 1и услуги. Кроме розничной цены сюда включаются сборы и пошлины, без самого НДС. Из общей суммы вычитается размер на-лога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов.
Основная ставка налога — 18,6%. Повышенная ставка (22%) вменяется к некоторым видам из-делий (автомобили, кинофотовары, табачные изделия, парфюмерия, ценные меха). Понижен-ная ставка (5,5%) действует для большинства продовольственных товаров и продукции сель-ского хозяйства, для книг и медикаментов. Такая же пониженная ставка относится к отдель-ным видам услуг: туристические и гостиничные услуги, грузовые пассажирские перевозки, зрелищные мероприятия, обеды для работников предприятий.
По рассматриваемому налогу существуют значительные льготы. Так, статьей 25 финансового законодательства 1991 г. установлено, что предприятия могут быть освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость в том случае, если за предыдущий финансовый год их обо-рот не превысил 70 тыс. франков. В этом случае они пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за отчетным. Кроме того, от НДС освобождаются:
• деятельность государственных учреждений, связанная с выполнением административных, социальных, воспитательных, культурных и спортивных функций;
• сельскохозяйственное производство;
• некоторые свободные профессии: частная преподавательская деятельность, частнопракти-кующие врачи, люди, занимающиеся духовным творчеством.
Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), кото-рые также представляют собой Налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.
Среди дополнительно облагаемых товаров в первую очередь следует назвать алкогольные на-питки, табачные изделия, спички, зажигалки, изделия из драгоценных металлов, сахар и кондитерские изделия, пиво и минеральные воды, некоторые виды автомобильного транспорта, летательные аппараты. Косвенными налогами дополнительно к НДС облагается также элек-троэнергия (налог в пользу местных органов управления), телевизионная реклама. В некото-рых районах, например, туристических или расположенных возле природных источников, ме-стные органы власти вводят туристический сбор.
К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основная цель та-моженных пошлин — не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также националь-ной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные изделия внутреннего рынка. Как правило, таможенные пошлины взи-маются с цены товара. Но иногда используются специфические критерии: вес, площадь и т.п. Такие виды пошлин применяются к напиткам, табачным изделиям, кинофильмам.
Подоходным налогом облагается чистая прибыль предприятия, которая определяется с учетом сальдо всех его операций. Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности. Общая ставка налога — 34%. В отдельных случаях она может повышаться до 42%. Более низкая ставка налога вводится для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги: от 10 до 24%.
Надо сказать, что основная налоговая ставка эволюционирует в сторону снижения. В 1986 г. она была уменьшена с 50 до 45%, в 1991 — до 42%, затем — 34%.
Здесь сказалось то, что в 1970—1980-е годы распространилась и получила признание бюджет-ная концепция А. Лэффера. А. Лэффер исходил из того, что налоговые поступления представляют собой продукт двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Усиле-ние налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производст-ва. Когда этот предел будет превышен, повышение налоговой ставки будет не увеличивать, а сокращать доходы бюджета (так называемая кривая Лэффера). В связи с этим задачу оживле-ния деловой активности предстоит решать через снижение бремени налогов. Уменьшение ставки налогообложения ускоряет рост производства, что впоследствии компенсирует перво-начальное сокращение налоговых поступлений. Повышение роста производства без инфляции, по Лэфферу, достигается умелым манипулированием налоговыми ставками, налоговыми льго-тами и прогрессивностью налогообложения.
Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то их можно вычесть из облагаемой чис-той прибыли будущих лет, а в некоторых случаях — из чистой прибыли предыдущих лет.
Основой для расчета налога служит годовая прибыль (убыток) предприятий. Каждое предпри-ятие ежегодно составляет детальную декларацию о доходах и представляет ее в налоговое ве-домство до 1 апреля года, следующего за отчетным. До окончательных годовых расчетов предприятие вносит авансовые квартальные платежи.
Важнейшее место в группе подоходных налогов Франции занимает подоходный налог с физи-ческих лиц (удельный вес в государственном бюджете превышает 18%). Налог взимается еже-годно с дохода, декларируемого в начале года по итогам финансового года.
Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение отчетного года. В это понятие входят: заработная плата, вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, доходы от землевладений, доходы от сельскохозяйственной дея-тельности, доходы от промышленной или коммерческой деятельности, доходы некоммерче-ского характера, прибыль от операций с ценными бумагами. Принимаются в расчет также и разовые доходы, получаемые в случае передачи прав собственности. Из базы налогообложения вычитаются определенные законодательством расходы, например, целевые пособия на пита-ние. Некоторые вычеты применяются к определенным социальным группам: пожилым людям, инвалидам и др.
Подоходный налог на физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Не облагаются налогом доходы, не превышающие 18140 франков. Максимальная ставка при-меняется для дохода выше 246770 франков.
С начала 1990-х годов подоходный налог с физических лиц дополнен социальными отчисле-ниями, имеющими налоговый характер. Общее социальное отчисление (установленное Зако-ном о финансах) в 1991 г. составляло 1,1% всех доходов от движимого и недвижимого имуще-ства. Кроме этого имеются социальные отчисления, исчисляемые на базе доходов, полученных в виде процентов по вкладам. Ставка отчислений — 1%. Есть и специальные социальные от-числения.
Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и с прочим имуществом. Так, прибыль от продажи по высокой цене недвижимого имущества включается в доход, подлежащий налогообложению, в году фактической продажи- Но от налога освобождаются доходы от продажи основного жи-лища, а также от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет.
Различная ставка налога действует в зависимости от срока, в течение которого здание находи-лось в собственности у продавца. Максимальная ставка, если этот срок был менее 2 лет. Ставка может сокращаться до нуля в зависимости от срока.
Прибыль, полученная от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционер-ные права, облагается по ставке 16% в том случае, если ежегодный размер доходов от них Превышает определенный предел, пересматривающийся достаточно часто. В начале 1990-х годов налогообложение начиналось с суммы 307,6 тыс. франков,
С прибыли от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, взимается на-лог, если прибыль является следствием сделки на сумму свыше 20 тыс. франков. В этом случае Действуют три ставки налога: 4%, 5%, 7% — для предметов искусства; 7,5% — для сделок с драгоценными металлами.
Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность. Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности. К имуществу относятся здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движи-мое имущество, акции, облигации и т.д. Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от этого налога, в частности имущество для использования в рамках профессио-нальной деятельности, отдельные виды сельскохозяйственного имущества, предметы старины, художественные и коллекционные изделия.
Налог на собственность носит прогрессивный характер (см. табл. 6-1).
Сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.
Таблица 6.1. Шкала налога на собственность

Стоимость имущества, фр.

 

Ставка налога, %

 

до 4260000

от 4260001 до 6920000

от 6920001 до 13740000

от 13740001 до 21320000

от 21320001 до 41280000

  свыше 41280000

 

0

0,5

0,7

0,9

1,2

1.5

 

К группе налогов на собственность можно отнести также регистрационные и гербовые сборы и пошлины. Сюда же входит социальный налог на заработную плату (его уплачивают только ра-ботодатели).
Объектом налогообложения служит фонд заработной платы в денежной и натуральной фор-ме, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессив-ный характер. Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы в сумме 35900 франков, 8,5% — в интервале от 35901 до 71700 франков и 13,6% — для выплат выше этой суммы. ; Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образова-ние по ставке 0,5% от годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель налога — финан-сировать развитие Профессионально-технического образования в стране.
Если на предприятии работает 10 и более человек, то предприниматель обязан участвовать в финансировании долгосрочной профессиональной подготовки занятых у него служащих. .Размер налога равен 1,2% от общей суммы заработной платы. Для предприятий, использую-щих временную рабочую силу, ставка составляет 2%. Дополнительный сбор — 0,3% — дол-жен направляться на профессиональную подготовку молодежи.
Предприниматели, на предприятиях которых занято 10 и более человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать строительство жилья, могут предоставлять займы своим работникам или вносить соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы участия на эти це-ли положено отчислять 0,65% от годового фонда оплаты труда.
Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на собственность, сле-дует отметить налог на автотранспортные средства предприятий и компаний. Его уплачива-ют юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей,
Сюда же относится пошлина, взимаемая с общих расходов финансовых учреждений, таких, как кредитные учреждения и страховые компании.
Значительное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги. Местные органы представляют около 80 тысяч самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, де-партаменты, регионы и т.д.). Местные власти — важные субъекты экономической жизни. Об-щие затраты местных административных органов в начале девяностых годов составляли более 10% валового внутреннего продукта. Для сравнения заметим, что в 1970 г. эта величина нахо-дилась в пределах 7,3%. Общая величина местных бюджетов достигает 60% государственного бюджета страны. Их динамика характеризуется быстрым ростом.
В системе местных налогов следует выделить четыре основных:
• земельный налог на застроенные участки;
• земельный налог на незастроенные участки;
• налог на жилье;
• профессиональный налог.
Ставки этих налогов определяются местными органами власти (генеральными советами, му-ниципальными советами) при формировании бюджета на будущий год. Их величина не может превышать законодательно установленного максимума. Земельный налог на застроенные уча-стки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости: зданий, сооружений, резервуаров, силосных башен, а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка.
От этого налога освобождается государственная собственность; здания, находящиеся за преде-лами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Налог не взима-ется с физических лиц старше 75 лет, а также лиц, получающих специальные пособия из обще-ственных фондов или пособия по инвалидности.
Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку. Кадастровый доход, служащий базисом налога, равен 80% от кадастро-вой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государст-венной собственности. Могут временно быть свободными от налога искусственные лесонаса-ждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.
Налог на жилье платят как собственники жилых домов, так и арендаторы. Малообеспеченные лица могут быть целиком или частично освобождены от данного налога в основном месте проживания.
Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно зани-мающимися профессиональной деятельностью, не вознаграждаемой заработной платой. Для расчета налога определяется сумма двух показателей:
• арендная стоимость недвижимости, которой располагает налогоплательщик для нужд своей профессиональной деятельности;
• некоторый процент заработной платы (обычно 18%), уплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10%).
Сумма умножается на установленную местными органами власти налоговую ставку.
Размер рассчитанного налога не должен превышать 3,5% от произведенной добавленной стои-мости. Это законодательное ограничение.
Помимо четырех основных местные органы управления могут вводить и другие местные нало-ги и сборы, например:
• налог на уборку территорий;
• пошлину на содержание сельскохозяйственной палаты (взимается сверх налога на незастро-енные участки с того же базиса);
• пошлину на содержание торгово-промышленной палаты (вносится теми, кто уплачивает про-фессиональный налог);
• пошлину на содержание палаты ремесел (уплачивается предприятиями, которые обязаны быть включенными в реестр предприятий и ремесел);
• местные сборы на освоение рудников;
• сборы на установку электроосвещения;
• пошлины на используемое оборудование;
• налог на продажу зданий, перечисляемый в бюджеты департаментов;
• пошлины на автотранспортные средства (налагаются на все автотранспортные средства);
• налог за превышение допустимого лимита плотности застройки;
• налог за превышение предела удельной занятости площади;
• налог на озеленение, вносимый в бюджеты департаментов.

Вопросы для самопроверки
1. Какова структура налоговых поступлений в бюджет Франции?
2. Укажите тенденции в изменении ставок налога на прибыль корпораций.
3. Назовите особенности подоходного налога с физических лиц.
4. В чем особенности структуры местных налогов?
5. Что вы можете сказать о налогах на собственность юридических и физических лиц?

Глава 7 ИТАЛИЯ Итальянская Республика 
Государственное строительство Италии имеет многовековые традиции, которые начинаются с Древнего Рима. Первоначально все государство представляло собой лишь г. Рим и прилегаю-щие к нему местности.
В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были ми-нимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства. Главная статья расходов — строительство общественных зданий — обычно покрывалась за счет сдачи в аренду общественных земель.
В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии с доходами.
Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах.
В IV—III вв. до н. э. римское государство разрастается, основываются или завоевываются но-вые города-колонии. Происходят и изменения в налоговой системе. В колониях вводятся ком-мунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.
В случае победоносных войн налоги снимись, а порой государственный налог отменялся со-всем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. 
Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.
Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить нало-ги, что свидетельствовало о их зависимом положении. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государство и общины были обложены раз-лично. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским ле-гионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую просто использовала систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялось лишь направление и использование поступающих средств.
Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых орга-нов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной сте-пени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными яв-лениями стали злоупотребления, коррупция.
Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Юлий Це-зарь (102 или 100 - 44 гг. до н.э.). Прежде всего он отменил откупа по прямым налогам, сохранив их только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно, без того, чтобы значи-тельные суммы шли в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.
Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев, включая вино-градные лозы.
Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (в это понятие помимо крупного рогатого скота включались рабы), ценности.
Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.
В 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства — 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций, Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат. Ближайшие родствен-ники были от него освобождены.
Помимо прямых налогов в Римской империи существовали и косвенные. Наиболее существен-ными из них можно назвать:
налог с оборота или акциз на внутреннее потребление по ставке обычно 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов по ставке 5% от их рыночной стоимости, акциз на соль. (Акциз на соль платили только жители провинций. Граж-дане самого города Рима были от него освобождены.) Августом были введены новые тамо-женные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров. Величина пошлин была дифференцированной, в среднем ставка составляла 5%.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следователь-но, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Кроме решения обычных задач она должна была создать финансовые условия для включения итальянской эко-номики в общий рынок Западной Европы, при этом сохранив и определенную национальную специфику.
Как и во многих развитых странах одним из важнейших источников государственных доходов является подоходный налог с физических лиц. Налог носит прогрессивный характер и учитывает комплексный чистый доход, полученный физическим лицом в течение календарного года. Он складывается из: доходов от земельной собственности, капитала, работы по найму, пред-принимательской деятельности и прочих источников.
Доход от земельной собственности в свою очередь состоит из дохода от земельных участков и от строений. Первый из них происходит или из самого факта владения землей, или от осуществления аграрной деятельности. Второй состоит из дохода от эксплуатации зданий и со-оружений непосредственным владельцем и из дохода, получаемого в результате их сдачи в аренду. 
Размер земельной ренты регулируется кадастровыми реестрами. Размер налогов со строений, находящихся в пользовании непосредственного владельца, устанавливается на основе тарифов. Размер налогов со строений, отданных в аренду, определяется годовой арендной платой, обу-словленной договором аренды. При расчете комплексного чистого дохода для целей налогооб-ложения арендная плата уменьшается на 10% и может снижаться еще на 15%, исходя из по-требностей эксплуатации здания или строения.
Кадастровые оценки пересматриваются 1 раз в 10 лет. Но в интервалах между ними Министер-ство финансов может вносить в действующие нормативы поправочные коэффициенты.
При расчете налога на владение землей учитываются только земли, пригодные для сельскохо-зяйственной деятельности. А при исчислении налога на строения принимаются в расчет городские дома, дачи, но исключаются постройки для содержания скота, хранения сельскохозяй-ственной продукции, вспомогательные постройки производственных и торговых предприятий, например, склады, помещения для охраны.
Доход от капитала включает: проценты по вкладам и текущим банковским счетам, дивиден-ды, аннуитеты, лотерейные выигрыши и т.д. Налог удерживается по единой ставке при выплате денег банковским или иным учреждением, то есть у источника, и не включается в обла-гаемый совокупный доход.
Доход от наемного труда представляет собой помимо заработной платы и входящих в нее компонентов также и пенсии. Лица, не имеющие других источников дохода, кроме заработной платы и пенсии, освобождаются от подачи налоговой декларации.
Доходы от предпринимательства касаются населения, занимающегося индивидуальной дея-тельностью и учитывают чистую прибыль. В случае профессиональной индивидуальной дея-тельности, например, врачебная или адвокатская практика, творческие занятия, из дохода вы-читаются фактические затраты.
Прочие доходы определяются законодательством как любые возможные формы поступлений.
Ставки подоходного налога с физических лиц носят прогрессивный характер. Изменения вно-сятся ежегодно с учетом индекса инфляции.
В 1993 г. доход до 7,2 млн. лир облагался по ставке 10%, от 7,2 млн. лир — 22%, от 14,4 млн. до 30 млн. лир — 27% и так далее до 50%.(В 1980-х годах максимальная ставка подоходного налога доходила до 62%.)
Лица, в чьих семьях имеются иждивенцы или получающие доход менее 5,1 млн. лир, пользу-ются налоговыми льготами.
Подоходный налог исчисляется самим плательщиком путем заполнения декларации о доходах, представляемой в налоговые органы-
Вторым по доходности прямым налогом является подоходный налог с юридических лиц. Налог пропорциональный и уплачивается в бюджет по фиксированной ставке — 36%.
При определении облагаемого дохода заработная плата персонала вычитается из валового до-хода без учета выплат директорам компаний в порядке участия в прибылях- Расходы на науч-ные исследования вычитаются полностью. Убытки можно отнести на прибыль будущего года (при необходимости в течение 5 лет). Не подлежит налогообложению фонд безнадежных дол-гов, куда разрешается перечислять 0,5% выручки от реализации в год, пока размер этого фонда не достигнет 2% выручки. Тогда отчисления снижаются до 0,2%, пока фонд не достигнет 5%, после чего отчисления прекращаются. Фирмы могут создавать также фонд компенсации по-терь по кредитам. Годовые отчисления в него могут быть 0,5% от суммы кредитов, пока не достигнут 5% балансового объема кредитов. Можно также создавать фонд потерь, вызванных колебаниями иностранных валют.
Эти два налога — общегосударственные. Помимо них в Италии действует местный подоход-ный налог, который вносят как физические, так и юридические лица. Ставка налога для всех фиксированная — 16,2%. Для исчисления данного налога не учитываются доходы от работы по найму, от занятий профессиональной индивидуальной деятельностью, а также от собственности на землю и на строения. Налог взимается центральным правительством, но полно-стью перечисляется затем местным бюджетам.
Из косвенных налогов Италии следует в первую очередь выделить налог на добавленную стоимость. С точки зрения налогообложения добавленная стоимость складывается из разни-цы между выручкой, полученной от продажи товаров или реализации услуг, и непосредствен-ной себестоимостью этих товаров и услуг. Иначе можно сказать, что это разница между стои-мостью товаров (имущества), которые поступают на предприятие в качестве сырьевых и вспо-могательных материалов и стоимостью данных товаров при их выпуске в качестве готовой продукции. Налог взимается с предпринимателя в пределах прироста стоимости, полученного товаром при переходах в рамках производственного или коммерческого циклов.
Обычная ставка налога на добавленную стоимость составляет 19%. Но действуют и налоговые ставки со скидкой - 13%, 9% и 4%. Скидка распространяется на продовольственные товары, газеты, журналы.
Экспортные товары, международные услуги и связанные с ними операции налогом на добав-ленную стоимость не облагаются.
Некоторые виды деятельности, осуществляемые на территории Италии, также освобождаются от НДС: операции по страхованию и выдаче кредитов; распространение акций и облигаций; расходы по медицинскому обеспечению, народному образованию; культуре; некоммерческие виды аренды; почтовые услуги; операции, связанные с золотом и иностранной валютой.
Косвенные налоги на потребление (акцизы) применяются к некоторым специфическим видам товаров. К. ним относятся, например, крепкие алкогольные напитки, пиво, спички, бананы, строительные материалы, электроэнергия, нефть и нефтепродукты.
Итак, прямые подоходные налоги на физических и юридических. лиц, включающие налогооб-ложение земли и недвижимости, а также основные косвенные налоги на потребление, обес-печивают главную часть доходов страны. Отметим еще некоторые виды налогов.
Налог на увеличение стоимости недвижимого имущества (введен в середине 1970-х годов). Он применяется по ступеням с прогрессирующей шкалой налогов. Объектом налогообложения служит разница между начальной стоимостью и конечной оценкой недвижимости, находящей-ся в Италии. Речь идет о зданиях, сооружениях, свободных строительных площадках и т.д. Ис-числение налога начинается с момента передачи собственности в руки данного налогопла-тельщика.
Налог на рекламу является муниципальным налогом. Им облагаются рекламные объявления и другие виды рекламы, расположенные в общественных местах и открытые для доступа публики. Ставки налога в различных местностях страны отличаются. Они зависят от финансового состояния муниципалитета, а также дифференцируются в зависимости от видов и целей рекламной деятельности.
Налог на автотранспорт носит двойной характер. Он функционирует как государственный и как местный. Им облагаются все владельцы транспортных средств: юридические и физические лица. Ставка налога дифференцируется в зависимости от объема цилиндра и мощности двига-теля.
Налог на использование общественных площадей устанавливается муниципалитетами в зави-симости от размера, местонахождения и целей использования общественных пространств, принадлежащих мэрии. Для определения ставки налога общественные площади дифференци-руются на классы и категории.
Гербовый сбор уплачивается при получении любых государственных и административных ак-тов, документов и реестров. Способы его взимания различны. Это использование гербовой бумаги или бумаги с водяными знаками, гашение гербовых марок, наложение гербовых печатей, уплата почтовых сборов и платежей. Ставка зависит от характера документа и суммы сделки.
Реестровые или регистрационные сборы устанавливаются реестровыми органами и служат для регистрации, то есть для записи в государственных реестрах определенных актов. К таким актам, являющимся предметом регистрационных сборов, относятся: нотариальные акты отно-сительно передачи права владения недвижимым имуществом, договора об аренде недвижимо-сти, об аренде или передаче в собственность предприятия и т.д. Объект обложения — денеж-ная сумма, упомянутая в регистрируемом документе. Ставка от 0,5 до 8%.
Государственные комиссионные сборы налагаются на определенные виды административных актов. Сюда относится выдача паспортов, выдача водительских удостоверений, выдача разрешений на владение холодильником и др. Сборы уплачиваются как в момент выдачи, так и в случае обновления документов. Для взимания сбора обычно применяются специальные марки.
Местные лицензионные сборы обычно устанавливаются за право сезонной торговли в общест-венных местах, за получение разрешений на торговлю предметами антиквариата и т.д.
Налог на наследства и дарения состоит из двух самостоятельных частей, взыскиваемых одно-временно. Первая часть зависит от стоимости переходящего к новому владельцу имущества. Необлагаемый минимум здесь составляет 120 млн. лир, после него действует прогрессивная шкала с минимальной ставкой 3% и максимальной — 27%. Последняя применяется в том слу-чае, если стоимость имущества превышает 3 млрд. лир. Вторая часть налога зависит от степени родства. От нее освобождены супруги, дети и родители.
Существуют также целевые сборы. Например, школьный налоговый сбор, сбор за использова-ние государственных земельных участков и др.
Способы взимания налогов на доход в Италии можно классифицировать следующим образом:
• прямое перечисление налогов в бюджет;
• удержание налогов при выплате сумм;
• взимание налогов посредством податного списка — налогового реестра.
Первые два метода широко практикуются повсеместно. Остановимся на третьем.
Использование налогового реестра при взимании налогов в Италии имеет место в тех случа-ях, когда налогоплательщик не уплатил налог путем прямого его внесения или посредством удержания при выплате суммы. Тогда налоговые управления обеспечивают платеж путем ре-гистрации в специальном реестре — податном списке. Реестр составляется работниками мест-ных налоговых бюро и затем зарегистрированные в нем сведения сообщаются окружным налоговым управлениям, которые следят за уведомлением налогоплательщиков и последующей уплатой налогов, сначала добровольной. Путем внесения налогов в налоговый реестр взимаются также проценты, дополнительные сборы и денежные штрафы. Если добровольно платеж не поступает, то налогоплательщику направляется уведомление о просроченных платежах, после чего применяются меры по насильственному изъятию налогов и санкций за неуплату. В этих случаях налоговые органы могут наложить арест на имущество налогоплательщика. Имущество, на которое наложен арест, может быть публично продано на аукционе.
Кроме этого, итальянским законодательством введены особые правовые нормы уголовного ха-рактера по преследованию лиц, скрывающих доходы от налогообложения. Правонарушения налогового характера считаются особо тяжелыми в случаях:
• незаполнения декларации при доходах свыше 50 млн. лир;
• отсутствия порядка ведения бухгалтерских записей;
• выписки и использования счетов на фиктивные операции;
• сознательного занижения дохода.
Подобные факты являются основанием для передачи дела в суд.

Вопросы для самопроверки
1. Расскажите историю развития налогообложения в Италии.
2. Охарактеризуйте подоходный налог с граждан как основной источник дохода бюджета.
3. Назовите особенности использования косвенных налогов.
4. Дайте оценку роли муниципальных налогов.

Глава 8 ИСПАНИЯ 
Современная налоговая система сложилась в результате проведения налоговых реформ 1977 и 1984—1985 годов. Преобразования имели цель:
• облегчить для налогоплательщика процедуру уплаты налогов;
• улучшить учет налогоплательщиков путем введения идентификационных номеров для юри-дических и физических лиц;
• установить более тесное сотрудничество с банковскими структурами для усиления контроля за уплатой налогов;
• создать специализированные налоговые управления.
Были введены налоговые этикетки, в которых содержатся основные данные о налогоплатель-щике, его идентификационный номер, виды налогов, которые он обязан платить. Юридическим лицам налоговые этикетки вручаются в момент регистрации, физическим лицам — рассылаются по адресам проживания. Налоговые декларации предоставляются Налогоплательщикам с этими налоговыми этикетками. Их введение позволило исключить дублирование и резко снизить количество ошибок.
Каждому налогоплательщику вручается налоговый вектор — памятка о налогах, которые он должен уплатить в текущем году.
В 1992 г, на базе существовавшего в составе Министерства экономики и финансов налогового управления создано Налоговое агентство (см. схему).
Основная функция Налогового агентства — планировать деятельность налоговых органов и проводить общегосударственные мероприятия по контролю за налоговым законодательством, а также осуществлять административное управление и материально-техническое обеспечение региональных, провинциальных и муниципальных налоговых управлений.
Ежегодно налоговое агентство принимает годовой план, который обязателен для всей налого-вой службы. Региональные управления могут вносить в него до 25% своих мероприятий.
Схема. Структура налогового агентства

В 1993 г. смета расходов агентства за год составила 108696 млн. песет; численность — 26253 человек; 61% инспекторов, 39% налоговых агентов; территориальное деление: 17 специализированных (региональных) подразделений, 56 отделений (провинциальных), 92 таможен-ных пункта, 206 административных (муниципальных) подразделений. Налоговые поступ-ления (брутто) составили 12459 млн. песет.
Основная задача налогового агентства — активно расширять систему государственных нало-гов и таможенных платежей и обеспечивать их сбор в соответствии с законами и договорами, заключенными с другими подразделениями, общественными субъектами и государствами — членами Европейского Союза. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы налогоплательщики добровольно выполняли все налоговые обязательства. В связи с этим возникают два основных направления деятельности: во-первых, облегчать налогоплательщикам уплату их налогов; во-вторых, усиливать борьбу с налоговыми преступлениями
Среди прочих целей агентства можно выделить приоритетные (см. также табл. 8.1):
• сокращение косвенного налогового давления — расширение объема информации и помощи налогоплательщику. С помощью метода информатики составлялись отдельные виды налоговых деклараций по просьбам налогоплательщиков, была введена в действие новая форма информационного обслуживания и налоговой помощи по телефону, создана программа помо-щи — база данных которой насчитывает более шести тысяч вопросов и ответов, сокращены сроки принятия решений по обращениям и ходатайствам, наполовину уменьшен период про-движения по инстанциям ходатайств по отсрочкам и рассрочкам;
• укрепление режима объективной оценки модулями. Этот режим предназначен для работы, с мелкими предпринимателями, которые выполняют серию процедур, сокращая свои формаль-ные обязательства и улучшая эффективность налогообложения. Низкий уровень поступающих отказов подтверждает популярность данной формы моделирования налогов;
• проверка и контроль за выполнением налоговых обязательств и усиление борьбы с налого-выми преступлениями. Развивалось два направления: сплошной контроль на базе системы ин-формации и деятельность инспекторов. В сплошном контроле на базе системы информации необходимо выделить такие виды, как проверка годовых деклараций по подоходному налогу, оценочные расчеты НДС и проверка периодичных деклараций предпринимателей. По резуль-татам документальных проверок инспекторами выявлена скрытая задолженность по налогам на сумму 403663 млн. песет;
• эффективность взыскания налогов в исполнительном порядке. Налоговое агентство взыски-вает задолженности, которые не были выполнены добровольно, и принимает меры, чтобы не допускать их;
• сфера таможни и специальных налогов. Исчезновение налоговых границ между странами — членами ЕС и образование общего внутреннего рынка привело к замене одних функций сферы таможни и специальных налогов и появлению других. Это повлекло необходимость укрепить внешнюю границу и усилить борьбу с мошенничеством.


















Таблица 8.1. Основные результаты деятельности Налогового агентства в 1993 г., млн. песет
Направление деятельности 1992 г. 1993 г. %
1 2 3 4
Помошь плательщикамколичество деклараций по подоходному налогу, составленных программой РАDRЕ;телефонная информация: количествозвонков по телефону 902;программа INFORMА: количествоконсультаций на основе базы данныхУкрепление режима объективной оценки модулямипрограмма РАDRЕ-Моdulos: выполненные декларации по рассроченным платежам и НДС;отказы плательщиков секторов, включен-ных в модулиКонтроль за выполнением налоговыхобязательствсплошной контрольпараллельная выверка подоходного налога:количествосуммапроверки предпринимателей:количествосумма 1428228——183297%—3373331186339270127965 196890197669566521315729%—4726632281235063013957 38——618—4092-11-50

Продолжение
1 2 3 4
Документальные проверкипоступления по сокрытым задолженностям по налогамЭффективность исполнительных сборовобщие поступления: задолженность Налогового агентства задолженность прочих субъектовСфера таможни и специальных налоговсумма долгов, раскрытых инспекторамиколичество актов, составленных S.V.А.за контрабанду, преступления и др.нарушения 3565501302306774 4036639960282229173731352267568 13412

В составе Налогового агентства созданы подразделения по борьбе с налоговым мошенничест-вом. С января 1995 г. они действуют на национальном и региональном уровнях.
Все налогоплательщики разделены на 4 группы, которые контролируются налоговыми управ-лениями.
Государственное налоговое агентство проверяет крупных налогоплательщиков (банки, автоза-воды) по специальному перечню. Региональные управления контролируют налогоплательщиков на территории данного региона, годовой оборот которых или суммарный акционерный ка-питал свыше 1 млрд. песет, а также конкретные предприятия по специальному перечни. Провинциальные управления занимаются всеми остальными налогоплательщиками. Кроме того, действуют специальные подразделения для налогообложения мелких предприятий.
В структуре Налогового агентства создан обширный банк данных о налогоплательщиках. Ин-формация собирается, как правило, за 6 лет (срок исковой давности в Испании 5 лет). В этом банке данных в Информационном департаменте сосредоточивается информация о выплате и получении зарплаты, данные о деятельности лиц свободной профессии, о недвижимости и операциях с ней, о финансовых операциях (акции, проценты К т- д.), купле-продаже за рубе-жом, валютных операциях, поступлениях от туризма, сведения об учредителях акционерных обществ, в том числе физических лицах, результаты проверок за предыдущие 6 лет, а также сведения, поступающие от третьих лиц, сведения о долгах. Для получения информации этим департаментом рамок секретности не существует. Для обращения за информацией в этот де-партамент необходимо обоснование. Предавать огласке лиц, обратившихся за информацией, запрещено. Существуют также региональные банки данных, но с меньшим объемом информа-ции-
Налоговая система Испании состоит из трех уровней: государственного, регионального и ме-стного (муниципального).
Государственный бюджет формируется на основе нескольких источников.
Прямые налоги составляют 47,2% поступлений в государственную казну, в том числе: подо-ходный налог — 38%, налог с компаний — 8%, налог на имущество физических лиц (решается вопрос о передаче его на региональный уровень, кроме нерезидентов).
Косвенные налоги дают 40,3% поступлений в государственную казну, в том числе: НДС — 25%, специальные налоги (акцизы с винно-водочных изделий и табака, отдельные виды транс-порта и т. д.), таможенные пошлины.
Играют роль и другие доходы, в том числе пени за просрочку платежей.
Крупными считаются плательщики, доход которых составляет более 1 млрд. песет. Налогопла-тельщики, экспорт которых превышает 20 млн. песет, входят в государственный реестр экспортеров. Их списки имеются в каждом налоговом управлении,
Региональные органы власти при введении налогов ограничены законами (например, они име-ют право увеличить на 15% ставки налогов с физических лиц).
Налоги на недвижимость, на экономическую деятельность, транспортный, на землю, на строе-ния, на проведение строительных работ, налог на осуществление административной деятельности устанавливаются муниципалитетами. Местные органы определяют и специальные налоги на различные общественные работы, реконструкцию.
В Испании около 13 млн. человек платят подоходный налог. Закон о подоходном налоге принят 6 июня 1991 г. и действует с поправками, внесенными в него в 1992 г. В налогооблагаемую ба-зу включаются:
• заработная плата, пенсии, пособия по безработице, натуральные доходы;
• доходы от капитала;
• доходы от предпринимательской и профессиональной деятельности;
• прирост имущества.
И не включаются:
• пособия по болезни, выходные пособия;
• выигрыши и премии (государственные и региональные);
• лотереи, организованные Красным Крестом;
• государственные стипендии.
Из налогооблагаемой базы исключаются отчисления на социальное страхование, профсоюзные взносы, но не более 5% от налогооблагаемой базы и не более 250 тыс. песет в абсолютной сумме. Также вычитаются расходы в размере 20 тыс. песет в год на каждого ребенка и ижди-венца старше 65 лет, если они проживают в семье налогоплательщика.
Кроме того, налогооблагаемая база уменьшается на величину взносов на благотворительные цели и в фонды инвалидов, размер вложений в предпринимательскую деятельность, на 15% расходов на лекарства, если есть оправдательные документы.
Чистый доход от использования движимого и недвижимого капитала (участие в прибылях, ди-виденды, проценты, рента, доходы от сдачи в аренду) определяется в трех режимах:
• прямая оценка (доход минус расход) — наиболее распространенная;
• оценка по коэффициентам. Чистый доход определяется исходя из общего дохода, за вычетом 'сумм, определенных по законодательно установленным коэффициентам расходов. При этом общий объем оборота не должен превышать 5 млн. песет при наличии не более 12 наемных ра-бочих. Необходимо также согласие налогоплательщика на этот вид оценки;
• оценка по индексам и модулям. Оценка производится исходя из числа наемных рабочих, ко-личества потребляемой электроэнергии, количества и мощности автотранспорта, количества посадочных мест и т. д. Объем не должен превышать уровня, установленного государством. Необходимо согласие налогоплательщика на применение данного вида оценки.
Увеличение стоимости имущества налогоплательщика учитывается как разница между стои-мостью приобретенного и реализованного имущества. Принимается во внимание период, в те-чение которого происходит изменение стоимости.
Исключаются доходы от имущества, если оно не было использовано в профессиональной дея-тельности физических лиц, При наличии документа, подтверждающего право собственника.
Налогообложению подлежат резиденты (пребывание свыше 183 дней), а также нерезиденты, имеющие экономические интересы в Испании по всем доходам.
Нерезиденты облагаются у источника выплаты по ставке 25%. Подаются два вида деклараций: индивидуальные и семейные.
Закон, введенный в действие в 1978 г., предусматривал подачу только семейных деклараций. В 1989 г. Конституционный суд внес поправку — обложению подлежит индивидуум, а не группа индивидуумов. С этого периода предоставлено право выбора, , какую декларацию подавать: индивидуальную или семейную. Декларация подается до 20 июня следующего года. Оплата может быть произведена в 2 этапа: первоначально 60% налога, а остальные 40% — до 5 ноября (может быть предоставлена отсрочка при определенных условиях до 5 лет). Ставка налога при доходах свыше 9550 тыс. песет по индивидуальной декларации и при доходах 11 млн. песет — по семейной.
Налог на добавленную стоимость введен с 1986 г, в связи с вхождением Испании в Европей-ское Экономическое Сообщество (ныне ЕС). В 1987 г. — юридически оформлен. В 1993 г- в Закон о налоге на добавленную стоимость внесены изменения. 
НДС облагается внутренний оборот. Объект обложения — вся предпринимательская и профес-сиональная деятельность юридических и физических лиц.
В 1995 г. ставки составляли 4%, 7%, 16%. Они изменяются ежегодно в зависимости от эконо-мической конъюнктуры. НДС при экспорте возвращается, с акциза — не берется. Ставка 4% охватывает продукцию первой необходимости (хлеб, зерно, молоко, яйца, фрукты, овощи, кни-ги, газеты, лекарства, муниципальное жилье, машины для инвалидов и т. д.); 7% — продукты питания, кроме 1-й группы, домашние животные (для питания), жилье для малоимущих, неко-торые услуги (гостиничные, транспортные), переводческие, театр, цирки, кино, музеи, выстав-ки, спортивные мероприятия и т, д.; 16% — все остальное.
Освобождаются от НДС. образование, экспорт, медицинские услуги в больницах, финансо-вые и банковские операции, страховое дело, некоторые операции с недвижимостью (аренда жилья, например). Если товар или услуги приобретаются без НДС, то и продаются без НДС (т.н. техническое освобождение от НДС).
Проверяются все счета по приобретению для зачета (должны подтверждаться бухгалтерскими документами). НДС выделяется на платежных документах. При зачете более 5 млн. песет осу-ществляется документальная проверка.
Декларации по НДС предоставляются ежеквартально в течение следующего за кварталом ме-сяца. За нарушение сроков — штраф 50 тыс. песет. Если задержка 3 месяца — 10% от величины налога; до б месяцев — 50%, свыше 6 месяцев — 100%. При изменении величины налога в большую сторону, при подаче исправленной декларации, санкции те же.
Оплата производится 1 раз в квартал — до 20 числа месяца, следующего за кварталом.
Возврат НДС производится по последней годовой декларации в течение 6 месяцев. Все споры рассматривает сначала налоговый суд (носит административный характер), затем — обычный.
Наиболее распространенные типы мошенничества с НДС:
• фальшивые счета — отсутствие реального факта купли-продажи;
• скрытые продажи (наличный расчет);
• техническое сокрытие;
• фальсификация бухгалтерских документов.
Предусмотрены уголовная ответственность — максимум 6 лет, а также 600% штрафных санк-ций,
При взимании налога на корпорации в налогооблагаемую базу включают: прибыль от реализа-ции товаров (услуг), прирост (уменьшение) имущества.
Средняя ставка налога — 35%, кооперативы облагаются по ставке 26%. Существует двойное обложение дивидендов.
Предоставляется скидка на инвестиции: в основной капитал — 5%, в кинопромышленность — 25%, 10% — в культуру, образование, профессиональную подготовку, за создание рабочих мест (1 рабочее место — 15 тыс. песет).
Декларации подаются к 1 июля года, следующего за отчетным.
Испанией заключено 52 соглашения об устранении двойного налогообложения.
Новые налоги устанавливаются только на государственном уровне. Региональные власти обла-дают правом регулировать налоги, изменять размеры ставки, вводить новые местные налоги.
Налоги, поступающие в местный бюджет:
• налог на недвижимость (земельные участки и строения в пределах муниципального округа). Оценка имущества осуществляется Кадастровым управлением, ставки дифференцированные. Кадастровое управление — это государственная структура, которая занимается переписью, оценкой и переоценкой имущества. Ставки регулирует муниципалитет;
• налог с экономической деятельности. Ранее требовалась специальная лицензия, где давалась характеристика разрешенной деятельности, и была установлена ежегодная плата за лицензию. Было необходимо вести объемную документацию. Для упрощения был введен специальный расчетный модуль. Оплата осталась ежегодной, но вести бухгалтерию для составления отчетов не надо. Объектом обложения выступают юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Размер налога зависит от: конкретного вида деятель-ности; муниципального коэффициента муниципального ситуационного индекса (то есть мест нахождения предприятия);
• налог на возрастающую стоимость земельных участков. Применяется в случае передачи зе-мельного участка другому владельцу. Налогооблагаемой базой служит изменение кадастровой стоимости земельного участка за период от приобретения до продажи другому владельцу;
• налог на механические автотранспортные средства. Объект - обладание данным средством. Ставка зависит от типа и мощности средства;
• налог на предоставление услуг, которые не носят индивидуальный характер. Например, на вывоз мусора, строительство зданий общественной значимости. Обложение производится на основе каталога, который ежегодно издается министерством;
• специальные налоги. С их помощью компенсируется стоимость услуг, носящих индивиду-альный характер. Например, стоимость работ по асфальтированию тротуара делится на жите-лей близлежащих домов;
• сборы и контрибуции. Устанавливаются муниципалитетом как компенсация за услуги, в ре-зультате которых налогоплательщик получает дополнительные доходы. Списки этих сборов и контрибуции публикуются ежегодно.
Испания состоит из семнадцати региональных структур и двух территорий с особым статусом- В определении налоговых прав они подразделяются на три группы:
• страны Басков и Наварра обладают самыми широкими правами в вопросах налогообложения. Они имеют право самостоятельно устанавливать различные виды налогов, которые должны поступать не только в региональный, но и в местный бюджет;
• группа регионов (в том числе Каталония), имеющая право регулировать ставки налогов;
• без каких-либо прав.
Закон, регламентирующий деятельность по налогообложению, принят в 1983 г.
В качестве примера рассмотрим поступления в региональный бюджет Каталонии.
1. Налог на имущество, переходящее по наследству и дарению. Налог взимается как с резиден-тов, так и с нерезидентов, если имущество находится в Испании. Налогом облагаются:
• имущество, передаваемое по наследству или путем дарения;
• страховые суммы, полученные наследником.
Налогооблагаемой базой служит стоимость имущества и страховые суммы, из которых произ-водятся вычеты, предусмотренные законом.
Если прямой наследник старше 21 года, из налогооблагаемой базы вычитаются 2470 тыс. пе-сет. Если прямой наследник моложе 21 года, то дополнительно вычитаются по 617 тыс. песет за каждый год, недостающий до 21 года (но общая сумма вычетов не должна превышать 7408 тыс. песет).
Наследники 2-й и 3-й степени имеют право на уменьшение налогооблагаемой суммы на 1235 тыс. песет. Наследникам более отдаленной степени родства вычеты не производятся. Если наследник является инвалидом, то он имеет право на уменьшение налогооблагаемой суммы на 7408 тыс. песет.
Ставки налога — от 7,65 до 34%.
2. Налог на передачу имущества и имущественных прав. Плательщиками данного налога яв-ляются юридические лица. Объект налогообложения — аренда и залог недвижимого имущества, сделки по купле-продаже имущества, подтвержденные нотариально оформленными до-кументами. Передача движимого имущества облагается по ставке 4%, недвижимого — 6%.
3. Налог на страхование жизни, Налогооблагаемая база — сумма страхования. Налог платится ежегодно по ставке 0,2%. Если налогооблагаемая база превышает 17 млн. песет, то ставка со-ставляет 0,5%.
4. Налог на имущество физических лиц.
До 1920-х годов это был чрезвычайный налог. Налогооблагаемой базой служит стоимость имущества, из которой вычитается величина уценки. Не подлежат налогообложению культурные и исторические ценности.
Иностранные физические лица также декларируют свое имущество, если находятся в Испании более 183 дней.
Необлагаемый минимум — 25875 тыс. песет. Свыше этой суммы ставка налога — 0,2%. Если стоимость имущества превышает 1656 тыс. песет, налоговая ставка — 2,5%.
5. Налоги на игорный бизнес.
Налогообложению подлежат следующие виды игорного бизнеса:
казино;
бинго (типа лото), аттракционы, луна-парк и др.;
игровые автоматы.
В налоговой системе Испании предусмотрены следующие виды деклараций:
декларация для добровольного декларирования;
информативная декларация (сообщается о долге);
декларация по результатам.
Декларации подаются ежемесячно, ежеквартально, раз в год (о Видах деятельности). Ежеме-сячно (до 20 числа) декларации представляются крупными налогоплательщиками, а также по акцизным сборам. Большинство налогоплательщиков подают декларации ежеквартально — до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Годовые декларации предостав-ляют физические лица (до 20 июня). В 1995 г. срок подачи деклараций по (Подоходному нало-гу продлен до 30 июня. По желанию налогоплательщика налог платится по частям — 60% и 40% до конца года. 
Декларации физических лиц об имущественном положении, а также о деятельности компаний подаются до 25 января. Возможна отсрочка на 6 месяцев, а затем еще на 20 дней.
• Сроки для специальных деклараций — апрель, октябрь, декабрь (платеж — 20%). Деклара-ции бывают позитивные (дополнительная оплата налога) и негативные (возврат). Возврат На-лога производится в течение 10 дней,
Информативные декларации — это декларации по доходам свыше 0,5 млн. песет, а также по капитальным вложениям и выплате зарплаты.
Налоговая система и структура налоговых органов Испании вызывает определенный практиче-ский интерес. Прежде всего что касается контроля за налогообложением доходов нерезидентов у источника выплаты. До 1992 г. банк не принимал перевод процентов, дивидендов и других выплат в пользу иностранных юридических лиц без отметки налогового органа. В 1992 г. этот Порядок был отменен, но введены штрафные санкции за неудержание налога от 50 до 300%. В Российской Федерации подобный механизм полностью отсутствует и нет абсолютно никакой ответственности источника выплаты за удержание налога.
Важное значение для налогообложения России имеет пример единого государственного плана документальных проверок, в котором предусмотрена периодичность и даты проверок. Ранее в Испании это решалось только на региональном уровне. Ныне за регионами осталось право са-мостоятельно определять до 25% общего числа проверок, предусмотренных в государственном плане. В условиях рыночной экономики и неравномерного развития, когда одни предприятия и отрасли находятся в фазе подъема, другие — депрессии, это позволяет оперативно сосредото-чивать всю контрольную работу в первую очередь на тех отраслях, которые приносят большую массу налогов и где предвидится большая отдача от этих проверок.
Интересен опыт кадровой работы. Персонал налоговой службы делится на инспекторов и на-логовых агентов. Налоговый агент должен иметь среднее специальное образование. Он выпол-няет менее квалифицированную работу, например, специальные задания по проверке какого-то факта, сбору информации, заполняет специальные бланки для получения сведения у налого-плательщика. Ведет техническую, курьерскую работу, работу по заданиям инспектора.
Специальный налоговый суд рассматривает все споры по налоговым вопросам. Нельзя, минуя налоговый суд, обращаться сразу в гражданский суд.
Налоговым инспекторам предоставлено право при вынесении решений по результатам доку-ментальной проверки снижать штрафные санкции с налогоплательщика до 50 пунктов за сотрудничество.
Расчет налога по "модулю" применим при контроле за многочисленными палатками и киоска-ми. Налог берется заранее по специальной шкале и нет необходимости контролировать объе-мы.

Вопросы для самопроверки
1. Какие вы знаете налоговые реформы в Испании в 1984-1985 годах?
2. Что такое налоговое агентство?
3. Из каких уровней состоит налоговая система Испании?
4. Что включается в налогооблагаемую базу подоходного налога с граждан?
5. Назовите особенности применения НДС.
6. Какова структура региональных налогов?

Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран