Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:46, реферат
Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике веде-ния народного хозяйства.
Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодатель-но закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике веде-ния народного хозяйства.
Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодатель-но закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фис-кальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий.
Однако любая налоговая система должна отвечать общим требованиям:
равенство и справедливость — распределение налогового бремени должно быть равным; каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства. Есть два подхода к реализации этого принципа. Первый — основан на принципе выгоды нало-гоплательщиков- Согласно ему уплачиваемые налоги соответствуют выгодам, которые нало-гоплательщик получает от услуг государства. Таким образом, справедливость налогообложения увязана со структурой расходов бюджета. Второй подход основан на так назы-ваемом принципе "способности платить". При этом подходе система налогов не привязывается к структуре расходов бюджета. Но в этом случае каждый налогоплательщик должен внести свою долю в зависимости от своей платежеспособности. На практике налоговые системы с развитой рыночной экономикой стран содержат элементы обоих подходов;
эффективность налогообложения — реализация этого требования состоит в следующем:
налоги не должны оказывать влияния па принятие экономических решений, или, в крайнем случае, оно должно быть минимальным;
налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны, налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятой налогоплательщиками и принята большей частью общества;
административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законода-тельства должны быть минимальными.
В России проблема налогов также одна из наиболее сложных и противоречивых в практике проводимых реформ. Пожалуй, в стране нет сегодня другого аспекта экономики, который подвергался бы столь серьезной критике и был бы предметом таких жарких дискуссии-Уже более 5 лет действует в российской экономике налоговая система, введенная в действие с начала 1992 г. Это позволяет, опираясь на практику, сделать определенные выводы о ее эффективно-сти и ответить на возникающие при этом неизбежные вопросы. Соответствует ли эта система условиям переходного периода к рыночным отношениям. Учитывает ли она реальную эконо-мическую ситуацию, в которой проводятся рыночные преобразования. Выполняет ли она за-данные ей функции. Положительно ответить на эти вопросы можно только с известной долей оптимизма. Анализ чисто фискальной стороны действия налоговой системы подтверждает лишь положение о переносе тяжести налогового бремени и источников формирования бюдже-та в условиях действия свободных цен на косвенные налоги. которыми облагаются средства, расходуемые на потребление. Но опять же надо быть большим оптимистом, чтобы даже с точ-ки зрения чистого фиска говорить об идеальности действующей налоговой системы: ведь она не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах на финансирование даже первоочередных программ, связанных со структурной перестройкой производства и конверси-ей военной промышленности. Не хватает финансовых ресурсов и для обеспечения полной социальной зашиты населения в условиях перехода к рынку. В то же время весьма и весьма спорно утверждение, что действующая налоговая система не препятствует развитию предпри-нимательства, что налоговое бремя не очень велико и не приводит к чрезмерному изъятию средств государством. И поэтому важно изучение опыта зарубежных стран, направленного на оптимизацию видов и ставок налогов, количества и качества налоговых льгот, совершенство-вание налогооблагаемой базы.
Мировой опыт говорит, что изъятие у налогоплательщика до 30--40% его дохода — вот тот порог, за пределами которого начинается процесс сокращения сбережений и тем самым — и инвестиций в экономику.
Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что забирается более 40—50% доходов налогоплательщика, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. Нынешний уровень изъятия средств у российского налогоплательщика, исправно платящего установленные налоги, находится, к сожалению, за пределами той границы, за которой начинает падать интерес к производству.
При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране не-обходимо учитывать особенности российской налоговой системы, обязывающие сопоставить не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок, важнейших видов на-логов, а распределение налогов между категориями плательщиков, о также специфику фор-мирования налогооблагаемой базы.
К сожалению, сегодня налицо явно неравномерное распределение налогов между отдельны-ми группами налогоплательщиков. Что имеется в виду? В принципе, налоговая система построена так, что перед нею все равны. Не существует какой-либо "дискриминации" налогопла-тельщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Однако весь упор работы налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, тогда как отдельные их группы уходят от уплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании- Поэтому одни налогоплательщики несут непомерную налоговую на-грузку, а другие — или минимальную, или вообще не платят налогов.
Говоря о налоговом бремени в России, зачастую сравнивают величину ставок основных ви-дов налогов с установленными ставками аналогичных налогов в западных странах. Действительно, ставки НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц в России нахо-дятся на уровне ставок, действующих во многих странах с развитой рыночной экономикой, а иногда и ниже уровня отдельных стран- Но к сожалению, такое сопоставление не может дать ясной картины истинного положения дел, поскольку указанные ставки налогов применяются к разной налогооблагаемой базе, которая в России более широкая и вследствие чего существен-но большая и величина уплачиваемых налогов.
Следует, например, вспомнить, что при расчете налога на прибыль в нашей стране не полно-стью вычитаются из доходов расходы, связанные с производством и реализацией продукции. Это относится, в частности, к расходам на рекламу, на подготовку кадров, на страхование и т.д. Поэтому важно изучить опыт зарубежных стран применительно к обоснованному опреде-лению налогооблагаемой базы, а также налоговому администрированию.
Налоговая система России, скопированная в основном с западных моделей, несмотря на по-пытки привязать ее к реалиям экономической жизни, получилась довольно громоздкой и сложной. Между тем общеизвестно, что важнейшие принципы построения налоговой системы — простота и доходчивость, не допускающая произвольных толкований; приемлемость для большинства членов общества.
Одна из основных бед российской налоговой системы заключается в том, что наряду с зако-нами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения, нормативные письма... Это прежде всего затрудняет работу самих налого-вых служб. Нарекания по поводу слишком частых изменений налогового законодательства (примерно один раз в полгода), в принципе справедливы. Но без этих поправок вряд ли можно обойтись. Высокий динамизм процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны, их непредсказуемость, необходимость быстрого реагирования со стороны государства — все эти причины требуют, конечно, постоянного реформирования налоговой системы. Другое де-ло, что не все "новшества" оправданны.
Узким местом существующих налоговых отношений являются недостаточные четкость и ясность положения нормативных документов. На повестке дня — принятие четких правил вве-дения изменений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. Необходи-мо законодательно закрепить, что введение новых или отмена действующих налогов, а также изменение правил их взимания осуществляются одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и иные нормативные акты по налогам и сборам.
В готовящихся проектах поправок в налоговые законы предусмотрено: решение о введении новых налогов и сборов вступает в силу не ранее следующего календарного года, а изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы. Предусматрива-ется также, что официальное толкование налоговых норм осуществляется исключительно ор-ганом, их принявшим. Немаловажное значение имеет устранение порочной практики издания многочисленных разъяснений, писем и телеграмм.
Налоговая система — важнейший элемент рыночных отношений, и от нее во многом зави-сит успех экономических преобразований в стране. В нашем обществе, к сожалению, усилиями и органов власти, и экономической науки, и практики за долгие годы создано негативное от-ношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области должно приниматься с учетом возможных социальных и политических последствий. Огромный практический и теоретиче-ский опыт экономически развитых стран в этой области может быть использован лишь относи-тельно, с учетом экономических, социальных и политических условий развития России.
Сложность проведения налоговой реформы связана и с тем, что российская экономика сего-дня не базируется на рыночных отношениях, а находится в переходном периоде со всеми его противоречиями. Отсюда невозможность обеспечить стабильность налоговой системы в сего-дняшних условиях. Как и при формировании общественных экономических отношений, в налоговой сфере приходится идти методом проб и ошибок. При этом следует постоянно пом-нить, что шараханья из стороны в сторону более опасны, чем консервативное отношение к уже созданному.
Выдвигаемые предложения и новые мысли в области налогов касаются, как правило, от-дельных элементов налоговой системы: размеров ставок, льгот и привилегий, объектов обло-жения, замены или усиления одних видов налогов другими. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешнему этапу перехода к рыночным отноше-ниям, пока практически нет. И это, видимо, не случайно.
В современных условиях, очевидно, не может стоять вопрос о коренной ломке действующей налоговой системы, так как любые попытки перекроить ее, пусть даже в интересах товаропроизводителя, как это нередко предлагается, могут подорвать веру в стабильность финансовой и, в частности, налоговой политики. Эффективность новых преобразований может проявиться не очень скоро, и не всегда она бывает такой, какая планировалась. А товаропроизводитель при этом потеряет веру в государство.
Нереально сегодня и существенное усиление или ослабление налогового пресса. Рост нало-гового давления может привести только к дальнейшему свертыванию производства, или уходу его в теневую экономику, следовательно, к падению поступлений налогов. Ослабление же на-логовой нагрузки невозможно до тех пор, пока не будет решена проблема улучшения собирае-мости налогов. Сейчас важнее в пределах сегодняшних сумм налогов, собираемых в государ-ственную казну, усилить их стимулирующую роль, ослабить те элементы, которые "душат" товаропроизводителя, снижают его заинтересованность в росте инвестиций и расширении ма-териального производства.
Эффективность налоговой реформы сегодня в решающей степени зависит от способности государства ликвидировать спад производства, осуществить серьезные преобразования для ук-репления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, обеспечить реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы не предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта. Ведь воспользо-ваться ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для созда-ния широкой сети так называемых малых предприятий.
Только одними налоговыми методами, без решения проблемы процентных ставок за кредит, без осуществления государственных мер поддержки инвестиций не заставишь товаропроизводителей решиться на инвестиции. Действительно, почти все годы экономических реформ неоднократно расширялись налоговые льготы по средствам, направленным на инвестиции, В настоящее время вся прибыль, использованная предприятием на производственное строительство, освобождена от налогов. Но это не дало сколько-нибудь заметного роста инвестиций.
Финансовые возможности государства по уменьшению налогового бремени сегодня также весьма ограничены, поскольку, во-первых, основную долю доходов бюджета составляют именно налоги с предприятий и заменить сегодня их нечем, а, во-вторых, как показал опыт бюджетною планирования в условиях перевода экономики на рыночные рельсы, у государства в современных условиях нет реальных путей сокращать бюджетные расходы. Успех всей эко-номической реформы зависит в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации. Однако сказанное вовсе не означает, что налоговая система России не должна реформировать-ся. Но делать это необходимо с учетом осуществления других мер по расширению и углубле-нию экономической реформы. Важным шагом в этом направлении является принятие нового Налогового кодекса Российской Федерации. Он должен стать всеобъемлющим документом, регламентирующим взаимоотношения государства и налогоплательщиков. Его принятие по-зволит более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Кодекс призван устранить многие недостатки существую-щей налоговой системы. Можно сказать, что налоговые отношения в России выйдут на качест-венно иной уровень развития.
Между тем, в условиях принятия Налогового кодекса РФ для успешного проведения налого-вой реформы, формирования цивилизованной налоговой системы необходим тщательный ана-лиз налогов зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, исследование их воздействия на товаропроизводителей и потребителей, изучение тенденций изменения. Эту цель и пресле-дует данная работа. Авторы не стремятся к формальному унифицированию материала. Главная цель — показать исторически сложившуюся национальную специфику налогообложения в ка-ждой рассматриваемой стране.
Глава 1 СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ США
Бенджамин Франклин (1706—1790) — один из авторов Декларации независимости США — произнес такую историческую фразу: в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и нало-гов.
Прошло более двухсот лет. Налоговая система США совершенствовалась, принимала все более разветвленный характер. В современном виде она отвечает задачам не просто фискаль-ным — обеспечивать доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Налоги служат инструментом развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики американского го-сударства. Основная роль в финансовой системе США принадлежит бюджетному механизму федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и рас-ходов.
Следует учитывать, что при весьма развитых рыночных отношениях, свободе предпринима-тельства в США государственное регулирование уже стало неотъемлемой составной частью хозяйственного механизма. Основным инструментом государственного регулирования служит налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство.
В регулирование экономики помимо федеральных властей активно вовлекаются местные ор-ганы управления. Они обладают значительными собственными источниками финансовых ре-сурсов (в первую очередь местные налоги). Причем в последние 15—20 лет в США наблюда-ется рост объема финансов местных органов управления, увеличение их удельного веса в об-щем фонде средств, мобилизуемых через финансовую систему, Одновременно п;1 местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов власти становятся основным источником денежных ресурсов. Так, в государственном финансировании социального обеспе-чения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата их удельный вес составляет от 70 до 90%; в охране окружающей природной среды, в сохранении природных ресурсов, в гражданском и жилищном строительстве — ок. 40%.
К ресурсам местных органов управления в США относятся финансы штатов, муниципалите-тов, тауншипов (поселков в сельской местности), школьных и специальных дистриктов (окру-гов). Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, а также специальные фонды, финансы предприятий, принадлежащих местным органам управления. В стране суще-ствует более 83 тысяч местных органов управления, располагающих собственной финансовой базой.
Во второй половине 1990-х годов в США был проведен опрос мэров 400 крупнейших горо-дов. Среди наиважнейших проблем ок. 90% мэров выделили экономическое развитие и обеспечение безопасности граждан. При этом каждый четвертый мэр поставил проблему увеличе-ния занятости на первое место по значению и важности, а 70% назвали ее в качестве одной из трех первоочередных задач. Опрос позволил выделить примерную систему приоритетов:
• рост доходной базы городов (укрепление налоговой базы);
• сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;
• достижение сбалансированного качественного роста экономики;
• развитие индустриальной и коммерческой базы;
• уничтожение трущоб и развалин;
• помощь беднейшим районам.
Таким образом, и в США проблема доходов и развития налоговой базы стоит на первом мес-те.
При помощи сугубо экономических регуляторов (налогообложение, кредитование, инвести-рование) федеральное государство побуждает принимать те варианты хозяйственной деятель-ности, которые в наибольшей мере удовлетворят общественным потребностям.
Кроме выполнения фискальной функции система налогов и сборов служит инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, на-оборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности на-циональных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протек-ционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги соз-дают основную часть доходов государственного и местных бюджетов. давая возможность фи-нансового воздействия на экономику через расходную часть.
Налоговая политика США рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее влияние налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования пред-принимательской деятельности.
В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом за счет косвенных налогов и поимущественного нало-гообложения.
В структуре доходов федерального бюджета США (1994г.) наибольший удельный вес (около 40%) занимает подоходный налог на физических лиц, весомую роль играет часть отчислений на социальное страхование (примерно третья — 10%). Налог на доходы корпораций занимает третье место, остальная часть поступлений приходится на акцизные сборы, заемные средства, налог на имущество, государственные пошлины.
Итак, самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Налог взима-ется по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый налогом минимум доходов и пять налоговых ставок. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год.
Исчисляется налог следующим образом. Для определения совокупного валового дохода сум-мируются все полученные доходы:
заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачи-ваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше оп-ределенной суммы, доход от ценных бумаг и др. Доход от продажи имущества и ценных бумаг либо облагается специальным налогом, либо учитывается в составе личного дохода.
Из совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его получени-ем. К ним относятся расходы на приобретение и содержание капитальных активов: земельный участок, здание, оборудование, текущие производственные расходы и т.д. Эти затраты учиты-ваются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика.
Из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы, прежде всего необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы), проценты по личным долгам и по ипотечному долгу в залог недвижимо-сти. Путем таких вычетов образуется налогооблагаемый доход.
Необлагаемый минимум доходов — величина переменная, имеющая тенденцию к увеличе-нию. В 1990-х годах он составлял 4 тыс. долл. Ставки подоходного налога, действовавшего в 1996 г., приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Ставки подоходного налога
Налогооблагаемый доход, долл. Налоговые ставки, %
Супруже-ская пара (со-вместные до-ходы) Супруже-ская пари (раздельные доходы) Одинокий глава семьи. Глава домохозяйства Одинокий человек
0-4010040100-96900 96900-147700 147700-263750 свыше 263750 0-20500 20500-43450 48450-73850 73850-131875 свыше 131875 0-3215032150-83050 83050-134500 134500-263750 свыше 263750 0-24000 24000-58150 58150-121300 121300-263750 свыше 263750 15 28 31 36 39,6
До 1986 г. в стране действовали 14 ставок подоходного налога, величина которых нарастала от 11 до 50%. В ходе налоговой реформы 1990-х годов шкала ставок была упрощена: макси-мальная ставка существенно снижена, необлагаемый минимум увеличен. Наряду с этим уменьшилось количество налоговых льгот.
Отчисления на социальное страхование — вторая по величине статья доходов федерального бюджета —- вносятся как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европей-ских стран (в том числе от России), где основную часть данного взноса платит работодатель, в США взнос делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета, В 1995— 1996 годах общая ставка составляла 15,3% от фонда заработной платы, причем работо-датель и трудящиеся вносили по 7,65%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а толь-ко первые 62,7 тыс. долл. в 1996 г. (в расчете на каждого занятого). Отчисления имеют строго целевое назначение. Как следует из приведенных данных налицо тенденция повышения ста-вок.
Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах, бюджета. Его основная ставка в 1996г. составляла 34%. Вносится он по следующей схеме — корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25% — за следующие 25 тыс. долл. и 34% — на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в переделах от 100 до 335 тыс. долл. ус-тановлен дополнительный сбор в размере 5%, Такое ступенчатое налогообложение имеет чрез-вычайно важное значение для средних и малых предприятий.
Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно ста-бильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — 11,5%, федеральном округе Колумбия (адм. центр — г. Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%.
Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот, из чистого дохода вычита-ются местные налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних компаний, 70—80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом мест-ных корпораций, доходы по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотвори-тельные фонды. Применяются налоговые льготы в рамках системы ускоренного возмещения стоимости основного капитала (амортизации), льгота на инвестиции, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Действуют налоговые скидки, • стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется "налоговый кредит" в размере 50% стоимости оборудования, использующего солнечную энер-гию или энергию ветра в ходе производственного процесса.
Для поддержки отраслей добывающей промышленности используется налоговая скидка на истощение недр, которая позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих в этих отраслях. Скидка не должна уменьшать величины налога более чем на 50%. Не включается в доходы удорожание стоимости активов, если оно не реализуется путем продажи. Действуют и другие многочисленные налоговые льготы.
В особых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль. Например, такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В начале 1980-х годов введен налог на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост прибыли нефтяных компаний от снятия контроля за внутренними ценами на нефть. Базой налогообложения служила разница между фактической ценой нефти и ее базовой ценой.
Налоги на сверхприбыль составляют часть антимонопольного механизма регулирования экономики США. Рыночный механизм, основанный на свободе предпринимательской деятель-ности, регулирует распределение ресурсов и обеспечивает установление цен на уровне, отра-жающем затраты на производство товаров, с учетом средней нормы прибыли. Как это проис-ходит? В условиях конкуренции на рынке компании не могут устанавливать произвольные це-ны на свои товары и услуги. Они должны учитывать цены, назначаемые другими фирмами и предприятиями, предлагающими аналогичную продукцию или услуги. Рынок дает потребителю возможность выбора, и это его главное свойство. В ходе ^конкурентной борьбы цены начинают снижаться до уровня, приближающегося к издержкам производства.
Однако следует помнить, что при возникновении монополии рыночный механизм не сраба-тывает, что приводит к обратному неэффективному распределению и использованию ресур-сов).
Монополия возникает при наличии на рынке лишь одного поставщика товара. Монополист владеет рынком полностью. Он может назначать любую цену за свой товар или поставлять его в нужном ему количестве.
Образование монополий может происходить в силу различных причин- Например, жесткая конкуренция вытесняет с рынка все более слабые и менее эффективно работающие фирмы. Этот процесс идет до тех пор, пока не станет доминировать одна компания. Другой путь — по-следовательные слияния и поглощения нескольких крупных компаний в данной отрасли- Мо-нополия может быть создана образованием картеля. Картель создается независимыми компа-ниями соглашением о цене и квотах производимой продукции. Одним из видов мирового кар-теля является организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Наконец, монопольное поло-жение на рынке могут занимать владельцы месторождений редких природных ресурсов.
В некоторых случаях монополия может быть установлена и государством. В отдельных от-раслях конкуренция приведет только к дублированию затрат на дорогостоящее оборудование и
общему снижению эффективности хозяйства. Например, в электроэнергетике, водоснабже-нии городов, телефонной связи, газовой промышленности, железнодорожном транспорте кон-куренция потребовала бы прокладки нескольких сетей кабелей, трубопроводов, железных до-рог и т.д. Но и при государственном разрешении и даже создании монополий необходимо бо-роться с их негативными последствиями.
В США понятие "монополия" применяется к фирме или к группе фирм, обладающих таким влиянием на конкретном рынке, которое позволяет подавлять конкуренцию, регулировать объем и условия поставок и фиксировать цены, нанося ущерб потребителю. При этом абсо-лютный размер хозяйственной единицы не предопределяет ее монопольные позиции в отрасли или на рынке. Фирма, независимо от ее величины, становится монополией, если ей принадле-жит подавляющая часть продаж на конкретном товарном или географическом рынке.
Ограничение негативных последствий деятельности монополий ведется по нескольким на-правлениям. Среди них: прогрессивное налогообложение доходов фирм, налоги на сверхприбы-ли. При этом законы о конкуренции, как правило, не распространяются на инфраструктурные отрасли (транспорт, банковское дело, коммунальные службы — снабжение водой и энергией). Зачастую не затрагивают они и добывающую промышленность — добычу угля. производство стали. В этих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на рынок. Считается, что здесь конкуренция не может способствовать успешному выполнению возложенных на данные отрасли функций. В этих отраслях велик удельный вес государственных предприятий, по-скольку главное для них не прибыль, а удовлетворение потребностей общества,
Налог на доходы от продажи капитальных активов взимается по той же ставке, что и в це-лом с дохода корпорации (максимально 34%). Но если при этой операции вместо дохода обра-зуются убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода.
Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и занимают скромное место в доходах государственного бюджета, Федеральные акцизы установлены на товары — алкоголь-ные и табачные изделия, услуги — на дороги и воздушные перевозки.
За последние годы произошли определенные изменения в структуре налоговых поступле-ний. Например, в 1995 г. подоходный налог составил 594,4 млрд. долл. Он увеличился почти на 20 млрд. долл., или на 17,6%, по сравнению с 1992г. Отчисления на социальное страхование повысились до 483 млрд. долл., или на 17,3%. Налог на доходы корпораций возрос до 157,8 млрд. долл., или на 36%.
Увеличились акцизные сборы на 10 млрд., долл., или на 20%. Высокие темпы роста за три года объясняются тем, что из-за обострения дефицита федерального бюджета были повышены акцизы на ряд товаров, в том числе на пиво, вино, табачные изделия. Введен акциз по ставке 10% на дорогие автомобили, драгоценности, меха, личные самолеты.
Налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, выросли почти на 25% и составили 148 млрд. долл. Имущество стоимостью до 10 тыс. долл. от данного налога освобождено. Более дорогой подарок или наследство облагаются налогом по прогрессивной шкале от 18 до 50%. Самая высокая ставка применяется, если стоимость наследства превышает 2,5 млн. долл., при этом учитывается степень родства.
Пошлины, главным образом таможенные, в 1995 г. превысили 20 млрд., долл. Рост составил 13,8% по отношению к 1992 г.
Общая сумма собственных доходов государственного бюджета США без заемных средств в 1995 г- составляла 1446,9 млрд. долл., что превысило уровень 1992 г. почти на 300 млрд. долл., или на 20.5%, Достаточно весомый прирост в условиях малой инфляции.
Объем расходов федерального бюджета с учетом заемных средств составил в 1995 г. при-мерно 1529 млрд. долл. В структуре расходов наибольший удельный вес занимают затраты на социальное обеспечение — свыше 40%; четвертую часть составляют расходы на военные нуж-ды; остальная часть приходится на выплаты ссуд и процентов по ним, субсидии штатам и го-родам, прочие федеральные расходы.
Каждый штат имеет свою (отдельную от федеральной) налоговую систему. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан. Причем конкретные вопросы обложения решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право на налог с доходов компании в том случае, ес-ли на его территории расположены строения или работают служащие данной компании. Одна-ко последняя может не иметь на территории штата ни строений, ни служащих, но проводить торговлю и получать прибыль (особенно при широком распространении торговли по катало-гам). Актуальным становится вопрос о правомерности налогообложения штатами компаний в этом случае.
Не всегда однозначно решается вопрос и с налогообложением личных доходов. Подоходный налог платят и жители штата, и граждане, получающие доход на территории. Например, люди, работающие (но не живущие) в Нью-Йорке, платят налог с заработанной платы (с остальных доходов платят по месту жительства). Ставки подоходного налога колеблются от 2 до 12%,
Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с бюджетом городов, является налог с продаж — косвенный налог на потребление (схожий с налогом на добавлен-ную стоимость). Обычно им не облагаются продовольственные товары (за исключением рес-торанов). В 1993—1994 финансовом году налог с продаж применялся в 44 (из 50) штатов США. Например. этот налог отсутствует в штатах: Аляска, Дэлавер. Нью-Джерси. В остальных — ставка колеблется от 3 до 8,25 %, поскольку устанавливается правительствами самих шта-тов- Наиболее низкая — в Колорадо и Висконсине (3%), в Алабаме, Луизиане, Мичигане. Джорджии, Южной Дакоте. Айове (4%); наиболее высокая — в Калифорнии (7,25%). Илли-нойсе (8%). Нью-Йорке (и,25%). Налог с продаж может распределяться, например, следующим образом: в штате Иллинойс в бюджет штата — 6%, в бюджет крупных городов, таких, как Чи-каго, Спрингфельд, —1% (направляется на нужды департамента скоростного транспорта — железные дороги). Некоторые штаты, например, Калифорния, взимают налог па деловую ак-тивность. Он включает в себя два элемента: налогообложение общего годового оборота пред-приятия (обычно в пределах от 1 до 2,5%) и налог на фонд заработной платы, который в Калифорнии составляет 1,6%.
Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпорации, налоге с продаж и налоге на деловую активность.
Города США имеют сноп налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Например, в г, Нью-Йорке этот налог обеспечивает 40 % собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тысяч зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается налогом по дифференцированным с1авкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого в наем жилого дома или собственник основных производственных фондов. Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя он. конечно, учитывается при назначении владельцем арендной платы. Лич-ное имущество, используемое для собственного потребления, данным налогом не облагается.
В г. Уинтон (штата Иллинойс) налог на имущество в 1991— 1992 финансовом году был ус-тановлен в 6,75 % (это очень высокий уровень), В облагаемую собственность входили земля и строения. На этом основании база налогообложения равна 1/3 рыночной стоимости. Владелец получал один раз в четыре года письмо с уточненной оценкой его собственности. Налог посту-пал в бюджеты штата, города, школьных и парковых округов, В среднем налог на имущество в США составляет 1,4%.
Из других местных налогов в городе можно выделить: налог на гостиничное обслуживание (5% от платы за гостиницу); налог на коммунальные услуги (3% от платы за телефон, газ, элек-тричество); налог на сделки (при продаже и покупке недвижимости вносятся 2 доллара 50 цен-тов за каждую тысячу долларов).
Местными органами власти лицензируется право продажи продуктов (отдельно молока), спиртных напитков, табачных изделий, владение ресторанами. Выдаются лицензии на право пользования автомобилями, мотоциклами, на право содержания домашних животных. Лицен-зионные сборы входят в систему местных налогов.
Местные налоги в США играют самостоятельную роль, и в отличие от России и ряда евро-пейских стран, служат основой доходной части местных бюджетов- Тем не менее последние без крупных правительственных субсидий не обходятся. Даже столица США г. Вашингтон, имеющий в качестве федеративного округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы лишь на 80%. Остальные затраты возмещаются федеральными субсидиями. В Нью-Йорке субсидии возмещают около трети бюджета города.
Как мы видим, именно субсидии, субвенции и дотации федерального правительства могут активно влиять на социально-экономическое развитие городов.
Напомним, что и система местных налогов во многом устанавливается законодательством государства.
Анализ структуры и ставок местных налогов в США позволяет классифицировать их по че-тырем основным группам.
Первая — это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых — основными являются: поимущественные, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложе-ние весьма разнообразно. Оно представлено как налогом с продаж, так и специфическими ак-цизами.
Вторая группа местных налогов включает в себя надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти надбавки отличаются от местных налогов только формой мобилизации финансовых ресурсов.
Третья группа — это налоги на транспортные средства, на зрелища, на гостиницы, комму-нальные сборы и прочие. Среди налогов на потребление в США можно отметить такие, как на-лог на регистрацию автомашин, налог на парковку автомобиля, акциз на топливо, налог за пользование автострадами. Последний делится между бюджетами штата и городов. Ставки на-лога зависят от вида автомобиля.
Наконец, есть четвертая группа местных налогов. Эти налоги не носят фискального характе-ра, а определяют политику местных органов управления. Сюда входят прежде всего экологические налоги, направленные на защиту окружающей природной среды. В Нью-Йорке есть, на-пример, налог на очистку нефтяных пятен на водоемах. Имеется налог на корпорации, в ре-зультате деятельности которых появляются отходы "риска". Специальным налогом облагаются компании, производящие емкости для жидкостей без их вторичного использования (имеются в виду консервные банки и прочая тара, идущая после использования продукции в отходы).
Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и под-чиненное положение местных налогов. Но в то же время урбанизация приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги повышаются наиболее быстры-ми темпами.
В отличие от государственных налогов местные налоги характеризуются множественно-стью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков.
Нередко возникает вопрос: с чем связана множественность налогообложения, применяемая во всех развитых странах? Дело в том, что множественность налогов обусловлена психологи-ческим фактором, позволяющим сделать общее налоговое бремя менее заметным: охватывая разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накопление. Эффективное функционирование множества налоговых форм предполагает одновременно умеренность об-ложения каждым из налогов и всей их совокупностью.
Поэтому удельный вес налогов в США по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) составляет лишь около 27%, что ниже, чем в большинстве европейских стран.
Вопросы для самопроверки
1. Какова структура федерального бюджета США?
2. Раскройте схему изъятия подоходного налога с граждан.
3. В чем особенности налога на прибыль корпорации.
4. Какова роль местных налогов в финансировании территорий?
5. В чем отличие налога с продаж от налога на добавленную стоимость?
Глава 2. КАНАДА.
Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:
• федеральном (48% государственных доходов);
• провинциальном (42% государственных доходов);
• местном (10% государственных доходов),
Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается. За 1985—1994 годы доля подоходного налога уве-личилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн. канадских долларов). Значительны и поступле-ния от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и нало-гов в фонды социального страхования.
Налоговые источники доходов провинций складываются из:
• подоходного налога с населения;
• налога с продаж;
• налога на прибыли корпораций;
• акцизов;
• налогов в фонды социального страхования;
• налогов на дарения;
• рентных платежей;
• различных регистрационных и лицензионных сборов.
Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги. В по-следнее время все статьи доходов провинциальных бюджетов, за исключением налога на прибыль, имеют устойчивую тенденцию к росту.
Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство.
В стране сложилась четкая система налогового регулирования. Налоговая политика разрабаты-вается отделом бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все проекты выносятся на обсуждение — прежде всего в Палату общин. Сбором налогов занима-ется Министерство национального дохода. Все возникающие споры но вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд.
Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает по-доходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта — налог на прибыль.
Существуют контрольное пенсионное и тарифные управления, решающие вопросы в сфере пенсионного обеспечения и обложения пошлинами.
Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения).
Первым этапом модернизации налоговой системы Канады стала налоговая реформа, начатая в 1987 г. Она коснулась двух основных доходных статей бюджета: подоходного налога и налога на прибыль. В дальнейшем был проведен радикальный пересмотр системы косвенных налогов.
В соответствии с реформой 1987 г. в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, и в каждом регионе — свои местные ставки подоходного налога, (см. табл. 2.1. и табл. 2-2).
Таблица 2.1. Ставки федерального подоходного налога
Доход, тыс. долл. | Максимальная федеральная ставки, % | |
0 -29590
| 17 |
|
29590-59180
| 26
|
|
более 59180
| 29
|
|
Таблица 2.2. Ставки подоходного налога с физических лиц, действующие в регионах
Провинция, территория
| Основная ставка, %
| Основная федерально-провинциальная ставка, %
|
1
| 2
| 3
|
Ньюфаундленд Новая Шотландия о. Принца Эдуарда
| 21,0 19,0 19,0
| 52,3 50,3 50,3
|
Нью-Брансуик
| 20,1
| 51,4
|
Квебек
| 21,6
| 52,9
|
Онтарио
| 21,6
| 52,9
|
Манитоба
| 19,1
| 50,4
|
Саскачеван
| 20,6
| 51,9
|
Альберта
| 14.8
| 46,1
|
Брит. Колумбия
| 22,9
| 54,2
|
Юкон
| 15,3
| 46,6
|
Северо-западные территории
| 13,0
| 44,4
|
В остальных регионах существуют свои особенности применения различных ставок для раз-личных сумм дохода.
Были пересмотрены налоговые льготы, и часть из них отмечена. Многие льготы переведены из налоговых скидок в разряд налогового кредита.
Таким образом, новая налоговая система построена на одинаковом обложении доходов, неза-висимо от их величины и формы вложения капитала, а также на обложении реальных величин доходов (индексация ставок и налоговых кредитов в соответствии с ростом потребительских цен).
Большое значение в системе подоходного налога с населения имеет налог на прирост рыноч-ной стоимости активов. Если ранее только половина этого дохода подпадала под налогооб-ложение, причем реальная ставка совокупного федерально-провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее время облагаемая доля расширилась до 75%, а реальная ставка налога на прирост рыночной стоимости возросла до 30%.
Значимую роль играет налог на прибыль и связанные с ним разнообразные налоговые льготы, которые побуждают компании к рациональному использованию основных и оборотных средств, внедрению НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другим обще-ственно полезным мероприятиям.
Ставка налога на прибыль складывается из федеральной а провинциальной. Общая федераль-ная ставка — 28% (для компаний обрабатывающей промышленности — 23%), Провинциаль-ные ставки налога на прибыль представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3. Ставки налога на прибыль, действующие в регионах
Провинция, территория
| Основная ставка, %
| Основная федерально-провинциальная ставка, %
|
Ньюфаундленд Новая Шотландия о. Принца Эдуарда Нью Брансуик Квебек (в зависимости от вида деятельности) Онтарио Манитоба Саскачеван Альберта Брит. Колумбия Юкон Северозападные территории | 14,0 16,0 15,0 17.0
8,9-16,25 15,5 17,0 17,0 15,5 16,5 15,0 14,0 | 43,12 45,12 44,12 46,12
38,02-45,37 44.62 46,12 46,12 44,62 45,62 44,12 43.12 |