Налоговые расчеты в бухгалтерском деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Как видно из определения, налоговый учет необходим для того, чтобы исчислить налог на прибыль. Но правила, установленные главой 25 Налогового кодекса, таковы, что сделать это на основании одних лишь данных бухгалтерского учета невозможно.
Главная задача налогового учета – сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

Содержание

Организация налогового учета…………………………………………………....3
Соотношение и взаимосвязь бухгалтерского, управленческого и налогового учета……………………………………………………………………………….11
Задача 1.1………………………………………………………………………….24
Налоговая декларация по НДС…………………………………………………..30
Задача 6.1………………………………………………………………………….33
Налоговая декларация по транспортному налогу……………………………...40
Список литературы……………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

К.Р. налоги.doc

— 538.00 Кб (Скачать)

    Согласно  подпункту «г» пункта 12 Положения  по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» (ПБУ 9/99), для целей бухгалтерского учета главным условием признания выручки является переход к покупателям права собственности на продукцию. Это условие выполнено, поэтому бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

    ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

    – 118 000 руб. – отражена выручка от реализации электрических котлов;

    ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

    – 18 000 руб. – начислен НДС.

    Предположим, что «Актив» определяет доходы для  целей налогообложения методом  начисления. Тогда датой получения  выручки считается день, когда право собственности на продукцию перейдет к покупателю (п. 3 ст. 271 НК РФ).

    В данном случае условия признания  выручки в налоговом учете  не отличаются от правил бухгалтерского учета. Поэтому «Актив» для целей  налогообложения может определять выручку по данным бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за I квартал «Актив» учитывает выручку в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000).

    Операции  по реализации электрокотлов фиксируются  в регистре бухгалтерского учета  «Карточка счета 90». «Актив» может использовать его в качестве регистра налогового учета. Соответствующую запись нужно сделать в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

    Ну, а в тех случаях, когда правила  бухучета не стыкуются с налоговым  законодательством, обороты по счетам для целей налогообложения можно корректировать. Для этого придется составить специальный расчет. 
 

    Пример 2

    Изменим условия предыдущего примера. Предположим, что в I квартале ЗАО «Актив» помимо электрических котлов реализовало материалы на 59 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.). Право собственности на материалы перешло к покупателю.

    Доходы  от реализации материалов учитывались  в составе прочих доходов. В I квартале 2009 года бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

    ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1

    – 59 000 руб. – отражена выручка от реализации материалов;

    ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

    – 9000 руб. – начислен НДС;

    ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

    – 118 000 руб. – отражена выручка от реализации электрических котлов;

    ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет В«Расчеты по НДСВ»

    – 18 000 руб. – начислен НДС.

    «Актив» определяет доходы для целей налогообложения  методом начисления. Согласно статье 249 Налогового кодекса продажу материалов нужно учитывать в составе  доходов от реализации.

    Чтобы скорректировать выручку, отраженную в бухучете для целей налогообложения, бухгалтер «Актива» должен составить специальный расчет.

    2. Можно организовать отдельный  налоговый учет, то есть построить  независимую систему налогового  учета, никак не связанную с  бухгалтерским. В этом случае придется разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию нужно будет одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского, так и в регистрах налогового учета.

    Пример 3

    ЗАО «Актив» занимается производством электрических котлов и 17 марта заключило с ООО «Пассив» договор № 12 на их поставку. В этот же день «Актив» отгрузил «Пассиву» электрические котлы на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Право собственности на товары перешло к «Пассиву».

    Согласно  подпункту «г» пункта 12 Положения  по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» (ПБУ 9/99) для целей бухгалтерского учета главным условием признания  выручки является переход к покупателям  права собственности на продукцию. Это условие выполнено, поэтому в бухгалтерском учете 17 марта бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

    ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

    – 118 000 руб. – отражена выручка от реализации электрокотлов;

    ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

    – 18 000 руб. – начислен НДС.

    Предположим, что «Актив» определяет доходы для  целей налогообложения методом  начисления. Тогда датой получения  выручки считается день, когда  право собственности на продукцию  перейдет к покупателю (п. 3 ст. 271 НК РФ).

    Для налогового учета бухгалтер «Актива» может разработать и заполнить специальный регистр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Соотношение и взаимосвязь  бухгалтерского, управленческого  и налогового учета

    С введением в действие Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ (25 глава НК) произошло  законодательное закрепление ведения налогового учета, который может использовать данные финансового учета и (или) дополнять их данными, содержащимися в налоговых регистрах, ведение которых необязательно в соответствии с последней редакцией ст.313 НК РФ (утверждена Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ). Таким образом, финансовый, управленческий и налоговый учет являются взаимосвязанными подсистемами единого бухгалтерского учета.

    Взаимосвязь финансового, управленческого и  налогового учета условно представлена на рисунке 3.

    

    Общей информационной базой для составления  регистров как финансового и  управленческого, так и налогового учета является первичный учетный  документ бухгалтерского учета. В различных видах финансовых, управленческих и налоговых регистров данная информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения финансового, управленческого и налогового учета является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

    По  мере развития рыночных отношений усиливается  разделение функций прежде единой системы  бухгалтерского учета на три подсистемы:

  • бухгалтерский (финансовый) учет;
  • управленческий учет;
  • налоговый учет.

    В бухгалтерском (финансовом) учете формируется информация о доходах и расходах организации, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования и т.д., которая необходима для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Последняя стала иметь открытый характер, и предназначена как для руководства организации, так и для внешних пользователей. Ведение бухгалтерского (финансового) учета для хозяйствующего субъекта обязательно.

    Налоговый учет также охватывает информацию, которая не только используется внутри организации, но и сообщается внешним пользователям для проверки достоверности формирования налоговой базы. Для налогового учета является характерным учет доходов и расходов организации согласно Налоговому кодексу РФ, в связи с чем бухгалтерская прибыль и прибыль для налогообложения будут иметь существенные различия. Отметим также, что финансовое состояние предприятия не характеризуется данными налогового учета, так как его назначение ограничивается определением налоговой базы по тому или иному налогу.

    Управленческий  учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самого хозяйствующего субъекта. Основной составляющей управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет издержек производства и анализ полученной экономии или перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, прогнозными значениями или нормативами.

    Основная  цель управленческого  учета – обеспечение текущей аналитической и прогнозной информацией руководства и менеджеров, ответственных за достижение конкретных экономических показателей. Процесс подготовки такой информации может существенно отличаться от того, что используется в финансовом учете. Вместе с тем результаты, получаемые на основании данных финансового учета, должны соответствовать результатам, получаемым в управленческом учете, хотя и не будут идентичны им.

Табл. 1. Сопоставление бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Сравнимые характеристики Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий учет
Обязательность ведения учета Обязателен. Необходим сбор данных в требуемой  форме и с высокой точностью, согласно действующему законодательству Обязателен. Необходим сбор данных в требуемой  форме и с высокой точностью, согласно действующему законодательству Необязателен. Всецело зависит от представлений руководства хозяйствующего субъекта о расширении (или детализации) границ учета
Цель  ведения учета Отражение всех хозяйственных операций для  внутренних пользователей и составление  финансовых документов для внешних  пользователей Формирование  полной и достоверной информации для внешних пользователей о  хозяйственных операциях с целью  налогообложения  Обеспечение планирования, анализа, собственно управления и контроля. Обеспечение информацией  менеджеров, ответственных за достижение конкретных целей
Пользователи  информации Руководители  предприятия и его подразделений, акционеры, группы других пользователей  Внешние – Госналогслужба, внутренние –  менеджеры, работающие над налоговым  планированием, и аудиторы Должностные лица – руководитель, руководящий состав и менеджеры разного уровня
Методологический  базис Учет  строится на основополагающем балансовом уравнении: Активы = Капитал владельцев организации + + Обязательства Учет  строится на сопоставлении всех доходов  организации и экономически обоснованных расходов Сопоставление доходов и расходов. Используется любая система аналитических  записей 
Основные  правила Нормы и правила, а также организация  бухгалтерского учета установлены  Законом «О бухгалтерском учете», Положениями по бухгалтерскому учету Нормы и правила, установленные НК РФ. На предприятии организуется самостоятельно Любые правила учета в зависимости  от их полезности. На предприятии организуется самостоятельно
Привязка  ко времени Финансовая  история носит «исторический характер», т.е. показывает финансовое состояние на отчетную дату История налогооблагаемой базы носит «исторический  характер», т.е. отражает состояние  на отчетную дату Наравне с информацией «исторического характера» используются планы на будущее, т.е. предусматривается не только анализ, но и прогноз на будущее
Тип информации Финансовые  документы содержат информацию в  стоимостном выражении  Налоговая декларация содержит информацию в стоимостном  выражении  Информация  в стоимостном и в натуральном  выражении
Степень точности информации Требуется точная и своевременная информация о комплексе затрат на производство и реализацию продукции  Требуется точная и своевременная информация о налогах и объектах налогообложения  Допустимо использование приблизительных оценок
Периодичность отчетности Полный  финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальную  отчетность – поквартально Полный  налоговый отчет организация  составляет по итогам года, менее детальную  отчетность – поквартально Аналитические отчеты крупных организаций составляются ежемесячно; отчеты по определенным видам деятельности, отдельным ее фактам могут составляться еженедельно или ежедневно
Сроки представления отчетности Отчетность  представляется через промежутки времени, установленные централизованно Отчетность  представляется через промежутки времени, установленные централизованно  Отчетность  является внутренней и может содержать  как текущую, так и срочную  информацию
Объект  отчетности Организация как единое целое; при необходимости – данные по отдельным сегментам организации Организация как единое целое. Данные в разрезе  разных налоговых ставок Организация как в целом, так и ее подразделения 
Ответственность за правильность ведения учета Организация несет ответственность за достоверность отчетной информации в соответствии с законодательством РФ Организация несет ответственность за достоверность  отчетной информации в соответствии с законодательством РФ Отчеты  не обязательны. Составляются по внутренним нормам и правилам, не предназначены для внешних пользователей
Требования  основных пользователей Внешние пользователи требуют гарантии того, что финансовые отчеты составляются по общепринятым нормам, что позволяет  проводить сопоставления и сравнения  Внешние пользователи требуют достоверности отраженной информации в налоговых декларациях в соответствии с действующим законодательством Выбираются  те правила учета, анализа и прогноза, которые руководители считают наиболее полезными для принятия решений 

    Для уяснения сущности различий между бухгалтерским, налоговым и управленческим учетом следует сопоставить сферы применения этих подсистем, что, и сделано в табл. 1.

    В последние годы в учете происходит замена важнейшего экономического показателя «себестоимость» на показатель «расходы». С 1 января 2002 года с введением в действие главы 25 НК РФ в практику учета вошли новые понятия доходов и расходов, непосредственно связанных с налогообложением. Сравнение правил определения прежде одинаковых элементов бухгалтерского, налогового и управленческого учета представлено в табл. 2. 

Табл. 2. Различия в методологии определения основных показателей хозяйственной деятельности.

Показатели Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий учет
Доходы Определяются  в соответствии с ПБУ 999. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения  обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) Определяются  согласно ст. 249 НКРФ. Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, у ел/г) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущества и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах Доходом признается выручка от реализации конкретных видов продукции или выручка  отдельных стратегических бизнес-единиц в зависимости от выбранного метода управленческого учета 
Расходы Определяются  в соответствии с ПБУ 10/99 и признаются при соблюдении следующих условий:

- расход  производится в соответствии  с конкретным договором, требованием  законодательных и нормативных  актов, обычаями делового оборота;

-сумма  расхода может быть определена;

- имеется  уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении его передачи)

Определяются  согласно ст. 252 НК РФ и признаются таковыми, если они:

- обоснованы, т.е. экономически оправданны;

-произведены  на осуществление деятельности, направленной на получение дохода;

- подтверждены  документами, оформленными в соответствии  с законодательством РФ.

Должна  быть ясна причинно-следственная связь  объекта с относимыми на него затратами (например, транспортно-заготовительные расходы распределяются по подразделениям и объектам калькулирования пропорционально плановой стоимости отпущенных по данным направлениям материалов).
Элементы учета доходов Элементами  учета являются:

- доходы  от обычных видов деятельности

- операционные  доходы;     внереализационные  доходы;

- чрезвычайные  доходы.

Элементами  учета являются: доходы от реализации

-внереализационные  доходы

Доходы  от реализации основной продукции, а  также отдельных видов продукции или прочей деятельности
Элементы учета расходов Элементами  учета являются:

-расходы,  связанные с производством и  реализацией продукции;

-операционные  расходы;

-внереализационные  расходы;

-чрезвычайные  расходы.

Элементами  учета являются: расходы, связанные с производством и реализацией продукции;

-внереализационные  расходы

Расходы по любым актуальным направлениям деятельности
Статьи затрат по элементам Расходы, связанные с производством и  реализацией продукции (прямые и  косвенные):

-материальные затраты;

-оплата труда;

-отчисления на социальные нужды;

-амортизация;

Расходы, связанные с производством и  реализацией продукции:

-прямые материальные затраты;

-оплата  труда основных рабочих;

- суммы  прямых амортизационных отчислений;

-прочие (все косвенные затраты).

 

Информация о работе Налоговые расчеты в бухгалтерском деле