Налоговые проверки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Сегодня компетенции, задачи и полномочия подобных органов стали шире, так закон от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» подчеркивает, что главными задачами налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, а также частично – валютный контроль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….2
1. Налоговый контроль и налоговые проверки доходов физических лиц…………...3
1.1 Налоговый контроль……………………………………………………………….....3
1.2 Понятие налоговых проверок………………………………………………………..5
1.3 Виды налоговых проверок, основные правила их проведения……………………6
2. Камеральная налоговая проверка доходов физических лиц………………………..8
2.1 Понятие, цели, этапы, виды………………………………………………………….8
2.2 Проведение камеральной налоговой проверки……………………………………10
3. Выездная налоговая проверка……………………………………………………….13
3.1. Сущность, цели и поводы для проведения выездных налоговых проверок……..13
3.2 Проведение выездной налоговой проверки………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Курсовая НДФЛ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

     После принятия Налогового кодекса появилась  необходимость в новом документе, устанавливающем единые принципы проведения камеральной налоговой проверки, который бы отвечал всем требованиям Налогового Кодекса. Таким документом стал Регламент проведения камеральных налоговых проверок налоговой отчетности, оформления их результатов, утвержденный 28 января 1999-го года Министерством Российской Федерации по налогам и сборам {8, c. 84].  Необходимо отметить, что Регламент камеральных налоговых проверок не отменил Регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок соблюдения налогового законодательства, а существенно расширил и дополнил уже существующие положения [9, c. 68] 

     При возникновении спорных вопросов, связанных с исчислением сумм налогов, налоговый орган вправе истребовать от налогоплательщика  дополнительные сведения, получить объяснения и необходимые документы. В данном случае срок проведения камеральной проверки исчисляется с момента представления налогоплательщиком указанных документов.

     Толкование  этой нормы позволяет прийти к  выводу о том, что налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления любых документов. 

     Требуемые документы должны подтверждать правомерные  действия налогоплательщика, а не способствовать установлению налоговых правонарушений. Вместе с тем, согласно статье 93 Налогового кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. НК РФ не устанавливает ограничений по составу запрашиваемых документов. Единственное условие - документы должны относиться к тому налоговому периоду, за который представлена текущая налоговая отчетность. 

2.2. ПРОВЕДЕНИЕ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 

     Проведение  камеральной проверки регулируется Приказом МНС России от 21.08.2003 N БГ-4-06/24 дсп "Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов". Имеются и другие нормативные акты по проведению камеральных проверок, в числе которых есть, к примеру, Федеральный Закон №137 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер мер по совершенствованию налогового администрирования» от 27 июля 2006-го года.

     Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа согласно ст. 88 Налогового кодекса в течение трех месяцев. В жизни она обычно завершается в течение 75 календарных дней со дня представления плательщиком декларации. В основном трехмесячный срок проверки сохраняется в том случае, когда руководитель: назначает проведение встречных проверок и иных мероприятий налогового контроля; при проверке крупнейших и основных плательщиков; при выявлении в представленных документах противоречий, на что требуется дополнительное время.

     Несколько другие сроки применяют для проведения проверок обоснованности применения ставки 0% и вычетов по НДС, обоснованности освобождения от уплаты акциза или  его возмещения.

     Отделы  камеральных проверок все больше применяют автоматизированные способы проверки деклараций.

     Основными этапами камеральной проверки являются: проверка полноты представления  плательщиком отчетности; визуальная проверка правильности их оформления - полнота и четкость заполнения всех необходимых реквизитов; проверка своевременности представления налоговой отчетности. Обычно эти проверки проводятся на стадии принятия налоговых деклараций. Затем проверяется правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет; проверка обоснованности ставок налогов и льгот.

     Над камеральной проверкой отчетов  работают три отдела: полнотой представления  и правильностью заполнения реквизитов занимается отдел работы с налогоплательщиками, арифметическим контролем - отдел ввода  налоговой отчетности, а своевременностью сдачи отчетности, обоснованностью применения налоговых ставок и льгот, а также правильностью расчета налоговой базы - непосредственно отдел камеральных проверок.

     Через шесть дней после установленного срока представления деклараций отдел камеральных проверок осуществляет сверку плательщиков, обязанных их сдать и фактически их представивших, затем на основании письменного уведомления вызывает плательщика для дачи пояснений о непредставлении деклараций в установленный срок. По истечении двух недель после установленного срока представления деклараций в течение трех рабочих дней осуществляется повторная сверка, после чего в отношении плательщиков, не представивших декларации, принимается решение о приостановлении их операций по счетам в банке. Это решение направляется банку с одновременным уведомлением плательщика. После представления декларации налоговый орган в течение одного операционного дня принимает решение об отмене приостановления операций по счетам плательщика в банке.

     Главный этап - проверка правильности исчисления налоговой базы, для чего проводится анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода. Проверяется и соответствие показателей бухгалтерской отчетности и деклараций данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников, - об объемах потребления электро- и теплоэнергии, водных, сырьевых и других материальных ресурсов. Сопоставляется также динамика показателей отчетности организаций со средними данными по аналогичным организациям: ежеквартально по крупнейшим и основным плательщикам и ежегодно по всем остальным.

     При необходимости налогоплательщик вызывается для дачи пояснений на основании письменного уведомления, у него потребуются дополнительные сведения, документы, для чего ему направляется требование.

     Бывают  случаи, когда налоговые органы требуют  от бухгалтеров оригинал документа, после чего они пропадают. Если дело доходит до суда, плательщик доказать ничего не может, потому что для этого  нужен только подлинник (ст. 67 ГК РФ и ст. 71 АПК РФ).

     В соответствии со ст. 93 Кодекса инспектор во время проверки имеет право требовать необходимые документы, а плательщик должен в течение пяти дней их представить. Но законодательство не запрещает бухгалтеру отдавать копии.

Эта норма  используется для наложения штрафов по ст. 126 Налогового Кодекса (непредставление документов в срок или отказ это сделать). Пока идут препирательства, пять дней проходит, и налоговый орган расценивает такое поведение плательщика как правонарушение, за которое можно оштрафовать (за каждый не представленный документ - 50 руб., а за отказ в представлении - 5 тыс. руб.).

     Часто инспекторы говорят, что в связи  с непредставлением оригиналов будет  произведена выемка документов. Но выемка проводится в соответствии со ст. 94 Налогового Кодекса на основании мотивированного постановления руководителя инспекции. И только если есть основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, инспектор вправе изъять оригиналы документов.

     Если  выемка неизбежна, желательно сразу же получить от инспекторов заверенные ими копии документов. Кроме того, эти документы должны быть перечислены в протоколе об изъятии, копию которого нужно также иметь.

     Все запросы налогового органа должны быть направлены в сроки, позволяющие  получить ответы на них до окончания срока проведения камеральной проверки.

Если  при камеральной проверке выявлены ошибки в заполнении документов или  противоречия, то об этом не позднее  трех рабочих дней сообщается налогоплательщику  с требованием внести исправления в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

По окончании  камеральной проверки декларация подписывается  на титульном листе должностным  лицом, проводившим проверку, с указанием  даты ее проведения. Если декларация передана по каналам связи и при проверке установлено налоговое правонарушение, то декларация распечатывается и также подписывается. По окончании проверки декларации по налогу на доходы физических лиц - индивидуальных предпринимателей отделом камеральных проверок выписывается налоговое уведомление на уплату авансовых платежей и платежный документ на уплату авансовых платежей.

Если  по результатам проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения, должностным  лицом составляется докладная записка  на имя руководителя налогового органа с предложениями по привлечению к налоговой ответственности, отказу в привлечении к ответственности, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

     Не  позднее двухнедельного срока до окончания срока проведения камеральной проверки докладная записка и материалы проверки передаются в юридический отдел для подготовки проекта решения. Решение же выносится руководителем налогового органа не позднее последнего дня срока, установленного для проведения камеральной проверки. В решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности содержатся обычно предложения по уплате сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, пеней, санкций.

     Принятие  решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля допускается на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа. Для получения разрешения налоговый орган, проводящий проверку, не позднее десяти дней срока до окончания установленного срока проверки направляет в вышестоящий налоговый орган по электронной почте соответствующее письмо.

Отдел камеральных проверок не позднее  следующего рабочего дня за днем вынесения  решения направляет его в отдел  ввода для отражения в РСБ  налогов, пеней и санкций, а копии  данных решений - в отдел урегулирования задолженности. На основании решения налогоплательщику в десятидневный срок направляется требование об уплате сумм налога, пеней, санкций. Это требование и копия решения вручаются налогоплательщику под расписку или же направляются по почте заказным письмом и считаются полученными по истечении шести дней после их отправки.

     При установлении фактов нарушения сроков представления декларации, непредставления  сведений, неисполнения банком решения  о приостановлении операций по счетам плательщика, грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета отдел камеральных проверок составляет протокол об административном правонарушении и вызывает на основании письменного уведомления плательщика для ознакомления с протоколом. Протокол не позднее следующего дня после составления по реестру передается в юридический отдел. 
 
 
 
 
 

3. ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ  ПРОВЕРКА ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ 

      3.1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ПОВОДЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 

     Концепция системы планирования выездных налоговых  проверок утверждена Приказом ФНС РФ от 30 мая 2007 г. №ММ-3–06/333.

     Она показывает, как чиновники должны выявлять подозрительных налогоплательщиков. У таких организаций выездные проверки должны выполняться в первую очередь, требуют авторы Концепции. Остальным обещан «режим наибольшего  благоприятствования». И создание «максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов».

     Подозрительный  признак необязательно влечет за собой выездную проверку. Выявив его, инспектор захочет получить объяснения от руководителя или главного бухгалтера фирмы. От убедительности их аргументов, которые лучше готовить заранее, во многом зависит, будет ли ужесточен контроль или нет. Такова современная практика.

     Недостаточный уровень зарплаты иногда становится поводом для выездной проверки –  указано в Концепции.

     Отобрав подозрительные организации, ревизоры требуют пояснений. Нужные аргументы, как ясно из пункта 4 статьи 88 Налогового кодекса РФ, выбирает налогоплательщик.

     Налогоплательщик  может самостоятельной оценить  риски быть включенным в план выездных проверок по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговые органы включают в план выездных проверок следующих налогоплательщиков: 

1. Налоговая  нагрузка которых ниже среднего  уровня по хозяйствующим субъектам  в конкретной отрасли (виду  экономической деятельности); 

2. Которые отражают в бухгалтерской или налоговой отчетности убытки на протяжении нескольких налоговых периодов (осуществление организацией деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет); 

Информация о работе Налоговые проверки