Налоговые проверки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Сегодня компетенции, задачи и полномочия подобных органов стали шире, так закон от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» подчеркивает, что главными задачами налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, а также частично – валютный контроль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….2
1. Налоговый контроль и налоговые проверки доходов физических лиц…………...3
1.1 Налоговый контроль……………………………………………………………….....3
1.2 Понятие налоговых проверок………………………………………………………..5
1.3 Виды налоговых проверок, основные правила их проведения……………………6
2. Камеральная налоговая проверка доходов физических лиц………………………..8
2.1 Понятие, цели, этапы, виды………………………………………………………….8
2.2 Проведение камеральной налоговой проверки……………………………………10
3. Выездная налоговая проверка……………………………………………………….13
3.1. Сущность, цели и поводы для проведения выездных налоговых проверок……..13
3.2 Проведение выездной налоговой проверки………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Курсовая НДФЛ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

   В целом же налоговые проверки - составная  часть финансовых проверок, в т.ч. проверок процедур государственной  регистрации и учета налогоплательщиков, отчетности и поступлений в бюджеты платежей от налогоплательщиков, проверок объектов, подлежащих налогообложению, и других сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

   Таким образом, налоговые органы обязаны  осуществлять проверки соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами налогового и иного законодательства.

   Проверки  финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, в т.ч. и отдельных  аспектов налоговых взаимоотношений, кроме налоговых органов, имеет право проводить широкий круг как государственных, так и общественных органов и организаций: Министерство внутренних дел, Федеральная служба судебных приставов, Министерство финансов, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Центральный банк России, коммерческие банки, Счетная палата, политические партии, общественные организации, трудовые коллективы и т.д [9, с. 122-123]

   Налоговые проверки - важнейшая и неотъемлемая часть практической деятельности налоговых  органов страны. В ст. 82 Налогового кодекса поясняется, что этот контроль проводится должностными лицами налоговых  органов посредством камеральных  и выездных налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных налоговым законодательством. В жизни же под налоговыми проверками понимается любое официальное посещение сотрудниками налоговых органов территории налогоплательщика, получение запросов, требований и других документов от налоговых органов. 

    1.   ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
 

Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.  

I. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки: 

1). камеральные

2). выездные  

     Камеральная проверка – проверка, проводимая в помещении налогового органа.

     Выездная  налоговая проверка – проверка, проводимая на территории налогоплательщика. 

II. По способу организации: 

1). плановые  проверки

2). внезапные проверки 

     Внезапная налоговая проверка, есть разновидность  выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки). 

III. По объему проверяемых документов: 

1). сплошные

2). выборочные 

     При сплошных проверках, проверяются все  документы за ревизуемый период. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или при уничтожении первичных документов)

     Выборочная  проверка – когда проверяется  часть документов. Может перерасти  в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, присущих всему массиву документации организации. 

IV. По характеру проверяемого материала: 

1). документальные

2). фактические 

     При документальных проверках проверяются  документы.

     Фактические проверки предполагают проверку не только документов, но и изучение фактического состояния изучаемого лица. 

V. По объему проверяемых вопросов: 

1). тематические

2). комплексные 

     Тематические  проверки предполагают проверку документов по определенному кругу вопросов.

     Комплексные – охватывают все направления  деятельности подконтрольного лица в налоговой сфере. 

Общими  правилами проведения налоговых  проверок являются следующие: 

1). налоговые  органы несут ответственность  за проведение у налогоплательщика  документальных проверок не реже одного раза в два года; 

2). налоговой  проверкой должна быть охвачена  вся налоговая база по проверяемому  периоду; 

3). налоговая  проверка обособленных подразделений  организаций может быть проведена  независимо от проведения проверки  самого налогоплательщика; 

4). налоговые  проверки могут проводиться в  любых организациях независимо  от формы собственности, подчиненности  и организационно-правовой форме. 

Основными правилами проведения налоговых  проверок являются: 

1). налоговой  проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки; 

2). запрещается  проведение налоговыми органами  повторных выездных налоговых  проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.  

Из этого  правила есть два исключения: 

a) когда  проверка проводится в связи  с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика 

b) когда  проверка проводится вышестоящим  налоговым органом при проведении  контрольной проверки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 

2.1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЭТАПЫ,  ВИДЫ 

     После введения в силу НК РФ (часть 1) значение камеральных проверок возросло, поскольку налоговые органы потеряли право осуществлять постоянные выездные проверки без ограничения срока их проведения. В таких условиях налоговые органы могут и должны использовать право проводить камеральные проверки в полном объеме.

В Налоговом  Кодексе РФ под камеральной налоговой  проверкой понимается проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и  документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

     Конструкция статьи 88 НК РФ "Камеральная налоговая  проверка" позволяет при проведении камеральных проверок осуществлять те же процессуальные действия, что  и при проведении выездных проверок: вызвать свидетеля, осуществлять осмотр документов и предметов налогоплательщика, истребовать документы, привлечь специалиста.

     Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.  

Основными этапами камеральной проверки являются:  

1). проверка  полноты и своевременности представления  налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;  

2). проверка  своевременности представления  расчетов по налогам в налоговый  орган;  

3). визуальная  проверка правильности оформления  документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);  

4). проверка  правильности составления расчетов  по налогам, включающая в себя  арифметический подсчет итоговых  сумм налогов, подлежащих уплате  в бюджет и проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, а также правильность отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы;  

5). проверка  правильности исчисления налогооблагаемой  базы.  

     Направления, по которым проводится камеральная  проверка, позволяют выделить следующие ее виды:

• формальную проверку;

• арифметическую проверку;

• нормативную проверку;

• непосредственную камеральную проверку.  

     Формальная  проверка включает в себя проверку наличия всех установленных законодательством  форм отчетности и документов (например, документов, подтверждающих предоставление налоговых льгот или подтверждающих экспорт продукции и т.д.). Проверяется также наличие и четкое заполнение всех предусмотренных правовыми актами обязательных реквизитов. Заполнение отчетности должно осуществляться ручкой, фломастером или методами машинной обработки. Не допускаются неоговоренные исправления. В случае отсутствия каких-либо данных в соответствующей строке ставится прочерк или делается ссылка об отсутствии оснований по заполнению определенных строк (форм). В ходе формальной проверки проверяется также наличие подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) и соответствии этих подписей имеющимся образцам. На представляемом втором экземпляре налоговой отчетности ставится отметка налогового органа о дате получения отчетности.

     Арифметическая  проверка дает возможность оценить  правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали.

     Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции, неправильности применения ставок налогов и т.д. При нормативной проверке налоговый инспектор руководствуется нормативной базой о налогах и сборах.

     Непосредственная  камеральная проверка представляет собой логическую проверку корреспонденции  цифровых данных, в соответствии с  которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет.

     Приемы  и методы проведения камеральной  налоговой проверки являются закрытой информацией, которая представляет собой основные способы определения занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы без проведения выездной налоговой проверки. При этом сопоставляется информация, представленная налогоплательщиком (его отчетность), с данными проведенных проверок налогоплательщика и информацией, поступающей (получаемой) из внешних источников.

     До 01.01.99, то есть до введения в действие общей части Налогового кодекса  Российской Федерации нормативная  база для осуществления камеральной налоговой проверки была указана в законе РСФСР от 21.03.91. "О Государственной налоговой службе Российской Федерации", согласно которого налоговые органы имели право проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам, возникающим при проверке, то есть такая формулировка подразумевала под собой проведение камеральной налоговой проверки.

     Кроме вышеуказанного Закона, достаточно долгое время других законодательных нормативных и ведомственных актов, в соответствии с которыми проводились бы камеральные налоговые проверки, не было, поэтому во многих районных налоговых инспекциях проведение камеральной налоговой проверки осуществлялось по временным методическим рекомендациям по различным видам налогов. Данные документы разрабатывались соответствующими инспекторскими отделами региональных инспекций и содержали, в основном, рекомендации об арифметической сверке отдельных показателей представленных расчетов, а также проверки своевременности и правильности оформления расчетов. Такое положение сохранялось до принятия регламента планирования и подготовки выездной налоговой проверки соблюдения налогового законодательства, утвержденного в марте 1997 года Государственной налоговой службой Российской Федерации, в соответствии с положениями которого и стали проводиться камеральные проверки. В положениях регламента впервые достаточно полно нашли свое отражение цели и задачи камеральной налоговой проверки, а также конкретные методические рекомендации по проведению камеральной проверки, а именно, порядок проведения сверки показателей расчетов, анализ отдельных показателей бухгалтерской отчетности и др [10, c.78].

Информация о работе Налоговые проверки