Налоговые правонарушения и ответственность по ним

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Налоги занимают ведущее место в формировании финансовых ресурсов государства. Доля налогов и сборов в структуре доходов федерального бюджета составляет свыше 80%. Возложение на граждан и юридических лиц обязанности платить налоги и сборы стало объективно обоснованной экономическими преобразованиями в российском обществе необходимостью. Требуемые суммы налогов государство должно собирать со всех физических и юридических лиц, объявленных им своими налогоплательщиками.

Работа содержит 1 файл

диплом ксю.doc

— 627.50 Кб (Скачать)

В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может относиться на счёт финансовой, административной или уголовной ответственности. Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.

Налоговая ответственность - применение органами налогового администрирования налоговых санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение, в соответствии с порядком предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

В свою очередь налоговая ответственность включает в себя:

-         ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений, т. е. совершенных лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

-         ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

-         ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Несовпадение налоговой, административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах указывает, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

1.3              Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности

Среди нарушений законодательства о налогах и сборах как вид выделяются административные правонарушения. В качестве таковых следует рассматривать налоговые проступки - посягающие на установленный в области налогов и сборов порядок противоправные, виновные действия либо бездействие физического или юридического лица, за которые законодательством об административных право нарушениях установлена административная ответственность.

Субъектами являются должностные лица организаций-налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов.

Все административно наказуемые нарушения условно можно подразделить на следующие четыре группы:

-         административные правонарушения, связанные с осуществлением денежных расчётов и кассовых операций, содержащие признаки административных правонарушений (ст. 14.5, 15.1 и 15.2 КоАП РФ);

-         административные правонарушения в области налогов и сборов (ст. 15.3-15.9 КоАП РФ);

-         административные правонарушения, связанные с маркировкой подакцизной продукции (ст. 15.12 КоАП РФ);

-         административные правонарушения, заключающиеся в воспрепятствовании деятельности налоговых органов (ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6 КоАП РФ).

Административные правонарушения в области налогов и сборов включают нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счёта в банке или иной кредитной организации; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений и так далее.

В составе рассматриваемых нарушений законодательства о налогах и сборах обособлены административные правонарушения, связанные с маркировкой подакцизной продукции. Наказуемыми признаются выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки. Последнюю группу рассматриваемых нарушений законодательства о налогах и сборах образуют неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор; невыполнение в устано-вленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства; непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; непредставление сведений (информации).

1.4 Налоговое правонарушение с признаками уголовной ответственности

Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления представляют собой наиболее опасную форму противоправного поведения налогообязанных лиц. Подобные посягательства наносят существенный вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмы формирования налоговых доходов бюджета.

Нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления - умышленно совершенное в сфере налогов и сборов опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

В уголовном законодательстве предусмотрено несколько составов налоговых преступлений. Среди них условно можно выделить в обособленные группы:

-         собственно налоговые преступления (ст. 198, 199 УК РФ);

-         преступления против порядка маркировки подакцизной продукции (ст.171, 327 УК РФ);

-         иные преступления против порядка налогообложения (ст. 173 УК РФ).

Налоговые преступления непосредственно посягают на установленный законодательством порядок исчисления и уплаты, а также взыскания налогов и сборов. Уголовно наказуемым являются уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица или с организации; несоблюдение обязанностей налогового агента; а также сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов или сборов.

К преступления против порядка налогообложения так же относится  лжепредпринимательство – создание коммерческой организации без намерения осуществлять какую либо деятельность, имеющее целью освобождение от налогов, причинившее крупный ущерб.

1.5              Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

-         отсутствие события налогового правонарушения;

-         отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

-         совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

-         истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

-         совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

-         совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

-         выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции;

-         иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

 

 

1.6              Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

-         совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

-         совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

-         тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

-         иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (ст. 112 НК РФ).

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

 

2              Глава  Анализ налоговых расчетов на примере ООО «Сигмент»

2.1              Налоговый спектр России

В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. Налоговым кодексом Российской Федерации введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Она регламентируется статьей 12 ч 1 НК РФ. В таблицы 2.1 рассмотрены 3 уровня системы налогов и сборов РФ.

Таблица  2.1 – уровни налогов и сборов в РФ

Уровни системы налогов и сборов

Налоги

Первый уровень - федеральные налоги (действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета)

-налог на добавленную стоимость;

-акцизы;

-налог на доходы физических лиц;

-налог на прибыль организаций;

-налог на добычу полезных ископаемых;

-водный налог;

-сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

-государственная пошлина.

Второй уровень – региональные налоги в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства.

-налог на имущество организаций;

-налог на игорный бизнес;

-транспортный налог.

 

Третий уровень — местные налоги (городов,  районов, поселков) Устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);

 

-земельный налог;

-налог на имущество физических лиц.

 

Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

В НК РФ прописаны ряд принципов налогообложения. Под принципами налогообложения

В НК РФ (ст. 3) отмечаются следующие принципы налогообложения:

-принцип всеобщности и равенства налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

-принцип отсутствия дискриминационного характера налогов налоги не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин);

-принцип экономической определенности налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

-соблюдение единого экономического пространства, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающиет единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

-принцип определенности элементов налогообложения при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

-принцип точности и удобности уплаты налогов акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

-принцип приоритетности налогоплательщика все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В современных условиях в основу системы налогообложения должны быть положены следующие основные принципы:

-принцип стабильности налогового законодательства;

-принцип открытости и доступности информации по налогообложению.

Сущность налогов как экономической категории проявляется в их функциях. Функции налогообложения рассмотрены в таблице 2.2.

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность по ним