Налоговое регулирование экономики Республики беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи данной курсовой работы – осветить современные теоретические взгляды на сущность и виды налогов, соотношение и роль в экономической жизни общества фискальной и регулирующей функций налогов, принципы формирования эффективной налоговой системы, сущность и особенности налоговой политики; рассмотреть теоретические аспекты налогообложения сквозь призму их практического преломления в экономике Республике Беларусь; указать направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, основные пути улучшения мер государственного налогового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 3
1.1. Механизм налогового регулирования. Сущность, виды и функции налогов. Налоговая система и ее функции 3
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. Налоговая ставка как инструмент государственного регулирования 13
1.3. Опыт налогового регулирования зарубежных стран 21
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Kursach.docx

— 145.84 Кб (Скачать)

Налоговая политика должна способствовать начинающимся в республике процессам реструктуризации экономики  путем превращения крупных предприятий  в концерны и холдинги, включающие в состав в качестве самостоятельных  юридических лиц бывшие производственные участки, специализирующиеся на мелкосерийном  производстве деталей и узлов. Небольшие  узкоспециализированные предприятия  более маневренны в рыночных условиях, гибки к восприятию новых технологий, способны управлять оперативными издержками производства и финансовыми результатами, легче включаются в мировые хозяйственные связи по сравнению с индустриальными гигантами. Эффект специализации и кооперации производства доказан многолетним опытом их использования в Японии и других богатых государствах, где они поощряются всем налоговым механизмом.

Переход на рыночную систему  хозяйствования объективно связан с  развитием малого и среднего бизнеса. Поэтому налоговая политика должна стимулировать формирование и расширение данного контингента реальных налогоплательщиков, получающих доходы предпринимательской  деятельности и отдающих часть его на государственные нужды.

Для становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь необходимы соответствующие условия  и государственная поддержка  через льготное налогообложение. Существующая льгота налогу на прибыль для малых  предприятий в виде пониженной на 15% ставки не решает в принципе проблему, так как в остальное них  ложится полный набор налогов, который  равнозначен изъятию 80 и более  процентов прибыли. В такой ситуации для предпринимателей остаются только два варианта поведения: либо уход от налогов через сокрытие доходов, либо прекращение существования.

Неэффективность проводимой налоговой политики выражается не столько в высоком уровне налоговой нагрузки, но и в ориентации на чрезвычайно сложную модель исчисления и уплаты платежей.

Стремление вписать в  налоговую систему Беларуси все  известные мировой экономике  налоги и добавить сборы собственного изобретения обернулись тем, что  полностью усвоить правила взаимоотношений  с бюджетом способно лишь небольшое  число высокообразованных профессионалов. Основная же масса бухгалтеров –  непосредственных исполнителей налоговых  законов - не в состоянии охватить всю массу необходимой информации, отчего недоплаты налогов во многих случаях носят непреднамеренный характер.

На период становления  рыночных отношений и адаптации  к ним предпринимательских структур налоговая система должна быть максимально  проста и легко воспринимаема  налогоплательщиками.

Для малых частных предприятий  вместо двух десятков платежей предпочтительнее и логичнее было бы применение системы  подоходного налогообложения, аналогичной  той, которая распространяется на предпринимателей без образования юридического лица. Упрощение налогов позволило  бы сократить малым предприятиям накладные расходы по ведению  учета и отчетности, облегчило  бы налоговым инспекциям контроль за полнотой перечислений причитающихся  бюджету средств.

В налоговой системе республики заложены определенные стимулы для инвестиций в виде налоговых льгот на развитие производства особенно для совместных и иностранных предприятий. Однако они не повлияли на существенный приток капитала в национальное хозяйство. Предприятия не стремятся использовать свою прибыль развитие производства.

Среди этих источников из-за недостаточности прибыли основную роль должны сыграть амортизационные  отчисления. Амортизационные отчисления являются: во-первых, целевым ресурсом, использование которого обусловлено  задачами воспроизводства основных фондов; во-вторых, стабильным источником капитальных вложений, так как  их размер только косвенно связан с  финансовыми результатами деятельности предприятия.

Налоговая политика также должна быть направлена на наиболее полное решение социальных проблем общества. Государству надлежит позаботиться о выравнивании налогового бремени, лежащего на различных слоях общества. Использование преимущественно косвенных налогов, включенных в цену товаров широкого потребления приводит к экономической дискриминации социально слабых слоёв населения. Тот же результат дают многочисленные налоговые привилегии, которыми пользуются социально сильные группы предпринимателей. Задача состоит в том, чтобы изменить соотношение прямых и косвенных налогов в пользу прямых, а также в максимальном сокращении налоговых льгот. Ее решение должно быть достаточно взвешенным, чтобы не допустить замедления дальнейшего экономического развития. В принципе следует предполагать, что устранение социальной напряженности явится необходимой предпосылкой обеспечения долгосрочного экономического роста.

Следует отметить, что до настоящего времени налоговая политика не приобрела черты комплексности  и целенаправленности. Принимаемые  в этой области решения носят  выборочный характер. Их результаты не моделируются не только на дальнюю, но и на ближайшую перспективы и  потому бывают совершенно противоположны ожидаемым. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Являясь важнейшим рычагом  воздействия на социально-экономические  процессы, налоги в то же время обеспечивают основную массу доходной части государственной  казны. Поэтому задача любого государства  по реформированию системы налогообложения  состоит в выработке подходов гармоничного сочетания фискальной и стимулирующей функций налогов, которые, в свою очередь, ложатся  в основу методики совершенствования  налоговой политики государства.

Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной  стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками  и государством в процессе перераспределения  национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом  косвенного воздействия государства  на экономику, политику, социальную сферу  посредством налогового планирования, налогового законодательства, налоговой  системы.

Формирование механизма  налогового регулирования осуществляется в рамках налоговой политики, проводимой государством. Налоговая политика включает выработку основополагающей налоговой  стратегии на ближнюю, среднюю и  отдаленную перспективы и практики использования налогового механизма  для воздействия на развитие производства в нужном для общества направлении.

Налоговая политика экономически развитых государств базируется на многовековом опыте использования налогов  и на научных выводах, согласно которым  средний уровень изъятия дохода у предприятий не должен превышать 35-38%. Выход за данные пределы означает вторжение налогов в воспроизводственные ресурсы налогоплательщика, что приводит к стагнации производства и разрушению налоговой базы.

Комплекс мер по совершенствованию налоговой политики в Республике Беларусь, по мнению автора, должен включать:

  • проведение детального анализа и оценки действующего налогового механизма, приведение его к уровню международных стандартов;
  • снижение общей налоговой нагрузки;
  • разработка спектра налоговых услуг, направленных на добровольное исполнение налоговых обязательств (консультирование и просвещение налогоплательщиков посредством Call-центров, создание ассоциаций налогоплательщиков, распространение бесплатных буклетов и т.д.);
  • введение чёткой системы налоговых льгот для предприятий в инвестиционно-инновационной сфере (инвестиционный налоговый кредит, налоговый кредит на НИОКР, ускоренные нормы амортизации, льготные условия налогообложения прироста рыночной стоимости активов, скидки на истощение недр и др.);
  • меры налогового характера для стимулирования развития сельского хозяйства (привлечение к работе в сельском хозяйстве, право усреднять доход за пятилетний период в целях защиты работников АПК от колебаний доходов и т.д.);
  • горизонтальное выравнивание доходов;
  • построить доходную часть бюджета государства не только на налогах, но и на неналоговых поступлениях (арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, облигаций, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы);
  • установить приемлемый не облагаемый подоходным налогом минимум, который более тонко учитывает семейное положение налогоплательщика;
  • укрепление финансов местных органов власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Василевская Т.Н., Стасенко  В.А.  Налоги Беларуси: Теория, методика и практика - Мн.: Белпринт, 1999 – 544 с.
  2. Каштанова, Е.Г. Налоговое регулирование: теория и практика / БГУ. – Мн., 1997. – 52 с.
  3. Налоговая политика Республики Беларусь в условиях формирования национальной модели экономики / Киселёв Сергей Антонович. – Минск, 2008. – 21 с.
  4. Налоговая система и её совершенствование в Республике Беларусь / Л.П.Зенькова. – Гомель: ГКИ, 2000. – 31 с.
  5. Налоговая система Республики Беларусь / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. – Мн.: Тонпик, 2002. – 198 с.
  6. Налоговое регулирование в условиях экономической интеграции / В.С. Бард, Т.И. Вуколова, Н.Е. Заяц и др. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 189 с.
  7. Налоговое регулирование как средство макроэкономической стабилизации в Республике Беларусь / Е.О. Титова. – Мн.: ИСПИ, 2001. – 177, [1] с.
  8. Налоговое регулирование экономики / Камышан Владимир Андреевич. – Новосибирск, 2000
  9. Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб. пособие / В. А. Дадалко, Е. Е. Румянцева, Н. Н. Демчук. — Мн.: Армита — Маркетинг, Менеджмент, 2000. — 359 с.
  10. Налоги и налогообложение; Учеб.-метод пособие / С.И.Адаменкова, О.С.Евменчик. - Мн.: ЗАО «Веды», 2004. - 254 с.
  11. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Перов А.В., Толкушкин А.В. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.
  12. Налоги: Учебник / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская и др. - Мн.: БГЭУ, 2000. -368 с.
  13. Новое качество экономического роста: инновации, инвестиции, конкурентоспособность / [научно-редакционный совет: М.В. Мясникович и др.]. – Минск: Право и экономика, 2007. – 767, [1] с.
  1. Шипунов, М.М. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. – Санкт-Петербург, 2007. – 18 с.
  1. Стасенко, В.А. Налоговая политика и создание оптимальной налоговой системы Республики Беларусь. – Мн.: Рекл.-произв. о-во «Парадокс», 1996. – 64 с.
  2. Тур А.Н. Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики в условиях мирового экономического кризиса //  Проблемы управления. – 2009. - №3 (32). – с. 185-187.
  3. Фирисович И.Н. Зарубежный опыт разъяснительной работы // Налоги Беларуси. – 2009. - №41. – с. 88-89.

 

 

 


Информация о работе Налоговое регулирование экономики Республики беларусь