Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:35, курсовая работа
Цели и задачи данной курсовой работы – осветить современные теоретические взгляды на сущность и виды налогов, соотношение и роль в экономической жизни общества фискальной и регулирующей функций налогов, принципы формирования эффективной налоговой системы, сущность и особенности налоговой политики; рассмотреть теоретические аспекты налогообложения сквозь призму их практического преломления в экономике Республике Беларусь; указать направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, основные пути улучшения мер государственного налогового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 3
1.1. Механизм налогового регулирования. Сущность, виды и функции налогов. Налоговая система и ее функции 3
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. Налоговая ставка как инструмент государственного регулирования 13
1.3. Опыт налогового регулирования зарубежных стран 21
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Налоговая политика должна
способствовать начинающимся в республике
процессам реструктуризации экономики
путем превращения крупных
Переход на рыночную систему хозяйствования объективно связан с развитием малого и среднего бизнеса. Поэтому налоговая политика должна стимулировать формирование и расширение данного контингента реальных налогоплательщиков, получающих доходы предпринимательской деятельности и отдающих часть его на государственные нужды.
Для становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь необходимы соответствующие условия и государственная поддержка через льготное налогообложение. Существующая льгота налогу на прибыль для малых предприятий в виде пониженной на 15% ставки не решает в принципе проблему, так как в остальное них ложится полный набор налогов, который равнозначен изъятию 80 и более процентов прибыли. В такой ситуации для предпринимателей остаются только два варианта поведения: либо уход от налогов через сокрытие доходов, либо прекращение существования.
Неэффективность проводимой налоговой политики выражается не столько в высоком уровне налоговой нагрузки, но и в ориентации на чрезвычайно сложную модель исчисления и уплаты платежей.
Стремление вписать в
налоговую систему Беларуси все
известные мировой экономике
налоги и добавить сборы собственного
изобретения обернулись тем, что
полностью усвоить правила
На период становления
рыночных отношений и адаптации
к ним предпринимательских
Для малых частных предприятий вместо двух десятков платежей предпочтительнее и логичнее было бы применение системы подоходного налогообложения, аналогичной той, которая распространяется на предпринимателей без образования юридического лица. Упрощение налогов позволило бы сократить малым предприятиям накладные расходы по ведению учета и отчетности, облегчило бы налоговым инспекциям контроль за полнотой перечислений причитающихся бюджету средств.
В налоговой системе республики заложены определенные стимулы для инвестиций в виде налоговых льгот на развитие производства особенно для совместных и иностранных предприятий. Однако они не повлияли на существенный приток капитала в национальное хозяйство. Предприятия не стремятся использовать свою прибыль развитие производства.
Среди этих источников из-за
недостаточности прибыли
Налоговая политика также должна быть направлена на наиболее полное решение социальных проблем общества. Государству надлежит позаботиться о выравнивании налогового бремени, лежащего на различных слоях общества. Использование преимущественно косвенных налогов, включенных в цену товаров широкого потребления приводит к экономической дискриминации социально слабых слоёв населения. Тот же результат дают многочисленные налоговые привилегии, которыми пользуются социально сильные группы предпринимателей. Задача состоит в том, чтобы изменить соотношение прямых и косвенных налогов в пользу прямых, а также в максимальном сокращении налоговых льгот. Ее решение должно быть достаточно взвешенным, чтобы не допустить замедления дальнейшего экономического развития. В принципе следует предполагать, что устранение социальной напряженности явится необходимой предпосылкой обеспечения долгосрочного экономического роста.
Следует отметить, что до настоящего времени налоговая политика не приобрела черты комплексности и целенаправленности. Принимаемые в этой области решения носят выборочный характер. Их результаты не моделируются не только на дальнюю, но и на ближайшую перспективы и потому бывают совершенно противоположны ожидаемым. [1]
Являясь важнейшим рычагом
воздействия на социально-экономические
процессы, налоги в то же время обеспечивают
основную массу доходной части государственной
казны. Поэтому задача любого государства
по реформированию системы налогообложения
состоит в выработке подходов
гармоничного сочетания фискальной
и стимулирующей функций
Сущность механизма налогового
регулирования заключается, с одной
стороны, в том, что он представляет
собой специфическую форму
Формирование механизма налогового регулирования осуществляется в рамках налоговой политики, проводимой государством. Налоговая политика включает выработку основополагающей налоговой стратегии на ближнюю, среднюю и отдаленную перспективы и практики использования налогового механизма для воздействия на развитие производства в нужном для общества направлении.
Налоговая политика экономически развитых государств базируется на многовековом опыте использования налогов и на научных выводах, согласно которым средний уровень изъятия дохода у предприятий не должен превышать 35-38%. Выход за данные пределы означает вторжение налогов в воспроизводственные ресурсы налогоплательщика, что приводит к стагнации производства и разрушению налоговой базы.
Комплекс мер по совершенствованию налоговой политики в Республике Беларусь, по мнению автора, должен включать:
Информация о работе Налоговое регулирование экономики Республики беларусь