Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:35, курсовая работа
Цели и задачи данной курсовой работы – осветить современные теоретические взгляды на сущность и виды налогов, соотношение и роль в экономической жизни общества фискальной и регулирующей функций налогов, принципы формирования эффективной налоговой системы, сущность и особенности налоговой политики; рассмотреть теоретические аспекты налогообложения сквозь призму их практического преломления в экономике Республике Беларусь; указать направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, основные пути улучшения мер государственного налогового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 3
1.1. Механизм налогового регулирования. Сущность, виды и функции налогов. Налоговая система и ее функции 3
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. Налоговая ставка как инструмент государственного регулирования 13
1.3. Опыт налогового регулирования зарубежных стран 21
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
К моменту приобретения Республикой Беларусь суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 %. В течение двух последующих лет этот показатель возрастал и в 1993—1994 гг. составил соответственно 37,0 и 36,8 % . Это было связано с необходимостью централизации в бюджете финансовых ресурсов для осуществления социально-экономической политики в условиях самостоятельности.
В 1995 г. удельный вес доходов государственного бюджета в ВВП снизился до 30 %, т.е. на 6,8 % по сравнению с 1994 г., и, продолжая снижаться, достиг в 1996 г. отметки 27,9 % в ВВП. Этот период в бюджетно-налоговой политике характеризуется некоторым ослаблением налогового пресса и ослаблением централизации финансовых ресурсов.
Однако в дальнейшем в
связи с изменениями в
В последующие три года происходили стабилизация и некоторое снижение доли налогов — до 26,0 % ВВП в 2001 г. По сравнению с 27,9 % в 1999 г., что соответствует сокращению доли доходов бюджета в ВВП с 36,5 % в 1999 г. до 34,0 % в 2001 г.
Обращает на себя внимание существенная диспропорция, связанная с доходами от внешнеэкономической деятельности.
Процесс усиления централизации финансовых ресурсов способствовал резкому увеличению размеров бюджетного фонда государства.
За период с 1995 по 2001 г. колоссального увеличения достигли косвенные налоги: налог на добавленную стоимость вырос в 145 раз, акцизы — в 157 раз, налоги с продаж — в 144 раза, что значительно выше темпов роста объема бюджета за соответствующий период.
Это лишь подтверждает тенденцию ускоренного развития косвенного налогообложения, вызванного необходимостью создания устойчивой доходной базы бюджета с целью обеспечения финансирования всех предусмотренных расходов. Вместе с тем эта тенденция выражает усиление фискальной функции налогов и при дальнейшем развитии может иметь негативные последствия.
Одновременно одним из главных налогов, пополняющих доходы бюджета, остается налог на прибыль и доходы. Однако его доля уменьшилась в 1,5 раза: с 23,5 % в 1995 г. до 15,5 % в 2001 г. Это явилось результатом не только опережающего роста косвенных налогов, но и ухудшения показателей финансово-хозяйственной деятельности ряда предприятий республики.
Неравномерными были поступления налогов на собственность. Отсутствие сдвигов в плане рыночных реформ явилось причиной, объясняющей тот факт, что в течение 1997—2001 гг. в доходах бюджета не произошло увеличения доли поступлений от выкупа, акционирования, реализации государственной собственности: она так и осталась на уровне 0,3—0,4 % .
В условиях рыночных преобразований
стала более широкой
По оценке Всемирного банка, уровень налогов в Беларуси в два раза превышает тот, который можно было бы ожидать в стране с таким, как сегодня в Беларуси, уровнем дохода на душу населения. Средняя величина налогов (включая обязательные платежи во внебюджетные фонды) в ВВП в странах с таким, как в Беларуси, уровнем дохода, составляет около 25 %. [6]
Особенности белорусской модели налоговой системы на современном этапе проявляются не столько на макроуровне, сколько при ее детальном анализе на уровне конкретных налогоплательщиков. Наибольшее влияние на финансовое состояние предприятий оказывают налоги и отчисления, включаемые в издержки производства и обращения.
Главной проблемой экономики в Республике Беларусь является поиск инвестиций в обновление и расширение производственной базы национального хозяйства. Налоговая система в этом аспекте должна быть привлекательной для отечественных и внешних инвесторов и одновременно эффективной с позиций обеспечения поступлений доходов в государственный бюджет. [12]
Анализ основных показателей
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2006 год, определил, что достижение
основных параметров, определяющих стартовые
условия обеспечения роста
Следует отметить, что в
структуре доходов
В Основных положениях Программы
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2001 – 2005 годы была поставлена
задача: максимально упростить
Программой было определено
к 2005 г. снизить уровень централизации
финансовых ресурсов государством до
45% к ВВП, в том числе в
В тоже время необходимо
отметить, что в течение этого
периода происходила
Анализ динамики фактических
и прогнозируемых изменений государственных
целевых бюджетных и
В Республике Беларусь развитие стабилизационного налогового регулирования идет по пути адаптации мировых стандартов государственного вмешательства в экономику к специфике белорусского социально-экономического развития; качественного перехода от краткосрочного конъюнктурного регулирования стабилизации отдельных макроэкономических агрегатов к обеспечению долговременного расширенного воспроизводства факторов производства и тем самым устойчивого развития экономики; от установления преимущественно количественных показателей (ВВП на душу населения, темпы роста ВВП) к преимущественно качественным, характеризующим уровень, качество и образ жизни. [7]
Налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятий доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает, требуемую доходность бюджета, а с другой — отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков. [12]
Следует отметить, что в Республике Беларусь проводится на постоянной основе работа по совершенствованию и упрощению налогового законодательства. При этом для обсуждения и решения проблемных вопросов в исчислении и уплате налогов привлекаются и представители налогоплательщиков республики, причем как крупнейших, бюджетообразующих предприятий республики, так и малого бизнеса, и круг привлекаемых для решения указанных вопросов лиц представлен различными отраслями экономики и сферами услуг. При Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь создан консультативный совет, на заседаниях которого обсуждаются вопросы, возникающие у налогоплательщиков при применении норм налогового законодательства. Выработанные конкретные предложения по их решению выносятся на рассмотрение законодательной власти республики. [17]
На 2009 г. подготовлен План первоочередных мероприятий до либерализации условий экономической деятельности. Данный план в середине января утвержден Правительством и Администрацией Президента Республики Беларусь, включает 52 важнейшие позиции, разбитые на 12 основных блоков. Среди них - совершенствование налогового и таможенного законодательства (отмена, упрощение порядка исчисления и уплаты ряди налогов и сборов и таможенных пошлин, увеличение периодов уплаты налогов и сборов).
Принятые в 1-м квартале 2009 г. меры дали некоторые результаты. Созданы более привлекательные условия применения упрощенной системы налогообложения (Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. №1). [16]
Анализ налоговой системы
Республики Беларусь позволил сделать
вывод о завершении этапа реформирования
налогообложения, характерного для
стран с переходной экономикой, и
необходимости новых реформ, соответствующих
государственной стратегии
Проблема формирования налоговой структуры, которая не подавляла бы производственный сектор и, вместе с тем, не препятствовала бы росту уровня жизни, остается актуальной для Беларуси.
В настоящее время в структуре налоговых платежей преобладают косвенные налоги, их доля в два раза превышает долю прямых. Кроме того, удельный вес косвенных налогов в общем объеме налоговых поступлений имеет тенденцию к росту, что не соответствует мировым тенденциям в налогообложении.
В развитых странах основную часть налоговых поступлений обеспечивают прямые налоги, в первую очерет налоги, уплачиваемые с доходов корпораций и граждан.
Существенным недостатком
отечественной налоговой
Основная часть
Для обеспечения эффективности налогового регулирования инновационной деятельности необходим постоянный мониторинг действующего налогового законодательства и применяемых инструментов налогового регулирования.
С целью расширения инновационного
потенциала, привлечения объектов интеллектуальной
собственности в республику и
расширения возможностей экспортеров
интеллектуальной продукции представляется
целесообразным предусмотреть более
широкое применение налоговых льгот
для инновационной деятельности
и иностранных инвесторов, распространить
систему налоговых льгот в
сфере инновационной
При обосновании новой
налоговой политики необходимо ориентироваться
на приоритеты экономического развития
республики. Ее стратегической целью
должен стать вывод производства
из кризиса, формирование конкурентоспособной
рыночной системы, интегрирование Республики
Беларусь в мировое хозяйство. Тактика
налогового регулирования должна опираться
на общепринятые принципы налогообложения
и обеспечить всем хозяйствующим
субъектам снижение уровня налоговой
нагрузки, а также равенство налоговых
изъятий. В этих целях необходимо,
прежде всего, освободить фонд заработной
платы многократного
Информация о работе Налоговое регулирование экономики Республики беларусь