Налоговое регулирование экономики Республики беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи данной курсовой работы – осветить современные теоретические взгляды на сущность и виды налогов, соотношение и роль в экономической жизни общества фискальной и регулирующей функций налогов, принципы формирования эффективной налоговой системы, сущность и особенности налоговой политики; рассмотреть теоретические аспекты налогообложения сквозь призму их практического преломления в экономике Республике Беларусь; указать направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, основные пути улучшения мер государственного налогового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 3
1.1. Механизм налогового регулирования. Сущность, виды и функции налогов. Налоговая система и ее функции 3
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. Налоговая ставка как инструмент государственного регулирования 13
1.3. Опыт налогового регулирования зарубежных стран 21
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Kursach.docx

— 145.84 Кб (Скачать)

К моменту приобретения Республикой Беларусь суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 %. В течение двух последующих лет этот показатель возрастал и в 1993—1994 гг. составил соответственно 37,0 и 36,8 % . Это было связано с необходимостью централизации в бюджете финансовых ресурсов для осуществления социально-экономической политики в условиях самостоятельности.

В 1995 г. удельный вес доходов государственного бюджета в ВВП снизился до 30 %, т.е. на 6,8 % по сравнению с 1994 г., и, продолжая снижаться, достиг в 1996 г. отметки 27,9 % в ВВП. Этот период в бюджетно-налоговой политике характеризуется некоторым ослаблением налогового пресса и ослаблением централизации финансовых ресурсов.

Однако в дальнейшем в  связи с изменениями в бюджетно-налоговой  политике вновь наблюдается усиление централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете до 31,3 % ВВП в 1997 г. Соответственно доля налогов в ВВП выросла в 1997 г. по сравнению с 1996 г. на 4,1 % и составила 28,6%.

В последующие три года происходили стабилизация и некоторое  снижение доли налогов — до 26,0 % ВВП  в 2001 г. По сравнению с 27,9 % в 1999 г., что  соответствует сокращению доли доходов  бюджета в ВВП с 36,5 % в 1999 г. до 34,0 % в 2001 г.

Обращает на себя внимание существенная диспропорция, связанная с доходами от внешнеэкономической деятельности.

Процесс усиления централизации  финансовых ресурсов способствовал  резкому увеличению размеров бюджетного фонда государства.

За период с 1995 по 2001 г. колоссального увеличения достигли косвенные налоги: налог на добавленную стоимость вырос в 145 раз, акцизы — в 157 раз, налоги с продаж — в 144 раза, что значительно выше темпов роста объема бюджета за соответствующий период.

Это лишь подтверждает тенденцию ускоренного развития косвенного налогообложения, вызванного необходимостью создания устойчивой доходной базы бюджета с целью обеспечения финансирования всех предусмотренных расходов. Вместе с тем эта тенденция выражает усиление фискальной функции налогов и при дальнейшем развитии может иметь негативные последствия.

Одновременно одним из главных налогов, пополняющих доходы бюджета, остается налог на прибыль  и доходы. Однако его доля уменьшилась в 1,5 раза: с 23,5 % в 1995 г. до 15,5 % в 2001 г. Это явилось результатом не только опережающего роста косвенных налогов, но и ухудшения показателей финансово-хозяйственной деятельности ряда предприятий республики.

Неравномерными были поступления  налогов на собственность. Отсутствие сдвигов в плане рыночных реформ явилось причиной, объясняющей тот  факт, что в течение 1997—2001 гг. в  доходах бюджета не произошло  увеличения доли поступлений от выкупа, акционирования, реализации государственной  собственности: она так и осталась на уровне 0,3—0,4 % .

В условиях рыночных преобразований стала более широкой дифференциация категорий плательщиков. Так, наряду с предприятиями и объединениями  государственной формы собственности  появились негосударственные формирования, что позволило расширить круг плательщиков налогов. Однако скромность результатов рыночных реформ не позволила добиться значительного увеличения поступлений за счет этой

По оценке Всемирного банка, уровень налогов в Беларуси в  два раза превышает тот, который  можно было бы ожидать в стране с таким, как сегодня в Беларуси, уровнем дохода на душу населения. Средняя  величина налогов (включая обязательные платежи во внебюджетные фонды) в  ВВП в странах с таким, как  в Беларуси, уровнем дохода, составляет около 25 %. [6]

Особенности белорусской  модели налоговой системы на современном  этапе проявляются не столько  на макроуровне, сколько при ее детальном  анализе на уровне конкретных налогоплательщиков. Наибольшее влияние на финансовое состояние  предприятий оказывают налоги и  отчисления, включаемые в издержки производства и обращения.

Главной проблемой экономики  в Республике Беларусь является поиск  инвестиций в обновление и расширение производственной базы национального  хозяйства. Налоговая система в  этом аспекте должна быть привлекательной  для отечественных и внешних  инвесторов и одновременно эффективной  с позиций обеспечения поступлений доходов в государственный бюджет. [12]

Анализ основных показателей  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год, определил, что достижение основных параметров, определяющих стартовые  условия обеспечения роста валового внутреннего продукта, заложенные в  программу социально-экономического развития республики возможно при сокращении централизации доходов бюджета  на 1,8-2,0% ВВП.

Следует отметить, что в  структуре доходов консолидируемого бюджета основная доля приходится на налоговые доходы, средства Фонда  социальной защиты населения и инновационные  фонды. Доля прочих доходных источников незначительна и составляет не более 3% ВВП. из них неналоговые доходы - 1,7%, доходы от использования имущества. находящегося в государственной  собственности - 0,8%, безвозмездные поступления-0.3%. прочие доходные источники менее 1% к ВВП. Из этого следует, что основной резерв в области уменьшения централизации финансовых ресурсов находится в области снижения налоговой нагрузки либо уменьшения государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

В Основных положениях Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы была поставлена задача: максимально упростить налоговую  систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7-и основным, построенным таким образом, чтобы не допустить их искажающего воздействия на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет. Практически эта задача достигнута: механизм исчисления налоговых платежей значительно упрощен, отменены ряд налогов: налог на топливо, налог на дивиденды, чрезвычайный (чернобыльский) налог, объединены и снижаются размеры отчислений в целевые бюджетные фонды. Общая нагрузка в консолидированный бюджет по налоговым доходам составляла в 2004 г. - 32,02%, в 2005 г. - 35,02%, ожидаемое исполнение за 2006 г. - 33,79% и в проекте на 2007 г. -31.59% к ВВП.

Программой было определено к 2005 г. снизить уровень централизации  финансовых ресурсов государством до 45% к ВВП, в том числе в консолидированном  бюджете — до 35 — 37%, во внебюджетных фондах — до 8-10%. Предполагалось, что  при этом общий уровень налоговой  нагрузки на экономику с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения  снизится с 46% в 2000 г. до 39-40%; в 2005 г.

В тоже время необходимо отметить, что в течение этого  периода происходила последовательная централизация в бюджете государства  целевых бюджетных и внебюджетных фондов. В 2004 г. включен в состав бюджета  Фонд социальной защиты населения: в 2(Х)5г. - средства инновационных фондов, фондов предупредительных (превентивных) мероприятий, республиканского фонда «Энергосбережение». Эти мероприятия существенно изменили структуру консолидированного бюджета и на текущий момент доля целевых бюджетных и внебюджетных средств колеблется около 19% к ВВП и составляет в общей сумме доходов бюджета практически половину.

Анализ динамики фактических  и прогнозируемых изменений государственных  целевых бюджетных и внебюджетных средств к ВВП за 2005-2007 г.г. показал, что снижение общего уровня происходит достаточно низкими темпами, а по отдельным отчислениям (инновационные  фонды) запланирован рост. [13]

В Республике Беларусь развитие стабилизационного налогового регулирования  идет по пути адаптации мировых стандартов государственного вмешательства в экономику к специфике белорусского социально-экономического развития; качественного перехода от краткосрочного конъюнктурного регулирования стабилизации отдельных макроэкономических агрегатов к обеспечению долговременного расширенного воспроизводства факторов производства и тем самым устойчивого развития экономики; от установления преимущественно количественных показателей (ВВП на душу населения, темпы роста ВВП) к преимущественно качественным, характеризующим уровень, качество и образ жизни. [7]

Налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятий доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает, требуемую доходность бюджета, а с другой — отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков. [12]

Следует отметить, что в  Республике Беларусь проводится на постоянной основе работа по совершенствованию и упрощению налогового законодательства. При этом для обсуждения и решения проблемных вопросов в исчислении и уплате налогов привлекаются и представители налогоплательщиков республики, причем как крупнейших, бюджетообразующих предприятий республики, так и малого бизнеса, и круг привлекаемых для решения указанных вопросов лиц представлен различными отраслями экономики и сферами услуг. При Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь создан консультативный совет, на заседаниях которого обсуждаются вопросы, возникающие у налогоплательщиков при применении норм налогового законодательства. Выработанные конкретные предложения по их решению выносятся на рассмотрение законодательной власти республики. [17]

На 2009 г. подготовлен План первоочередных мероприятий до либерализации условий экономической деятельности. Данный план в середине января утвержден Правительством и Администрацией Президента Республики Беларусь, включает 52 важнейшие позиции, разбитые на 12 основных блоков. Среди них - совершенствование налогового и таможенного законодательства (отмена, упрощение порядка исчисления и уплаты ряди налогов и сборов и таможенных пошлин, увеличение периодов уплаты налогов и сборов).

Принятые в 1-м квартале 2009 г. меры дали некоторые результаты. Созданы более привлекательные условия применения упрощенной системы налогообложения (Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. №1). [16]

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО  НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Анализ налоговой системы  Республики Беларусь позволил сделать  вывод о завершении этапа реформирования налогообложения, характерного для  стран с переходной экономикой, и  необходимости новых реформ, соответствующих  государственной стратегии социально-экономического развития национальной экономики. [3]

Проблема формирования налоговой  структуры, которая не подавляла  бы производственный сектор и, вместе с тем, не препятствовала бы росту уровня жизни, остается актуальной для Беларуси.

В настоящее время в  структуре налоговых платежей преобладают  косвенные налоги, их доля в два раза превышает долю прямых. Кроме того, удельный вес косвенных налогов в общем объеме налоговых поступлений имеет тенденцию к росту, что не соответствует мировым тенденциям в налогообложении.

В развитых странах основную часть налоговых поступлений  обеспечивают прямые налоги, в первую очерет налоги, уплачиваемые с доходов корпораций и граждан.

Существенным недостатком  отечественной налоговой системы  является сохранение наименее эффективных  и широко критикуемых косвенных  налогов - целевых сборов, уплачиваемых с выручки. Введение этих налогов  обосновывалось необходимостью государственной  поддержки отдельных отраслей или  видов деятельности (сельского хозяйства, жилищного и дорожного строительства  и др.). Однако, формирование целевых  бюджетных или внебюджетных фондов для поддержки отдельных отраслей экономики нарушает принцип равенства  и справедливости в налоговой  системе Республики Беларусь, так  как при этом происходит переложение  затрат одних предприятий на другие, многие из которых сами находятся в сложной финансовой ситуации. [13]

Основная часть совершенствования  налоговой системы осуществляется в рамках доработки Налогового кодекса  Республики Беларусь. Направлениями  ее совершенствования являются следующие:

  • упрощение расчетов и порядка взимания налогов;
  • жесткая регламентация прав и ответственности налогоплательщиков;
  • совершенствование норм юридической ответственности за нарушения в области налогов;
  • распределение налогов между республиканским и местным бюджетами;
  • поэтапное снижение уровня налогообложения с одновременным расширением налоговой базы;
  • борьба с теневым сектором экономики;
  • предотвращение утечки капитала и стимулирование инвестиционной активности;
  • пересмотр и упорядочение льгот в системе налогообложения;
  • постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц;
  • совершенствование таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;
  • согласование механизма налогообложения научно-инновационных субъектов хозяйствования;
  • стремление к унификации с налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и ЕС, в частности создание согласованного налогового законодательства с Российской Федерацией. [4]

Для обеспечения эффективности налогового регулирования инновационной деятельности необходим постоянный мониторинг действующего налогового законодательства и применяемых инструментов налогового регулирования.

С целью расширения инновационного потенциала, привлечения объектов интеллектуальной собственности в республику и  расширения возможностей экспортеров  интеллектуальной продукции представляется целесообразным предусмотреть более  широкое применение налоговых льгот  для инновационной деятельности и иностранных инвесторов, распространить систему налоговых льгот в  сфере инновационной деятельности на все субъекты хозяйствования, особенно на субъекты малого бизнеса. [3]

При обосновании новой  налоговой политики необходимо ориентироваться  на приоритеты экономического развития республики. Ее стратегической целью  должен стать вывод производства из кризиса, формирование конкурентоспособной  рыночной системы, интегрирование Республики Беларусь в мировое хозяйство. Тактика  налогового регулирования должна опираться  на общепринятые принципы налогообложения  и обеспечить всем хозяйствующим  субъектам снижение уровня налоговой  нагрузки, а также равенство налоговых  изъятий. В этих целях необходимо, прежде всего, освободить фонд заработной платы многократного налогообложения, исключить из себестоимости продукции  все не связанные с производством  налоговые элементы, снизить ставки НДС в отраслях с малым удельным весом материальных затрат в выручке  от реализации, в результате снизить  цены на белорусские товары и услуги, обеспечить им конкурентоспособность  на мировом рынке, создать условия  для направлений вложение капитала в трудоемкие и наукоемкие отрасли.

Информация о работе Налоговое регулирование экономики Республики беларусь