Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:35, курсовая работа
Цели и задачи данной курсовой работы – осветить современные теоретические взгляды на сущность и виды налогов, соотношение и роль в экономической жизни общества фискальной и регулирующей функций налогов, принципы формирования эффективной налоговой системы, сущность и особенности налоговой политики; рассмотреть теоретические аспекты налогообложения сквозь призму их практического преломления в экономике Республике Беларусь; указать направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, основные пути улучшения мер государственного налогового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 3
1.1. Механизм налогового регулирования. Сущность, виды и функции налогов. Налоговая система и ее функции 3
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. Налоговая ставка как инструмент государственного регулирования 13
1.3. Опыт налогового регулирования зарубежных стран 21
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО
1.1. Механизм
налогового регулирования.
1.2. Налоговая
политика в системе
1.3. Опыт налогового
регулирования зарубежных стран
2. НАЛОГОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ
3. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристрастное внимание всех слоев населения. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.
Такое внимание было и остается
вполне оправданным, поскольку налоги
- это вычеты из доходов налогоплательщиков,
основной источник доходов современного
государства, эффективный инструмент
регулирования рыночной экономики
(в сочетании с денежно-
С переходом Беларуси к
рыночным преобразованиям в экономике
появились новые формы
Возникла необходимость и в применении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством - добровольной уплаты налогов в зависимости от величины полученного дохода.
Налоговое регулирование – довольно-таки сложная функция государственного регулирования экономики, поскольку здесь «сталкиваются» экономические интересы государства и налогоплательщиков, бюджетно-налоговые полномочия Центра и регионов, установление пропорций распределения (закрепления) налоговых поступлений по звеньям системы.
Цели и задачи данной курсовой работы – осветить современные теоретические взгляды на сущность и виды налогов, соотношение и роль в экономической жизни общества фискальной и регулирующей функций налогов, принципы формирования эффективной налоговой системы, сущность и особенности налоговой политики; рассмотреть теоретические аспекты налогообложения сквозь призму их практического преломления в экономике Республике Беларусь; указать направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, основные пути улучшения мер государственного налогового регулирования.
Объектом данного исследования является налоговая политика как основной инструмент государственного налогового регулирования, различные её позитивные и негативные проявления в зарубежных странах и непосредственно в Республике Беларусь. Предмет – пути оптимизации налоговой политики, налоговой системы, методов государственного налогового регулирования.
Для написания курсовой работы были использованы следующие методы: диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, метод анализа документов, сравнительного анализа и группировки данных.
Для полного раскрытия темы курсовой работы использовались учебные пособия авторов, изучающих данную тему, публикации и авторефераты на соискание учёной степени, а также статьи из периодической литературы, тезисы докладов и материалы конференций.
Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу посредством налогового планирования, налогового законодательства, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.
В качестве регуляторов используются элементы налоговой системы, под которыми понимаются определяемые законодательными актами государства основы построения и организации взимания налогов. К ним относятся: объекты обложения, субъекты платежей, заточники налогов, единицы обложения, ставки, льготы, санкции, виды налогов, их структура, сроки взимания, способы внесения, методы исчисления и т.д.
Разработка налогового механизма входит в число наиболее сложных задач, успешное решение которых является фактором, влияющим на экономический прогресс и рост благосостояния общества.
В теоретическом аспекте
налоговое регулирование
При переходе государства
к рыночным отношениям можно выделяют
следующие направления
Результативность налогового регулирования производства зависит от обоснованности и реальности экономической политики, проводимой государством. [1]
Механизм налогового регулирования
опирается на законодательную базу
и включает ряд инструментов, позволяющих
направлять предпринимательскую инициативу
налогоплательщиков в нужное русло,
обеспечивая тем самым
Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают:
Налоги в цивилизованном
обществе выступают как одно из важнейших
объективных явлений
Абсолютная очевидность
необходимости налогов,
Следовательно, объективная необходимость налогов, обусловленная существованием государства, и их значительная роль в прогрессе экономики доказана самой историей развития общества.
Становление налоговых систем в постсоциалистических странах и в Республике Беларусь, в частности, не является единовременным актом, а представляет собой процесс адаптации мирового опыта к условиям конкретного государства. Осознание сущности налогов имеет при этом не только теоретическое, но и практическое значение для научной организации налоговой системы, для повышения ее эффективности в мобилизации доходов государственного бюджета. [1]
Налоги - это синтетическая категория, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Экономическую сущность налогов предопределяет их принадлежность к финансово-бюджетной системе государства. Юридическая природа налогов обусловлена обязательностью их уплаты. В этой связи между теми, кто уплачивает налоги, и теми, кто их получает, возникают определенные общественные отношения, которые нуждаются в правовом оформлении.
Налоги - обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетные фонды, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей; а также осуществляемые плательщиками в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. [10]
В соответствии с классификацией ОЭСР все налоги подразделяются на следующие группы:
Налоговые отношения - финансовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда.
Налоговая система — совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенция органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.
Информация о работе Налоговое регулирование экономики Республики беларусь