Налоговое регулирование экономики Республики беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи данной курсовой работы – осветить современные теоретические взгляды на сущность и виды налогов, соотношение и роль в экономической жизни общества фискальной и регулирующей функций налогов, принципы формирования эффективной налоговой системы, сущность и особенности налоговой политики; рассмотреть теоретические аспекты налогообложения сквозь призму их практического преломления в экономике Республике Беларусь; указать направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, основные пути улучшения мер государственного налогового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 3
1.1. Механизм налогового регулирования. Сущность, виды и функции налогов. Налоговая система и ее функции 3
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. Налоговая ставка как инструмент государственного регулирования 13
1.3. Опыт налогового регулирования зарубежных стран 21
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Kursach.docx

— 145.84 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 1

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ 3

 

1.1. Механизм  налогового регулирования. Сущность, виды и функции налогов. Налоговая система и ее функции 3

 

1.2. Налоговая  политика в системе государственного  регулирования экономики. Налоговая ставка как инструмент государственного регулирования 13

 

1.3. Опыт налогового  регулирования зарубежных стран 21

 

2. НАЛОГОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26

 

3. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 32

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В течение нескольких тысячелетий  истории человечества налогам уделяется пристрастное внимание всех слоев населения. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги - это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики (в сочетании с денежно-кредитными инструментами).

С переходом Беларуси к  рыночным преобразованиям в экономике  появились новые формы собственности, экономические виды деятельности, в  отношении которых поначалу сложно было определить подходы, да и сами объекты налогообложения.

Возникла необходимость  и в применении принципиально  нового подхода к выполнению налоговых  обязательств перед государством - добровольной уплаты налогов в зависимости  от величины полученного дохода.

Налоговое регулирование  – довольно-таки сложная функция  государственного регулирования экономики, поскольку здесь «сталкиваются» экономические интересы государства  и налогоплательщиков, бюджетно-налоговые  полномочия Центра и регионов, установление пропорций распределения (закрепления) налоговых поступлений по звеньям  системы.

Цели и задачи данной курсовой работы – осветить современные теоретические взгляды на сущность и виды налогов, соотношение и роль в экономической жизни общества фискальной и регулирующей функций налогов, принципы формирования эффективной налоговой системы, сущность и особенности налоговой политики; рассмотреть теоретические аспекты налогообложения сквозь призму их практического преломления в экономике Республике Беларусь; указать направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, основные пути улучшения мер государственного налогового регулирования.

Объектом данного исследования является налоговая политика как основной инструмент государственного налогового регулирования, различные её позитивные и негативные проявления в зарубежных странах и непосредственно в Республике Беларусь. Предмет – пути оптимизации налоговой политики, налоговой системы, методов государственного налогового регулирования.

Для написания курсовой работы были использованы следующие методы: диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, метод анализа документов, сравнительного анализа и группировки данных.

Для полного раскрытия  темы курсовой работы использовались учебные пособия авторов, изучающих  данную тему, публикации и авторефераты на соискание учёной степени, а также статьи из периодической литературы, тезисы докладов и материалы конференций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1. Механизм налогового регулирования. Сущность, виды и функции налогов. Налоговая система и ее функции

Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу посредством налогового планирования, налогового законодательства, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.

В качестве регуляторов используются элементы налоговой системы, под которыми понимаются определяемые законодательными актами государства основы построения и организации взимания налогов. К ним относятся: объекты обложения, субъекты платежей, заточники налогов, единицы обложения, ставки, льготы, санкции, виды налогов, их структура, сроки взимания, способы внесения, методы исчисления и т.д.

Разработка налогового механизма  входит в число наиболее сложных  задач, успешное решение которых  является фактором, влияющим на экономический  прогресс и рост благосостояния общества.

В теоретическом аспекте  налоговое регулирование вытекает из той природы налогов, в которых  по словам К.Маркса, «воплощение экономически выраженное существование государства». Оно представляет собой воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов и физических лиц путем установят правил изъятия у них части доходов на общественные нужды. На макроуровне государство регулирует условия воспроизводства, на микроуровне - побуждает налогоплательщика принимать те направления ведения бизнеса, которые выгодны обществу в целом.

При переходе государства  к рыночным отношениям можно выделяют следующие направления налогового регулирования экономики:

  • налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения. Преследуя фискальные цели, оно может пойти на несправедливость по отношению к предприятию и отнять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.п. Однако такие действия подрывают саму налоговую базу и в конечном итоге приводят к снижению государственных доходов. Экономические реалии диктуют необходимость включения в действие стимулирующие функции налогов. В целях воздействия на расширение налоговой базы уменьшаются ставки налогов и их количество, упрощается методика начисления платежей, то есть, налоговая система приводится в соответствие с активными принципами построения налогов и используется государством в качестве механизма управления экономикой;
  • посредством налогов регулируется хозяйственная инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции;
  • через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений государство поощряет развитие производственной сферы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания. Этому же способствует предоставление возможности использования инвестиционного налогового кредита;
  • налоговая система обеспечивает выполнение государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;
  • налоговое регулирование позволяет повышать уровень занятости населения путем снижения налоговых ставок для предприятий, организующих новые рабочие места, использующих труд инвалидов и пенсионеров;
  • налоги способствуют структурной перестройке экономики развитию малого и среднего бизнеса;
  • налоговыми методами повышается ответственность и заинтересованность юридических и физических лиц в охране окружающей среды от загрязнений промышленными отходами;
  • налоговая система стимулирует приток иностранного капитала путем предоставления льгот для совместных и иностранных предприятий, выпускающих нужную обществу продукцию, увеличивающих экспортный потенциал государства.

Результативность налогового регулирования производства зависит  от обоснованности и реальности экономической политики, проводимой государством. [1]

Механизм налогового регулирования  опирается на законодательную базу и включает ряд инструментов, позволяющих  направлять предпринимательскую инициативу налогоплательщиков в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в  государственный бюджет.

Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают:

    • субъект налога,
    • предмет и объект налогообложения,
    • база налогообложения,
    • источники выплаты налоговых платежей,
    • ставка налога,
    • налоговые льготы,
    • налоговый и отчетный период,
    • санкции,
    • порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию. [5]

Налоги в цивилизованном обществе выступают как одно из важнейших  объективных явлений экономической  жизни. Их возникновение и развитие не отделимо от общественных отношений  человечества, так как они обеспечивают материальные условия для существования  государства, для выполнения им функций управления экономикой и обществом.

 Абсолютная очевидность  необходимости налогов, доказанная  практикой формирования государственных  структур различных общественных  систем, не исключает дискуссий  об их роли в экономике и  о принципах организации. Это  обусловлено тем, что налоги  затрагивают самые насущные интересы  государства и каждого гражданина, а потому развитие общества  во многом зависит от степени  достижения компромисса в регулировании  возникающих между ними объективных  противоречий. Никто не любит  платить налоги, но все понимают  их неизбежность. Задача государства состоит в построении такой налоговой системы, которая бы обеспечивала финансовыми ресурсами все общественные издержки и при этом не нарушала предела изъятия средств у налогоплательщиков, который определяет возможности расширенного воспроизводства. В решении этой задачи большую роль играет использование многовекового опыта развития налогов, накопленного человечеством. Он позволяет понять объективные закономерности эволюции налоговых отношений, выявить общие тенденции, оценить результативность тех или иных государственных решений и определить наиболее эффективные способы организации налоговых систем.

Следовательно, объективная  необходимость налогов, обусловленная  существованием государства, и их значительная роль в прогрессе экономики доказана самой историей развития общества.

Становление налоговых систем в постсоциалистических странах  и в Республике Беларусь, в частности, не является единовременным актом, а  представляет собой процесс адаптации  мирового опыта к условиям конкретного  государства. Осознание сущности налогов  имеет при этом не только теоретическое, но и практическое значение для научной организации налоговой системы, для повышения ее эффективности в мобилизации доходов государственного бюджета. [1]

Налоги - это синтетическая  категория, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Экономическую сущность налогов предопределяет их принадлежность к финансово-бюджетной системе государства. Юридическая природа налогов обусловлена обязательностью их уплаты. В этой связи между теми, кто уплачивает налоги, и теми, кто их получает, возникают определенные общественные отношения, которые нуждаются в правовом оформлении.

Налоги - обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетные фонды, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей; а также осуществляемые плательщиками в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. [10]

В соответствии с классификацией ОЭСР все налоги подразделяются на следующие группы:

  • налоги на доход, прибыль и поступления от капитала;
  • взносы на социальное страхование;
  • налоги на заработную плату и рабочую силу (3000);
  • налоги на собственность (4000);
  • налоги на товары и услуги (5000);
  • другие налоги (6000). [11]

Налоговые отношения - финансовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда.

Налоговая система — совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенция органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.

Информация о работе Налоговое регулирование экономики Республики беларусь