Налоговое регулирование экономики Республики беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи данной курсовой работы – осветить современные теоретические взгляды на сущность и виды налогов, соотношение и роль в экономической жизни общества фискальной и регулирующей функций налогов, принципы формирования эффективной налоговой системы, сущность и особенности налоговой политики; рассмотреть теоретические аспекты налогообложения сквозь призму их практического преломления в экономике Республике Беларусь; указать направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, основные пути улучшения мер государственного налогового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 3
1.1. Механизм налогового регулирования. Сущность, виды и функции налогов. Налоговая система и ее функции 3
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. Налоговая ставка как инструмент государственного регулирования 13
1.3. Опыт налогового регулирования зарубежных стран 21
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Kursach.docx

— 145.84 Кб (Скачать)

Фискальную функцию можно  измерять, для этого используется такой показатель, как налоговый гнет или налоговое бремя. [5]

Официальная статистика оценивает  тяжесть налогового бремени на макроуровне как отношение общей суммы налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту. [13]

Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу объекта налогообложения. Она устанавливается либо в коэффициентах (процентах), либо в твердых суммах.

Выделяют следующие виды налоговых ставок: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

Твердые ставки определяются в абсолютной сумме (например, ставка с кубического сантиметра).

Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на имущество предприятия, налогу на прибыль).

Прогрессивные ставки увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Подоходный налог с физических лиц взимается по прогрессивным ставкам, колеблющимся от 9 до 35% дохода плательщика. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная.  При простой прогрессии  ставка  налога  растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога; при сложной - объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, пли простой же ппотессии весь .ппход подлежит обложению высокой ставкой.

Регрессивные ставки понижаются по мере роста объекта налога. Регрессивные ставки устанавливаются обычно не в процентах, а в твердых суммах.

В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, представляющие собой частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты   налогов   путем   вычетов,   скидок   при   определении налогооблагаемой базы.

По существу налоговые льготы - это определенная часть объекта налогообложения, изъятая из-под обложения. По налогам могут устанавливаться в законодательном порядке определенные льготы в различных формах. К их числу относятся:

    • необлагаемый минимум объекта налога;
    • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
    • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
    • понижение налоговых ставок;
    • вычет из налогового платежа за расчетный период;
    • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
    • прочие налоговые льготы.

Государство использует налоговые  льготы как один из главных налоговых инструментов регулирования экономики. Изменяя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. [5]

Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность  стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата  для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, обеспечение  преференциальных налоговых условий  для стимулирования приоритетных и  региональных направлений движения капитала. [10]

В современных условиях задачами налоговой политики являются: обеспечение государства финансовыми ресурсами; создание условий для регулирования экономики страны в отраслевом и региональном разрезах; сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований, предъявляемых  к налоговой политике: научный  подход к выработке налоговой  политики, предполагающий ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов экономической и финансовой наук, составляющих необходимую базу для выработки эффективной налоговой политики; учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства; изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта; учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения налоговых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции налоговой политики; предвидение последствий проведения налоговых мероприятий, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в налоговой политике, создать благоприятные условия для деятельности хозяйствующих субъектов; наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, состоянии дел в экономике; всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники. [12]

1.3. Опыт налогового регулирования зарубежных стран

Автору представляется немаловажным изучение опыта зарубежных стран, направленного на оптимизацию видов и ставок, налогов, количества и качества налоговых льгот, совершенствование налогооблагаемой базы.

Налоговая система  США существует с момента принятия Декларации независимости. В современном виде она отвечает уже не только фискальным задачам - обеспечению доходами федерального бюджета, бюджетов штатов и местных бюджетов. Налоги служат инструментом развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики США. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

Основным инструментом государственного регулирования служит налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство.

Налоговая политика США направлена на привлечение частного капитала. Стимулирующее влияние налоговых  льгот можно рассматривать как  форму косвенного субсидирования предпринимательской  деятельности.

Негативные последствия  деятельности монополий ослабляются  благодаря прогрессивному налогообложению  доходов фирм налогов на сверхприбыль. При этом законы о конкуренции, как  правило, не распространяются на инфраструктурные отрасли (транспорт, банковское дело, коммунальные службы - снабжение водой, энергией, телефонная связь). Зачастую не затрагивают они и добывающую промышленность. В этих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на рынок. [12]

При изучении стиля работы налоговой службы США, которая, по мнению многих специалистов, характеризуется  довольно жесткими подходами в выполнении своей фискальной и контрольной функции, можно сделать вывод, что взаимоотношение налоговых органов США с налогоплательщиками по вопросам исполнения налоговых обязательств строится на основе применения сбалансированной системы сдержек и противовесов.

С одной стороны, налоговые  органы США оказывают большой  спектр налоговых услуг, направленных на добровольное исполнение налоговых  обязательств: консультирование и просвещение  налогоплательщиков посредством Call-центров, тесная работа с ассоциациями налогоплательщиков, распространение бесплатных буклетов по составлению налоговых деклараций и т.д.

С другой стороны, порядок  применений мер ответственности в отношении недобросовестных налогоплательщиков отличается достаточной жесткостью. Причем меры ответственности не зависят от размера причиненного ущерба государству, а определяются характером нарушения.

Основной упор в работе с налогоплательщиками делается именно на пропаганду и разъяснительную  работу.

Еще одним направлением разъяснительной работы налоговой службы США является так называемое просвещение (обучение) налогоплательщиков, направленное на стимулирование добровольной уплаты налогов. [17]

Известную роль в налоговой системе Канады играет налог на прибыль и связанные с ним разнообразные налоговые льготы, которые побуждают компании к рациональному использованию основных и оборотных средств, внедрению НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другим общественно полезным мероприятиям.

Основные налоговые льготы для корпораций включают: инвестиционный налоговый кредит, налоговый кредит на НИОКР, ускоренные нормы амортизации, льготные условия налогообложения  прироста рыночной стоимости активов, скидки на истощение недр и др.

Для стимулирования развития сельского хозяйства также предусмотрены меры налогового характера. В частности, одна из них преследует цель привлечения детей фермеров к работе в сельском хозяйстве, другая состоит в праве усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров от редких колебаний доходов и третья связана с методикой исчисления дохода для фермеров по годам.

Много внимания в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. Основные сферы деятельности мелких фирм - услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка - 12%.

Ключевые позиции в налоговом законодательстве Германии сегодня принадлежат федерации. В то нее время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена так, что наиболее крупные источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится в равной пропорции между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается половина, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношения распределения этого налога могут меняться, поскольку он служит регулирующим источником дохода.

Германия - одна из немногих стран, в которых применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли перечисляют часть денежных ресурсов менее развитым землям.

Л. Эрхард - видный экономист, государственный деятель Германии разработал и применял важнейшие принципы построения системы налогообложения: налоги и затраты на их взимание по возможности должны быть минимальными, налоги не должны препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо возможности: налоги должны соответствовать структурной политике и быть нацеленными на наиболее справедливое распределение доходов, максимальное уважение человека, в связи с налогообложением человек должен минимально посвящать государство в свою частную жизнь. Налоговый работник должен гарантировать соблюдение коммерческой тайны, налоговая система должна исключать двойное налогообложение, величина налога - соответствовать размеру государственных услуг, обеспечивать защиту человека.

Основными налогами в Германии являются: подоходный налог с физических лиц, налоги на корпорации, добавленную  стоимость, промысловый налог, налог  на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог  с наследства и дарения, автомобильный  налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные  масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории страны.

Система налогообложения  в Японии отличается от налоговой системы США и западноевропейских государств. Более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные - за счет местных налогов.

Доходная часть бюджета государства строится не только на налогах, но и на неналоговых поступлениях. Налоги в государственном бюджете составляют 85%, неналоговые средства - 15%. Их источником являются: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, облигаций, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы.

Самый высокий доход государству  приносит подоходный налог с юридических  и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений.

Следует иметь в виду, что, несмотря на высокие подоходные налоги, установлен весьма значительный необлагаемый минимум, который учитывает  и семейное положение налогоплательщика. От уплаты освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. У среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т.д. Собственные  налоговые поступления обеспечивают около 40%. доходной части местных  бюджетов. Местные налоги не формируют  основную долю в местных бюджетах. Это отличает японскую налоговую  систему от американской, где местные  налоги превышают две трети бюджета  муниципалитетов. Из общей суммы  местных бюджетов более половины приходится на подоходные налоги. Второе место занимают имущественные налоги, третье – потребительские. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и стран с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых поступлений.

В республике наблюдается усиление централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, что подтверждается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП.

Информация о работе Налоговое регулирование экономики Республики беларусь