Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:35, курсовая работа
Цели и задачи данной курсовой работы – осветить современные теоретические взгляды на сущность и виды налогов, соотношение и роль в экономической жизни общества фискальной и регулирующей функций налогов, принципы формирования эффективной налоговой системы, сущность и особенности налоговой политики; рассмотреть теоретические аспекты налогообложения сквозь призму их практического преломления в экономике Республике Беларусь; указать направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, основные пути улучшения мер государственного налогового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 3
1.1. Механизм налогового регулирования. Сущность, виды и функции налогов. Налоговая система и ее функции 3
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. Налоговая ставка как инструмент государственного регулирования 13
1.3. Опыт налогового регулирования зарубежных стран 21
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Нередко понятия «налоговая система» и «система налогов» смешиваются, понимаются как синонимы. Но это неправильно. Во-первых, "система налогов" - это перечень (каталог) налогов, действующих в данном государстве в данное время. Во-вторых, "система налогов" - это одна из характеристик "налоговой системы".
Длительная историческая практика налогообложения выработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы, или правила, впервые сформулировал Адам Смит в 1776 г. в своих "Исследованиях о природе и причинах богатства народов".
В социально-экономической жизни страны у налогов различают следующие функции;
Конкретные условия
Влияние условий налогообложения
на различные сферы экономической
и социальной жизни чрезвычайно
разнообразны. Налоги традиционно используются
как средство демографической политики:
различные государства с
Основным инструментом государственного налогового регулирования является налоговая политика. [12]
Национальная налоговая политика представляется совокупностью государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности в мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределении на региональном и общегосударственном уровнях и использовании в рамках единого экономического пространства государства. [16]
Главным субъектом налоговой политики является государство. Методологическим условием и предпосылкой определения сущности налоговой политики являются налоговые отношения, а их основой - отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов государства. Налоговая политика реализуется через налоговый механизм, его рычаги, звенья и элементы.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения ВВП в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, повышения уровня доходности населения.
Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности предприятий.
С помощью налоговых льгот государство может оказывать существенное влияние и на территориальное размещение производительных сил, создание объектов инфраструктуры.
Между фискальной и стимулирующей функциями налогов существует взаимосвязь и известное противоречие. Чрезмерный налоговый пресс (повышение налоговых ставок) отбивает у налогоплательщиков стимулы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.
А. Лаффер доказал, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера), установил зависимость между доходами бюджета и уровнем налогообложения, выраженную как отношение налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту. Оптимальным считается уровень изъятия в 30%. За пределами этой величины доходы государства не увеличиваются. Происходит это по двум причинам. Во-первых, потому, что снижается активность производителей. Во-вторых, у налогоплательщиков вырабатывается установка на уклонение от налогообложения.
Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название "Кривой Лаффера".
Рис. 1. Кривая Лаффера
На рис.1 по оси ординат отложены налоговые ставки R, а по оси абсцисс - поступления в бюджет Y. При увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок R* обеспечивает максимальное поступление в государственный бюджет Y*. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, и при 100% налогообложении доход государства будет равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно. Другими словами, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.
Таким образом,
преодолевается противоречие
между необходимостью максимального
увеличения доходов государства
и ограниченными возможностями
хозяйствующих субъектов и
Повышение или понижение
налоговых ставок оказывает тормозящее
или, наоборот, стимулирующее воздействие
на динамику капиталовложений. Очевидно,
что для каждого государства
величина оптимального уровня налогообложения
индивидуальна и адекватна
Существует несколько типов налоговой политики.
При эффективной экономике все названные типы налоговой политики, как правило, успешно сочетаются. Для Беларуси характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. [10]
Существуют сдерживающая, или жесткая, и стимулирующая, или мягкая, фискальные политики, оценка которых происходит при сравнении планируемых стратегий сбора налоговых поступлений и государственных расходов с фактическими результатами (см. рис 2).
Рассмотрим вариант стимулирующей налоговой политики. Правительство проводит ряд мер по уменьшению количества налогов. В первую очередь на предприятии снижается доля косвенных налогов, включаемых в цену. Следовательно, увеличиваются и выручка от реализации продукции, и количество продаж, но с большим темпом, чем происходит снижение налогов.
Рис. 2. Мягкая (стимулирующая) и жесткая (сдерживающая) фискальные политики
Тем самым опять же растет
доля перечисляемых предприятием налогов
в бюджет. В то же время, при увеличении
выручки уменьшается доля условно-постоянных
затрат на единицу продукции в
себестоимости, при условии неизменности
цены. Значит, у предприятия появляется
возможность увеличить
Следовательно, растут доходы, как предприятия, так и располагаемый доход населения. И тем самым растут поступления в бюджет налогов как прямых, так и косвенных. Причем фактические налоговые поступления приводят к сбалансированному бюджету намного раньше, чем плановые показатели.
При сдерживающей политике наблюдаются обратные результаты: за счет увеличения налогов падают как доходы предприятий, так и располагаемый доход населения. Покупательская способность снижается. А значит, снижаются и поступления в бюджет. В результате наблюдается дефицит бюджета, причем фактические налоговые поступления приводят к сбалансированному бюджету намного позже, чем плановые показатели. Такая ситуация характерна для Республики Беларусь. [5]
Многогранность использования
налоговой политики для решения
конкретных задач ставит налоги в
ряд важных общеэкономических категорий,
создает неразрывную связь
Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных и региональных направлений движения капитала.
Информация о работе Налоговое регулирование экономики Республики беларусь