Налоговое регулирование экономики Республики беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи данной курсовой работы – осветить современные теоретические взгляды на сущность и виды налогов, соотношение и роль в экономической жизни общества фискальной и регулирующей функций налогов, принципы формирования эффективной налоговой системы, сущность и особенности налоговой политики; рассмотреть теоретические аспекты налогообложения сквозь призму их практического преломления в экономике Республике Беларусь; указать направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, основные пути улучшения мер государственного налогового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 3
1.1. Механизм налогового регулирования. Сущность, виды и функции налогов. Налоговая система и ее функции 3
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. Налоговая ставка как инструмент государственного регулирования 13
1.3. Опыт налогового регулирования зарубежных стран 21
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Kursach.docx

— 145.84 Кб (Скачать)
gn:justify">Экономическая и юридическая  наука выделяют следующие общие  характеристики налоговой системы:

  • порядок установления и ввода в действие налогов;
  • виды налогов или система налогов; классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
  • порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
  • налоговые органы;
  • права и обязанности налогоплательщиков;:
  • права и обязанности налоговых органов;
  • ответственность участников налоговых отношений;
  • защита прав и интересов налогоплательщиков;
  • налоговое законодательство.

Нередко понятия «налоговая система» и «система налогов» смешиваются, понимаются как синонимы. Но это неправильно. Во-первых, "система налогов" - это перечень (каталог) налогов, действующих в данном государстве в данное время. Во-вторых, "система налогов" - это одна из характеристик "налоговой системы".

Длительная историческая практика налогообложения выработала основные принципы построения налоговой  системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы, или правила, впервые  сформулировал Адам Смит в 1776 г. в  своих "Исследованиях о природе  и причинах богатства народов".

  • Первый — принцип равномерности - требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для слабо защищенных социально слоев населения.
  • Второй - принцип определенности - требует, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее точно известны плательщику.
  • Третий — принцип удобства - предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж, ко времени получения дохода.
  • Четвертый - принцип экономности - предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по их сбору должны быть минимальными.
  • Пятый - принцип эффективности - состоит в следующем: налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений; налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества, не вызывая произвольного толкования; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

В социально-экономической жизни страны у налогов различают следующие функции;

  • фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов;
  • социальная - поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства между реальными доходами отдельных групп населения;
  • перераспределительная - обеспечение процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, земли, предпринимательской способности), а другой - в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства в форме налогов. В функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений;
  • контрольная - своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства;
  • регулирующая - регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов. Данная функция имеет три составляющие:
    • стимулирующая — обусловлена активным участием налогов в перераспределительном процессе, который оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения; она подразумевает систему льгот и освобождений;
    • сдерживающая (дестимулирующая) - целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;
    • воспроизводственная - предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. [10]

Конкретные условия налогообложения  могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую  активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру  совокупного спроса, они могут  способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить  его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит  соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

Влияние условий налогообложения  на различные сферы экономической  и социальной жизни чрезвычайно  разнообразны. Налоги традиционно используются как средство демографической политики: различные государства с помощью  налоговых льгот пытаются либо стимулировать, либо сдерживать рост населения. Во многих странах налоги рассматриваются  как средство привлечения капитала в отсталые и низкоразвитые регионы, а также для вытеснения промышленного производства из гипертрофированных мегаполисов. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Налоговая политика  в системе государственного регулирования  экономики. Налоговая ставка как инструмент государственного регулирования

Основным инструментом государственного налогового регулирования является налоговая политика. [12]

Национальная налоговая  политика представляется совокупностью  государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени  эффективности в мобилизации  финансовых ресурсов, их перераспределении  на региональном и общегосударственном  уровнях и использовании в  рамках единого экономического пространства государства. [16]

Главным субъектом налоговой политики является государство. Методологическим условием и предпосылкой определения сущности налоговой политики являются налоговые отношения, а их основой - отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов государства. Налоговая политика реализуется через налоговый механизм, его рычаги, звенья и элементы.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения ВВП в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, повышения уровня доходности населения.

Меры налогового регулирования  широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или  иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности предприятий.

С помощью налоговых льгот  государство может оказывать существенное   влияние   и   на   территориальное   размещение производительных сил, создание объектов инфраструктуры.

Между фискальной и стимулирующей  функциями налогов существует взаимосвязь и известное противоречие. Чрезмерный налоговый пресс (повышение налоговых ставок) отбивает у налогоплательщиков стимулы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс,  замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.

А. Лаффер доказал, что результатом  снижения налогов является экономический  подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера), установил зависимость  между доходами бюджета и уровнем  налогообложения, выраженную как отношение  налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту. Оптимальным считается уровень изъятия в 30%. За пределами этой величины доходы государства не увеличиваются. Происходит это по двум причинам. Во-первых, потому, что снижается             активность производителей.   Во-вторых, у налогоплательщиков вырабатывается   установка   на уклонение от налогообложения.

Графическое   отображение  зависимости   между   доходами государственного   бюджета   и динамикой   налоговых   ставок получило    название    "Кривой Лаффера".

Рис. 1. Кривая Лаффера

На рис.1 по оси ординат отложены налоговые ставки R, а по оси абсцисс - поступления в бюджет Y. При увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок R* обеспечивает максимальное поступление в государственный бюджет Y*. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, и при 100% налогообложении доход государства будет равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно. Другими словами, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.

Таким    образом,    преодолевается    противоречие    между необходимостью максимального  увеличения доходов государства  и ограниченными возможностями  хозяйствующих субъектов и населения  и обеспечивается увеличение доходов  на основе стимулирования роста производства через налоговые ставки, льготы и  налоговую базу.

Повышение или понижение  налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие  на динамику капиталовложений. Очевидно, что для каждого государства  величина оптимального уровня налогообложения  индивидуальна и адекватна конкретному  этапу его экономического и социального  развития. [5]

Существует несколько  типов налоговой политики.

    • Первый тип - политика максимальных налогов. Здесь существует вероятность того, что повышение налогов ведет к снижению мотивации деятельности производителей и не сопровождается приростом государственных доходов.
    • Второй тип - политика оптимальных налогов, которая способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат.
    • Третий тип - налоговая политика, предусматривающая высокий уровень обложения, но при значительной государственной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных фондов.

При эффективной экономике все названные типы налоговой политики, как правило, успешно сочетаются. Для Беларуси характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. [10]

Существуют сдерживающая, или жесткая, и стимулирующая, или  мягкая, фискальные политики, оценка которых происходит при сравнении планируемых стратегий сбора налоговых поступлений и государственных расходов с фактическими результатами (см. рис 2).

Рассмотрим  вариант стимулирующей  налоговой политики. Правительство  проводит ряд мер по уменьшению количества налогов. В первую очередь на предприятии  снижается доля косвенных налогов, включаемых в цену. Следовательно, увеличиваются  и выручка от реализации продукции, и количество продаж, но с большим темпом, чем происходит снижение налогов.

Рис. 2. Мягкая (стимулирующая) и жесткая (сдерживающая) фискальные политики

Тем самым опять же растет доля перечисляемых предприятием налогов  в бюджет. В то же время, при увеличении выручки уменьшается доля условно-постоянных затрат на единицу продукции в  себестоимости, при условии неизменности цены. Значит, у предприятия появляется возможность увеличить заработную плату как за счет роста производства, так и за счет экономии условно-постоянных затрат на единицу продукции.

Следовательно,  растут доходы,  как предприятия, так и располагаемый доход населения. И тем самым растут поступления в бюджет налогов как прямых, так и косвенных. Причем фактические налоговые поступления приводят к сбалансированному бюджету намного раньше, чем плановые показатели.

При сдерживающей политике наблюдаются обратные результаты: за счет увеличения налогов падают как доходы предприятий, так и располагаемый доход населения. Покупательская способность снижается. А значит, снижаются и поступления в бюджет. В результате наблюдается дефицит бюджета, причем фактические налоговые поступления приводят к сбалансированному бюджету намного позже, чем плановые показатели. Такая ситуация характерна для Республики Беларусь. [5]

Многогранность использования  налоговой политики для решения  конкретных задач ставит налоги в  ряд важных общеэкономических категорий, создает неразрывную связь налоговой  политики с такими элементами управления экономикой, как цены. процентные ставки за кредит, уровень оплаты труда. [13]

Изменяя   налоговую   политику,   манипулируя   налоговым механизмом,  государство  получает  возможность  стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности  компаний,  особенно  инвестиционной,  обеспечение преференциальных   налоговых   условий   для   стимулирования приоритетных и региональных направлений движения капитала.

Информация о работе Налоговое регулирование экономики Республики беларусь