Налоговое администрирование в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики
Основные понятия и сущность налогообложения
Классификация налогов
Налоговое администрирование в РБ

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Формирование  равной  налоговой нагрузки в  пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого  налогового пространства, обеспечивающим  свободу движения товаров, труда  и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.[19,c.36] 

Основное направление  совершенствования налоговой  системы  республики и приближения ее к  уровню налогообложения на территории единого экономического  пространства – снижение налоговой нагрузки.  

Несмотря на то, что определенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят, проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов  не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы  каждого платежа,  последствий их ведения и применения как на  национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей,  применении льгот и санкций. Также должна быть определена  программа, предусматривающая наряду с налоговой  политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.[15,c.24] 

Поэтому упорядочение бюджетных  отношений в части  функционирования государственных  целевых  фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую  нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики,  выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политики  налоговой гармонизации. 

Один из вариантов  налогового реформирования предполагает: 

ü                Переход на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога  по нулевой ставке, 

ü                Сокращение отдельных  видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные  бензины и дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации, 

ü                Полную отмену отчислений от выручки  в целевые фонды и единого  платежа от фонда оплаты труда, 

ü                Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26.[11,c.35] 

Предложенные изменения отразятся следующим образом на структуре налоговых платежей и общей величине налоговой нагрузки:  

Таблица 3.4. 

Уровень изъятия  и отчислений в условиях действующей  налоговой системы и предлагаемого  варианта реформирования

показатели 

в % к ВВП при  действующей налоговой системе 

в % к ВВП при  варианте реформирования 

отклонение 
 

НДС 

8,5 

5,4 

-3,1 
 

Акцизы 

2,3 

2,0 

-0,3 

Отчисления в  целевые фонды 

6,5 

-6,5 
 

ФСЗ 

11,4 

8,3 

-3,1 
 

Налог на прибыль 

4,0 

4,2 

+0,2 
 

  Подоходный налог 

3,4 

3,5 

+0,1 
 

Прочие 

3,6 

5,0 

+1,4 

Общая сумма  всех платежей 

39,7 

28,4 

-11,3 
 

Источник: [11,c.35] 

Основной целью  корректировок налоговой системы  является достижение баланса интересов  государства (по сбору налогов) и  бизнеса (по возможностям экономического развития). [10,с.6] 

Таким образом, в качестве основных направлений  реформирования  налоговой системы  можно предложить поэтапное решение  наиболее  актуальных для реального  сектора экономики задач: 

· Сокращение до минимума, а в последствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки, 

·  Снижение налогового бремени на фонд оплаты труда, 

· уменьшение количества платежей за счет объединения сходных  или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их  администрирование, 

· снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы  налогообложения, 

·  максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей.[4,c.32] 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

Изучив состояние  современной системы налогообложения  в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы. 

Налоги -  необходимое  звено  экономических  отношений  в обществе. Они являются основным источником  доходной части бюджетов всех уровней и эффективным  инструментом государственного регулировании социально-экономических  отношений.[2,c.36] 

Хозяйствующие субъекты  уплачивают в бюджет и  во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые  в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления. 

Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение  приобретает принцип  разумного  сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно  создающий гарантию постоянства  налоговой нагрузки в течение длительного времени.  

Главные недостатки налоговой системы РБ  можно  свести к следующим: 

ü         практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы, 

ü         налоговая система перегружена  большим количеством налогов  и платежей, 

ü         доминирование косвенных налогов  по сравнению с прямыми,  

ü         регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических  материалов, принимаемых органами исполнительной власти, 

ü         роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений. 

Вместе с тем  серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм  налогового законодательства  и противоречивостью их интерпретации. 

Тем не менее, налоговая  система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1.                 Аносов В. Снижение налоговой  нагрузки как фактор укрепления  финансового положения реального  сектора // Финансы, учет, аудит  - №11 – 2004, с.37-39. 

2.                 Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги  и налогообложение: Учеб.пособие.  – М.: Экономистъ, 2004, - 560с. 

3.                 Василевская Т.И., Стасенко В.А.  Налоги Беларуси: теория, методика  и практика. – Мн.: Белпринт, 1999 –  544с. 

4.                 Винокурова Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет  и анализ – 2004 - №12, с.31-33. 

5.                 Горский К.В. Некоторые параметры  налоговой реформы // Финансы –  2004 –№2, с.22-26. 

6.                 Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Ростов на Дону: Феникс,2000. – 416с.  

7.                 Заяц Н. , Сидорова А. Налог как  экономическая категория // Финансы,  учет, аудит, - №1, - 2004, с.28-30. 

8.                 Змачинская Г.Н.  Правовые акты  в сфере налогообложения. Общие положения и специфика/Г.Н. Змачинская, А.В. Козляков – Мн.: ИЧУП «Бухгалтерская газета», 2002. – 64с. 

9.                 Иванова И. Налогообложение //Консультант  – 2005 - №7, с.51-55. 

10.            Изменения и дополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам налогообложения в 2004 году - Управление налогообложения   организаций   ИМНС   по   Гродненской области, 2004. 

11.            Киреева Е. Пути реформирования  национальной налоговой системы  в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, - №5 – 2004. с. 32-36. 

12.            Киреева Е. Проблемы реформирования  налоговой системы Республики  Беларусь //Директор, - №6 – 2004, с.42-45. 

13.            Комментарий к Общей части  Налогового кодекса Республики Беларусь / С.В.Авдеенко, И.С.Андреюк, М.О.Григорчук и др. – Мн.: УП «Светоч», 2003. – 352с. 

14.            Мишустин М.В. Совершенствование  налогового администрирования –  фактор повышения эффективности  работы налоговых органов //Финансы, №6 – 2003. с.27-33. 

15.            Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко,  Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред.  Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. – Мн.: БГЭУ,2000. – 368с. 

16.            Налоги и сборы, уплачиваемые  в бюджет и в государственные  бюджетные фоны Республики Беларусь в 2005 году – Управление налогообложения   организаций   ИМНС   по   Гродненской области, 2005. 

17.            О бюджете Республики Беларусь  на 2005 год // Рэспублiка Дзелавая, декабрь 2004. 

18.            О  концептуальных основах  эффективной налоговой системы // Общество и экономика – 2003 - №7-8. 

19.            Полежаев В.А. О развитии модели  налогообложения // Финансы –  2004 -№9, с.36-39. 

20.            Рудый К.В. Финансово-кредитные  системы зарубежных стран –  М.: Новое издание, 2003, с.41-86. 

21.            Сушкова Т. Особенности налогообложения  в 2005 году // Финансовый директор  – 2005 - №1, с.21-30. 

22.            Табала Д.И. Сущность налога  и система налогообложения // Вестник  БДЭУ – 2003 - №3, с.65-67.

Информация о работе Налоговое администрирование в РБ