Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:45, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.
ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики
Основные понятия и сущность налогообложения
Классификация налогов
Налоговое администрирование в РБ
Формирование
равной налоговой нагрузки в
пределах объединенной экономики является
базовым условием формирования единого
налогового пространства, обеспечивающим
свободу движения товаров, труда
и капитала и создающим равные
условия развития национальных экономик.[19,c.36]
Основное направление
совершенствования налоговой системы
республики и приближения ее к
уровню налогообложения на территории
единого экономического пространства
– снижение налоговой нагрузки.
Несмотря на то,
что определенные подвижки в области отчислений
в бюджетные фонды происходят, проблема
их существования в налоговой системе
республики остается по-прежнему острой.
Введение целевых фондов не должно
идти вразрез с общей налоговой политикой
налоговой гармонизации. Для этого необходимо
проводить развернутую оценку влияния
на экономические процессы каждого
платежа, последствий их ведения и
применения как на национальной территории,
так и в региональном союзе в целом. Появляется
объективная необходимость регулирования
правовых отношений, возникающих при установлении,
изменении, отмене различных платежей,
применении льгот и санкций. Также должна
быть определена программа, предусматривающая
наряду с налоговой политикой политику
поэтапной отмены целевых платежей.[15,c.24]
Поэтому упорядочение
бюджетных отношений в части
функционирования государственных
целевых фондов является первоочередной
задачей налогового законодательства,
позволяющей снизит общую нагрузку
на налогоплательщика во всех отраслях
экономики, выровнять базы налогообложения
и ускорить процесс унификации налоговой
системы в рамках проводимой политики
налоговой гармонизации.
Один из вариантов
налогового реформирования предполагает:
ü
Переход на единую ставку изъятия налога
на добавленную стоимость в размере 18%
по всем видам налогооблагаемых оборотов
с учетом полного возмещения сумм налога
по нулевой ставке,
ü
Сокращение отдельных видов ставок
акцизов (на сырую нефть, автомобильные
бензины и дизельное топливо) в соответствии
с аналогами в Российской Федерации,
ü
Полную отмену отчислений от выручки
в целевые фонды и единого
платежа от фонда оплаты труда,
ü
Снижение ставки взносов на социальную
защиту до 26.[11,c.35]
Предложенные изменения
отразятся следующим образом на структуре
налоговых платежей и общей величине налоговой
нагрузки:
Таблица 3.4.
Уровень изъятия
и отчислений в условиях действующей
налоговой системы и
показатели
в % к ВВП при действующей налоговой системе
в % к ВВП при варианте реформирования
отклонение
НДС
8,5
5,4
-3,1
Акцизы
2,3
2,0
-0,3
Отчисления в целевые фонды
6,5
-
-6,5
ФСЗ
11,4
8,3
-3,1
Налог на прибыль
4,0
4,2
+0,2
Подоходный налог
3,4
3,5
+0,1
Прочие
3,6
5,0
+1,4
Общая сумма всех платежей
39,7
28,4
-11,3
Источник: [11,c.35]
Основной целью
корректировок налоговой
Таким образом,
в качестве основных направлений
реформирования налоговой системы
можно предложить поэтапное решение
наиболее актуальных для реального
сектора экономики задач:
· Сокращение до
минимума, а в последствии и отмена
налогов, уплачиваемых из выручки,
· Снижение налогового
бремени на фонд оплаты труда,
· уменьшение количества
платежей за счет объединения сходных
или отмены мелких налогов и сборов
с высокими издержками на их администрирование,
· снижение ставок
некоторых видов налогов по мере расширения
базы налогообложения,
· максимальное
упрощение налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив состояние
современной системы
Налоги - необходимое
звено экономических отношений
в обществе. Они являются основным
источником доходной части бюджетов
всех уровней и эффективным инструментом
государственного регулировании социально-
Хозяйствующие
субъекты уплачивают в бюджет и
во внебюджетные фонды более двадцати
видов налогов и сборов, которые
в комплексе позволяют наиболее
полно учесть платежеспособность налогоплательщиков,
разнообразие форм их доходов, соблюсти
принципы равенства и справедливости
и эффективно регулировать потребления
и накопления.
Для Республики
Беларусь в связи со становлением
налоговой системы особое значение
приобретает принцип разумного
сочетания ее гибкости со стабильностью,
обеспечивающий адекватность налогов
меняющейся экономической ситуации и
одновременно создающий гарантию постоянства
налоговой нагрузки в течение длительного
времени.
Главные недостатки
налоговой системы РБ можно
свести к следующим:
ü
практикуется многократное обложение
разными налогами одной и той же базы,
ü
налоговая система перегружена
большим количеством налогов
и платежей,
ü
доминирование косвенных
ü
регулирование налогов
ü
роль налоговой инспекции сужена
до наложения штрафных санкций вместо
активной профилактики налоговых нарушений.
Вместе с тем
серьезным недостатком отечественной
налоговой системы является рассредоточение
элементов ее нормативно-правовой регламентации
по многочисленным законам и подзаконным
актам, что вызывает вполне справедливые
нарекания у налогоплательщиков. Ситуация
еще более усугубляется недостаточной
конкретизацией отдельных норм налогового
законодательства и противоречивостью
их интерпретации.
Тем не менее, налоговая
система Республики Беларусь от начала
своего становления достигла сравнимо
лучших результатов в уровне налоговой
нагрузки и организации всего процесса
налогообложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.
Аносов В. Снижение налоговой
нагрузки как фактор
2.
Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги
и налогообложение: Учеб.
3.
Василевская Т.И., Стасенко В.А.
Налоги Беларуси: теория, методика
и практика. – Мн.: Белпринт, 1999 –
544с.
4.
Винокурова Т.П. Оценка фискального климата
в налогообложении в РБ // Бухгалтерский
учет и анализ – 2004 - №12, с.31-33.
5.
Горский К.В. Некоторые
6.
Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение:
Ростов на Дону: Феникс,2000. – 416с.
7.
Заяц Н. , Сидорова А. Налог как
экономическая категория // Финансы,
учет, аудит, - №1, - 2004, с.28-30.
8.
Змачинская Г.Н. Правовые акты
в сфере налогообложения. Общие положения
и специфика/Г.Н. Змачинская, А.В. Козляков
– Мн.: ИЧУП «Бухгалтерская газета», 2002.
– 64с.
9.
Иванова И. Налогообложение //
10.
Изменения и дополнения, внесенные
в законодательство РБ по вопросам налогообложения
в 2004 году - Управление налогообложения
организаций ИМНС по
Гродненской области, 2004.
11.
Киреева Е. Пути
12.
Киреева Е. Проблемы
13.
Комментарий к Общей части
Налогового кодекса Республики Беларусь
/ С.В.Авдеенко, И.С.Андреюк, М.О.Григорчук
и др. – Мн.: УП «Светоч», 2003. – 352с.
14.
Мишустин М.В.
15.
Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко,
Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред.
Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. – Мн.: БГЭУ,2000.
– 368с.
16.
Налоги и сборы, уплачиваемые
в бюджет и в государственные
бюджетные фоны Республики Беларусь
в 2005 году – Управление налогообложения
организаций ИМНС по
Гродненской области, 2005.
17.
О бюджете Республики Беларусь
на 2005 год // Рэспублiка Дзелавая,
декабрь 2004.
18.
О концептуальных основах
эффективной налоговой системы // Общество
и экономика – 2003 - №7-8.
19.
Полежаев В.А. О развитии
20.
Рудый К.В. Финансово-
21.
Сушкова Т. Особенности
22. Табала Д.И. Сущность налога и система налогообложения // Вестник БДЭУ – 2003 - №3, с.65-67.