Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:45, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.
ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики
Основные понятия и сущность налогообложения
Классификация налогов
Налоговое администрирование в РБ
здания и сооружения:
1) у физических лиц:
-самовольно возведенные (исключение: с последующим разрешением местных органов власти)
-находящиеся
в аварийном состоянии,
- признанные бесхозяйными;
2)у организаций
сверхнормативного незавершенного строительства, по объектам строительства:
- финансируемым из бюджета;
-жилищного;
-осуществляемого
собственными силами без
Налоговая база
Определяется:
1.организациями
исходя из наличия на 1 января
календарного года зданий и
сооружений по остаточной
2.физическими лицами - исходя из оценки принадлежащих им зданий и сооружений, порядок которой утверждается Президентом РБ.
Льготы
Освобождаются от налога на недвижимость здания и сооружения:
-социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций (за исключением принадлежащих жилых помещений, не используемых для проживания физическими лицами);
-Белорусских обществ инвалидов, глухих, инвалидов по зрению, если численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности в среднем за период;
-"Белпочта";
-законсервированные;
-предназначенные
для охраны окружающей среды
и улучшения экологической
-признаваемые
историко-культурными
- придорожного сервиса в течение 2 лет с даты ввода их в эксплуатацию, автомобильные дороги общего пользования;
- культовые;
- организаций,
впервые введенные в действие
в течение одного года с
момента их ввода в
- принадлежащее физическому лицу на праве собственности одно жилое помещение в многоквартирном жилом доме (при наличии у физических лиц двух и более жилых помещений освобождается только одно);
Принадлежащие:
- нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии совместно проживающих трудоспособных лиц;
- многодетным семьям;
- военнослужащим срочной военной службы, участникам ВОВ;
- физическим лиц, постоянно проживающим в сельской местности и работающим (пенсионерам) в организациях, расположенных в сельской местности, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, здравоохранения, культуры, образования и социальной защиты
Сроки уплаты
Организации подают налоговую декларацию не позднее 20 января отчетного года, уплачивают до 22 числа 1-го месяца квартала в размере ¼ годовой суммы.
Физические
лица получают налоговое извещение до
1августа, уплачивают до 15 ноября.
Высокая налоговая нагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программ социального развития.
В
течение последних лет
Таблица 3.1 -
Показатели | Темпы роста ВВП | Реальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % | Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП | Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % |
2000 | 106 | 42,2 | 0,5 | 42,7 |
2001 | 104,1 | 41,5 | 0,8 | 42,3 |
2002 | 104,7 | 39,7 | 0,9 | 40,6 |
2003 | 105,6 | 40,7 | 1,5 | 42,2 |
2004 | 111,4 | 41,9 | 1,2 | 43,1 |
2005 | 19,4 | 41,1 | 0,5 | 41,6 |
2006 | 110 | 42,4 | 0,3 | 42,7 |
2007 | 108,6 | 42,2 | 0,5 | 42,7 |
2008 | 110,2 | 41,5 | 0,9 | 42,4 |
2009 | 100,2 | 41,3 | 1,1 | 42,3 |
2010 | 107,6 | 38,7 | 1,7 | 41,9 |
Источник: [11,c.33
]
Основная доля
налоговых изъятий приходиться на
налоги, взимаемые с фонда оплаты труда,
что дает двойной негативный эффект:
уменьшает финансовый результат (прибыль)
и приводит к сокращению реальных доходов
населения. Динамика их изменений за
предшествующие годы представлена
в Таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Уровень налоговых изъятий от фонда оплаты труда в 1998-2002 годах, в %
Показатели
1998
1999
2000
2001
2002
Налоги и отчисления с ФОТ
52,1
52,3
50,3
49,1
49,4
Чрезвычайный налог
3,0
2,7
2,8
0,0
0,0
Отчисления в фонд занятости
1,1
1,0
1,0
0,0
0,0
Единый платеж от ФОТ
0,0
0,0
0,0
3,6
3,8
Подоходный налог
11,9
10,2
10,6
9,9
9,7
Отчисления на содержание ДДУ
2,2
2,7
0,0
0,0
0,0
ФСЗН
33,9
35,8
35,9
35,5
35,9
Источник: [1,c.37]
Как свидетельствуют
данные таблицы, за счет прямых
налогов от ФОТ формируется
около 13% доходов консолидированного
бюджета и практически весь внебюджетный
фонд социальной защиты населения.
Наибольший удельный вес в структуре
платежей от ФОТ они составляют около
75%. Доля подоходного налога занимает
19% в общей сумме налогов на ФОТ. Необходимо
отметить, что за анализируемый период
наблюдается устойчивое сокращение уровня
изъятия по подоходному налогу, что отражает
тенденцию снижения общего уровня жизни
населения и сокращения получаемых ими
доходов, а так же провоцирует сокрытие
объекта налогообложения.
С самого начала
становления и развития налоговой
системы Республики Беларусь система
налогообложения постоянно
Таблица 3.3.
Динамика удельного
веса налогов в доходах
показатель
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Доходы гос.бюджета
3,6
6,5
36,2
51,3
11,3
239,5
1054,9
3179,3
5728,7
8204
12168
Налоговые поступления
3,2
5,7
28,6
39
85,9
205,3
923,7
2898,5
5113,2
7219,1
10544
в % к доходам бюджета
88,5
87,1
78,9
76,0
77,2
85,7
87,6
91,2
89,3
88,0
86,7
В том числе
Косвенные налоги
1,5
2,6
13,3
20,8
48,2
119,5
577,9
1862,6
3201,9
4553,4
6658,1
в % к доходам бюджета
42,2
40,2
36,8
40,6
43,3
49,9
54,8
58,6
55,9
55,5
54,7
Прямые налоги
1,4
2,6
12,3
13,6
31,1
66,6
269,5
887,1
1609,2
2150,8
3033,6
в % к доходам бюджета
37,8
40,0
34,0
26,5
28,0
27,8
25,6
27,9
28,1
26,2
24,9
Смешанные налоги
0,3
0,5
3
4,6
6,6
19,2
76,3
148,8
302,1
514,9
852,2
в % к доходам бюджета
8,5
7,7
8,3
8,9
5,9
8,0
7,2
4,7
5,3
6,3
7,0
Источник: [12,c.43]
Такое положение
затрудняет реализацию основных функций
налогов – распределительную и стимулирующую.
В то же время существование таких налоговых
поступлений позволяет обеспечить
формирование доходной части бюджета
в условиях сезонных колебаний объемов
производства, остатков готовой продукции
и финансового положения реального сектора
экономики. Тем не менее на перспективу
в республике избран курс на сокращение
оборотных налогов и платежей из выручки.
3.2. Пути реформирования
налогообложения в РБ.
Применяемая в
республике налоговая система имеет
общепризнанный набор налоговых платежей,
используемых в европейских странах и
в странах СНГ, однако активное участие
Беларуси в региональных экономических
группировках и, в частности, в Евразийском
экономическом сообществе вызывает
необходимость реформирования национальной
налоговой системы.