Налоговое администрирование в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики
Основные понятия и сущность налогообложения
Классификация налогов
Налоговое администрирование в РБ

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

здания  и сооружения:

1) у физических лиц:

-самовольно  возведенные (исключение: с последующим  разрешением местных органов  власти)

-находящиеся  в аварийном состоянии, эксплуатация  которых прекращена из-за нарушения требований безопасности;

- признанные  бесхозяйными;

2)у организаций

сверхнормативного незавершенного строительства, по объектам строительства:

- финансируемым  из бюджета;

-жилищного;

-осуществляемого  собственными силами без привлечения сторонней строительной организации.

   Налоговая база

 Определяется:

1.организациями  исходя из наличия на 1 января  календарного года зданий и  сооружений по остаточной стоимости  и стоимости зданий и сооружений  сверхнормативного незавершенного  строительства

2.физическими  лицами - исходя из оценки принадлежащих им зданий и сооружений, порядок которой утверждается Президентом РБ.

  Льготы

 Освобождаются от налога на недвижимость здания и сооружения:

-социально-культурного  назначения и жилищного фонда  местных Советов депутатов, организаций (за исключением принадлежащих жилых помещений, не используемых для проживания физическими лицами);

-Белорусских  обществ инвалидов, глухих, инвалидов  по зрению, если численность инвалидов  составляет не менее 50% от списочной численности в среднем за период;

-"Белпочта";

-законсервированные;

-предназначенные  для охраны окружающей среды  и улучшения экологической обстановки (по перечню Президента РБ);

-признаваемые  историко-культурными ценностями;

- придорожного  сервиса в течение 2 лет с даты ввода их в эксплуатацию, автомобильные дороги общего пользования;

- культовые;

- организаций,  впервые введенные в действие  в течение одного года с  момента их ввода в эксплуатацию;

- принадлежащее физическому лицу на праве собственности одно жилое помещение в многоквартирном жилом доме (при наличии у физических лиц двух и более жилых помещений освобождается только одно);

Принадлежащие:

- нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии совместно проживающих трудоспособных лиц;

- многодетным семьям;

- военнослужащим  срочной военной службы, участникам ВОВ;

- физическим лиц, постоянно проживающим в сельской местности и работающим (пенсионерам) в организациях, расположенных в сельской местности,  осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, здравоохранения, культуры, образования и социальной защиты

   Сроки уплаты

 Организации подают налоговую декларацию не позднее 20 января отчетного года, уплачивают до 22 числа 1-го месяца квартала в размере ¼ годовой суммы.

Физические  лица получают налоговое извещение до 1августа, уплачивают до 15 ноября. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Пути  усовершенствования налоговой нагрузки в РБ
 
    1. Изменения налоговой нагрузки в 2000-2010 гг
 
 

  Высокая налоговая нагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программ социального развития.

  В  течение последних лет происходило снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему остается самой высокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в таблице 3.1.

Таблица 3.1 -

Показатели Темпы роста  ВВП Реальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП Номинальная налоговая  нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), %
2000 106 42,2 0,5 42,7
2001 104,1 41,5 0,8 42,3
2002 104,7 39,7 0,9 40,6
2003 105,6 40,7 1,5 42,2
2004 111,4 41,9 1,2 43,1
2005 19,4 41,1 0,5 41,6
2006 110 42,4 0,3 42,7
2007 108,6 42,2 0,5 42,7
2008 110,2 41,5 0,9 42,4
2009 100,2 41,3 1,1 42,3
2010 107,6 38,7 1,7 41,9
 

Источник: [11,c.33 ] 

Основная доля налоговых изъятий приходиться на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что дает двойной  негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения.  Динамика их изменений за предшествующие годы  представлена в Таблице 3.2. 

Таблица 3.2. 

Уровень налоговых  изъятий от фонда оплаты труда  в 1998-2002 годах, в %

Показатели 

1998 

1999 

2000 

2001 

2002 

Налоги и отчисления с ФОТ 

52,1 

52,3 

50,3 

49,1 

49,4 

Чрезвычайный  налог 

3,0 

2,7 

2,8 

0,0 

0,0 

Отчисления в  фонд занятости 

1,1 

1,0 

1,0 

0,0 

0,0 

Единый платеж от ФОТ 

0,0 

0,0 

0,0 

3,6 

3,8 

Подоходный налог 

11,9 

10,2 

10,6 

9,9 

9,7 

Отчисления на содержание ДДУ 

2,2 

2,7 

0,0 

0,0 

0,0 

ФСЗН 

33,9 

35,8 

35,9 

35,5 

35,9 
 

Источник: [1,c.37] 
 

Как свидетельствуют  данные  таблицы,  за счет прямых налогов  от ФОТ  формируется  около 13% доходов консолидированного  бюджета  и практически  весь внебюджетный  фонд  социальной защиты населения.  Наибольший удельный вес  в структуре платежей от ФОТ  они составляют около 75%. Доля подоходного налога  занимает 19% в общей сумме налогов на ФОТ. Необходимо отметить,  что за анализируемый период  наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу, что отражает тенденцию снижения общего уровня жизни населения и сокращения получаемых ими доходов, а так же  провоцирует сокрытие объекта налогообложения.  

С самого начала становления и развития налоговой  системы Республики Беларусь система  налогообложения постоянно корректируется  и изменяется. Динамика этих изменений отражена в Таблице 3.3. 
 

Таблица 3.3. 

Динамика удельного  веса налогов в доходах консолидированного бюджета РБ в 1993-2003 г.г., млрд.руб.

показатель 

1993 

1994 

1995 

1996 

1997 

1998 

1999 

2000 

2001 

2002 

2003 

Доходы гос.бюджета 

3,6 

6,5 

36,2 

51,3 

11,3 

239,5 

1054,9 

3179,3 

5728,7 

8204 

12168 

Налоговые поступления 

3,2 

5,7 

28,6 

39 

85,9 

205,3 

923,7 

2898,5 

5113,2 

7219,1 

10544 

в % к доходам  бюджета 

88,5 

87,1 

78,9 

76,0 

77,2 

85,7 

87,6 

91,2 

89,3 

88,0 

86,7 

В том числе  
 

Косвенные налоги 

1,5 

2,6 

13,3 

20,8 

48,2 

119,5 

577,9 

1862,6 

3201,9 

4553,4 

6658,1 

в % к доходам  бюджета 

42,2 

40,2 

36,8 

40,6 

43,3 

49,9 

54,8 

58,6 

55,9 

55,5 

54,7 

Прямые налоги 

1,4 

2,6 

12,3 

13,6 

31,1 

66,6 

269,5 

887,1 

1609,2 

2150,8 

3033,6 

в % к доходам  бюджета 

37,8 

40,0 

34,0 

26,5 

28,0 

27,8 

25,6 

27,9 

28,1 

26,2 

24,9 

Смешанные налоги 

0,3 

0,5 

4,6 

6,6 

19,2 

76,3 

148,8 

302,1 

514,9 

852,2 

в % к доходам  бюджета 

8,5 

7,7 

8,3 

8,9 

5,9 

8,0 

7,2 

4,7 

5,3 

6,3 

7,0 
 

Источник: [12,c.43] 
 

Такое положение  затрудняет реализацию основных функций  налогов – распределительную и стимулирующую. В то же время существование таких налоговых поступлений  позволяет обеспечить формирование доходной части бюджета в условиях  сезонных колебаний объемов производства, остатков готовой продукции и финансового положения реального сектора экономики.  Тем не менее  на перспективу в республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки. 

  

3.2. Пути реформирования  налогообложения в РБ. 

  

Применяемая в  республике налоговая  система имеет  общепризнанный набор  налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако  активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в  Евразийском экономическом сообществе  вызывает необходимость реформирования  национальной налоговой системы.  

Информация о работе Налоговое администрирование в РБ