Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:45, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.
ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики
Основные понятия и сущность налогообложения
Классификация налогов
Налоговое администрирование в РБ
Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются:
1.в зависимости от каналов поступления различают:
республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль;
налоги на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянные представительство;
подоходный налог с физических лиц;
экологический налог;
налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
налоги на недвижимость;
земельный налог;
сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования РБ;
таможенная пошлина и таможенные сборы;
гербовый сбор;
оффшорный сбор;
консульский сбор;
государственная пошлина;
патентные пошлины. [13,c.38]
местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:
налог за владение собаками;
курортный сбор;
сбор
с заготовителей.
2.по видам плательщиков:
взимаемые с юридических лиц;
взимаемые
с физических лиц.
3. по способу изъятия:
прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц;
косвенные – это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:
4. по объекту обложения:
платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:
платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:
платежи, уплачиваемые из прибыли:
5. в зависимости от назначения:
общие налоги – налоги общего назначения (абстрактные), будучи зачисленными в бюджет, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям;
целевые
(специальные) налоги предназначены для
финансирования конкретных мероприятий.
6. по способу налогообложения:
кадастровый – он предполагает использование кадастра, содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта налогообложения, который используется при исчислении определенного вида налога;
административный – предполагает исчисление и изъятие налога у источника выплаты дохода, таким способом уплачивается подоходный налог, налог с доходов иностранной организации;
декларационный
– предусматривает подачу плательщиком
в налоговые органы официального заявления
о величине объекта налогообложения, куда
входят данные о доходах и расходах плательщика,
источниках доходов, налоговых льготах
и порядке исчисления налогов.
1.3
Налоговое администрирование
в РБ
Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.
В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинство государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет – обязанность, скорее, самого государства. [8,c.49]
Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
В РБ к числу государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся также таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ).
Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.
Функции налоговых органов, их права и обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговых органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь».
Основные задачи налоговых органов – это:
2. обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;
3. обеспечение учета налогов;
4. разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы государственных налоговых органов;
5. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
6. предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции;
7. привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных законодательством о налогах и предпринимательстве;
8. подготовка налоговых соглашений с другими государственными, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;
9. издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов.[14,c.29-30].
Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.
Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые последствия и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций, методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято считать организационные действия.
Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с последующим контролем.
Основными условиями осуществления налогового контроля являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов. В настоящее время налоговый контроль проводиться посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режим и правовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.
Следует
иметь в виду, что выполнение главной задачи
налогового администрирования – обеспечение
«собираемости» налогов – зависит не
только и не сколько от эффективности
работы налоговых администраций, сколько
определяется прежде всего возможностями
самой экономики. [5,c.23]
2
Налогообложение
в Республике Беларусь
2.1.
Косвенные налоги
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Налог на добавленную стоимость - основной косвенный налог. Впервые НДС в его современной трактовке был введен во Франции экономистом П.Лоре в 1954 году и уже в 80-е годы ХХ в. получил широкое распространение в других странах. История развития налога не имеет аналога такого быстрого перехода налога из области теории в практику, занявшего доминирующее положение среди косвенных налогов в бюджете большинства стран мира. Например, доля НДС в доходах консолидированного бюджета РБ составила в 2010 г. 33,3 %, а доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета РФ за аналогичный период составила около 40%.
Объект обложения:
1.обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, основных средств и нематериальных активов, включая обороты по:
а) реализации своим работникам;
б) обмену товаров, работ, услуг;
в) передаче:
-безвозмездной;
-по
соглашению о предоставлении
взамен исполнения
-объекта в лизинг, аренду;
г) прочее выбытие (помимо продажи, обмена, безвозмездной передачи);
2.ввоз товаров на территорию РБ (за исключением освобождаемых).
Объектом не признаются:
-полученные сборы и платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
-арендная плата от сдачи государственных предприятий (в целом как имущественного комплекса);