Налоговое администрирование в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики
Основные понятия и сущность налогообложения
Классификация налогов
Налоговое администрирование в РБ

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

  Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются:

1.в зависимости от каналов поступления различают:

республиканские или общегосударственные  налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на прибыль;

налоги  на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянные представительство;

подоходный  налог с физических лиц;

экологический налог;

налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

налоги  на недвижимость;

земельный налог;

сбор  за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования РБ;

таможенная  пошлина и таможенные сборы;

гербовый  сбор;

оффшорный сбор;

консульский сбор;

государственная пошлина;

патентные пошлины. [13,c.38]

местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:

налог за владение собаками;

курортный сбор;

сбор  с заготовителей. 

2.по видам плательщиков:

взимаемые с юридических  лиц;

взимаемые с физических лиц. 

3. по способу изъятия:

  прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц;

косвенные – это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:

  • акциз – налог с оборота, взимаемый  со  стоимости товаров массового производства;
  • налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной  стоимости.

          

4. по объекту обложения:

платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:

  •   НДС,
  •   Акцизы,
  • Таможенные сборы.

платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:

        • Отчисления в Фонд социальной защиты населения;
        • Земельный налог;
        • Экологический налог;
        • Отчисления в инновационные фонды;
        • Государственная пошлина;
        • Взносы в Белгосстрах.

платежи, уплачиваемые из прибыли:

  • Налог на недвижимость;
  • Налог на прибыль;
  • Транспортный сбор.
 

5. в  зависимости от назначения:

общие налоги – налоги общего назначения (абстрактные), будучи зачисленными в бюджет, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям;

целевые (специальные) налоги предназначены для финансирования конкретных мероприятий. 

6. по  способу налогообложения:

кадастровый – он предполагает использование кадастра, содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта налогообложения, который используется при исчислении определенного вида налога;

административный – предполагает исчисление и изъятие налога у источника выплаты дохода, таким способом уплачивается подоходный налог, налог с доходов иностранной организации;

декларационный – предусматривает подачу плательщиком в налоговые органы официального заявления о величине объекта налогообложения, куда входят данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налогов. 

              
 

1.3 Налоговое администрирование в РБ 
 

  Одно из важнейших  условий стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечение устойчивого сбора  налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.

  В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения.  Большинство государственных контролирующих органов  и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической  ситуации.  Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически  и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет – обязанность, скорее, самого государства. [8,c.49]

  Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов  в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах  и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная  налоговая инспекция при Министерстве финансов  БССР. В течение последующих 10 лет  налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров  Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет  Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании  системы республиканских органов государственного управления  и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»  Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

  В РБ к числу государственных органов,  осуществляющих налоговое администрирование, относятся также  таможенные и иные государственные органы, обладающие  полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета  государственного контроля РБ).

  Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.

   Функции налоговых органов, их права и обязанности, права и  обязанности должностных лиц налоговых органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой  инспекции Республики Беларусь».

Основные  задачи налоговых органов – это:

  1. контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве;

2.      обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;

3.      обеспечение учета налогов;

4. разработка предложений по совершенствованию налогового  законодательства и организации  работы государственных налоговых органов;

5.      осуществление валютного контроля в пределах своей  компетенции;

6.      предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции;

7.  привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных законодательством о налогах и предпринимательстве;

8.  подготовка налоговых соглашений  с другими государственными,  осуществление связей с их налоговыми службами, изучение  опыта их работы;

9.     издание методических указаний и разъяснений о порядке  исчисления и взимания налогов.[14,c.29-30].

  Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.

  Правовой  считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые последствия  и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций, методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято считать организационные действия.

  Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется  как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет  налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.  По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля  в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня  развития налоговой системы и общей организации контроля.  В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой.  Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития  компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет  последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль,  непосредственно  связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны  в равной мере сочетаться с последующим контролем.

  Основными условиями осуществления налогового контроля  являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов. В настоящее время налоговый контроль проводиться посредством проверок.  По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые.  Правовой режим и правовая регламентация проверки  зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.

  Следует иметь в виду, что выполнение главной задачи  налогового администрирования – обеспечение «собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от эффективности работы  налоговых администраций, сколько определяется  прежде всего  возможностями самой экономики. [5,c.23] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Налогообложение  в Республике Беларусь 

    2.1.   Косвенные налоги 
     

   Налог на добавленную стоимость (НДС)

  Налог на добавленную стоимость -  основной косвенный налог. Впервые НДС в его современной трактовке был введен во Франции экономистом П.Лоре в 1954 году и уже в 80-е годы ХХ в. получил широкое распространение в других странах. История развития налога  не имеет аналога такого быстрого перехода налога из области теории в практику, занявшего доминирующее положение среди косвенных налогов в бюджете большинства стран мира.  Например, доля НДС в доходах консолидированного бюджета РБ составила в 2010 г. 33,3 %, а доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета РФ за аналогичный период  составила около 40%.

  Объект обложения:

1.обороты  по реализации товаров (работ,  услуг), имущественных прав, основных средств и нематериальных активов, включая обороты по:

а) реализации своим работникам;

б) обмену товаров, работ, услуг;

 в) передаче:

-безвозмездной;

-по  соглашению о предоставлении  взамен исполнения обязательства  отступного;

-объекта в лизинг, аренду;

г) прочее выбытие (помимо продажи, обмена, безвозмездной передачи);

2.ввоз  товаров на территорию РБ (за  исключением освобождаемых).

Объектом  не признаются:

-полученные  сборы и платежи в бюджет  и внебюджетные фонды;

-арендная  плата от сдачи государственных предприятий (в целом как имущественного комплекса);

Информация о работе Налоговое администрирование в РБ