Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 17:19, контрольная работа
Налоговое бремя (налоговая нагрузка) — 1) мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Величина налогового бремени зависит, прежде всего, от видов налогов и налоговых ставок. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.
Введение 1
1. Налоговая нагрузка: как ее определять? 2
2. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление 11
3.Совокупность налоговых режимов и условия их
применения, предусмотренные налоговым законодательством
Российской Федерации. 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Содержание
Введение 1
1. Налоговая нагрузка: как ее определять? 2
2. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление 11
3.Совокупность налоговых режимов и условия их
применения, предусмотренные налоговым законодательством
Российской Федерации. 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
введение
Налоговая
нагрузка — это комплексная
Налоговое
бремя (налоговая нагрузка) — 1) мера,
степень, уровень экономических
ограничений, создаваемых отчислением
средств на уплату налогов, отвлечением
их от других возможных направлений
использования. Величина налогового бремени
зависит, прежде всего, от видов налогов
и налоговых ставок. Количественно налоговая
нагрузка может быть измерена отношением
общей суммы налоговых изъятий за определенный
период к сумме доходов субъекта налогообложения
за тот же период. Распределение налогового
бремени между налогоплательщиками опирается
на два принципа: а) увязка налога с получаемыми
за счет него благами, например налог с
владельцев транспортных средств. Такой
подход весьма ограничен, так как отдельные
виды государственных расходов (скажем,
пособие по безработице) невозможно переложить
на пользователей; б) принцип платежеспособности,
согласно которому чем выше доходы лица,
чем больше у него способность платить,
тем более высоким должен быть налог, которым
облагается лицо; 2) в широком смысле слова
— бремя, налагаемое любым платежом.
На основании
анализа предлагаемых в экономической
литературе подходов к содержанию понятия
«налогового бремени» или «налоговой
нагрузки» представляется, что этот
показатель определяется на уровне хозяйствующего
субъекта как отношение показателей уровня
налогообложения и соответствующих им
финансово-результирующих показателей
(выручки, прибыли, чистого денежного потока),
либо величины капитала организации, являющейся
следствием динамики финансово-результирующих
показателей.
Показатели,
характеризующие уровень
Налоговая
нагрузка предприятий и эффективность
организации налоговой системы страны
определяется не только суммами налоговых
поступлений, но и расходами на организацию
сборов налогов: на налоговый учет на предприятиях
и на содержание налоговых органов.
Налоговая
нагрузка: как ее
определять?
Эффективная налоговая система обеспечивает финансовыми ресурсами необходимые потребности бюджета, стимулирует деятельность хозяйствующих субъектов. Ее влияние в последнем случае во многом определяется налоговой нагрузкой, которая является существенным индикатором налогового климата. Налоговая нагрузка - важнейший показатель, отражающий как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, его взаимодействие с бизнесом. Этим объясняется всеобщий живой интерес к налоговой нагрузке на экономику страны в целом и ее определению на микроуровне.
В
настоящее время в России налоговая
нагрузка на макроуровне характеризуется
долей налогов в валовом
В литературе имеются методики определения налоговой нагрузки на экономические субъекты, которые различаются составом налогов, включаемых в расчет, а также выбором базового показателя деятельности организаций, с которым соотносится сумма налогов. В этой связи представляет немалый интерес анализ налоговой нагрузки на экономику России, характеризующей эффективность ее налоговой системы, а также определение универсального показателя налоговой нагрузки, позволяющего сравнивать уровни налогообложения в организациях различных отраслей народного хозяйства.
Общепринятая методика расчета налоговой нагрузки позволяла бы организациям самостоятельно рассчитывать и оценивать ее уровень, обосновывать управленческие решения, а также прогнозировать эту нагрузку на перспективу. В случае необходимости организации смогли бы оптимизировать налоговую нагрузку путем применения различных законных методов.
Налоговая нагрузка на экономику, как правило, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. В настоящее время налоговые доходы определяются их поступлениями, администрируемыми ФНС России, в ее бюджетную систему, включающую и государственные внебюджетные фонды. В эти поступления не входят таможенные пошлины, которые администрируются таможенными органами. Дело в том, что до 2005 г. таможенные пошлины входили в систему налогов и сборов. В связи с изменением законодательства с 2005 г. таможенные пошлины и таможенные сборы исключены из ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и являются неналоговыми доходами от внешнеэкономической деятельности.
Вместе с тем и таможенные пошлины обязательны к уплате, им присущи коренные черты налогов, они являются косвенными налогами. Поэтому, несмотря на то что таможенные платежи отнесены к неналоговым доходам, их, на мой взгляд, следует учитывать при определении налоговой нагрузки.
Как
известно, таможенные пошлины уплачивают
только субъекты предпринимательства
в сфере внешнеэкономической
деятельности. Для других организаций
и индивидуальных предпринимателей
налоговая нагрузка на макроуровне
значительно ниже. В таблице 1 приведены
расчетные показатели налоговой нагрузки
в России в 2005 - 2007 гг., определяемые как
отношение всех поступивших налогов и
страховых взносов к ВВП, в двух вариантах
- с учетом и без учета таможенных пошлин.
Таблица
1
Налоговая
нагрузка в РФ в 2005 - 2007 гг. <1> (в %)
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Налоговая нагрузка (без учета таможенных пошлин) | 29,1 | 28,1 | 29,7 |
Доля таможенных пошлин в ВВП | 7,5 | 8,3 | 7,0 |
Налоговая нагрузка (с учетом таможенных пошлин) | 36,6 | 36,4 | 36,7 |
--------------------------
<1>
Источники: www.minfin.ru; www.gks.ru; www.nalog.ru; Национальные
счета России в 2000 - 2007 годах.
Стат. сб. М., 2008. - С. 10.
Из данных приведенной таблицы видно, что:
1) доля таможенных пошлин в ВВП за последние годы составляет 7,0 - 8,3% - это показатель весомого влияния их на уровень налоговой нагрузки и на экономику в целом;
2)
налоговая нагрузка для
3)
налоговая нагрузка на всю
экономику страны в последние
три года находится в
Сегодня довольно сложно прогнозировать дальнейшую динамику изменения налоговой нагрузки. Финансовый кризис, безусловно, скажется на налоговых обязательствах налогоплательщиков.
В условиях финансовой нестабильности, спада производства и роста инфляции субъектам предпринимательства становится труднее уплачивать налоги. Они острее ощущают тяжесть налоговой нагрузки и активно ищут различные пути ее снижения. Вместе с тем ясно, что в целом уровень налоговой нагрузки и в ближайшей перспективе будет определяться в конечном счете состоянием экономики страны, проводимой государством налоговой политикой в условиях переживаемого финансового кризиса и налоговым администрированием.
В рассматриваемой связи хотела бы привлечь внимание к тому, что важной выглядит проблема, обусловленная тем, что показатель сложившейся налоговой нагрузки на макроуровне не вполне адекватно отражает степень тяжести налоговых обязательств конкретных налогоплательщиков. Как известно, в стране достаточно широко применяются малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями специальные налоговые режимы, которые существенно сокращают налоговую нагрузку. Сложился здесь и сектор теневой экономики, который уклоняется от уплаты налогов. Добросовестные налогоплательщики, охваченные общим режимом налогообложения, могут испытывать высокую налоговую нагрузку, которая существенно отлична в сторону увеличения от сложившегося ее показателя на макроуровне. Особенно такая ситуация характерна для субъектов предпринимательства с трудоемкими производствами. Проблема заключается в том, чтобы максимально точно определить реальный уровень налоговой нагрузки конкретных налогоплательщиков в различных отраслях экономики, а также в ее оптимизации.
Отсутствие
общепризнанной методики определения
налоговой нагрузки не позволяет
по единым правилам рассчитать ее для
различных организаций и
Для
того чтобы сравнить сложившийся
в организации уровень
НП + СВ
1
Н = --------
x 100%,
Н
ДС
где
Н - налоговая нагрузка
н
СВ - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
НП - все уплаченные налоги, включая налог на доходы физических лиц;
1
ДС - добавленная стоимость.
При
определении налоговой нагрузки
организаций применяются
отношение налогов к выручке от реализации;
отношение налогов к прибыли;
отношение
налогов к добавленной
другие.
Широко известна методика расчета налоговой нагрузки организаций, разработанная Минфином России. По данной методике она определяется как отношение суммы всех начисленных налогов, включая платежи во внебюджетные фонды, к объему реализации продукции. Методика эта достаточно удобна и проста, но имеет и существенные недостатки. Было бы правильнее исключить налог на доходы физических лиц из расчета налоговой нагрузки. Указанная методика не учитывает структуру расходов на производство продукции. Так, в некоторых производствах большую часть затрат составляют материальные расходы и амортизация. Следовательно, в основном именно с этими расходами будет сопоставляться сумма налоговых платежей.
Рассматриваемая методика недостаточно корректна - здесь налоговые платежи соотносятся не только с вновь созданной стоимостью, но и с материальными затратами на производство продукции, которые между тем не имеют отношения к налоговой нагрузке. Уровень налоговой нагрузки, определенный по указанной методике, не означает равной напряженности налоговых обязательств для организаций различных отраслей. Поэтому полученные здесь значения налоговой нагрузки можно сравнивать только у аналогичных организаций, имеющих сопоставимую структуру выручки.