Налоговая нагрузка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Налоговое бремя (налоговая нагрузка) — 1) мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Величина налогового бремени зависит, прежде всего, от видов налогов и налоговых ставок. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

Содержание

Введение 1

1. Налоговая нагрузка: как ее определять? 2

2. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление 11

3.Совокупность налоговых режимов и условия их

применения, предусмотренные налоговым законодательством

Российской Федерации. 18

Заключение 22

Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

общая теория налогоо-я. Налоговая нагрузка.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение           1

1. Налоговая нагрузка: как ее определять?     2

2. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление    11

3.Совокупность налоговых режимов и условия их

применения,    предусмотренные налоговым законодательством

Российской  Федерации.        18

Заключение          22

Список  используемой литературы       23

 

введение 

Налоговая нагрузка — это комплексная характеристика, которая включает: количество налогов  и других обязательных платежей; структуру  налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие. 

Налоговое бремя (налоговая нагрузка) — 1) мера, степень, уровень экономических  ограничений, создаваемых отчислением  средств на уплату налогов, отвлечением  их от других возможных направлений использования. Величина налогового бремени зависит, прежде всего, от видов налогов и налоговых ставок. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на два принципа: а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например налог с владельцев транспортных средств. Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей; б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, чем больше у него способность платить, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо; 2) в широком смысле слова — бремя, налагаемое любым платежом. 

На основании  анализа предлагаемых в экономической  литературе подходов к содержанию понятия  «налогового бремени» или «налоговой нагрузки» представляется, что этот показатель определяется на уровне хозяйствующего субъекта как отношение показателей уровня налогообложения и соответствующих им финансово-результирующих показателей (выручки, прибыли, чистого денежного потока), либо величины капитала организации, являющейся следствием динамики финансово-результирующих показателей. 

Показатели, характеризующие уровень налогообложения, могут быть представлены тремя группами, в соответствии с учетными методами используемыми при их формировании: по методу начисления — налоговые  издержки; по кассовому методу — денежные потоки организации, возникающие в процессе налогообложения; по балансовому методу — балансовые остатки кредиторской задолженности перед государством по уплате налогов. 

Налоговая нагрузка предприятий и эффективность  организации налоговой системы страны определяется не только суммами налоговых поступлений, но и расходами на организацию сборов налогов: на налоговый учет на предприятиях и на содержание налоговых органов. 
 
 

Налоговая нагрузка: как ее определять? 

    Эффективная налоговая система обеспечивает финансовыми ресурсами необходимые потребности бюджета, стимулирует деятельность хозяйствующих субъектов. Ее влияние в последнем случае во многом определяется налоговой нагрузкой, которая является существенным индикатором налогового климата. Налоговая нагрузка - важнейший показатель, отражающий как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, его взаимодействие с бизнесом. Этим объясняется всеобщий живой интерес к налоговой нагрузке на экономику страны в целом и ее определению на микроуровне.

    В настоящее время в России налоговая  нагрузка на макроуровне характеризуется  долей налогов в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП), исчисляемой  на базе показателей развития экономики  страны. В то же время нет единого  подхода в отношении методологии ее определения на микроуровне - на уровне хозяйствующих субъектов. Сегодня нет общепринятой методики исчисления абсолютной и относительной налоговой нагрузки организаций.

    В литературе имеются методики определения  налоговой нагрузки на экономические субъекты, которые различаются составом налогов, включаемых в расчет, а также выбором базового показателя деятельности организаций, с которым соотносится сумма налогов. В этой связи представляет немалый интерес анализ налоговой нагрузки на экономику России, характеризующей эффективность ее налоговой системы, а также определение универсального показателя налоговой нагрузки, позволяющего сравнивать уровни налогообложения в организациях различных отраслей народного хозяйства.

    Общепринятая  методика расчета налоговой нагрузки позволяла бы организациям самостоятельно рассчитывать и оценивать ее уровень, обосновывать управленческие решения, а также прогнозировать эту нагрузку на перспективу. В случае необходимости организации смогли бы оптимизировать налоговую нагрузку путем применения различных законных методов.

    Налоговая нагрузка на экономику, как правило, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов  к созданному ВВП. В настоящее  время налоговые доходы определяются их поступлениями, администрируемыми ФНС России, в ее бюджетную систему, включающую и государственные внебюджетные фонды. В эти поступления не входят таможенные пошлины, которые администрируются таможенными органами. Дело в том, что до 2005 г. таможенные пошлины входили в систему налогов и сборов. В связи с изменением законодательства с 2005 г. таможенные пошлины и таможенные сборы исключены из ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и являются неналоговыми доходами от внешнеэкономической деятельности.

    Вместе  с тем и таможенные пошлины  обязательны к уплате, им присущи  коренные черты налогов, они являются косвенными налогами. Поэтому, несмотря на то что таможенные платежи отнесены к неналоговым доходам, их, на мой  взгляд, следует учитывать при  определении налоговой нагрузки.

    Как известно, таможенные пошлины уплачивают только субъекты предпринимательства  в сфере внешнеэкономической  деятельности. Для других организаций  и индивидуальных предпринимателей налоговая нагрузка на макроуровне  значительно ниже. В таблице 1 приведены расчетные показатели налоговой нагрузки в России в 2005 - 2007 гг., определяемые как отношение всех поступивших налогов и страховых взносов к ВВП, в двух вариантах - с учетом и без учета таможенных пошлин. 

Таблица 1 

Налоговая нагрузка в РФ в 2005 - 2007 гг. <1> (в %) 

Показатели                   2005 г. 2006 г. 2007 г.
Налоговая нагрузка (без учета таможенных пошлин) 29,1 28,1 29,7
Доля  таможенных пошлин в ВВП                     7,5 8,3 7,0
Налоговая нагрузка (с учетом таможенных пошлин)  36,6 36,4 36,7
 

    --------------------------------

    <1> Источники: www.minfin.ru; www.gks.ru; www.nalog.ru; Национальные  счета России в 2000 - 2007 годах.  Стат. сб. М., 2008. - С. 10. 

    Из  данных приведенной таблицы видно, что:

    1) доля таможенных пошлин в ВВП за последние годы составляет 7,0 - 8,3% - это показатель весомого влияния их на уровень налоговой нагрузки и на экономику в целом;

    2) налоговая нагрузка для организаций  и индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и не уплачивающих, стало быть, таможенные пошлины, колеблется в пределах 28,1 - 29,7% - это показатель умеренной налоговой нагрузки;

    3) налоговая нагрузка на всю  экономику страны в последние  три года находится в диапазоне  36,4 - 36,7% - это свидетельство ее относительной стабильности. Заметим, что такой уровень налоговой нагрузки весьма близок к показателям ряда стран с развитой рыночной экономикой. Так, в среднем по странам ОЭСР европейской зоны налоговая нагрузка составляет 38%, в Германии - 36,2%, Великобритании - 36,6%, Испании - 37,2%, Чехии - 36,4%.

    Сегодня довольно сложно прогнозировать дальнейшую динамику изменения налоговой нагрузки. Финансовый кризис, безусловно, скажется на налоговых обязательствах налогоплательщиков.

    В условиях финансовой нестабильности, спада производства и роста инфляции субъектам предпринимательства становится труднее уплачивать налоги. Они острее ощущают тяжесть налоговой нагрузки и активно ищут различные пути ее снижения. Вместе с тем ясно, что в целом уровень налоговой нагрузки и в ближайшей перспективе будет определяться в конечном счете состоянием экономики страны, проводимой государством налоговой политикой в условиях переживаемого финансового кризиса и налоговым администрированием.

    В рассматриваемой связи хотела бы привлечь внимание к тому, что важной выглядит проблема, обусловленная тем, что показатель сложившейся налоговой нагрузки на макроуровне не вполне адекватно отражает степень тяжести налоговых обязательств конкретных налогоплательщиков. Как известно, в стране достаточно широко применяются малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями специальные налоговые режимы, которые существенно сокращают налоговую нагрузку. Сложился здесь и сектор теневой экономики, который уклоняется от уплаты налогов. Добросовестные налогоплательщики, охваченные общим режимом налогообложения, могут испытывать высокую налоговую нагрузку, которая существенно отлична в сторону увеличения от сложившегося ее показателя на макроуровне. Особенно такая ситуация характерна для субъектов предпринимательства с трудоемкими производствами. Проблема заключается в том, чтобы максимально точно определить реальный уровень налоговой нагрузки конкретных налогоплательщиков в различных отраслях экономики, а также в ее оптимизации.

    Отсутствие  общепризнанной методики определения  налоговой нагрузки не позволяет  по единым правилам рассчитать ее для  различных организаций и сравнивать полученные оценки между собой.

    Для того чтобы сравнить сложившийся  в организации уровень налоговой  нагрузки с общероссийским, следует сопоставить все уплаченные налоги (с учетом налога на доходы физических лиц) с добавленной стоимостью:

         НП  + СВ

           1

    Н  = -------- x 100%,                                               (1)

     Н      ДС 

    где  Н  - налоговая нагрузка организаций;

         н

    СВ - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    НП  - все уплаченные налоги, включая  налог на доходы физических лиц;

      1

    ДС - добавленная стоимость.

    При определении налоговой нагрузки организаций применяются различные  схемы:

    отношение налогов к выручке от реализации;

    отношение налогов к прибыли;

    отношение налогов к добавленной стоимости;

    другие.

    Широко известна методика расчета налоговой нагрузки организаций, разработанная Минфином России. По данной методике она определяется как отношение суммы всех начисленных налогов, включая платежи во внебюджетные фонды, к объему реализации продукции. Методика эта достаточно удобна и проста, но имеет и существенные недостатки. Было бы правильнее исключить налог на доходы физических лиц из расчета налоговой нагрузки. Указанная методика не учитывает структуру расходов на производство продукции. Так, в некоторых производствах большую часть затрат составляют материальные расходы и амортизация. Следовательно, в основном именно с этими расходами будет сопоставляться сумма налоговых платежей.

    Рассматриваемая методика недостаточно корректна - здесь  налоговые платежи соотносятся не только с вновь созданной стоимостью, но и с материальными затратами на производство продукции, которые между тем не имеют отношения к налоговой нагрузке. Уровень налоговой нагрузки, определенный по указанной методике, не означает равной напряженности налоговых обязательств для организаций различных отраслей. Поэтому полученные здесь значения налоговой нагрузки можно сравнивать только у аналогичных организаций, имеющих сопоставимую структуру выручки.

Информация о работе Налоговая нагрузка