Налогообложение в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение налогообложения в Российской Федерации, выявление наиболее значительных проблем, а также рассмотрение возможных путей его совершенствования.
Данная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
дать характеристику сущности налога как финансово-экономической категории;
провести анализ действующей системы налогообложения РФ;
исследовать сущность и определить проблемы оптимизации российского налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Налогообложение.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     Основными преимуществами методов незаконной оптимизации являются их дешевизна, доступность и скорость получения результата, однако отрицательные моменты таких методов очевидны - это риски при выявлении данных правонарушений, которые в некоторых случаях могут привести руководство компании, использующей данные незаконные методы, и к уголовному преследованию, риск рейдерского захвата, неэффективность в среднесрочной и долгосрочной перспективах в плане кредитования, доверия со стороны государства и потенциальных партнеров.

     Что касается законных методов оптимизации, то нужно оговориться, что данные методы являются, как правило, дорогостоящими, трудозатратными и требующими специальных квалифицированных знаний в области юриспруденции, бухгалтерского учета и налогообложения, экономики и финансах на предприятии.

Основные  направления законных методов оптимизации  следующие:

  • оптимизация налоговой нагрузки компании за счет дробления бизнеса на составляющие части с «головным центром» - холдинговые структуры;
  • передача части работ на аутсорсинг, или выделение отдельных подразделений компании в самостоятельные хозяйствующие единицы;
  • аутстаффинг, или аренда персонала;
  • максимальное использование всевозможных льгот, предоставляемых бизнесу в соответствии с законодательством, в том числе применение организацией специальных налоговых режимов.

     Преимущества законных методов очевидны - отсутствие рисков со стороны контролирующих органов, эффективное построение системы финансового управления на предприятии и определение центров ответственности, положительный эффект в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

   В настоящее время нет определения понятия схемы ухода от налогов, и пока невозможно определить грань между законной и незаконной схемами. При этом в Уголовном праве есть норма - если сделка изначально притворна, то есть ее цель заключается в уходе от налогообложения, то эта сделка предусматривает состав преступления, хотя сам факт такого умысла должны определять судебные органы.

     Одной из самых распространенных схем ухода от налогообложения по налогу на прибыль в настоящее время является заключение между организациями договора на предоставление маркетинговых услуг по явно завышенной цене и с минимальным объемом выхода конечного продукта "буквально на двух страницах". В результате завышаются расходы и занижаются доходы.

     Минфин РФ планирует продолжать работу по анализу схем ухода от уплаты налога на прибыль, используя для этого "информацию внешних источников", то есть данные электроэнергетических компаний, коммунальных, пограничных служб, МВД, ГИБДД, таможни и банков. В настоящее время министерство заключает соглашение с РАО "ЕЭС России", с тем, чтобы данная компания могла предоставлять в налоговые органы информацию о налогоплательщиках.

     В первую очередь  Минфин РФ намерено привлечь к контрольной работе банки. В кредитных учреждениях есть вся информация, которая необходима. Если будет сформирована единая база данных по счетам, открываемым в банках, то налоговики смогут оперативно выставлять инкассовое поручение должникам. Выездные и камеральные проверки будут не только увеличиваться количественно, но и изменяться качественно. Налоговики намерены внедрять систему автоматизированных камеральных проверок, основанную на косвенных индикаторах налоговой базы, а поэтому долгам прошлых лет будет уделено повышенное внимание.

     Намерено Минфин РФ продолжать работу и с крупнейшими налогоплательщиками. Налоговики собираются создать список легальных и нелегальных схем увода прибыли от налогообложения и доказать судам, что компании используют эти схемы умышленно. Например, среди главных неплательщиков налогов, использовавших схемы, оказалась и "Сибнефть". В число обвиняемых попали российское подразделение аудиторской корпорации Deloitte & Touche (2,5 млн. руб. неуплаченных налогов) и "Росспиртпром" (около 30 млн. руб.).

     Чтобы выявить неплательщиков, Минфин РФ собирается использовать как минимум три метода. Первый - составление списка схем увода прибыли от налогов. Кроме этого в Минфин РФ обещают тщательнее проверять документы, которые компании подают в налоговую инспекцию. И, наконец, последняя из намеченных мер, о которой говорилось выше, работа с так называемыми "внешними" источниками.

     Минфин России также обязал аудиторов следить за негативными публикациями о своих клиентах в СМИ и внеплановыми проверками госорганов, а также за выдачей ими льготных кредитов аффинированным фирмам. Все эти действия по новым стандартам аудиторской деятельности могут указывать на нарушение законов. Бизнесмены рассчитывают, что за дополнительное вознаграждение смогут получить от аудиторов советы, как скрыть подозрительные операции. Новые стандарты аудиторской деятельности правительство уже утвердило. Два из них учат аудиторов выявлять нарушения клиентами законов и их недобросовестность при составлении финансовой отчетности. В приложениях к стандартам описаны конкретные ситуации, которые должны насторожить аудиторов.

     В свою очередь, министерство внутренних дел РФ уже открыло "горячую линию" по вопросам экономических и налоговых преступлений. Любой желающий может сообщить компетентным органам о нарушениях закона в сфере экономики. Правда, ложное сообщение об экономическом преступлении и последующая проверка могут сильно испортить жизнь тех, на кого "стучат", чем наверняка воспользуются конкуренты.

     Подходя к вопросу о перспективах развития методов налогового планирования и налоговой оптимизации, позволяющих определять эффективность применяемых налоговых схем и их законность, необходимо проанализировать вопрос о налоговой оптимизации как таковой. При этом следует уточнить правовой диапазон, в котором субъект налогообложения может свободно и безбоязненно что-то изменять в структуре своего бизнеса, преследуя цель минимизации налогов.

     При рассмотрении правомерности любого юридического действия необходимо выяснить его соответствие Конституции Российской Федерации. Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Таким образом, Основной закон страны относит уплату налогов в бюджет к обязанностям всех налогоплательщиков. 7

     В то же время, учитывая, что налог является формой безвозмездного изъятия части собственности хозяйствующего субъекта (ст. 8 НК РФ), а Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого иметь в собственности имущество (ст. 35) и закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), можно сделать вывод о том, что... законодательство РФ признает право плательщика налогов на реализацию мер защиты права собственности, в том числе и на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств.

     В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом, способами. Поскольку налог - это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери.

     Конституционное определение содержания права собственности в ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации как совокупности трех прав: владения (то есть фактического обладания объектом), пользования (то есть получения пользы от объекта) и распоряжения (то есть купли-продажи, дарения и других сделок по поводу объекта права собственности) - закрепляет традиционное основное содержание права собственности.

     Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. В этой обязанности налогоплательщиков (юридических и физических лиц) воплощен публичный интерес всех членов общества, что закреплено в нормах налогового права. С точки зрения специалистов, именно данная особенность налогового права - принудительный характер изъятия части дохода - и определяет (вызывает) противодействие налогоплательщиков в ответ на налоговые санкции государства, выражающееся в создании различных схем оптимизации налогообложения, а иногда и в уклонении от уплаты налогов.

     Помимо положений, закрепленных в Основном законе страны, главной правовой предпосылкой оптимизации налогообложения является включение в НК РФ важнейшего демократического института - презумпции невиновности налогоплательщика. В части первой НК РФ термин "презумпция невиновности" отсутствует, однако имеется само определение презумпции невиновности и ее разъяснение. Отсутствие в данном случае термина не означает отсутствия самого принципа. 8

     Принцип презумпции невиновности во многих демократических странах распространяется лишь на случаи привлечения граждан к ответственности за совершение уголовных преступлений. Рассматриваемый нами принцип презумпции невиновности человека в совершении уголовного преступления был закреплен практически во всех важнейших международных документах о правах человека.

     Как следует из части первой НК РФ, российский законодатель распространил этот принцип и на налоговые правонарушения. Таким образом, принцип презумпции невиновности должен учитываться в правоприменительной практике при привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

     Основные принципы презумпции невиновности налогоплательщика (включая налоговых агентов) нашли свое воплощение в п. 6 ст.108 НК РФ: 
1) каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;

2) налогоплательщик  не обязан доказывать свою  невиновность в совершении налогового  правонарушения. Обязанность по  доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы; 
3) неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика.

В п. 7 ст. 3 НК РФ законодатель также установил, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов). 9

     Следует понимать, что схема оптимизации налогообложения не может быть универсальной. Она является всего лишь шаблоном, идеей, а разработка готового плана оптимизации может производиться только на её основе с учётом реальных условий, в которых находится экономический субъект. 
Результатом оптимизации налогообложения должны стать увеличение реальных возможностей экономического субъекта для дальнейшего развития и повышения эффективности его деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Основные направления налоговой политики РФ на 2011 и 2012 года 

     Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 и 2012 года (далее – Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.10 Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Особое значение настоящий документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

    В двухлетней перспективе 2011 – 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач. Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

Информация о работе Налогообложение в РФ