Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение налогообложения в Российской Федерации, выявление наиболее значительных проблем, а также рассмотрение возможных путей его совершенствования.
Данная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
дать характеристику сущности налога как финансово-экономической категории;
провести анализ действующей системы налогообложения РФ;
исследовать сущность и определить проблемы оптимизации российского налогообложения.
ВВЕДЕНИЕ
Любому государству для выполнения своих
функций необходимы фонды денежных средств.
Очевидно, что источником этих финансовых
ресурсов могут быть только средства,
которые государство собирает со своих
«подданных» - физических и юридических
лиц. Эти обязательные сборы, устанавливаемые
и взимаемые государством с граждан, а
также с юридических лиц называются налогами.
Именно таким образом, налоги выражают
обязанность всех лиц, получавших доходы,
участвовать в формировании государственных
финансовых ресурсов. Они возникли с появлением
государства как средство покрытия расходов
по выполнению задач и функций государства.
Налоги являются необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента возникновения
государства. Развитие и изменение форм
государственного устройства всегда сопровождаются
преобразованием налоговой системы. В
современном цивилизованном обществе
налоги - основная форма
доходов государства.1 Помимо
этой сугубо финансовой функции налоговый
механизм используется для экономического
воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру,
на состояние научно-технического прогресса.
Устанавливая налоги, субъекты и объекты
налогообложения, налоговые базы, ставки
налогов, льготы и санкции, изменяя условия
налогообложения, государство стимулирует
предпринимательскую деятельность в одних
направлениях и стимулирует в других.
В условиях рыночной экономики
любое государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из
экономических методов управления и обеспечения
взаимосвязи общегосударственных интересов
с коммерческими интересами предпринимателей,
предприятий, независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности и организационно-правовой
формы предприятия. С помощью налогов
определяются взаимоотношения предпринимателей,
предприятий всех форм собственности
с государственными и местными бюджетами,
с банками, а также с вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных
инвестиций, формируется хозрасчетный
доход и прибыль предприятия. Являясь
фактором перераспределения национального
дохода, налоги призваны:
Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство преследует следующие цели:
Целью
настоящей работы является изучение
налогообложения в Российской Федерации,
выявление наиболее значительных проблем,
а также рассмотрение возможных путей
его совершенствования.
Данная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
Информационной
базой исследования в данной курсовой
работе явились Налоговый кодекс РФ, федеральные
законы, учебные пособия, публикации в
периодической печати, данные сети Internet.
1.СУЩНОСТЬ
НАЛОГА КАК ФИНАНСОВО-
1.1. Экономическое
содержание налогов
С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого использовались самые разные формы извлечения средств: обложение собственного и покоренного народов непосильной данью (экономическое закабаление); контрибуции; домены; регалии и т.д. Самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на страже защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавливался в зависимости от политической и социально-экономической ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога. Вся дальнейшая история налогообложения показывает, что налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового и материального обеспечения государства.
Становясь выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие направления внешней и внутренней политики, которые в условиях гражданского общества превращаются в направления его деятельности и соответственно функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, где излагаются формы и методы исчисления, а также уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Юридические и физические лица, являющиеся участниками процесса производства ВВП, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ определены в качестве плательщиков налогов и сборов.
Объективность взаимосвязи (взаимной зависимости государства и налогов) доказывается и тем, что по мере развития общества и государства произошли изменения и в самом налогообложении. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться, поскольку государству нужны были дополнительные средства для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий, рынков сырья и сбыт готовой продукции. С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества произошла эволюция во взглядах и на саму природу налога.
НК РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Данное определение содержит следующие признаки налога:
Налог - категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. 2Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства страны, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти.
С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Схожий подход реализован в НК РФ, где налогом является безвозмездный платеж, взимаемый с лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами. Отчуждение собственности в результате налоговых отношений происходит в денежной форме, однако при этом отчуждается не вещественная форма имущества и не любые денежные средства, а часть денежного дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом или иной собственности, которая служит основой экономических отношений. Правильная правовая интерпретация понятия «налог» должна базироваться на научном понимании его экономической сущности, ибо современная налоговая система включает, кроме непосредственно налогов, еще различные сборы, пошлины и отчисления, природа и суть которых не совпадают с экономической природой налогов, хотя с правовой точки зрения и те, и другие являются источниками финансирования мероприятий, осуществляемых государством.
Практика налогообложения многих стран показывает, что в правовом определении понятия «налог» превалируют следующие подходы:
Выбор подхода к определению налога и применение его на практике, безусловно, зависят от особенностей формирования налогового законодательства той или иной страны. Критерием отличия налога от неналогового платежа в РФ предложено считать признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права.
Такой подход к разграничению налогов и неналоговых платежей позволяет выделить следующие виды платежей и изъятий:
Обязанность по уплате налога возникает только при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, и уплачивается он на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальные цель и интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. Теоретически цель взыскания пошлины (сбора) - лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются (без убытка, но и без чистого дохода).
Современное российское налоговое законодательство устанавливает различие между налогами и сборами. Так, в п. 2 ст. 8 части первой НК РФ дается следующее определение сбора: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».3