Налогообложение в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение налогообложения в Российской Федерации, выявление наиболее значительных проблем, а также рассмотрение возможных путей его совершенствования.
Данная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
дать характеристику сущности налога как финансово-экономической категории;
провести анализ действующей системы налогообложения РФ;
исследовать сущность и определить проблемы оптимизации российского налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Налогообложение.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых социальных отчислений. Источником отчислений также является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды в форме единого социального налога (взноса), привязанного к заработной плате (оплате труда) и включаемого в себестоимость продукции. Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП. Он образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как правового гаранта и организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников; прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства. Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения ВВП. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога, от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов, относимых на финансовые результаты или уплачиваемых с чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль).

     Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными или местными органами власти - с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Элементы налога и способы его взимания 

Каждый  закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

  • объект налога - это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие

обложению;

  • субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
  • источник  налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);
  • ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В практике большинства государств получили распространение  три способа

взимания  налогов:

  • "кадастровый" -  (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект

налога  дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

     Примером такого  налога  может   служить  налог на владельцев  транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

  • на основе декларации. Декларация - документ,  в котором плательщик

налога  приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что выплата налога производится после получения дохода. Примером может служить налог на прибыль.

  • y источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход.

Поэтому оплата налога производится до получения дохода налооплатильщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране. Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

     Налоги делятся на разнообразные  группы по многим признакам.  Они классифицируются:

  • прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);
  • федеральные, региональные, местные (по уровням управления);
  • налоги с юридических и физических лиц (по субъектам налогообложения);
  • пропорциональный, прогрессивный и регрессивный (в зависимости, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);
  • по целевому назначению налога (общие, специальные).

     В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

     Специальные налоги имеют целевое  назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.д.).

     Налог называется пропорциональным, прогрессивным,  или регрессивным  в

зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким

доходом.

     Существующие налоги в зависимости  от подходов к их классификации  можно подразделить на несколько видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и физические лица и т.д. При этом сказать, что самая широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на группы. Это прямые и косвенные.

     Прямые налоги - налоги, которые непосредственно связаны с результатом

хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением  стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. Преимущество прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим смыслом - платежеспособности. К числу прямых  налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Прямые налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги - это налоги, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость -  НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др. налоги.).4

     Косвенные налоги  переносятся  на конечного потребителя в  зависимости от

степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые этими налогами.

     В зависимости от того, кто  взимает налог и в какой  бюджет он поступает,

налоги  делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

     Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ 

2.1.Основные принципы налогообложения

     Реализация общественного назначения категории «налог» происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается на базе основных исходных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему принципов налогообложения.

Классификация признаков налогообложения по четырем группам:

  1. Финансовые принципы организации налогообложения:
  • достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);
  • эластичность (подвижность) обложения.
  1. Народнохозяйственные принципы:
  • правильный выбор источников налогообложения;
  • выявление способов избавления от уплаты налогов (законные пути снижения налогового бремени).
  1. Этические принципы, принципы справедливости:
  • всеобщность обложения (охват всех слоев населения обложением налогами);
  • равномерность обложения, прогрессивность (рост величины налога в зависимости от роста доходов плательщика).
  1. Административно- технические принципы налогообложения:
  • определенность обложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек, связанных с взиманием налогов.

         Принципы налогообложения совершенствуются, дополняются или сокращаются в соответствии с объективными обстоятельствами, складывающимися в процессе развития экономики государства и общества. Можно выделить следующий перечень наиболее востребованных в настоящее время принципов налогообложения:

    • Экономические (принцип хозяйственной независимости, принцип справедливости, принцип соразмерности, принцип учета интересов, принцип экономичности);
    • Юридические (принцип нейтральности, принцип установления налогов законом, принцип отрицания обратной силы налогового закона, принцип сочетания интересов государства и других субъектов налоговых отношений);
    • Организационные (принцип единства налоговой системы, принцип подвижности налогообложения, принцип стабильности налоговой системы, принцип исчерпывающего перечня налогов, принцип гармонизации).

     Принцип хозяйственной независимости предполагает необходимость наличия объекта налогообложения в собственности налогоплательщика.

     Принцип справедливости предполагает социально-справедливые налоговые отношения в стране, т.е. сумма налогового изъятия с конкретного плательщика должна быть зависима от величины доходов данного налогоплательщика.

     Принцип соразмерности основан на взаимозависимости величины налоговой базы, ставки налога и налоговых доходов бюджета.

     Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа (метод налогообложения, размер ставки и время уплаты налога) и удобстве исчисления и уплаты налога.

     Принцип экономичности основан на эффективности организации работы налоговых органов, что в конечном итоге измеряется соотношением результатов работы среднесписочного налогового инспектора по стране к затратам на его содержание.

     Принцип нейтральности предполагает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, национальных, расовых, конфессиональных (религиозных) и иных критериев.

     Принцип установления налогов законами означает, что любой налог должен быть установлен только путем принятия по данному налогу законодательного акта, принимаемого представительной (законодательной) властью страны.

Информация о работе Налогообложение в РФ