Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение налогообложения в Российской Федерации, выявление наиболее значительных проблем, а также рассмотрение возможных путей его совершенствования.
Данная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
дать характеристику сущности налога как финансово-экономической категории;
провести анализ действующей системы налогообложения РФ;
исследовать сущность и определить проблемы оптимизации российского налогообложения.
Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
Принцип сочетания интересов государства и других субъектов налоговых отношений предполагает неравенство сторон при применении налогового законодательства. Например, он проявляется в неравноправном положении государства и плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов и при возврате переплаченных сумм налогов.
Принцип единства налоговой системы предполагает недопустимость установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Также недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Принцип подвижности (эластичности) заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективными нуждами государства налоговые обязательства могут быть оперативно изменены. Примером служат меры, принимаемые государством против уклонения от уплаты налогов и изменения размеров таможенных пошлин исходя из необходимости оказания временной поддержки отечественным производителям и предпринимателям.
Принцип стабильности основан на том, что налоговая система должна быть эффективной, что, в свою очередь, является основанием для того, чтобы эта система была мало подвергнута каким-либо изменениям и дополнениям.
Принцип исчерпывающего перечня налогов заключается в необходимости законодательного установления количества налогов, взимаемых как с юридических, так и физических лиц как для федерального, так и для местного уровня государственного управления. Исчерпывающее количество налогов может служить условием стабильности и ясности налоговой системы.
Принцип гармонизации налогообложения основан на необходимости строительства налоговой системы страны с учетом международных норм и правил налогообложения, что имеет существенное значение в условиях глобализации мировой экономики.
В целях совершенствования
налоговой системы вносятся изменения
и дополнения, касающиеся в том числе и
принципов налогообложения.
2.2. Система налогообложения РФ
Налоги и налогообложение в экономической системе общества федерального, регионального и местного уровня, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством, и одновременно является элементом системы более высокого порядка - налоговой системы Российской Федерации. Она напрямую связана с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным устройством.
Бюджетная
система России включает три уровня:
На сегодняшний день в Российской Федерации существуют общий и специальные режимы налогообложения. Специальные налоговые режимы — это особый, отличный от общего способ исчисления и уплаты налогов. Такие режимы устанавливаются и действуют в соответствии с федеральным законодательством и, как правило, включают в себя элементы налогового послабления. За 2003-2008 г.г. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы увеличилось с 2,2 млн. до 4,2 млн. (в т.ч. организаций с 246 тыс. до 1227 тыс.) или в 1,9 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих налоговых режимов выросли с 33,8 млрд. руб. до 141,9 млрд. руб. или в 4,2 раза.5
Действующим законодательством на территории Российской Федерации предусмотрены следующие системы налогообложения:
При применении упрощенной системы налогообложения объектами налогообложения являются:
При применении упрощенной системы налогообложения
необходимо выявить выполнение требований,
предусмотренных ст. 346.12 Налогового кодекса
РФ. Таб.№1
Таблица №1. Требования, предъявляемые к предприятию, переходящему на уплату налога по упрощенной системе налогообложения
№ п/п | Требования | Соответствия требованиям |
1 | Доход от реализации товаров и услуг за 2010год, соответствующего подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. | 12560 тыс. руб. |
2 | Организации, не имеющие филиалов и представительств. | Не имеет |
3 | Среднесписочная численность работников, определяемая в порядке, установленном Госкомстатом РФ, не более 100 человек. | Менее 100человек |
4 | Стоимость амортизируемого имущества. | Менее 100 млн. руб. |
5 | Организации, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (гл. 26.1 НК РФ). | Не применяет |
6 | Организации, переведенные на систему налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ). | Не применяет |
Единый
налог вводится законами субъектов
Российской Федерации на их территории,
поэтому в разных регионах страны он различен.
3. ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В
РФ
3.1. Оптимизация
Российского налогообложения. Перспективы
борьбы с незаконной налоговой оптимизацией
Оптимизация налогообложения - это снижение налоговых платежей организации, достигаемое путем применения специальных финансовых механизмов, таких как: налоговые льготы, специальные режимы, а также иные не запрещенные законодательством способы. 6
Оптимизация налогообложения позволяет сократить и сделать равномерными налоговые платежи.
Существуют следующие варианты налоговой оптимизации:
Актуальность оптимизации налогообложения на предприятиях различных форм собственности и различных по масштабам своей деятельности очень велика. Это связано, прежде всего, с нынешней финансово-экономической ситуацией в мире и в России в частности. В условиях, когда спрос на производимую продукцию падает, издержки предприятий растут, а внутренние резервы уже исчерпаны, перед бизнесом стоит ряд очень сложных вопросов, касающихся сохранения своих позиций на рынке, восстановления своей платежеспособности, «неухудшения» ситуации в будущем. В это время каждый пытается удержаться «на плаву». Одним из способов достижения поставленных задач является оптимизация налогообложения на предприятии. Существуют как законные методы оптимизации, так и незаконные. Можно выделить основные моменты оптимизации налогообложения:
Если мы говорим об