Налогообложение в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение налогообложения в Российской Федерации, выявление наиболее значительных проблем, а также рассмотрение возможных путей его совершенствования.
Данная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
дать характеристику сущности налога как финансово-экономической категории;
провести анализ действующей системы налогообложения РФ;
исследовать сущность и определить проблемы оптимизации российского налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Налогообложение.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

     Принцип сочетания интересов государства и других субъектов налоговых отношений предполагает неравенство сторон при применении налогового законодательства. Например, он проявляется в неравноправном положении государства и плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов и при возврате переплаченных сумм налогов.

     Принцип единства налоговой системы предполагает недопустимость установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Также недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

     Принцип подвижности (эластичности) заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективными нуждами государства налоговые обязательства могут быть оперативно изменены. Примером служат меры, принимаемые государством против уклонения от уплаты налогов и изменения размеров таможенных пошлин исходя из необходимости оказания временной поддержки отечественным производителям и предпринимателям.

     Принцип стабильности основан на том, что налоговая система должна быть эффективной, что, в свою очередь, является основанием для того, чтобы эта система была мало подвергнута каким-либо изменениям и дополнениям.

     Принцип исчерпывающего перечня налогов заключается в необходимости законодательного установления количества налогов, взимаемых как с юридических, так и физических лиц как для федерального, так и для местного уровня государственного управления. Исчерпывающее количество налогов может служить условием стабильности и ясности налоговой системы.

     Принцип гармонизации налогообложения основан на необходимости строительства налоговой системы страны с учетом международных норм и правил налогообложения, что имеет существенное значение в условиях глобализации мировой экономики.

     В целях совершенствования налоговой системы вносятся изменения и дополнения, касающиеся в том числе и принципов налогообложения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Система налогообложения РФ

    Выбор системы налогообложения предприятия производится на основе налогового кодекса. Существующий Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает принцип всеобщности и равенства при налогообложении (ст. 3 НК РФ). Это означает обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы.

     Под налогом (ст. 8 НК РФ) подразумевается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 
Понятие сбор (ст. 8 НК РФ) трактуется как обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
 
    
Система налогов и сборов Российской Федерации представляет собой совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов. Система налогов и сборов Российской Федерации означает, что налоги и сборы Российской Федерации представляют собой целостное образование, состоящее из множества элементов, имеющих определенную связь (координацию, функциональную зависимость и т. д.).

     Налоги и налогообложение в экономической системе общества федерального, регионального и местного уровня, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством, и одновременно является элементом системы более высокого порядка - налоговой системы Российской Федерации. Она напрямую связана с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным устройством.

 
Бюджетная система России включает три уровня:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов  Российской Федерации; местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

     Соответственно система налогов и сборов Российской Федерации также состоит из трех уровней - трех подсистем более низкого порядка.

В зависимости  от принадлежности к одной из указанных  подсистем налоги и сборы Российской Федерации делятся на три вида:

  • федеральные налоги и сборы (НДС (налог на добавочную стоимость), акцизы, налог на прибыль организации, налог на доход физического лица, ЕСН (единый социальный налог), государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог);
  • региональные  налоги и сборы (налог на имущество организации, лесной налог, транспортный налог, налог на игорный бизнес);
  • местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

     Основное отличие этих видов налогов и сборов зависит от того, на какой территории они вводятся и взимаются. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. Региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъектов Федерации) вводятся представительными (законодательными) органами власти субъектов Федерации и взимаются на территории соответствующих субъектов Федерации, где введены данные налоги или сборы. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующих территориях представительными органами местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований. Состав налогов и сборов Российской Федерации нестабилен.

На сегодняшний  день в Российской Федерации существуют общий и специальные режимы налогообложения. Специальные налоговые режимы — это особый, отличный от общего способ исчисления и уплаты налогов. Такие режимы устанавливаются и действуют в соответствии с федеральным законодательством и, как правило, включают в себя элементы налогового послабления. За 2003-2008 г.г. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы увеличилось с 2,2 млн. до 4,2 млн. (в т.ч. организаций с 246 тыс. до 1227 тыс.) или в 1,9 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих налоговых режимов выросли с 33,8 млрд. руб. до 141,9 млрд. руб. или в 4,2 раза.5

     Действующим законодательством на территории Российской Федерации предусмотрены следующие системы налогообложения:

  • Общепринятая система (или традиционная), несмотря на объемные вычисления, достаточно распространена. Для использования подобной схемы характерна уплата максимального количества налогов и сборов. Как правило, расчет каждой последующей суммы требует сложных предварительных вычислений, так как для каждого налога имеется отдельная база. При этом нередко определяется строгая последовательность, когда после уменьшения налоговой основы на сумму одного сбора можно переходить к расчету следующего.
  • Упрощенная система налогообложения привлекательна для многих предпринимателей. Данная схема разработана специально для поддержки развития среднего и малого бизнеса. Благодаря отказу от нескольких видов сложных налогов и замене их одним предприятия получают возможность снизить налоговое бремя, а также значительно упростить ведение отчетности. В результате бухгалтерское обслуживание становится менее затратным, что также снижает себестоимость конечной продукции. Использование упрощенной системы налогообложения находится в прямой зависимости от получаемого предприятием дохода и числом занятых сотрудников. Согласно последним уточнениям эти цифры ограничиваются 60 млн. рублями в виде совокупного годового дохода и сотней работников на предприятии. Суть упрощенной системы налогообложения заключается в замене Ряда налогов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. Следует помнить, что до окончания налогового периода обратный переход на общий режим налогообложения невозможен. А после перехода на общий режим налогообложения возврат на упрощенную систему налогообложения возможен только по прошествии двух календарных лет.

При применении упрощенной системы налогообложения  объектами налогообложения являются:

    1. доходы (облагаются по налоговой ставке 6%);
    2. доходы, уменьшенные на величину расходов (облагаются, но налоговой ставке 15%).

     При применении упрощенной системы налогообложения необходимо выявить выполнение требований, предусмотренных ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. Таб.№1 

Таблица №1. Требования, предъявляемые к предприятию, переходящему на уплату налога по упрощенной системе налогообложения

№ п/п Требования Соответствия  требованиям
1 Доход от реализации товаров и услуг за 2010год, соответствующего подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. 12560 тыс. руб.
2 Организации, не имеющие филиалов и представительств. Не имеет
3 Среднесписочная численность работников, определяемая в порядке, установленном Госкомстатом РФ, не более 100 человек. Менее 100человек
4 Стоимость амортизируемого имущества. Менее 100 млн. руб.
5 Организации, переведенные на систему налогообложения для  сельскохозяйственных производителей (гл. 26.1 НК РФ). Не применяет
6 Организации, переведенные на систему налогообложения в  виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ). Не применяет
 
 
  • Система ЕНВД использует соответственно единый налог на вмененный доход. Данный платеж также заменяет несколько традиционных налогов. Уплачивать ЕНВД вменяется в обязанность мелким развивающимся предприятиям торговли и услуг. Ставка налога определяется на государственном уровне, а региональные власти имеют право дополнять и расширять объекты налогообложения. Последнее обстоятельство является немаловажным, так как ЕНВД составляет значительную часть приходной статьи местных бюджетов. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности действует в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:1). оказание бытовых услуг (ремонт обуви, одежды, услуги парикмахерской, химчистки и др.); • оказание ветеринарных услуг; 2). оказание услуг автосервиса;3) розничная торговля и общественное питание в залах площадью менее 70 квадратных метров;4). автотранспортные перевозки, осуществляемые менее чем 20 автомобилями;5) другие законодательно нормированные услуги. 
    Уплата единого налога предусматривает замену большинства налогов, уплачиваемых организацией (предпринимателем) при использовании общего режима налогообложения.

Единый  налог вводится законами субъектов Российской Федерации на их территории, поэтому в разных регионах страны он различен. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ 

3.1. Оптимизация Российского налогообложения. Перспективы борьбы с незаконной налоговой оптимизацией 

     Оптимизация налогообложения - это снижение налоговых платежей организации, достигаемое путем применения специальных финансовых механизмов, таких как: налоговые льготы, специальные режимы, а также иные не запрещенные законодательством способы. 6

Оптимизация налогообложения позволяет сократить и сделать равномерными налоговые платежи.

Существуют  следующие варианты налоговой оптимизации:

  • оптимизация (сокращение) платежей по определенному налогу в целом;
  • оптимизация налоговых платежей в рамках конкретной сделки (договора).

     Актуальность оптимизации налогообложения на предприятиях различных форм собственности и различных по масштабам своей деятельности очень велика. Это связано, прежде всего, с нынешней финансово-экономической ситуацией в мире и в России в частности. В условиях, когда спрос на производимую продукцию падает, издержки предприятий растут, а внутренние резервы уже исчерпаны, перед бизнесом стоит ряд очень сложных вопросов, касающихся сохранения своих позиций на рынке, восстановления своей платежеспособности, «неухудшения» ситуации в будущем. В это время каждый пытается удержаться «на плаву». Одним из способов достижения поставленных задач является оптимизация налогообложения на предприятии. Существуют как законные методы оптимизации, так и незаконные. Можно выделить основные моменты оптимизации налогообложения:

     Если мы говорим об оптимизации  «в черную», то здесь есть  несколько основных способов, как  то:

  • использование в практике «фирм-однодневок» для целей снижения налоговой базы преимущественно по НДС и налогу на прибыль;
  • использование «фирм-однодневок» для выведения денежных средств компании, путем их обналичивания;
  • использование откровенных недоработок или каких-то коллизий, которые содержит законодательство;
  • выплата заработной платы в конвертах и так далее.

Информация о работе Налогообложение в РФ