Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработать предложения по совершенствованию налогового законодательства.
Задачи работы:
описать теоретические основы налогообложения образовательных учреждений,
рассмотреть налогообложение на примере МОУ СОШ №48,
разработать предложения по совершенствованию налогового законодательства.
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения образовательных учреждений 5
1.1. Общие сведения о налогообложении с учетом сложившейся арбитражной практики 5
Налогообложение образовательных учреждений в современных условиях // http://www.sfo.nalog.ru/ANALIT/NALOBL/obraz.htm 8
1.2. Налог на прибыль организаций 8
1.3. Налог на имущество предприятий 10
1.4. Налог на добавленную стоимость 11
1.5. Налог на доходы физических лиц 15
Стандартные налоговые вычеты 16
2. Налогообложение на примере МОУ СОШ №48 21
2.1. Анализ деятельности учреждения 21
2.2. Порядок уплаты налогов и анализ налоговой нагрузки 23
3. Совершенствование учетной политики образовательных учреждений 30
Заключение 40
Список литературы 41
Содержание
Развитие человека и процесс формирования его как личности происходит с самого рождения на протяжении всей жизни и неразрывно связано с обучением, просвещением, получением систематизированных знаний и навыков, то есть с образованием.
В современных условиях, когда предложения на рынке труда превышают спрос, а одним из основных требований при приеме на работу является наличие соответствующего профессионального образования, наблюдается повышенный спрос на получение образовательных услуг, в том числе получение второго образования и другой профессии, повышение квалификации.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Кроме того, оно должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.
Правовая база образовательной деятельности и системы образования включает большое количество законодательных и нормативно-правовых актов. В частности, законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации от 01.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ "Об образовании"). Во исполнение данного закона было принято несколько десятков постановлений Правительства РФ, приказов соответствующих федеральных министерств и ведомств. Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
Система образования в Российской Федерации состоит из:
1)
преемственных образовательных
программ и государственных
2)
сети реализующих их
3)
органов управления
Учебные заведения можно отнести к специфическим плательщикам налогов. Специфика заключается в том, что уплата отдельных видов налогов в основном связана с налоговыми льготами, установленными для учебных учреждений.
Вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – разработать предложения по совершенствованию налогового законодательства.
Задачи работы:
При
написании работы использовано законодательство
РФ, учебная, справочная литература, периодические
издания, Интернет-ресурсы по рассматриваемой
теме.
На основании статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон РФ "О бухгалтерском учете"), некоммерческие организации, в том числе образовательные, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) бухгалтерская отчетность должна представляться в налоговые органы по месту учета в сроки, установленные законодательством. Согласно ст. 15 Закона РФ "О бухгалтерском учете" некоммерческие организации (за исключением бюджетных) обязаны представлять квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.
Бюджетные
организации представляют месячную,
квартальную и годовую
Состав бухгалтерской отчетности, которую должны представлять некоммерческие образовательные организации, указан в пункте 4 приказа Минфина России от 13.01.2000 № 4Н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
В соответствии со статьей 23 НК РФ налоговые декларации представляются налогоплательщиками, в том числе некоммерческими образовательными учреждениями и организациями, при наличии объекта налогообложения, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Сроки представления налоговых деклараций по каждому конкретному налогу установлены налоговым законодательством.
Кроме того, по отношению к физическим лицам некоммерческие образовательные учреждения и организации выступают налоговыми агентами. Поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ они обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового периода и суммах начисленного и удержанного в этом налоговом периоде налога на доходы физических лиц.
Налогообложение образовательных учреждений имеет свои особенности в связи с тем, что такие учреждения являются некоммерческими и кроме этого образовательными, для которых в Законе РФ "Об образовании" дополнительно установлены некоторые нормы.
Как
уже говорилось, государственные
и негосударственные
В частности, вопросы возникают при применении Закона РФ "Об образовании" в части признания деятельности образовательных учреждений непредпринимательской и при предоставлении образовательным учреждениям льгот по налогам.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьями 45, 46 Закона РФ "Об образовании" деятельность по оказанию платных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, не является предпринимательской, так как в государственных и муниципальных образовательных учреждениях доход от такой деятельности реинвестируется в данные образовательные учреждения, у некоммерческих - при условии, что доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
Кроме основной образовательной деятельности вышеназванные учреждения могут реализовывать и сдавать в аренду основные фонды и имущество, осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием, оказывать посреднические услуги, принимать долевое участие в деятельности других учреждений, приобретать акции, облигации, ценные бумаги, проводить иные внереализационные операции.
Как отмечалось выше, согласно п. 3 статьи 47 Закона РФ "Об образовании" деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.
Таким
образом, основным признаком
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Закона РФ "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам и сборам Налоговым кодексом не предусмотрено, а предусмотрено Законом РФ "Об образовании", не относящимся к налоговому законодательству.
Вместе с тем, из арбитражной практики рассмотрения споров о применении налоговых льгот, а также положений пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса" следует, что нормы о налоговых льготах применяются независимо от того, в каком законодательном акте они содержатся - в связанном или не связанном с вопросами налогообложения1.
Поэтому, до введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса РФ образовательные учреждения имеют освобождение от уплаты всех видов налогов, в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Так, до 1 января 2002 года образовательные учреждения имели льготу по налогу на прибыль, до 1 января 2003 - льготу по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Однако данная норма не применяется к налогам, введенным частью второй Налогового кодекса РФ.
Рассмотрим
некоторые особенности
С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 Налогового кодекса РФ, в которой предусмотрены существенные изменения в порядок расчета налога на прибыль организаций. Необходимо отметить, что с принятием соответствующей главы налогового кодекса утрачивает силу Закон РФ от 27.12.1991 №2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", за исключением отдельных положений, касающихся применения налоговых льгот.
Новый законодательный акт внес серьезные изменения в порядок расчета налога на прибыль некоммерческих организаций, в том числе образовательных учреждений.
Согласно
статье 251 НК РФ средства целевого финансирования
и целевые поступления являются
доходами, не учитываемыми при определении
налоговой базы по налогу на прибыль
организаций.
В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ приведен
закрытый перечень средств целевого финансирования.
В частности, к ним относится имущество:
-
в виде средств бюджетов всех
уровней, государственных
- в виде полученных грантов;
- в виде инвестиций;
-
в виде средств, полученных
из определенных Российских
Налоговым
кодексом также введено понятие
целевых поступлений. Согласно п. 2 статьи
251 НК РФ ими являются целевые поступления
из бюджета бюджетополучателям и целевые
поступления на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности.
Главой 25 НК РФ оговорены также условия,
при несоблюдении одного из которых средства
целевого финансирования или целевые
поступления могут стать объектом налогообложения.
Во-первых,
организации обязаны вести
Во-вторых, средства целевого финансирования и целевые поступления должны расходоваться строго по целевому назначению. В противном случае такие средства и поступления, за исключением бюджетных средств, подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент фактического использования их не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ, пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Информация о работе Налогообложение образовательных учреждений