Налогообложение образовательных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разработать предложения по совершенствованию налогового законодательства.
Задачи работы:
описать теоретические основы налогообложения образовательных учреждений,
рассмотреть налогообложение на примере МОУ СОШ №48,
разработать предложения по совершенствованию налогового законодательства.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения образовательных учреждений 5
1.1. Общие сведения о налогообложении с учетом сложившейся арбитражной практики 5
Налогообложение образовательных учреждений в современных условиях // http://www.sfo.nalog.ru/ANALIT/NALOBL/obraz.htm 8
1.2. Налог на прибыль организаций 8
1.3. Налог на имущество предприятий 10
1.4. Налог на добавленную стоимость 11
1.5. Налог на доходы физических лиц 15
Стандартные налоговые вычеты 16
2. Налогообложение на примере МОУ СОШ №48 21
2.1. Анализ деятельности учреждения 21
2.2. Порядок уплаты налогов и анализ налоговой нагрузки 23
3. Совершенствование учетной политики образовательных учреждений 30
Заключение 40
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Налогообложение образовательных учреждений (кур) 635.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

    Развитие  человека и процесс формирования его как личности происходит с  самого рождения на протяжении всей жизни и неразрывно связано с обучением, просвещением, получением систематизированных знаний и навыков, то есть с образованием.

    В современных условиях, когда предложения  на рынке труда превышают спрос, а одним из основных требований при  приеме на работу является наличие соответствующего профессионального образования, наблюдается повышенный спрос на получение образовательных услуг, в том числе получение второго образования и другой профессии, повышение квалификации.

    Содержание  образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Кроме того, оно должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

    Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

    Правовая  база образовательной деятельности и системы образования включает большое количество законодательных  и нормативно-правовых актов. В частности, законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации от 01.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ "Об образовании"). Во исполнение данного закона было принято несколько десятков постановлений Правительства РФ, приказов соответствующих федеральных министерств и ведомств. Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

    Система образования в Российской Федерации  состоит из:

    1) преемственных образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня  и направленности;

    2) сети реализующих их образовательных  учреждений независимо от их  организационно - правовых форм, типов  и видов;

    3) органов управления образованием  и подведомственных им учреждений  и организаций.

     Учебные заведения можно отнести к  специфическим плательщикам налогов. Специфика заключается в том, что уплата отдельных видов налогов в основном связана с налоговыми льготами, установленными для учебных учреждений.

    Вышеизложенное  определяет актуальность темы курсовой работы.

    Цель  курсовой работы – разработать предложения по совершенствованию налогового законодательства.

    Задачи  работы:

  • описать теоретические основы налогообложения образовательных учреждений,
  • рассмотреть налогообложение на примере МОУ СОШ №48,
  • разработать предложения по совершенствованию налогового законодательства.

    При написании работы использовано законодательство РФ, учебная, справочная литература, периодические издания, Интернет-ресурсы по рассматриваемой теме. 

 

1. Теоретические основы налогообложения образовательных учреждений

1.1. Общие сведения о налогообложении с учетом сложившейся арбитражной практики

    На  основании статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" (далее - Закон РФ "О бухгалтерском  учете"), некоммерческие организации, в том числе образовательные, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.

    В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) бухгалтерская отчетность должна представляться в налоговые органы по месту учета в сроки, установленные законодательством. Согласно ст. 15 Закона РФ "О бухгалтерском учете" некоммерческие организации (за исключением бюджетных) обязаны представлять квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.

    Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую  отчетность вышестоящему органу в установленные  сроки.

    Состав  бухгалтерской отчетности, которую  должны представлять некоммерческие образовательные  организации, указан в пункте 4 приказа Минфина России от 13.01.2000 № 4Н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

    В соответствии со статьей 23 НК РФ налоговые  декларации представляются налогоплательщиками, в том числе некоммерческими  образовательными учреждениями и организациями, при наличии объекта налогообложения, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Сроки представления налоговых деклараций по каждому конкретному налогу установлены налоговым законодательством.

    Кроме того, по отношению к физическим лицам некоммерческие образовательные учреждения и организации выступают налоговыми агентами. Поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ они обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового периода и суммах начисленного и удержанного в этом налоговом периоде налога на доходы физических лиц.

    Налогообложение образовательных учреждений имеет  свои особенности в связи с  тем, что такие учреждения являются некоммерческими и кроме этого образовательными, для которых в Законе РФ "Об образовании" дополнительно установлены некоторые нормы.

    Как уже говорилось, государственные  и негосударственные образовательные  учреждения имеют право оказывать  платные образовательные услуги. Налогообложение доходов от оказания таких платных образовательных услуг часто становится причиной многочисленных споров налогоплательщиков с налоговыми органами.

    В частности, вопросы возникают при  применении Закона РФ "Об образовании" в части признания деятельности образовательных учреждений непредпринимательской и при предоставлении образовательным учреждениям льгот по налогам.

    Необходимо  отметить, что в соответствии со статьями 45, 46 Закона РФ "Об образовании" деятельность по оказанию платных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, не является предпринимательской, так как в государственных и муниципальных образовательных учреждениях доход от такой деятельности реинвестируется в данные образовательные учреждения, у некоммерческих - при условии, что доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

    Кроме основной образовательной деятельности вышеназванные учреждения могут реализовывать и сдавать в аренду основные фонды и имущество, осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием, оказывать посреднические услуги, принимать долевое участие в деятельности других учреждений, приобретать акции, облигации, ценные бумаги, проводить иные внереализационные операции.

    Как отмечалось выше, согласно п. 3 статьи 47 Закона РФ "Об образовании" деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

    Таким образом, основным признаком непредпринимательской  деятельности образовательного учреждения является реинвестирование полученного  дохода в образовательный процесс.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Закона РФ "Об образовании" образовательные  учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской  деятельности, предусмотренной уставом, освобождаются от уплаты всех видов  налогов, в том числе платы за землю.

    Согласно  пункту 1 статьи 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит  из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах. При этом предоставление образовательным  учреждениям льгот по налогам и сборам Налоговым кодексом не предусмотрено, а предусмотрено Законом РФ "Об образовании", не относящимся к налоговому законодательству.

    Вместе  с тем, из арбитражной практики рассмотрения споров о применении налоговых льгот, а также положений пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса" следует, что нормы о налоговых льготах применяются независимо от того, в каком законодательном акте они содержатся - в связанном или не связанном с вопросами налогообложения1.

    Поэтому, до введения в действие соответствующих  глав части второй Налогового кодекса  РФ образовательные учреждения имеют  освобождение от уплаты всех видов  налогов, в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Так, до 1 января 2002 года образовательные учреждения имели льготу по налогу на прибыль, до 1 января 2003 - льготу по налогу на пользователей автомобильных дорог.

    Однако  данная норма не применяется к  налогам, введенным частью второй Налогового кодекса РФ.

    Рассмотрим  некоторые особенности налогообложения  образовательных учреждений.

1.2. Налог на прибыль организаций

    С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 Налогового кодекса РФ, в которой предусмотрены существенные изменения в порядок расчета налога на прибыль организаций. Необходимо отметить, что с принятием соответствующей главы налогового кодекса утрачивает силу Закон РФ от 27.12.1991 №2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", за исключением отдельных положений, касающихся применения налоговых льгот.

    Новый законодательный акт внес серьезные  изменения в порядок расчета  налога на прибыль некоммерческих организаций, в том числе образовательных учреждений.

    Согласно  статье 251 НК РФ средства целевого финансирования и целевые поступления являются доходами, не учитываемыми при определении  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций. 
В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ приведен закрытый перечень средств целевого финансирования. В частности, к ним относится имущество:

    - в виде средств бюджетов всех  уровней, государственных внебюджетных  фондов, выделяемых бюджетным учреждениям  по смете доходов и расходов  бюджетных учреждений;

    - в виде полученных грантов;

    - в виде инвестиций;

    - в виде средств, полученных  из определенных Российских фондов.

    Налоговым кодексом также введено понятие  целевых поступлений. Согласно п. 2 статьи 251 НК РФ ими являются целевые поступления  из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. 
Главой 25 НК РФ оговорены также условия, при несоблюдении одного из которых средства целевого финансирования или целевые поступления могут стать объектом налогообложения.

    Во-первых, организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования, целевых поступлений и доходов  и расходов от иной деятельности. В  случае отсутствия такого учета указанные  средства подлежат налогообложению с даты их получения.

    Во-вторых, средства целевого финансирования и  целевые поступления должны расходоваться  строго по целевому назначению. В противном  случае такие средства и поступления, за исключением бюджетных средств, подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент фактического использования их не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ, пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Информация о работе Налогообложение образовательных учреждений