Налогообложение малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотрение сущности специальных налоговых режимов и перспективы их дальнейшего функционирования;
- рассмотрение общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;
- исследование применения упрощенной системы налогообложения;
- рассмотрение проблем малого бизнеса и путей их решения.

Содержание

Введение3
1. Сущность и перспективы специальных налоговых режимов для малого бизнеса 4
1.1 Сущность и роль специальных налоговых режимов 4
1.2 Перспективы функционирования специальных налоговых режимов6
2. Налогообложение деятельности субъектов малого предпринимательства11
2.1 Особенности налогообложения при применении общеустановленного режима налогообложения малого бизнеса11
2.2 Особенности налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения 15
3. Пути решения проблем развития малого бизнеса 21
3.1 Изменение законодательной базы в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства 21
3.2 Применение зарубежного опыта в России25
Заключение29
Список использованной литературы 30
Приложения31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 304.52 Кб (Скачать)

Безусловно, одной из наиболее существенных прямых льгот, как уже говорилось выше, для малого бизнеса является снижение ставки налога на прибыль организации. Специфика этой льготы в том, что случаи, когда уменьшение ставки прямо объявляется налоговой льготой, достаточно редки. Обычно более низкие ставки налога на прибыль вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики тех или иных стран, и оказываются за рамками установления налоговых льгот. Рассмотрим некоторый зарубежный опыт предоставления налоговых льгот.

В США на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой корпорационного налога в размере 34% при налогооблагаемом доходе свыше 75 000 долл., для более мелких корпораций используются две более низкие ставки – в размере 15% при доходе до 50 000 долл. и 25% при доходе до 75 000 долл. В случае, если объем продаж малых предприятий не превышает 200 000 долл., установлены дополнительные вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на доходы.

Кроме того, в США можно  начать бизнес, купив лицензию на определённый вид деятельности, заменяющую многие местные налоги и сборы (так, в  одном из городов Калифорнии он составляет всего $15 в год при продажах менее $15 тыс.). В зарубежных странах широко распространена практика предоставления так называемого «бонуса первого года», распространяющегося на малые предприятия, функционирующие первый год. В США такие налоговые льготы зачастую доходят до 50%, причем государство самостоятельно погашает около 90% кредитов, полученных малым бизнесом в коммерческих банках. Во Франции предприниматели в первые 2 года функционирования малого предприятия вообще освобождаются от уплаты налогов в местный бюджет и от налога на акционерные общества. Кроме того, снижаются другие налоги: для предпринимателей работающих в депрессивных зонах, отменены выплаты в фонды социального обеспечения. Германия считается одной из стран в Европе, оказывающей наилучшую государственную поддержку малого бизнеса, в том числе это касается и вопроса налогообложения. В кризис правительство Германии снизило налог на прибыль организации с 39% до 30%, уменьшило отчисления в фонды социального страхования, снизив взнос по безработице с 6,5 до 3,3%.

Применение более низкой ставки налога на прибыль организации  для малого бизнеса, по сравнению  с корпорационным налогом крупного бизнеса, широко распространено во многих экономически развитых странах, при  этом в некоторых случаях разница достаточно значительна.

Можно выявить следующую  закономерность, чем больше доля малого бизнеса в ВВП зарубежных страны, тем меньше разница в ставке между  корпоративным налогом и налогом  на прибыль малых предприятий. В  России доля в ВВП ничтожна, однако субъекты малого бизнеса, находясь на основном режиме налогообложения, платят такой же налог на прибыль, как  и крупные предприятия. Переход  на упрощенную систему налогообложения  при этом связан с кучей издержек и потерей части партнеров  из-за сложностей с уплатой налога на добавленную стоимость. На Западе такого разрыва не существует.

«Снижение ставок на финансовый результат работы предприятия – это важный аспект стимулирования талантливых и предприимчивых людей к началу своего бизнеса, так как это увеличит их выгоду быть предпринимателем, по сравнению с любой другой альтернативной работой на рынке труда»11.

Что касается введения особых режимов налогообложения малого бизнеса, то наиболее распространенными  на практике являются два типа режимов: упрощенное и вмененное налогообложения, которые, будучи адаптированы к условиям конкретной страны, могут образовывать различные вариации и смешанные формы.

В общем виде упрощенная система налогообложения предусматривает  сохранение для малых предприятий  всех видов налогов, упрощая порядок  их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и  методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т. д.).

В России не все организации  и индивидуальные предприниматели  имеют право применять упрощенную систему налогообложения. Список налогоплательщиков, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения, приведен в статье 346.12 Налогового кодекса  РФ и он довольно обширный .

Второй тип, напротив, предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика  на основании косвенных признаков  и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

Налогообложение в бизнесе  любой страны – это показатель ее развития, отношения к бизнесу и зрелость самого государства.

Правительство РФ планирует  постепенный отказ от системы  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности. С 01.01.2011 г. сократился размер предельной среднесписочной численности работников организации или индивидуального  предпринимателя, применяющих единый налог на вмененный доход, со 100 до 15 человек. С 01.01.2012 г. планируется исключить ряд видов предпринимательской деятельности из перечня, по которым применяется единый налог на вмененный доход, такие как оказание бытовых, ветеринарных, автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и др., а с 01.01.2014 г. специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет отменен.

Проводимая на сегодняшний  день налоговая политика в нашей  стране явно идет вразрез с мировой  практикой. Неоправданно высокое налогообложение  у нас буквально уничтожает малое  предпринимательство, иногда и вовсе  оставляя бизнесу не более 10% полученной прибыли. Налогообложение малого бизнеса  в нашей стране за последнее время  начало стремительно расти. С 2011 г. размер страховых взносов увеличился. Для  субъектов предпринимательства, применяющих  общую систему налогообложения, – с 26 до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения и единый налог  на вмененный доход , – с 14 до 34% (в 2,5 раза).

В таких условиях малый  бизнес, следуя за опытом крупного предпринимательства, начал вывозить собственный капитал  за границу. Кроме того, России присуще  такое понятие, как неблагоприятная  инвестиционная среда, что и является основной проблемой развития отечественной  экономики сегодня. Безусловно, повышение  налоговой нагрузки на малый бизнес только усугубляют ситуацию с иностранным инвестированием. По данным аналитиков, с ростом налогообложения в России в начале 2011 г. число потенциальных инвесторов резко снизилось. Предприниматели не перестают высказывать свое недовольства, говоря о налоговом давлении со стороны государства. В связи с этим резко увеличилось число нерентабельных предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме того, нельзя не отметить, что рост налогового бремени неминуемо загоняет экономику страны в тень. Многие предприниматели снова начали выдавать зарплату своим работникам в конвертах. Но самой веской причиной замедленного развития российского малого бизнеса, в том числе и его миграции, является вполне обоснованное опасение предпринимателей, что налоги в ближайшее время не перестанут расти.

Необходимо сформировать консолидированную позицию власти и бизнеса по вопросам регулирования  фискальной политики. Активизация бизнес сегмента коррелирует с тяжестью налогового бремени, и зависимость эта прямая. Соответственно, рост ВВП на уровне 4-6 % требует от властей релевантных, а главное транспарентных мер по реформированию налогового законодательства.

Безусловно, выделение малого бизнеса в качестве отдельного субъекта налоговой политики даст ограниченный эффект в краткосрочной перспективе, в силу инертности социально-экономических процессов. Однако, эти перемены необходимы для достижения стратегического развития экономики.

Наиболее соответствующим  сегодняшнему положению в сфере  налогообложения малого бизнеса  является направление его совершенствования, связанное с налоговым администрированием. Многие российские предприниматели  работают за рубежом. Для них вполне очевидны отличия налоговых систем нашей страны и зарубежных. Существуют примеры более эффективного налогового администрирования. Российская бизнес-модель подразумевает значительные транзакционные издержки, связанные, в том числе, с неоптимальной организацией документооборота. Развитые страны отказались от практики масштабного документирования транзакций, как принято в отечественной практике.

Таким образом, основной задачей  реформирования современного налогообложения  в России является создание целостной  налоговой системы, которая не препятствовала бы формированию связей экономических  агентов на разных уровнях и при  разных масштабах производства. Для  этого разумно перенять опыт западноевропейского  налогового законодательства, при котором  налоговые льготы малым предприятиям предоставляются не в рамках отдельного режима налогообложения, а в качестве обособленного элемента налоговой  политики.

Заключение

За прошедшие 10 лет малое  предпринимательство постоянно  сталкивается со множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуацией и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты.

Субъекты малого предпринимательства  являются стабильным источником налоговых  поступлений, важнейшим способом преодоления  дотационности местных бюджетов, малое предпринимательство является необходимым и неотъемлемым субъектом  рынка.

Установленный законодательством  Российской Федерации специальный  налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения предоставляет  субъектам малого предпринимательства  возможность снижения налогового бремени, упрощения учета и отчетности, сокращения документооборота.

В ходе курсовой работы были рассмотрены следующие задачи:

- рассмотрена сущность  специальных налоговых режимов  и перспективы их дальнейшего  функционирования;

- рассмотрен общий режим налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;

- исследовано применение упрощенной системы налогообложения;

- рассмотрены проблемы малого бизнеса и пути их решения.

Налоговое планирование является особым видом финансового планирования организации, основывающимся на принципах  и методах налоговой оптимизации, проводимого с целью повышения  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности организации, увеличения собственных финансовых ресурсов и  повышения финансовой устойчивости организации.

Поскольку именно малые и  средние предприятия испытывают наибольшую обремененность с точки  зрения налоговой нагрузки, то применение методики оптимизации налогообложения  позволит менеджерам хозяйствующего субъекта принимать своевременные управленческие решения в части учета, анализа, планирования, контроля и регулирования  системы налогообложения предприятия.

Для создания благоприятных условий для развития предпринимательства крайне важным является введение практики утверждения законодательных актов в области налоговой политики одновременно с механизмом их реализации, включающим программно-информационное.

 

 

Список использованной литературы

I. Нормативно правовые  акты

1. Налоговый кодекс РФ;

2. Закон РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" № 222-ФЗ от 29.12.1995г.;

3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

II. Монографии, коллективные  работы, сборники научных трудов

4. Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова, Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / – М., 2010г., 263 стр.;

5. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009 г., 92 стр. Электронная версия;

6. Юткина Т.Ф., Налоги и налогообложение, 2-е изд. М.: ИНФА – М.,2010 год, 345 стр.;

7. Под ред.Г. Б. Поляка, Финансы: Учебник для вузов / 2-е изд., перераб. и доп. -  М.: Юнити, 2009 г., 607 стр.;

8. Акчурина Е. В., Оптимизация налогообложения, Учебно-практическое пособие. – М.:ОСв- 89, 2011 г.,  496 стр.;

9. Черник Д.Г., Павлова Л.П., Князев В.Г., Налоги и налогообложение: Учебник - 3-е издание. - М.: МЦФР, 2011 г., 528 стр.;

10. Романовский М.В., Врублевская О.В., Налоги и налогообложение.6-е изд. - СПб.: Питер, 2012 г.,  496 стр.;

11. Перов А.В., Налоги и налогообложение: Учебное пособие, издание 3-е, перераб., и доп. - М.: Юрайт-М, 2011г., 618 стр.;

12. Пансков В.Г., Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2011 г.,  464 стр.;

13. Львов Ю.А., Основы экономики и организации бизнеса, - Спб.: ГМП “Фармико”, 2010 г., 367 стр.;

14. Лившиц А.Я., И.Н. Никулина, Введение в рыночную экономику: Москва, Высшая школа, 2011 г., 415 стр.;

15. Лазрев А., Штелева Ю., Недостатки в налогообложении деятельности малых предприятий,  2010 г., 380 стр.;

16. Камаев В.Д., Экономика и бизнес, - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011 г., 356 стр.;

17. Горфинкель В.Я., Швандар В.А., Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие - 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Юнити-Дана, 2011 г.,  495 стр.;

18. Аронов А.В., Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. Пособие., - М.: Экономистъ, 2010 г.,  591стр.;

19. Алексеев М.Ю., Болабанова О.Н., Налоги: учебник для студентов вузов, - М.: Финансы и статистика, 2010 г., 489 стр.;

20. Акимов О.Ю., Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития, - М.: Финансы и статистика, 2011, 192 стр.;

21. Паскачев А.Б.  Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов по спец., Налоги и налогообложение, - М. : Высш. образование, 2010 г., 384 стр.;

22. Под ред. И.Г. Русаковой - 5-е изд., доп., Налоги и налогообложение: учеб. для вузов, М.: Юнити, 2011 г.,  502 стр.;

23. Мамрукова О.И., Налоги и налогообложение: учеб. пособие - 7-е изд., перераб., - М. : Омега-Л, 2011 г.,  302 стр.;

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса