Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотрение сущности специальных налоговых режимов и перспективы их дальнейшего функционирования;
- рассмотрение общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;
- исследование применения упрощенной системы налогообложения;
- рассмотрение проблем малого бизнеса и путей их решения.
Введение3
1. Сущность и перспективы специальных налоговых режимов для малого бизнеса 4
1.1 Сущность и роль специальных налоговых режимов 4
1.2 Перспективы функционирования специальных налоговых режимов6
2. Налогообложение деятельности субъектов малого предпринимательства11
2.1 Особенности налогообложения при применении общеустановленного режима налогообложения малого бизнеса11
2.2 Особенности налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения 15
3. Пути решения проблем развития малого бизнеса 21
3.1 Изменение законодательной базы в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства 21
3.2 Применение зарубежного опыта в России25
Заключение29
Список использованной литературы 30
Приложения31
Законопроектом предлагается
сохранить действующий в
Предполагается внесение
изменений в Бюджетный кодекс
РФ, предусматривающих зачисление налога,
уплачиваемого в связи с
Кроме того, предлагается внести
изменения в Федеральный закон
от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении
В соответствии с п. 4 ст. 346.25.1
НК РФ документом, удостоверяющим право
применения индивидуальными
Таким образом, если индивидуальный
предприниматель осуществляет более
одного вида предпринимательской
Индивидуальный
Согласно п. 12 ст. 346.25.1 НК
РФ налогоплательщики упрощенной системы
налогообложения на основе патента
ведут налоговый учет доходов
в Книге учета доходов
Индивидуальные
Если налогоплательщик получал
несколько патентов, то предельный
размер доходов, ограничивающий право
на применение упрощенной системы налогообложения
на основе патента, определяется применительно
к каждому виду деятельности, на
который был выдан
В случае превышения установленного п. 4 ст. 346.13 НК РФ размера доходов индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент.
При нарушении условий применения упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ).
Таким образом, при наличии нескольких патентов, срок которых не истек, и превышения предельного размера доходов по одному из видов деятельности налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, в том числе и по тем видам деятельности, по которым ограничения соблюдаются. В таком случае налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того периода, который был указан в патенте, являющемся самым ранним по сроку действия из применяющихся патентов на момент нарушения.
Суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем, утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Что касается ЕНВД, то проектом названного федерального закона предлагается поэтапная отмена системы налогообложения в виде ЕНВД, предусмотренной главой 26.3 НК РФ.
Так, с 01.01.2013 предлагается отменить
систему налогообложения в виде
ЕНВД в отношении
На период с 1 января по 31
декабря 2012 года применение системы
налогообложения в виде ЕНВД в
отношении указанных видов
С 01.01.2014 главу 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ предлагается признать утратившей силу в целом.
При этом законопроектом предусматривается
совершенствование патентной
Таким образом, в период 2012–2014
годов одновременно будут действовать
патентная система
Что касается опасения налогоплательщиков, то примерно половина налогоплательщиков выступает за отмену ЕНВД, аргументируя это тем, что при его применении не учитываются фактическая доходность их предпринимательской деятельности, что негативно сказывается на их финансовом состоянии. Другая половина налогоплательщиков придерживается диаметрально противоположной точки зрения, считая, что отмена ЕНВД приведет к увеличению налоговой нагрузки и также негативно отразится на их финансовом состоянии.
2. Налогообложение деятельности субъектов малого предпринимательства
2.1 Особенности налогообложения при применении общеустановленного режима налогообложения малого бизнеса
Общепринятая система
налогообложения – это наиболее
неблагоприятные условия для
работы малых предприятий. Размер налогов
и платежей во внебюджетные фонды, относимых
на себестоимость оказываемых
Говоря о существующих налоговых льготах для малых предприятий, отметим льготы по налогу на прибыль. При введении в действие Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий” было предусмотрено, что, помимо общих льгот, в первые два года после регистрации не уплачивают налог на прибыль субъекты малого предпринимательства: по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления и т.д., к тому же удельный вес дохода или выручки от данной деятельности должен быть достаточно высоким, если не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) составляет выручка от производства и переработки сельскохозяйственной продукции; производства продовольственных товаров5. Но прежде чем, применять данную льготу необходимо соответствовать определенным критериям отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, и тут возникают некоторые вопросы.
В соответствии со ст. 3 Закона
N 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства
понимаются коммерческие организации,
в уставном капитале которых доля
участия Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, общественных и
религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов
не превышает 25 %, доля, принадлежащая
одному или нескольким юридическим
лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25 %
и в которых средняя
- в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона
N 88-ФЗ средняя за отчетный период численность
работников малого предприятия определяется
с учетом всех его работников, в
том числе работающих по договорам
гражданско-правового
При этом в части шестой ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что срочный трудовой договор может быть заключен с лицами, поступающими на работу в организации - субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания - до 25 работников), а также к работодателям - физическим лицам.
Заключение срочного трудового договора, конечно, является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, возможность заключения срочного договора на основании части шестой ст. 59 ТК РФ не будет являться безусловным и будет считаться правомерным, если работник докажет, что в силу характера и условий работы весьма затруднительно установить трудовые отношения на неопределенный срок.
Однако исходя из буквального толкования рассматриваемой нормы ТК РФ организация, осуществляющая деятельность, например, в научно-технической сфере и признаваемая на основании Закона N 88-ФЗ субъектом малого предпринимательства (число занятых на производстве составляет не более 60 человек), в соответствии с положениями ст. 59 ТК РФ не сможет заключать срочные трудовые договоры, так как настоящим Кодексом установлен предельный размер численности работников организации - не более 40 человек.
Данный пример подтверждает,
что неунифицированные подходы
к определению субъектов малого
предпринимательства могут на практике
привести к затруднениям при ведении
предпринимательской
Формально-юридическое познание
субъектов малого предпринимательства,
выделение его родовых
Если Закон N 88-ФЗ затрагивает
интересы общества, необходимо точно
знать, каково его фактическое, функциональное,
а не прокламирующее назначение. Его
содержание должно быть опосредовано
с помощью норм, содержащихся в
иных нормативно-правовых актах. От того,
насколько четко и
Заслуживает внимания еще одно обстоятельство. Законом N 88-ФЗ для субъектов МП, как уже отмечалось, установлен критерий "доли участия" в их уставном капитале. В этой связи возникает резонный вопрос: как определить доли участия юридических лиц, являющихся субъектами МП, и чем они отличаются от других участников - тех, которые заполняют оставшуюся половину уставного капитала?Видимо, данное положение закона направлено против признания малыми предприятиями зависимых или дочерних обществ. Ведь невозможно создать действительно конкурентную среду, стимулируя и поддерживая предприятия, формально обладающие признаками малого предприятия, но подконтрольные предприятиям-монополистам.
Целесообразно закрепить в законе, что учредители таких предприятий не могут занимать руководящие должности в иных предприятиях, не являющихся субъектами МП. Однако на практике выявить, является ли данное лицо аффилированным или нет, достаточно сложно, поскольку малые предприятия нередко учреждаются на имена подставных лиц.
Вряд ли законодатель стремился
выделить малые предприятия в
качестве нового вида хозяйственных
обществ, так как в ГК РФ дается
исчерпывающий перечень организационно-правовых
форм коммерческих организаций. Указание
на "долю участия" является одним
из критериев отнесения