Налогообложение малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотрение сущности специальных налоговых режимов и перспективы их дальнейшего функционирования;
- рассмотрение общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;
- исследование применения упрощенной системы налогообложения;
- рассмотрение проблем малого бизнеса и путей их решения.

Содержание

Введение3
1. Сущность и перспективы специальных налоговых режимов для малого бизнеса 4
1.1 Сущность и роль специальных налоговых режимов 4
1.2 Перспективы функционирования специальных налоговых режимов6
2. Налогообложение деятельности субъектов малого предпринимательства11
2.1 Особенности налогообложения при применении общеустановленного режима налогообложения малого бизнеса11
2.2 Особенности налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения 15
3. Пути решения проблем развития малого бизнеса 21
3.1 Изменение законодательной базы в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства 21
3.2 Применение зарубежного опыта в России25
Заключение29
Список использованной литературы 30
Приложения31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 304.52 Кб (Скачать)

   -суммы НДС в случае выставления счета-фактуры с выделенным НДС (письмо от 14.04.2008 № 03-11-02/46, от 13.03.2008 № 03-11-04/2/51);

   -суммы возмещения арендаторами стоимости коммунальных услуг, оплаченных арендодателем (письмо от 07.04.2008 № 03-11-04/2/67);

    -суммы компенсации судебных расходов и государственной пошлины, полученные налогоплательщиком по решению суда от ответчика (письмо от 21.08.2009 № 03-11-06/2/157).

Сразу следует отметить, что в письме Минфина России от 24.06.2009 № 03-11-06/2/106 в отношении взносов в ПФР на была высказана противоположная позиция, что "Возвращенные (зачтенные) налогоплательщикам из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов не учитываются при определении объекта налогообложения в виде доходов, так как эти суммы не являются экономической выгодой, определяемой в соответствии со ст. 41 НК РФ".

Не исследуя вопрос, являются ли указанные средства доходом, Минфин России приводит следующие доводы в обоснование своих выводов:

   - поскольку суммы переплаты по налогам, возвращенные из бюджета, в статье 251 НК РФ не указаны, данные суммы должны учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

    - главой 26.2 НК РФ уменьшение доходов, полученных налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, на суммы НДС, уплаченные в бюджет по счетам-фактурам, выставленным покупателям (заказчикам) товаров (работ, услуг), не предусмотрено;

    -налогоплательщик-арендодатель, применяющий упрощенную систему налогообложения, вне зависимости от выбранного объекта налогообложения сумму дохода, полученного по договору аренды недвижимого имущества, определяет по правилам статьи 249 НК РФ, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги.

С высказываемой Минфином России позицией суды зачастую не согласны. Ведь доход - это не любые средства, полученные налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, их получение  должно быть связано с возникновением экономической выгоды для организации.

Например, мнение о том, что  НДС, предъявленный налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, не увеличивает величину его доходов, отражено в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.05.2008 № А19-13515/07-Ф02-1767/08, ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2008 № А66-4750/2007. При этом норма, предусматривающая исключение НДС из состава доходов, содержится непосредственно в НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Также дела в отношении порядка формирования доходов у арендодателя, на которого возлагалась обязанность по передаче полученных в оплату энергоснабжающей организации за потребленную электроэнергию денежных средств, суд указал, что "общество не оказывает услуги по энергоснабжению, поэтому платежи, поступившие от арендаторов в качестве компенсации, не являются доходами Общества, а следовательно, - является объектом обложения единым налогом" (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.04.2008 по делу № А39-362/2007).

Кроме рассмотренных рисков нужно помнить о повышенной налоговой  нагрузке при переходе с УСН. Она  связана с необходимостью восстановления сумм расходов по приобретению основных средств, учтенных при формировании налоговой базы при применении УСН, и, соответственно, уплаты налога на прибыль. Также негативные налоговые последствия  возникают в случае, если организацией превышены установленные главой 26.2 НК РФ ограничения.

 

 

 

 

 

3. Пути решения  проблем развития малого бизнеса

3.1 Изменение законодательной базы в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства

В настоящее время внимание государства к проблемам малого предпринимательства становится все  более пристальным.

Проблема совершенствования  системы налогообложения, по мнению предпринимательского сообщества, — одна из острейших. Практика показывает, что принимаемые законодательные акты не всегда способствуют улучшению ситуации, поэтому необходимо уделить особое внимание Налоговому кодексу Российской Федерации, в который предлагается внести следующие изменения и дополнения:

- «внести изменения в Часть I Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 18), установив единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения не как специальный режим, а как альтернативный вид налогообложения, четко определив основные понятия по нему, в частности, понятия “объекты” и “субъекты” налогообложения»9;

- разработать единую специальную главу Части II Налогового кодекса Российской Федерации о налогообложении субъектов малого предпринимательства, предусматривающую применение альтернативного налогообложения различных видов (единого совокупного налога, установления максимального уровня налоговых изъятий, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности) и добровольность выбора одного из режимов налогообложения;

- закрепить в Налоговом кодексе Российской Федерации принцип временного моратория на ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства в случае изменений налогового законодательства по сравнению с ранее действовавшими условиями в течение первых четырех лет своей деятельности. Указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

- другие аспекты налогообложения, по мнению разработчиков документа, требуют предусмотреть следующее:

- ввести для субъектов малого предпринимательства уплату единого социального налога, предусмотрев при этом возможность уменьшения величины единого налога на вмененный доход или уплачиваемого налога по упрощенной системе на сумму уплаченного единого социального налога;

- ввести для субъектов малого предпринимательства принцип добровольности и уведомительный порядок при выборе режима налогообложения;

- предусмотреть снижение порога регрессии по единому социальному налогу и упрощение процедуры его уплаты и отчетности;

- установить максимальную формализацию деятельности налоговых органов;

- упростить бухучет и отчетность: предусмотреть для субъектов малого предпринимательства даже не ежеквартальную, а ежегодную отчетность, значительно сократив при этом ее объем; детализировать вопрос отчетности в Налоговом кодексе Российской Федерации и исключить возможность появления инструктивных писем Министерства РФ по налогам и сборам, которые способствуют усложнению отчетности;

- при уточнении процедур стремиться к минимизации личных контактов предпринимателей с налоговыми инспекторами.

В области обеспечения  нормативно-методической и правовой проработки решения имущественных  вопросов необходимо принять законодательные  и нормативные документы, обеспечивающие:

- учет государственного имущества и создание на федеральном, региональном и муниципальном уровнях реестров и целевых фондов собственности, которая может быть предложена субъектам малого предпринимательства, а также имущества, переданного субъектам малого предпринимательства;

- упрощение процедур наделения субъектов малого предпринимательства имуществом, относящимся в настоящее время к государственной собственности;

- продажу и сдачу в аренду субъектам малого предпринимательства имущества ликвидируемых предприятий, в том числе высвобождаемого имущества объектов военной инфраструктуры;

- контроль эффективности использования указанного имущества.

Закон РФ “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации” от 14.06.95 г. №88-ФЗ требует доработки следующих положений:

1) «Для обеспечения эффективности поддержки малого предпринимательства (МП) представляется целесообразно более гибко структурировать субъекты МП. Ввести следующие градации: микропредприятия, малые и средние предприятия. Чтобы определить формы помощи, оказываемой конкретным субъектам предпринимательства, также необходимо ввести понятия:

- начинающие (стартовые) предприятия, одновременно определив сроки их действия;

- быстро развивающиеся и медленно развивающиеся предприятия по видам деятельности;

- стабильно работающие предприятия»10.

2) Определение критерия, ограничивающего величину долей, паев в уставном капитале, организационно-правовой статус пайщиков затруднено из-за отсутствия этих данных в отчетах. В связи с этим часть предприятий не может быть отнесена к разряду малых;

3) Приведение во взаимное соответствие Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" N 88-ФЗ от 14.06.1995 г., Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации, включая уточнение критериев, определяющих малый бизнес.

4) Приведение Федеральных законов "О валютном регулировании и валютном контроле" и "О лизинге" в соответствие с Таможенным кодексом Российской Федерации в части предоставления права лизинговым компаниям уплачивать таможенную пошлину частями в соответствии с графиком лизинговых платежей.

5) Распространение системы налогообложения для малого бизнеса на все субъекты МП, включая сельхозтоваропроизводителей, переведенных на единый сельскохозяйственный налог.

6)Радикальное упрощение учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства при применении специальных налоговых режимов, а также формы отчетности по налогам при общем режиме налогообложения. Введение всех форм учета, отчетности и соответствующих форм их заполнения непосредственно в федеральный закон. Запрещение выпуска любых подзаконных актов, инструкций, уточнений и разъяснений.

 Критерии отнесения  предприятий к малым необходимо упростить.

1. Введение упрощенного  порядка регистрации и ликвидации  малых предприятий. Данное положение  содержится во многих нормативно-правовых  актах Российской Федерации, в  том числе в статье4 Закона РФ №88-ФЗ, но сам порядок так и не установлен, бланк заявления не разработан, регистрационный сбор не уменьшен. Процедура ликвидации не обозначена вообще.

2. Определить четкий механизм  участия малых предприятий в  размещении государственных заказов  на закупки и поставки продукции  и товаров (услуг) для государственных нужд.

Это далеко не полный перечень дополнений и изменений, которые  необходимо внести в закон.

При формировании социально-экономической  политики особое внимание необходимо уделять поддержке малого предпринимательства, с которым жизненно связаны интересы подавляющей части населения. Поддержка  со стороны государства должна быть направлена на саморазвитие бизнеса, предпринимательской активности.

В России основное противоречие малого бизнеса заключается, с одной  стороны, в относительно высокой  социально-экономической значимости функций малого предпринимательства, а, с другой, в его относительно низкой жизнеспособности. Решение проблемы возможно лишь при эффективном сочетании  поддерживающей и регулирующей роли государства в отношении малого бизнеса.

После усовершенствования федерального закона о малом предпринимательстве  и приведения других нормативно-правовых актов в соответствие с законодательной  базой сегодняшнего дня может  наступить относительная стабильность как для предпринимателей, так и для органов государственной власти, поскольку появится возможность:

- формировать политику  по отношению к малому и среднему бизнесу;

- выделить основные, профилирующие  виды предпринимательской деятельности  для его организации и поддержки;

- регулировать рынок спроса  и потребления, насыщения товарами местного производства;

- решать социально-экономические  проблемы в регионе путем развития  малого и среднего бизнеса.

Необходимо также иметь  в виду, что в налоговом законодательстве для субъектов малого предпринимательства установлены предельные финансовые показатели для применения ими упрощенной системы налогообложения. Согласно ст.  346.13 НК РФ годовой доход субъекта малого предпринимательства не должен превышать 15 млн. руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов - 100 млн. руб. независимо от отраслевой принадлежности предприятия. Однако данные показатели имеют исключительно налоговый характер. Они более применимы к характеристике микропредприятий, чем малого предпринимательства в целом. В то же время установление высокого размера финансового показателя может привести к тому, что крупный бизнес начнет искусственно делиться. В этом случае возникнет эффект клонирования компаний, т.е. когда фирма, подошедшая к пороговому значению финансового показателя, переводит активы в другую компанию (вновь созданную), а первая бросается. Это приводит к номинальному росту числа малых предприятий.

Для решения вышеуказанной  проблемы в специальной литературе выдвигается следующее предложение: выделять референтные группы предприятий (до 1000), изучать их реальную микроэкономику и влияние налоговой нагрузки предлагаемых режимов на их корпоративные стратегии. Так делается во многих европейских странах (например, в Италии).

3.2 Применение  зарубежного опыта в России

Западная система налогообложения  носит целостный характер и при  предоставлении налоговых льгот  этой целостности не теряет, то есть налоговая база для всех предприятий  определяется одинаково. Исключения составляют лишь платежи по налогу на вмененный  доход, однако, например, в Европе круг лиц, которым такая привилегия доступна, весьма ограничен. В нашей стране все иначе. Существующие специальные  режимы налогообложения, предусмотренные  гл. 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ, и  освобождение от уплаты налога на добавленную  стоимость на основании ст. 145 Налогового кодекса РФ фактически делают отечественную  систему налогообложения разобщенной. На практике данные льготы фактически облегчают положение предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и оказанием услуг населению. Льготы, уменьшающие налоговое бремя тех малых предприятий, которые занимаются, например, научно-исследовательскими и инженерно-конструкторскими разработками, делают для других фирм крайне невыгодным деловое партнерство с ними. Таким образом, искусственно создается экономическая пропасть между малыми и крупными предприятиями.

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса