Налогообложение малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотрение сущности специальных налоговых режимов и перспективы их дальнейшего функционирования;
- рассмотрение общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;
- исследование применения упрощенной системы налогообложения;
- рассмотрение проблем малого бизнеса и путей их решения.

Содержание

Введение3
1. Сущность и перспективы специальных налоговых режимов для малого бизнеса 4
1.1 Сущность и роль специальных налоговых режимов 4
1.2 Перспективы функционирования специальных налоговых режимов6
2. Налогообложение деятельности субъектов малого предпринимательства11
2.1 Особенности налогообложения при применении общеустановленного режима налогообложения малого бизнеса11
2.2 Особенности налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения 15
3. Пути решения проблем развития малого бизнеса 21
3.1 Изменение законодательной базы в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства 21
3.2 Применение зарубежного опыта в России25
Заключение29
Список использованной литературы 30
Приложения31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 304.52 Кб (Скачать)

Содержание

Введение3

1. Сущность и перспективы специальных налоговых режимов для малого бизнеса 4

1.1 Сущность и роль специальных налоговых режимов 4

       1.2 Перспективы функционирования специальных налоговых режимов6

   2. Налогообложение деятельности субъектов малого предпринимательства11

       2.1 Особенности налогообложения при применении общеустановленного режима налогообложения малого бизнеса11

       2.2 Особенности налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения 15

   3. Пути решения проблем развития малого бизнеса 21

       3.1 Изменение законодательной базы в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства 21

       3.2 Применение зарубежного опыта в России25 

Заключение29

Список использованной литературы 30

Приложения31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие малого предпринимательства  в России является одним из важнейших  направлений решения экономических  и социальных проблем на федеральном  и региональном уровне. Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая  помогает продвигать экономику любой  страны. Малый бизнес решает проблему занятости, создает устойчивое экономическое  развитие государства. Сегодня малое  предпринимательство развито крайне плохо в России. Малый бизнес это  всего 12% ВВП России, в то время  как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз  выше. Таким образом, рассматриваемая  тема имеет исключительную важность и актуальность в деле обеспечения  устойчивого экономического роста  в Российской Федерации.

Стабильность системы  налогообложения позволяет предпринимателю  увереннее чувствовать себя: не зная твердо, каковы будут условия и  ставки налогообложения в предстоящем  периоде, невозможно рассчитать, какая  же часть ожидаемой прибыли уйдет  в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Однако любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству. Актуальность темы работы обусловлена тем, что проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции.

Целью курсовой работы является исследование существующих специальных  налоговых режимов в РФ для  субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и  перспективы развития.

В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:

- рассмотрение сущности  специальных налоговых режимов  и перспективы их дальнейшего  функционирования;

- рассмотрение общего  режима налогообложения субъектов  малого предпринимательства и  совокупности налогов, уплачиваемых  при этом режиме;

- исследование применения  упрощенной системы налогообложения;

- рассмотрение проблем малого бизнеса и путей их решения.

Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы послужили работы отечественных  и зарубежных экономистов по вопросам применения специальных налоговых режимов, материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты

1. Сущность и  перспективы специальных налоговых  режимов для малого бизнеса

1.1 Сущность и  роль специальных налоговых режимов

Общий режим налогообложения  предполагает уплату налогоплательщиками  федеральных, региональных и местных  налогов. Федеральные налоги действуют  на территории всех регионов России, а  региональные - только в тех, где  законодательный орган принял специальный  закон об их введении, устанавливающий  ставки, формы отчетности и сроки  уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов  власти.

Однако для поддержки  малого бизнеса необходимо установление такого порядка налогообложения, который  позволил бы улучшить экономическое  состояние существующих малых предприятий  и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы.

Установление специальных  налоговых режимов в отношении  субъектов малого и среднего бизнеса  продиктовано необходимостью учета  при налогообложении, учитывая направления  их деятельности и объемов1.

Под специальным налоговым  режимом понимается особый порядок  исчисления и уплаты налогов и  сборов в течение определенного  периода времени, применяемый в  случаях и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах. Порядок установления специальных  налоговых режимов регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст.18 НК РФ). В установлении специальных  налоговых режимов законодателем  определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые  льготы. Ведь для отдельных категорий  хозяйствующих субъектов, либо субъектов  отдельных сегментов национальной экономики это, как правило, бывает продиктовано стимулированием и  улучшением регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов.

Специальные налоговые режимы создавались для целей учета  особенностей экономической деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. Для противодействия уклонения  от уплаты налогов, оптимизации механизма  налогообложения посредством некоторого упрощения учета, вследствие чего отмечается уменьшение количества налоговой отчетности. В ряде случаев упрощенная система  налогообложения позволяет налогоплательщикам не только платить меньше налогов  в количественном аспекте, но и платить налог по более низким ставкам, что является способом поддержки субъектов малого предпринимательства. В определенной мере применение отдельных специальных налоговых режимов позволило снять конфликтность между налоговыми органами и налогоплательщиками, избавило последних от постоянного ожидания контролирующих органов, а для налоговых органов предоставило способ осуществлять в упрощенной форме контроль за налогоплательщиками2.

Одной из важных задач, стоящих перед  экономикой России, является укрепление и развитие среднего и малого бизнеса, а также стимулирование данных процессов. На реализацию поставленной задачи было направлено введение в налоговую  систему Российской Федерации специальных  налоговых режимов, предусматривающих  особый порядок их налогообложения. Целью выработки и реализации концепции единого налога, взимаемого по специальным налоговым режимам, было создание наиболее благоприятных  условий для деятельности хозяйствующих  субъектов - организаций и индивидуальных предпринимателей.

Специальный налоговый режим  следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как  особую форму (механизм) налогового регулирования.

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый  режим также имеет две субстанции:

- с одной стороны, ее  содержание составляет движение  стоимости (объективные финансовые  отношения) в налоговой форме;

- с другой стороны,  — это категория особой организации  налогообложения, строящаяся на  специальных принципах, и управления  налоговым процессом в строго  определенных сферах деятельности (субъективная сущность).

Поскольку объективную сущность специального налогового режима составляют налоговые отношения, следует определиться в таком вопросе, как функции  налогов. Наиболее общепризнанными  в научной среде считаются  две функции налогов: фискальная и регулирующая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют регулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.

Анализ предполагает выделение  не только субъектов, но и объекта  исследуемого явления. Таковым выступает  специальная система налогов, определяющих особенности, индивидуальность и общность специальных налоговых режимов.

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый  режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких  базовых требований лежат известные общие принципы налогообложения — справедливости, эффективности, нейтральности и простоты.

Названные основополагающие требования достаточно четко реализуются  в специальных налоговых режимах, базирующихся на использовании единого  налога. Именно это и позволяет  отделить специальные налоговые  режимы от системы налоговых льгот  в рамках общего режима налогообложения, направленных на создание условий для  минимизации налогов, зачастую, в  нарушение принципов налогообложения. Специальный налоговый режим может предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего — достижение более значимого экономического и фискального эффекта3.

Налоговое регулирование  в форме специального налогового режима может проявляться в двух ипостасях: в виде упрощения общей  системы налогов, налогообложения, учета и отчетности (не обязательно  влекущее за собой снижение налогового бремени) и в виде реального снижения налоговой нагрузки по сравнению  с общим налоговым режимом.

Регулирующие способности  специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения  единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.

Однако на практике такой  регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или  иной деятельности, попадающей под  специальный режим, к примеру, некоторые  виды предпринимательской деятельности.

Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой  базы доход малого предприятия или  натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика.

1.2 Перспективы  функционирования специальных налоговых  режимов

В Налоговый кодекс Российской Федерации готовятся серьезные  поправки, касающиеся ЕНВД и упрощенной системы налогообложения. На сайте Министерства финансов России был размещен проект закона о внесении изменений в НК РФ, которые касались введения главы, посвященной упрощенной системе налогообложения на основе патента и отмене ЕНВД.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее  – ГД РФ) принят в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений  в статью 18 части первой и часть  вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», предусматривающий ряд положений, направленных на совершенствование упрощенной системы налогообложения, в том числе выделение в отдельный специальный налоговый режим патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, а также поэтапную отмену системы налогообложения в виде ЕНВД.

В настоящее время в  Правительстве РФ рассматривается  вопрос об увеличении предельного размера  доходов, позволяющего налогоплательщикам применять упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с планом работы ГД РФ предполагается, что названный  законопроект будет принят на осенней  сессии ГД РФ.

Проектом названного федерального закона предусмотрено выделение  патентной системы налогообложения  в отдельную главу 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ.

При этом законопроектом предусматривается  сохранить право введения патентной  системы налогообложения за законодательными (представительными) органами субъектов  Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которыми будет определяться:

   1. перечень видов  предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится  патентная система налогообложения  в пределах перечня видов предпринимательской  деятельности, указанных в главе  26 НК РФ;

   2. размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, минимальный размер которого не может быть менее 100 000 руб., а максимальный размер не может превышать 500 000 руб. Размер указанного дохода предлагается индексировать на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Перечень видов предпринимательской  деятельности, в отношении которых  может применяться патентная  система налогообложения, законопроектом сокращен с 69 видов предпринимательской  деятельности, предусмотренных статьей 346.25.1 НК РФ, до 47 за счет их укрупнения. Одновременно вводятся новые виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в том числе розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 10 кв. м по каждому объекту организации торговли (п. 45), розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (п. 46) и услуги общественного питания, осуществляемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 10 кв. м по каждому объекту организации общественного питания (п. 47).

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса