Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:37, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение………………………………………………………………………...…3
I. Теоретические основы исчисления и уплаты налогов малого бизнеса..........5
1.1. Возникновение и развитие уплаты налогов…………………………….…5
1.2. Порядок налогообложения и экономическое назначение налогообложения малого предприятия …………………………………….….10
II. Анализ действенности механизма налогообложения малого бизнеса на примере ООО «Агентство - Инфо»……………………………………………. 21
2.1. Краткая характеристика предприятия…………...………………………...21
2.2. Система налогообложения предприятия…..……………………….……..22
2.3. Характеристика уплаты налогов ООО «Агентство - Инфо»……….……27
III. Проблемы и методы совершенствования процедур уплаты налогов малого бизнеса……………………………………………………………………………30
3.1. Теоретические методы совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты налогов малого бизнеса…………………………….…..30
3.2. Практическое решение совершенствования взимания налога малого предприятия…………………………………………………....………………...34
Заключение…………………………………………………………………….…40
Список использованных источников и литературы…………………………...42
Таким образом, по данным таблицы 2.1 можно сказать, что предприятие при применение общей системы налогообложения уплачивает налоги в сумме 214284 руб.
В соответствии с установленными нормативами при определении совокупного дохода организации во внимание не принимаются ее расходы по заработной плате, а при определении дохода, уменьшенного на величину расходов, во внимание не принимаются расходы по техобслуживанию оргтехники и судебные расходы (их нет в установленном законом перечне расходов, величина которых уменьшает налогооблагаемые доходы).
Рассмотрим пример с расчетом преимущества применения упрощенной системы налогообложения по варианту «доходы - расходы».
Таблица налогов при обычном и упрощенном режимах налогообложения за 2009 год (руб.)
Налог | Налоговая база | Сумма налога при общем режиме налогообложения | Сумма налога при упрощенной системе налогообложения |
НДС | 245000 | 44100 | - |
Налог на прибыль | 463000 | 111120 (20%) | - |
Налог на имущество | 52000 | 1144 | - |
Налог по УСНО | 463000 | - | 69450 (15%) |
НДФЛ | 195000 | 25350 | 25350 |
НС и ПЗ | 195000 | 390 | 390 |
Итого |
| 214284 | 122490 |
При использовании упрощенной системы налогообложения, заранее зная сумму расходов, имеется возможность определения размера дохода, при котором налог не будет меньше одного процента от дохода, как этого требует статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
По данным таблицы 2.2 видно, что при упрощенной системе налогообложения предприятие будет уплачивать 122490 руб. по сравнению с общим режимом налогообложения 214284 руб., что в 2 раза меньше.
ООО «Агентство - Инфо» применяет упрощенную систему налогообложения при выборе объекта налогообложения – доходы.
совокупная сумма уплаченных налогов и взносов
НН = ------------------------------
ВРП
где НН – налоговая нагрузка, в процентах;
ВРП - выручка от реализации, в руб.
Определим налоговую нагрузку:
28.800 + 9.000 + 187 / 630.000 = 0,0603
Таким образом, налоговая нагрузка ООО «Агентство - Инфо», при выборе объекта налогообложения – доходы, за 2009 год составила 6%.
Аналогично рассчитаем налог за 2010 год:
Налоговая нагрузка: 10320 + 31773 + 90 / 344000 = 0,1226
Таким образом, налоговая нагрузка ООО «Агентство - Инфо» при выборе объекта налогообложения – доходы за 2010 год составила 12%.
Предположим, что организация применяет общий режим налогообложения.
Итак, ООО «Агентство - Инфо», использующее общий режим налогообложения, в совокупности уплатило налогов и сборов в бюджет за 2009 год 240.340 рублей, а за 2010 год 168.772 рубля, учитывая все данные, можно рассчитать налоговую нагрузку:
1) 2009 год: 240.340/630.000 = 0,3815;
2) 2010 год: 168.772/344.000 = 0,4906.
Таким образом, при применении общего режима налоговая нагрузка организации в 2009 году составила 38%, а в 2010 году 49%.
2.3. Характеристика уплаты налогов ООО «Агентство - Инфо».
Применение упрощенной системы налогообложения имеет свои достоинства и отрицательные стороны. Несомненным преимуществом для ООО «Агентство - Инфо» является уплата одного налога, который называется единым, вместо уплаты нескольких налогов (налога на прибыль, НДС, налога на имущество, налога с продаж) и, соответственно, заполнение одной налоговой декларации, вместо множества налоговых расчетов и деклараций.
Существенным минусом при применении упрощённой системы налогообложения является то, что ООО «Агентство - Инфо» не признается налогоплательщиками НДС, то есть организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённой системы налогообложения, рискуют тем, что с ними перестанут сотрудничать покупатели - плательщики НДС, так как они в данном случае не смогут применить вычет по НДС.
Достоинства и недостатки упрощённой системы налогообложения для ООО «Агентство - Инфо»
Таблица 2.3
Достоинства | Недостатки |
- Возможное снижение налоговой нагрузки; - самый маленький объем налоговой отчетности и низкие затраты на составление налоговой отчетности; - самые низкие затраты на ведение учета доходов и расходов; - отсутствие обязанности составлять бухгалтерскую отчетность; - возможное снижение себестоимости продукции, работ, услуг за счет отсутствия НДС; - сокращенный объем статистической отчетности для малых предприятий. | - Отсутствие права добровольно уплачивать НДС и, как следствие, возможная утрата клиентского списка или потеря бизнеса в целом; - необходимость отслеживать все нововведения в налоговом законодательстве; - необходимость отслеживать соблюдение показателей критериев, дающих право применять упрощенный режим налогообложения; - увеличение затрат на ведение учёта, если налогоплательщик решит дублировать учёт хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учёта. |
Если по итогам 2009 года налогоплательщиком получены доходы в сумме 2 000 000 рублей и произведены расходы на сумму 1 500 000 рублей, налоговая база по социальных взносам за 2008 год составляет 500 000 рублей (2 000 000 рублей – 1 500 000 рублей), а сумма по социальных взносам от исчисленной налоговой базы составляет 75 000 рублей (500 000 рублей x 15 / 100).
Сумма минимального налога составляет 20 000 рублей (2 000 000 рублей x 1 / 100). Учитывая, что сумма исчисленного в общем порядке социальных взносов превышает сумму исчисленного минимального налога, налогоплательщик осуществляет уплату социальных взносов.
Сумма убытка, принимаемая к уменьшению налоговой базы за 2008 год, составляет 150 000 рублей ((500 000 рублей x 30 / 100) < 208 000 рублей).
Сумма социальных взносов, подлежащая уплате за 2009 год, составляет 52 500 рублей ((500 000 рублей – 150 000 рублей) x 15 / 100).
Оставшаяся часть неучтенного убытка в сумме 58 000 рублей (208 000 рублей – 150 000 рублей) учитывается налогоплательщиком при исчислении налоговой базы за 2010 год.
Общая сумма платежей за отчетный период составит 12 700 рублей, в том числе сумма квартального авансового платежа по социальных взносам в размере 5 000 рублей (10 000 рублей – 5 000 рублей) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 7 700 рублей.
В случае, если налогоплательщиком по итогам отчетного периода исчислен квартальный авансовый платеж по социальных взносам в сумме 5 000 рублей, уплачено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 1 300 рублей, то налогоплательщик уменьшает сумму исчисленного квартального авансового платежа по социальных взносам на всю сумму уплачиваемых им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 1 300 рублей ((5 000 рублей x 50 / 100) > 1 300 рублей).
Общая сумма платежей за отчетный период составит 5 000 рублей, в том числе сумма квартального авансового платежа по социальных взносам в размере 3 700 рублей (5 000 рублей – 1 300 рублей) и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 300 рублей.
Выводы: Приведенный анализ налогообложения организации – юридического лица и индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица, позволяет сделать вывод о том, что и для организации, и для индивидуального предпринимателя более выгоден режим упрощенной системы налогообложения, установленный с 1 января 2003 года, в связи с меньшим размером подлежащего уплате социальных взносов.
Упрощенная система налогообложения позволяет налогоплательщикам уменьшать свой доход на величину расходов по заработной плате, что делает ее, в отличие от ранее действовавшей системы, привлекательной для налогоплательщиков, использующих наемный труд и имеющих в качестве основного вида деятельности оказание различного рода услуг. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, новый налоговый режим также более удобен, так как позволяет уменьшать налогооблагаемый доход на величину расходов.
Кроме того, произведенный анализ налогообложения физического лица, получающего доход от сдачи в аренду нежилого помещения, позволяет говорить о наибольшей приемлемости среди всех имеющихся режимов налогообложения для него действующей упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину доходов.
Однако закрытый характер перечня расходов, величина которых уменьшает доход как налогооблагаемую базу при действующей упрощенной системе налогообложения, делает данный режим налогообложения менее привлекательным для многих организаций и предпринимателей со специфичными видами деятельности, потому что предусматривает далеко не все расходы, возникающие у налогоплательщика в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
III. Проблемы и методы совершенствования процедур уплаты налогов малого бизнеса.
3.1. Теоретические методы совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты налогов малого бизнеса.
Законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса (социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения , которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора.
В основе экономической политики большинства развитых стран лежит постулат о необходимости создания в равной степени благоприятной макроэкономической среды для предприятий любого размерного уклада. Несмотря на это в области налогообложения малые предприятия фактически выделены в отдельную группу. Такой подход объясняется как соображениями экономической справедливости - необходимость компенсации объективно меньших возможностей самофинансирования данной категории предприятий, - так и соображениями административными.
Важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерий признания предприятия. Обычно выделяют два вида таких критериев - количественные и качественные.
К количественным критериям относятся такие статистические показатели объекта, как численность занятых на предприятии, оборот, активы, капиталы, прибыли и т.п. Причем единственным критерием, который является сопоставимым для всех стран, является количество работников, занятых на предприятии. Рассмотрим критерии отнесения предприятий к малым в некоторых странах в приложении 3.
Западные специалисты предлагают также свои качественные критерии для определения малого бизнеса, к которым могут быть отнесены: личное управление предприятием, прямой личный контакт между высшими органами руководства и производственными рабочими, клиентурой и поставщиками, невозможность получить доступ к рынкам капитала и др. Однако на основании такого рода критериев установить различия между малыми и средними предприятиями еще труднее. В конечном итоге в налоговом законодательстве большинства развитых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками. В некоторых странах помимо общих критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые критерии, переводящие малое предприятие в льготную категорию. В США бизнес считается малым, если предприятие не доминирует в своей области деятельности и вместе с отделениями нанимает не более 500 человек. Однако специальными льготами на государственном уровне такие предприятия не наделены.
Информация о работе Налогообложение малого бизнеса в России, его развитие