Налогообложение малого бизнеса в России, его развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
I. Теоретические основы исчисления и уплаты налогов малого бизнеса..........5
1.1. Возникновение и развитие уплаты налогов…………………………….…5
1.2. Порядок налогообложения и экономическое назначение налогообложения малого предприятия …………………………………….….10
II. Анализ действенности механизма налогообложения малого бизнеса на примере ООО «Агентство - Инфо»……………………………………………. 21
2.1. Краткая характеристика предприятия…………...………………………...21
2.2. Система налогообложения предприятия…..……………………….……..22
2.3. Характеристика уплаты налогов ООО «Агентство - Инфо»……….……27
III. Проблемы и методы совершенствования процедур уплаты налогов малого бизнеса……………………………………………………………………………30
3.1. Теоретические методы совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты налогов малого бизнеса…………………………….…..30
3.2. Практическое решение совершенствования взимания налога малого предприятия…………………………………………………....………………...34
Заключение…………………………………………………………………….…40
Список использованных источников и литературы…………………………...42

Работа содержит 1 файл

Эльвира Дауутова Налогообл малого бизнеса (1).doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Вполне оправдано было бы увеличение суммы этого лимита, для того чтобы более широкий круг предпринимателей смог воспользоваться данной системой, а налогоплательщики, уже использующие ее, не испытывали неудобств, связанных с переходом на общий режим налогообложения при незначительном превышении лимита.

Кроме того, налогоплательщики УСНО должны отслеживать все изменения в налоговом законодательстве, так как введение нового налога или изменение названия налога означает автоматическое включение их в качестве его плательщиков. Решение дублировать учет хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета или возможное появление обязанности перехода на уплату ЕНВД по одному или некоторым видам деятельности может повлечь за собой увеличение затрат на ведение учета.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — специальный налоговый режим, который применяется в обязательном порядке в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, если предприниматели и организации занимаются следующими видами деятельности:

- оказание бытовых и ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию, мойке автотранспортных средств и платных автостоянок;
- услуг общественного питания и розничной торговли;
- распространения или размещения наружной рекламы.

Существует возможность «выбора» ЕНВД для видов деятельности, для которых установлены следующие ограничения:

- розничная торговля (площадь торгового зала не более 150 кв. м);

- оказание услуг общественного питания (площадь зала обслуживания не более 150 кв. м);

- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (не более 20 транспортных средств).

Соответственно превысив эти ограничения или, наоборот, уменьшив показатели до уровня ограничений, можно применять либо ЕНВД, либо общую или упрощенную систему налогообложения.

Размер налога фиксирован и не зависит от величины полученного дохода.

Данная система является не всегда экономически выгодной предпринимателю по причине частого несовпадения фактически полученного дохода с фактической суммы уплаченного ЕНВД.

Отсутствие возможности учета затрат при исчислении ЕНВД и, как следствие, снижение возможности к расширению бизнеса, влечет за собой желание налогоплательщика избежать уплаты ЕНВД путем перепрофилирования своей деятельности и переноса ее в регионы, где ЕНВД не уплачивается.

Стоит отметить, что, наряду с недостатками, налог обладает и неоспоримым преимуществом — снижением себестоимости продукции (работ, услуг) за счет отсутствия таких налогов, как НДС, что особенно актуально для малых предприятий.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что п. 4 ст. 346.12 НК РФ дает право организациям и индивидуальным предпринимателям применять УСНО и систему налогообложения в виде ЕНВД одновременно.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — довольно специализированный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции (полезных ископаемых, добытых из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации), заключенных между государством и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Но, как показывает статистика, самой популярной системой у представителей малого бизнеса является упрощенная система налогообложения в виде патента для индивидуальных предпринимателей.

Система налогообложения на основе патента — модернизированный вид УСНО.

Суть этого способа уплаты налогов состоит в уплате фиксированной суммы за патент на вид деятельности, которым предприниматель занимается, не привлекая к своей деятельности наемных работников.

Покупка патента осуществляется на квартал, полугодие, 9 месяцев или год и оплачивается двумя частями: одну треть стоимости — не позднее 25 дней после начала работы по новой системе, оставшуюся часть — не позднее 25 дней по окончании периода, на который был выдан патент.

 Правительство РФ планирует, к 2014 году полностью отменить систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

После отмены ЕНВД юридические лица смогут при определенных условиях выбирать между применением общей системой налогообложения и УСН либо ЕСХН, а индивидуальные предприниматели, кроме того, применять УСН на основе патента. При этом будут уточнены размеры ограничений по размеру доходов, дающих право перехода на применение УСН и применения указанной системы налогообложения за налоговый период начиная с 2013 года.

Об этом говорится в проекте основных направлений налоговой политики РФ на 2012 год и на плановых период 2013 и 2014 годов, опубликованном на официальном сайте Министерства финансов.

Таким образом, реальные налогоплательщики не остаются равнодушными к современному состоянию системы налогообложения малого бизнеса, и вызывает уважение настойчивость, с которой они пытаются найти решения некоторых проблемных моментов в налоговом законодательстве. Поправки касаются как создания благоприятного режима налогообложения малого бизнеса, так и шагов, позволяющих минимизировать урон бюджетной системы страны. Хочется надеяться, что акции такого рода не останутся без внимания со стороны законодателей и конструктивные и оправданные предложения попадут на страницы Налогового кодекса. Необходимость оптимизации системы налогообложения малого бизнеса признается и законодателями. Совершенно очевидно, что без дальнейших реформ в этой области не обойтись, так как удобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.

 

II. Анализ действенности механизма налогообложения малого бизнеса на примере ООО «Агентство - Инфо».

2.1. Краткая характеристика предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью «Агентство - Инфо» зарегистрировано в 1998 году, учреждено физическим лицом – единственным участником общества. Основной вид деятельности, осуществляемый обществом, - оказание юридическим лицам на договорной основе юридических услуг, в том числе ведение договорной, претензионной работы, консультирование, представление интересов в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в публично-административных отношениях.

ООО «Агентство - Инфо» арендует офисные помещения, автомобиль, имеет в собственности офисную мебель, оргтехнику, информационные программы, штат работников из шести человек, работающих в ООО «Агентство - Инфо» по основному месту работы, и двух человек, работающих в ООО «Агентство - Инфо» по совместительству с работой в других организациях.   

ООО «Агентство - Инфо» имеет два расчетных счета: один в АКБ «Акбарс» и один в Сбербанке России. Расчеты с заказчиками по договорам ведутся в основном безналичным способом.

С 2006 года по 2009 год включительно ООО «Агентство - Инфо» применяло упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом № 222-ФЗ от 29.12.1995г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

На право применения упрощенной системы ООО «Агентство - Инфо» ежегодно (с 2007-2010 годах) приобретало патенты, выдаваемые Администрацией г. Елабуги с периодом действия с 1 января по 31 декабря каждого года. Годовая стоимость патента составляла 5 594 рубля, в том числе в федеральный бюджет 2 797 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации 1 203 рубля, в местный бюджет 1 594 рубля. Уплата стоимости патента производилась четырьмя платежами с 15 февраля по 15 ноября каждого года. Книги учета доходов и расходов субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности велись в бумажном виде. Все четыре книги прошнурованы, пронумерованы, число страниц подтверждено подписью директора ООО «Агентство - Инфо» и печатью общества, заверено подписью должностного лица налогового органа и скреплено печатью. Налоговым органом на первой странице каждой книги зафиксированы регистрационный номер годового патента и дата его выдачи.

С января 2007 года ООО «Агентство - Инфо» перешло на упрощенную систему налогообложения, установленную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.

 

2.2. Система налогообложения предприятия.

В основу расчетов положены данные из Книг учета доходов и расходов субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, ООО «Агентство - Инфо» соответственно по 2008-2010 годам, а также из патентов на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектом малого предпринимательства, приобретенных ООО «Агентство - Инфо» в 2007 и 2008 годах. Для того, чтобы анализируемые показатели были более соотносимы друг с другом, в качестве анализируемого периода взят первый квартал каждого года, так как данные по 2010 году есть только за этот период.  

Доходы ООО «Агентство - Инфо» составили:

в первом квартале 2008 года - 150 000 рублей

(ежемесячная выручка от оказанных услуг по договорам с постоянными клиентами:

8 клиентов * 3 600,00р. * 3 месяца = 86 400,00р.;

выручка от разовых оказанных услуг за 3 месяца составила 63 600,00р.;

86 400,00р. + 63 600,00р. = 150 000,00р.),

в первом квартале 2009 года – 270 000 рублей

(ежемесячная выручка от оказанных услуг по договорам с постоянными клиентами:

12 клиентов * 4 000,00р. * 3 месяца = 144 000,00р.;

выручка от разовых оказанных услуг за 3 месяца составила 8 000,00р.,

выручка в виде процентов от взысканных в судебном порядке сумм исковых требований клиентов составила 118 000,00р.,

144 000,00р. + 8 000,00р. + 118 000,00р. = 270 000,00р.),

в первом квартале 2010 года – 270 000 рублей

(ежемесячная выручка от оказанных услуг по договорам с постоянными клиентами:

15 клиентов * 5 000,00р. * 3 месяца = 225 000,00р.;

выручка в виде процентов от взысканных в судебном порядке сумм исковых требований клиентов составила 45 000,00р.,

225 000,00р. + 45 000,00р. = 270 000,00р.).

              Расходы ООО «Агентство - Инфо» во всех анализируемых периодах в среднем остаются неизменными и состоят из:

              заработной платы – 42 000 рублей

(6 работников по полной ставке и 2 работника по 0,5 ставки составляют 7 штатных единиц,

оклад 1 работника составляет 2 000,00р./мес.,

7 работников * 2 000,00р. * 3 месяца = 42 000,00р.),

              взносов на обязательное пенсионное страхование – 5 880 рублей

(42 000,00р. * 14% = 5 880,00р.),

              ежемесячных платежей по аренде офиса – 18 000 рублей

(6 000,00р. * 3 месяца = 18 000,00р.),

              ежемесячных платежей по аренде автомобиля – 2 400 рублей

(800,00р. * 3 месяца = 2 400,00р.),

              ежемесячных платежей за обновление баз данных – 6 000 рублей

(2 000,00р. * 3 месяца = 6 000,00р.),

              оплаты оказанных в январе услуг по договору с аудитором – 15 000 рублей,

              оплаты телефонных, почтовых услуг по счетам ГТС, МТС, УФПС за 3 месяца – 24 000 рублей,

ежемесячной оплаты услуг по договору технического обслуживания организационной техники – 2 250 рублей

(750,00р. * 3 месяца = 2 250,00р.),

              оплаты приобретенных за 3 месяца ГСМ – 1 500 рублей,

              оплаты потребленной электроэнергии по выставленным счетам за 3 месяца – 1 500 рублей,

              оплаты услуг АКБ «Акбарс» за 3 месяца – 600 рублей,

              оплаты услуг СБ РФ за 3 месяца – 900 рублей,

              судебных расходов за 3 месяца – 1 050 рублей,

              оплаты приобретенных канцелярских товаров (бумаги, авторучек, маркеров, скрепок, степлеров, скоб для степлеров, папок-файлов, папок-скоросшивателей и т.п.) за 3 месяца – 1 500 рублей.

Итого ежегодно расходов – 122 580 рублей за 1 квартал.

Рассчитаем уплату налогов по общей системе налогообложения предприятием ООО «Агентство - Инфо» за 2009 год.

                                                                                               Таблица 2.1

Налог

Налоговая база

Налоговая ставка

Сумма налога

НДС

245000

18%

44100

Налог на прибыль

463000

20%

92600

Налог на имущество

52000

2,2%

1144

НДФЛ

195000

13%

25350

НС и ПЗ

195000

0,2%

390

Итого

 

 

214284

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса в России, его развитие