Налогообложение коммерческих банков в КР (на примере Демир Кыргыз Интернэшнл Банка)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день, в литературе уделяется довольно незначительное место налогообложению кредитных организаций, которое главным образом направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем, и нахождения путей выхода из них.
Основной целью работы является исследование механизма и особенностей налогообложения коммерческих банков, выявление проблем налогообложения и путей их разрешения.

Содержание

Введение

1.Теоретические аспекты налогообложения коммерческих банков в современных условиях.

1.1 Методы налогового регулирования государства в банковской сфере.

1.2 Коммерческие банки КР

2. Налогообложение коммерческих банков в КР (на примере Демир Кыргыз Интернэшнл Банка)

2.1 Краткая характеристика ЗАО ДКИБ.

2.2. Анализ налоговых платежей ЗАО ДКИБ.

3. Совершенствование налогообложения коммерческих банков.

3.1 Направления развития налогооблажения банковской деятельности

3.2 Совершенствование налогового контроля за деятельностью коммерческих банков


Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Дипломка (2).docx

— 1.06 Мб (Скачать)

В связи с указанным  выше основной задачей увеличения доходов  бюджета является легализация бизнеса, для чего в первую очередь необходимо снизить ставки налогов до уровня стоимости различных схем ухода  от налогообложения, а во вторую - ужесточить меры ответственности за нарушение  законодательства.

Особый подход к налогообложению  деятельности коммерческих банков обусловлен спецификой их развития и функционирования, что определяет направления воздействия  на их деятельность через налоги.

Представляется необходимым  подробнее остановиться на формах и  методах налогообложения как  фактора банковской деятельности, поскольку  от выбора той или иной формы, того или иного метода в различных  условиях зависит деятельность коммерческих банков. Можно выделить следующие  формы:

законодательная (принятие новых законов, внесение изменений  и дополнений в уже действующие  законодательные акты);

налоговое администрирование:

работа налоговых органов  непосредственно с налогоплательщиками (разъяснение налогового законодательства, издание инструкций и т.п.);

камеральная и выездная налоговая  проверка деятельности коммерческих банков;

анализ эффективности  и целесообразности тех или иных налогов;

обязательные аудиторские  проверки.

Экономика находится в постоянном развитии, появляются новые товары, работы, услуги, новые финансовые инструменты, изменяется законодательство, что требует своевременной корректировки законов о налогах в соответствии с происходящими в стране изменениями. Именно от оперативности и своевременности внесения изменений и дополнений в такие законы зависит полнота уплаты в бюджет налогов и максимальное снижение проблемных и спорных вопросов по причине отставания налогового законодательства от развития экономики страны и потребностей государства.

Под налоговым администрированием понимается комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов и сборов в максимальном объеме при минимальных издержках. Для этого кроме проведения налоговых  проверок представляется необходимым  анализ налоговых поступлений от коммерческих банков, решение спорных  вопросов путем внесения соответствующих  предложений в налоговое законодательство, а также оценка эффективности  и целесообразности тех или иных налогов, взимаемых с коммерческих банков.

Скоординированная работа налоговых  органов с налогоплательщиками  и между собой, единая позиция  территориальных подразделений  Государственной Налоговой Службы по вопросам налогообложения, полное соответствие законодательству способствует повышению налоговой культуры налогоплательщиков, снижает их ошибки при расчетах, поскольку большинство их допускается не умышленно, а из-за неточности и запутанности законодательства и разъяснений налоговых органов. В связи с этим желательно предоставить исключительно Государственной Налоговой Службе возможность трактовать и разъяснять налоговое законодательство, поскольку зачастую разъяснения других министерств и ведомств не соответствуют друг другу или просто противоречат.

Камеральные проверки призваны способствовать выявлению нарушений, допущенных налогоплательщиками, исходя из предоставляемой налоговым органам  отчетности в целях проведения непосредственных проверок в банках. Документальная проверка призвана выявлять нарушителей, способствовать повышению налоговой  дисциплины и культуры, определять типичные ошибки и недостатки действующего законодательства в целях его  дальнейшего совершенствования.

Согласно закону от 26.03.2003 №633 "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке  внешними аудиторскими организациями. Аудит банка должен соответствовать минимальным критериям для аудиторской проверки банка, установленным Банком Кыргызстана. Роль обязательных аудиторских проверок как формы налогового регулирования заключается в помощи НБ и ГНС контролировать деятельность коммерческих банков, и прежде всего порядок ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Аудиторская компания обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Национальным Банком, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые законами и уставом кредитной организации.

Многие экономисты и юристы отмечают1, что качество аудиторских заключений о деятельности коммерческих банков не отвечает предъявляемым требованиям. По мнению специалистов, большинство этих заключений выполняется на низком профессиональном уровне, во многих случаях необоснованно, в позитивном свете, в интересах проверяемых банков. Такое положение в основном объясняется тем, что при отсутствии закона об аудиторской деятельности все лицензии на банковский аудит выдает Национальный Банк КР, в том числе той фирме, которая ежегодно проверяет его собственную отчетность. Таким образом, возникает острая необходимость повышения уровня, качества и ответственности аудиторских фирм по проводимым в банках проверкам. Кроме того, возможен вариант аккредитации некоторых аудиторских фирм при ГНС КР в целях усиления контроля по соблюдению банками налогового законодательства.

Воздействие налогообложения  на банковскую деятельность осуществляется посредством следующих методов:

введение или отмена налогов (изменение системы налогообложения);

изменение налоговых ставок;

предоставление или отмена льгот;

изменение налоговой базы.

Наиболее важна та система  налогообложения, которая должна стимулировать  производство, предпринимательскую  деятельность, инвестиции. При построении системы ориентируются на типовые  концепции.

Концепция компенсации выгод  предполагает прямую пропорциональную связь размеров налоговых поступлений  и выгоды, получаемой от государства. Однако на практике трудно определить личную выгоду от таких услуг, как  национальная оборона, здравоохранение, образование и т.п.

Концепция равной доли налогового давления предполагает пропорциональность между налогом и размером получаемого  дохода. Эта концепция более справедлива, хотя трудно оценить практически  степень значимости налога по уровням  дохода.

Ресурсная концепция ориентируется  на связь налога с затратами на потребляемые ресурсы.

Выбор концепции системы  налогообложения является сложной  задачей государственного регулирования  деятельности коммерческих банков. На разных этапах развития страны эта  задача решается по-разному.

Выбирая систему налогообложения, необходимо установить два ключевых момента: состав объектов налогообложения  и ставки налогов. Оценку системы  налогообложения можно сделать  через выявление предполагаемых либо реальных экономико-организационных  последствий налогового воздействия  на коммерческие банки.

Изменяя налоговые ставки, государство создает дополнительные стимулы для отдельных элементов  финансовых потоков и потоков  товаров, работ, услуг. Система налоговых  ставок, выполняя функцию государственного регулятора, постепенно усложняется  и дифференцируется. Разные ставки налогов устанавливают по отраслям, регионам, группам товаров и услуг. При сохранении системы налогов  изменение их значений позволяет  выборочно и временно изменять экономические  условия функционирования отдельных  групп налогоплательщиков.

Налоговые льготы государство  предоставляет по видам деятельности. Регулирующая функция при этом состоит  не в том, чтобы освободить от налогов, а в переориентации потока используемых доходов. Целенаправленно стимулируются капиталовложения, самофинансирование, благотворительность. Однако в настоящее время в связи с неэффективностью действующих льгот ряд государственных деятелей и экономистов выступают с предложениями отменить льготы по отдельным налогам, а вышеуказанные расходы осуществлять из бюджета.

Выбор и изменение налоговой  системы, установление налоговых ставок, предоставление налоговых льгот  относится исключительно к компетенции  государственных законодательных  и исполнительных органов.

Однако в последнее  время правительства различных  государств все активнее вырабатывают единые решения в налоговой сфере. Это связано с расширением  внешнеторговых связей в различных  областях экономики и финансов и  политической интеграции ряда государств (наиболее активно это осуществляют страны ЕС). Обычно государства не облагают налогом на добавленную стоимость  экспортируемые товары, заключают соглашения по налогам на определяющие виды товаров, работ, услуг внешней торговли, а  также об устранении двойного налогообложения  доходов и имущества.

Следует отметить, что использование  налогов в качестве регуляторов  не сводится только к льготам. В процессе регулирования налоговая нагрузка может изменяться также в зависимости  от ставки налога, учетной политики, порядка определения затрат и  формирования финансовых результатов, методов расчета налога и его  уплаты. Конкретный инструмент должен выбираться с учетом специфики поставленной задачи, вида деятельности, типа организационно-правового  оформления плательщиков и т.д. Налоговая  практика подтверждает, что инвестиции направляются в те сферы экономики, где выше доходность и меньше сроки  окупаемости, и не обязательно в  те области, где больше налоговых  льгот. Об этом свидетельствует и  отечественный опыт стимулирования развития малого бизнеса, который, несмотря на разнообразные и ощутимые налоговые  льготы, не занял сколько-нибудь заметного  места.

Важным направлением деятельности в сфере налогообложения является приведение ее в соответствие с условиями  развития общества и стоящими перед  страной задачами.

При рыночной экономике (децентрализованной и косвенной роли государства  в управлении экономикой) основное влияние на деятельность любых субъектов экономических отношений оказывает соответствующая налоговая политика государства, и банки не являются исключением. Именно налоговая политика государства в первую очередь регулирует бюджетную, инвестиционную, социальную политику. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Разработка мероприятий  и направлений налогового воздействия  на экономику, в том числе и  на банковскую деятельность, преследует определенные цели. Основными являются:

стимулирование вложения средств в реальный сектор экономики;

увеличение кредитного и  инвестиционного потенциала кыргызских банков;

ограничение возможности  использования различных схем оптимизации  финансовых потоков как самих  банков, так и предприятий-клиентов;

разработка рациональной и справедливой системы налогообложения.

Достижение указанных  целей возможно только при одновременном  использовании двух направлений  налогового воздействия на банковскую деятельность: прямого (налогообложение  самих банков) и косвенного (налогообложение  предприятий по операциям, связанным  с банковской деятельностью).

Наша налоговая система далеко не совершенна. Неточности, противоречия и неопределенность создают негативные последствия как для бюджета, так и для налогоплательщиков. Поэтому реформирование налоговой системы должно опираться на глубокие теоретические и практические разработки в непосредственной взаимосвязи с другими отраслями экономики и права. Кроме того, необходимо анализировать возможные последствия нововведений в трех периодах - краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном - и уже исходя из полученных результатов определять эффективность и период действия тех или иных мер, поскольку результаты и последствия определенных факторов могут быть разные, а иногда и противоположные в различных периодах. Совершенствование кыргызской налоговой системы должно происходить без кардинального изменения структуры налогов, по пути эволюционного развития исходя из приоритетов экономики и государства в целом.

 

1.2 Коммерческие банки КР.

 

Банком в Кыргызской Республике является финансово-кредитное учреждение,  созданное для привлечения депозитов  юридических и физических лиц  и других денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности, а также для  осуществления расчетов по поручениям клиентов.

Банк является юридическим  лицом,  создаваемым в форме  акционерного общества и осуществляющим свою деятельность в соответствии с  законодательством Кыргызской Республики на основании лицензии, выданной Национальным (Центральным) банком Кыргызской Республики.

Банковская система Кыргызской Республики состоит из Национального (Центрального) банка Кыргызской Республики (Банка Кыргызстана) и коммерческих банков.

Задачи, принципы деятельности,  правовой статус и полномочия Банка  Кыргызстана определяются Законом  Кыргызской Республики "О  Национальном банке Кыргызской Республике". Положения  настоящего Закона применяются к  Банку Кыргызстана лишь в случаях, прямо предусмотренных этим Законом.

Деятельность банков регулируется настоящим Законом, Законом "О  Национальном банке Кыргызской Республики", другими законодательными актами Кыргызской Республики, нормативными актами Банка Кыргызстана и уставом банка.

2. По видам деятельности  банк может быть универсальным  или специализированным.

Универсальный банк - это  банк, осуществляющий все виды банковских операций, включая инвестирование.

Специализированный банк - это банк, осуществляющий ограниченный круг банковских операций. Деятельность специализированных банков осуществляется на основании настоящего Закона, а  также отдельных законодательных  актов, регулирующих их деятельность.

3. По виду собственности  банк может быть государственным  или частным.

Государственный банк создается  на основании отдельного нормативного правового акта в форме почтового, инвестиционного, сберегательного  и иного, по сути схожего с подобными  банками.  Государственный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с  банковским законодательством республики.

4. Межгосударственный банк  создается на основании международного  договора (соглашения) Кыргызской Республики, ратифицированного в установленном  порядке.

На него распространяются положения настоящего Закона с учетом особенностей, предусмотренных в  международном договоре (соглашении) о его создании.

   На 31 декабря 2012 года в Кыргызстане действует 23 банков  и одно небанковское специализированное кредитное учреждение.  Много это или мало? На 5,654 млн. человек приходится 23  учреждения.

Информация о работе Налогообложение коммерческих банков в КР (на примере Демир Кыргыз Интернэшнл Банка)