Налогообложение коммерческих банков в КР (на примере Демир Кыргыз Интернэшнл Банка)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день, в литературе уделяется довольно незначительное место налогообложению кредитных организаций, которое главным образом направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем, и нахождения путей выхода из них.
Основной целью работы является исследование механизма и особенностей налогообложения коммерческих банков, выявление проблем налогообложения и путей их разрешения.

Содержание

Введение

1.Теоретические аспекты налогообложения коммерческих банков в современных условиях.

1.1 Методы налогового регулирования государства в банковской сфере.

1.2 Коммерческие банки КР

2. Налогообложение коммерческих банков в КР (на примере Демир Кыргыз Интернэшнл Банка)

2.1 Краткая характеристика ЗАО ДКИБ.

2.2. Анализ налоговых платежей ЗАО ДКИБ.

3. Совершенствование налогообложения коммерческих банков.

3.1 Направления развития налогооблажения банковской деятельности

3.2 Совершенствование налогового контроля за деятельностью коммерческих банков


Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Дипломка (2).docx

— 1.06 Мб (Скачать)

Введение

 
1.Теоретические аспекты налогообложения  коммерческих банков в современных  условиях.

 
1.1 Методы налогового регулирования  государства в банковской сфере.

 
1.2 Коммерческие банки КР

 

2. Налогообложение коммерческих банков в КР (на примере Демир Кыргыз Интернэшнл Банка)

 
2.1 Краткая характеристика ЗАО  ДКИБ.

 
2.2. Анализ налоговых платежей  ЗАО ДКИБ. 

 
3. Совершенствование налогообложения  коммерческих банков.

 
3.1 Направления развития налогооблажения  банковской деятельности

 
3.2 Совершенствование налогового  контроля за деятельностью коммерческих  банков 

 
 
Заключение 

 
Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность вопросов налогообложения  банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в дискуссию  о проблемах совершенствования  налоговой политики в КР, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой  системы как таковой. Однако возникает  большое количество вопросов в связи  с тем, на какие именно банки может  опираться государственный и  частный секторы экономики. Государство  не смогло найти в банковской системе  достойной опоры ни в вопросах собираемости налогов непосредственно  от банковской деятельности, ни в вопросах обеспечения банками своевременных  налоговых перечислений предприятий-клиентов в бюджеты различных уровней.      

Вместе с тем налогообложение  банков представляет собой одну из наиболее интересных тем в контексте  развития интеграционных процессов  в банковском бизнесе. Актуальность вопросов реформирования национальной банковской системы, ее интеграции в  мировое банковское сообщество обусловлена  переходом КР к принципиально  новым экономическим отношениям. Формирование рыночных отношений и  развитие адекватных мер государственного регулирования затрагивает не отдельные  стороны финансовой деятельности экономических  агентов, а весь комплекс финансово-кредитных  отношений в национальном хозяйстве. В этих условиях необходимо последовательно  реформировать банковскую систему  страны, обеспечивая эффективную  работу ее отдельных элементов.

Банковская система является одним из важнейших звеньев структуры  рыночной экономики, способствующим активному  становлению и развитию государства. Коммерческие банки – неотъемлемая часть финансового сектора, основная функция которых заключается  в перераспределении капиталов, повышающем общую эффективность  производства в стране. Осуществляя  свою специфическую деятельность (привлечение  вкладов, размещение средств в кредиты, обслуживание счетов, операции с ценными  бумагами), кредитные организации, в  частности, банки, обязаны уплачивать соответствующие налоги (на прибыль, с продаж, имущество, добавленную  стоимость и т.д.).

На сегодняшний день, в  литературе уделяется довольно незначительное место налогообложению кредитных  организаций, которое главным образом  направлено на освещение существующего  законодательства, нежели на анализ проблем, и нахождения путей выхода из них.

Основной целью работы является исследование механизма и  особенностей налогообложения коммерческих банков, выявление проблем налогообложения  и путей их разрешения.

Объектом исследования является ЗАО Демир Кыргыз Интернэшнл Банк и его отчетность.

Предметом исследования определен  механизм взаимодействия банка и  налоговых органов по вопросу  налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические аспекты  налогообложения коммерческих банков  в современных условиях.

 

    1.  Методы налогового регулирования государства в банковской сфере.

Государственное регулирование  является необходимым условием существования  и развития любой страны на современном  этапе. Одним из наиболее действенных  механизмов государственного регулирования  экономики страны являются налоги. Эффективность налоговой системы  находится в прямой зависимости  от соответствия порядка налогообложения  фактическим реалиями экономической  ситуации в стране.

Система налогообложения  в Кыргызской Республике за последние  годы прошла очень длинный путь, многое было сделано для ее развития и совершенствования. Однако действующая  система налогообложения еще  далека от совершенства и требует  дальнейших корректировок. Это относится  и к налогообложению такого типа финансовых учреждений, как коммерческие банки.

В экономике современной  страны банки занимают особое место. Они выполняют функцию посредника в кредите между денежными  и функционирующими предприятиями, посредника в платежах, способствуют упорядочиванию и рационализации денежного  оборота. Кризисные явления в  банковской сфере представляют особую опасность для экономики в  силу того, что они задевают не только сами банки, но и их клиентов. Необходимо также учитывать, что важнейшим  условием экономического роста являются инвестиции в реальный сектор, что  также невозможно без развитой банковской системы. Очевидно, что обеспечение  надежности функционирования кредитных  организаций, их способность гарантировать  своевременность и быстроту платежей, расширение кредитования реального  сектора экономики и развитие рынка ценных бумаг превращают вопрос о совершенствовании порядка налогообложения банков в один из наиболее актуальных теоретических и практических вопросов становления и развития экономики Кыргызской Республики.

В условиях финансовой нестабильности к банкам предъявляются особые требования. Надежная устойчивая работа кредитных  организаций является необходимым  условием осуществления расчетов между  предприятиями и предприятий  с бюджетом. В условиях стремительного устаревания оборудования реального  сектора экономики, его низкой фондоотдачи, неконкурентоспособности продукции  кыргызских предприятий особенно важно  обеспечить заинтересованность банков в расширении кредитования предприятий. Относительно низкий уровень возврата ссудных средств требует от банков проведения работы по реализации грамотной  кредитной политики, активной работы с клиентами-заемщиками, проведения профессионального экономического анализа кредитных вложений.  

Таким образом, возникает  необходимость сформировать такую  систему налогообложения банков, которая стимулировала бы банки  к увеличению доли кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, к  росту вложений в ценные бумаги предприятий, что, в конечном счете, приведет к  росту доходов кредитных организаций  и через налоги положительно скажется на доходах бюджетов различных уровней. Этих целей возможно достичь в  случае максимального учета для  целей налогообложения расходов банков, связанных с получением данных доходов.

Необходимо отметить, что  по отношению к государству банки  выполняют двойную роль. Они являются плательщиками большинства налогов  и на общих основаниях производят платежи в бюджеты всех уровней. И одновременно они являются посредниками между другими налогоплательщиками и государством в части проведения налоговых платежей. Кроме того, на банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля. В числе прочего банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, предоставлять информацию об открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения о перечислении налогов и сборов, поручения о приостановлении операций по счету клиента. Это требует осуществления банками значительных расходов на организацию выполнения данных функций и автоматизацию процесса формирования соответствующей информации. Тем более, что за неисполнение возложенных на банки обязанностей они несут в установленном законом порядке ответственность вплоть до отзыва Национальным Банком лицензии на осуществление банковской деятельности.

В процессе совершенствования  системы налогообложения банковской деятельности должны одновременно решаться вопросы не только стимулирования кредитных  организаций к росту вложений в реальный сектор экономики, повышения  стабильности их деятельности, но и  ограничения банков в их возможностях по уклонению от уплаты налогов. В связи с выше отмеченными причинами возрастает роль налогового регулирования как средства, позволяющего, с одной стороны, проводить меры по стимулированию развития приоритетных направлений финансовых операций банков с точки зрения проводимой государственной политики, а с другой, - сделать определенные банковские операции неэффективными или труднореализуемыми. В процессе реализации первого направления кыргызская налоговая система претерпела значительные изменения по ее унификации в соответствии с требованиями международной практики налогообложения, тем более что она изначально создавалась на базе налоговых систем стран СНГ, в частности России.

Необходимость проработки второго  направления привела к тому, что  современное кыргызское законодательство приобрело многие черты, обусловленные спецификой функционирования кыргызкой экономики, потребностью в закрытии налоговых лазеек, позволяющих банкам уклоняться от уплаты налогов.

Необходимость любой, в том  числе и банковской деятельности определяется показателем ее эффективности. Анализируя десятилетнюю историю становления  и развития банковской системы Российской Федерации, можно сделать вывод о низкой эффективности банковского сектора для российской экономики и невысокой регулирующей роли государственных органов.

Таким образом, необходимость  воздействия на банковскую деятельность, и в первую очередь посредством  налогов, представляется весьма актуальной проблемой.

Основываясь на практических аспектах деятельности коммерческих банков, в том числе и в России, можно  подчеркнуть следующее.

Банки - специфический сектор экономики, осуществляющий:

лицензирование;

валютный контроль;

обеспечение расчетов между  организациями;

привлечение и размещение средств организаций и физических лиц.

Это незаменимые субъекты финансово-хозяйственных отношений, которые:

осуществляют кассовое исполнение бюджета;

являются центрами концентрации капитала и, следовательно, практически  единственными реальными инвесторами  и зачастую "диктаторами" на рынке  капитала;

выполняют функции налоговых  агентов (удержание и перечисление в бюджет подоходного налога, налога на покупку наличной иностранной  валюты и других налогов, сборов и  платежей) в силу повышенных обязательств по сравнению с другими налогоплательщиками.

Специфичность в силу вышесказанного получаемых доходов и осуществляемых расходов, а также бухгалтерского учета.

Принципиальные отличия  порядка определения налоговой  базы коммерческих банков от иных налогоплательщиков (промышленных предприятий и других субъектов финансового сектора  экономики).

Тесное переплетение деятельности банков (как крупных, так средних  и мелких) с деятельностью промышленных и торговых холдингов как управляющей  компании (характерно на начальных  этапах образования и развития холдингов), либо как составной части, обслуживающей  прочие "родственные" компании.

Необходимость воздействия  на банковскую деятельность обусловливается  следующим: поощрение конкуренции; обеспечение общехозяйственного равновесия; развитие производства; поддержание  занятости населения; стабилизация денежного обращения; легализация  бизнеса, т.е. прекращение уклонения  от налогообложения и стимулирование роста бюджетных доходов; избежание  утечки капитала из Кыргызстана.

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается  в переориентации вложений банков в  реальный сектор экономики, а не в  спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности). Для этого необходимо общее снижение налогового бремени в целях предотвращения банкротства ряда банков и недопущения  сильной монополизации банковского  сектора экономики, а также предоставление действенных, а не декларативных  налоговых льгот банкам.

Постановка любой задачи и разработка мер для ее достижения требует определения следующих  положений: объект воздействия; границы  воздействия; формы воздействия; методы воздействия; направления воздействия; результат воздействия (эффективность  и возможные последствия); период внедрения и действия.

Объектом воздействия  могут быть как деятельность в  целом, так и отдельные операции коммерческих банков, а также деятельность предприятий и организаций, связанная  с банками.

Границы налогового воздействия  на банковскую деятельность определяются максимальными и минимальными ставками и объемами предоставляемых льгот.

Основой при определении  границ является теоретическая зависимость  ставки налога и общей суммы налоговых  поступлений в бюджет А. Лаффера, заключающаяся в следующем:

поступления в бюджет отсутствуют  при нулевой и 100%-й ставках  налога;

максимальные поступления  в бюджет при 50%-й ставке налога.

Эффект Лаффера состоит  в росте поступлений в бюджет с повышением налогов (до 50%-й ставки) и в падении поступлений (ставка выше 50%).

Однако применительно  к мировой ситуации общая концепция теории Лаффера требует существенной корректировки с учетом условий развития российской экономики и психологии субъектов хозяйствования. Кроме того, следует отметить, что теория Лаффера зависит от системы налогообложения и механизма взимания конкретных налогов в силу различий их взаимосвязи между собой, поэтому представляется более показательной и практической зависимость бюджетных поступлений не от средней ставки налогообложения, а от ставок конкретных налогов.

Частичное уменьшение налогового бремени приведет только к снижению доходов бюджета; для увеличения налоговых поступлений необходимо более ощутимое снижение налогового бремени;

увеличение налогового бремени  даст временный рост доходов бюджета  до того момента, пока уплата налогов  в соответствии с законодательством  не приведет к убыточной деятельности налогоплательщика; дальнейшее усиление налогового бремени вызовет значительное сокращение доходов бюджета.

Информация о работе Налогообложение коммерческих банков в КР (на примере Демир Кыргыз Интернэшнл Банка)