Налогообложение как экономический регулятор деятельности хозяйствующих субъектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Налог - это одно из основных понятий финансовой науки. Исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. Налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались "auxilia" (помощь) и носили временный характер. Однако формирование постоянно действующих государственных органов, создание армий требовали больших средств и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов.
Налог имеет одновременно экономическую и правовую природу. Первопричина существования налоговых отношений выражается в необходимости перераспределения части доходов для удовлетворения общенациональных потребностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Налогообложение как экономический регулятор деятельности хозяйствующих субъектов……………………………………………………..
Принципы построения налоговой системы в Р.Ф…………………….
Специальные режимы налогообложения для малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Налоги в системе хозяйственной деятельности ООО «Профессионал»………………………………………………………………..
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Профессионал»…………………………………………………………………
2.2. Анализ налоговой нагрузки предприятия……………………………….
ГЛАВА 3. Оптимизация налоговой нагрузки ООО «Профессионал» ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом 3 (Автосохраненный).docx

— 340.42 Кб (Скачать)

Реализация принципов  налогообложения в разных странах  осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической  ситуации.

Наличие собственной, независимой  от других государств налоговой системы  является одним из признаков суверенного государства.

Согласно НК РФ существует одна классификация налогов, которая  носит нормативный характер  и критерием которой служат субъекты, их устанавливающие и принимающие платежи по ним.

  • Федеральные налоги, которые устанавливает НК РФ и оплачиваются на всей территории РФ. (НДС, подоходный налог, налог на прибыль организаций, таможенные пошлины и сборы, государственная пошлина, экологический налог)
  • Региональные налоги, которые вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории (налог на имущество организаций, налог на транспорт, налог с продаж). Налоговые льготы, ставки, порядок и сроки их уплаты, формы отчетности устанавливаются по каждому региону.
  • Местные налоги и сборы вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории муниципалитетов (налог на землю, на имущество физических лиц, на рекламу).

Классификация налогов и  сборов по категории налогоплательщика  разграничивают их на те, которые уплачивают физические лица (подоходный, налог  на имущество физических лиц, налог  на имущество, полученное по наследству или в дар.) Выделяют налоги, которые  оплачиваются организациями (налог  на прибыль, налог на имущество организации). Самая большая группа налогов  эта смешанные налоги, которые  оплачиваются и организациями и  индивидуальными предпринимателями (НДС, акцизы, таможенные и государственные  пошлины, земельный, налог с владельца  транспортного средства)

Традиционная российская классификация налогов по способу  взимания все налоги подразделяются на прямые, косвенные, пошлины и сборы:

  • Прямые налоги уплачиваются с дохода или имущества плательщика, их размер можно точно рассчитать  (налог на прибыль организации, подоходный).
  • Косвенные налоги рассчитать сложно, в конечном итоге их оплачивает потребитель товаров и услуг (акцизы, налог с продажи, налог с оборота, НДС), то есть через цену товара.
  • Пошлины и сборы

Налоги, которые платятся в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, это те, которые  целиком поступают в конкретный бюджет на федеральном, региональном или местном уровне. Регулирующие же одновременно и пропорционально поступают в различные бюджеты, согласно законодательства (подоходный налог физических лиц, налог на  прибыль организации).

В зависимости от целей  использования имеют значение  следующие виды налогов и их классификация:

  • общие (абстрактные)  
  • целевые (специальные).

 

 Общие  перечисляются в бюджет в целом, а специальные для финансирования конкретных затрат из государственного бюджета. Например, специальный налог на благоустройство территории или для нужд образования в стране.

Так же, учитывают налоги, которые удерживают  с доходов и перечисляют в бюджет, которые уплачивают с прибыли и которые, включенные в цену товаров и услуг.

По объекту налогообложения  разграничивают налог: 

  • на прибыль (для предприятий) и доход (для физических лиц),  
  • на имущество,  
  • на определенный вид деятельности.

Для организаций учитывается  все движимое и недвижимое имущество, которое находится на основных средствах  на балансе предприятия. Для физических лиц под имуществом понимают землю, транспортное средство, имущество, полученное в дар или по наследству, недвижимость.

Под прибылью предприятия  понимают разницу между доходами и расходами, то есть чистый доход  без затрат. Физические лица уплачивают налоги, как с общего совокупного  дохода, так и с отдельных видов  дохода, таких как дивиденды, выигрыши, призы. Некоторые виды товаров облагаются акцизами, независимо от дохода, например алкогольная и табачная продукция. При реализации  товаров налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара и перекладывает уплату на плечи покупателя, компенсируя свои затраты.

Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм  собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В  условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим, резко возрастает роль и  значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в  развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Характерной особенностью налоговой  системы России является наличие  специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный  Налоговым кодексом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в  течение определенного периода  времени и применяемый в оговоренных  Кодексом случаях.

Указанные налоговые режимы нацелены на создание более благоприятных  экономических и финансовых условий  функционирования организаций, относящихся к сфере малого предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей.

Цель введения особого  режима налогообложения - увеличение налоговых  поступлений в бюджетную систему  страны. Механизмы, заложенные в указанном Федеральном законе, направленные в первую очередь на усложнение процесса уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, впервые затронули налогообложением слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализовывалось в то время от 30 до 80% отражаемых в отчетах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса.

 

    1. Специальные режимы налогообложения для малого и среднего бизнеса

 

Наряду с общей системой налогообложения в России существуют специальные налоговые режимы для  субъектов малого предпринимательства. Востребованность данных налоговых режимов для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в легальный, не теневой бизнес.  

Для этого налоговым законодательством  Российской Федерации предусмотрена  возможность установления федеральными законами особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов в  течение определенного периода  времени – специального налогового режима, не являющегося отдельным видом налога. Таким налоговым режимом может быть предусмотрена замена совокупности налогов и сборов одним налогом.

В процессе продвижения широкомасштабной налоговой реформы, осуществляемой в России в последние годы, законодательством  о налогах было установлено несколько  разных режимов налогообложения, а  также внесены изменения в  традиционные налоги и сборы и  введены новые виды налогов и  сборов как федеральных, так и  региональных, местных.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации установлены следующие виды специальные налоговых режимов:

-  упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

-  система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

-  единый сельскохозяйственный налог;

-  система налогообложения в свободных экономических зонах;

-  система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

-  система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

В 2003 году Федеральным законом  № 104-ФЗ от 24.07.2002г. «О внесении изменений  и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также  о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах» были введены в действие новые главы  Налогового кодекса РФ – глава 26.1 «Единый налог на вмененный доход» и глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения». Предполагалось, что реализация положений этих глав помимо легализации доходов субъектов малого предпринимательства, так же  будет способствовать сокращению объема и облегчению ведения отчетной документации для представителей малого бизнеса, что должно привести к снижению затрат предприятия на ведение бухгалтерского учета.

Одним из видов специальных  налоговых режимов, является упрощённая система налогообложения (УСНО) — специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта. УСН введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ.

Применение упрощенной системы  налогообложения организациями  предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество  организаций и единого социального  налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признают налогоплательщиками НДС, за исключением  НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в случае выставления покупателю счет-фактур с выделенным НДС, а так же по деятельности, осуществляемой в рамках простого товарищества.

Расчет единого налога по типам объекта налогообложения  осуществляется следующим образом:

Если организацией объектом налогообложения выбраны доходы

Налог рассчитывается в два  этапа:

1. Берется 6% от общей величины доходов организации.

2. Если компания по итогам периода не оказалась в убытке, полученная сумма уменьшается на страховые взносы и больничные (выданные за счет организации). Причем уменьшение не должно превысить 50% от суммы подлежащего уплате налога.

В  случае доходы минус расходы за отчетный период

1. Определяемая налоговая база = сумма учитываемых доходов — сумма учитываемых расходов за отчетный период.

1. Если налоговая база (п. 1) > 0, первоначальная сумма налога = налоговая база (п. 1) × 15 % (или льготная ставка).

2. Если налоговая база (п. 1) < 0, налог не уплачивается.

2. Определяется сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды.

3. Определяется сумма налога, подлежащая доплате в бюджет = первоначальная сумма налога (п. 1.1) — сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды (п. 2).

1. Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет > 0, налог уплачивается.

2. Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет < 0, налог не уплачивается.

Доходы минус расходы  за налоговый период

1. Определяется налоговая база = сумма учитываемых доходов — сумма учитываемых расходов за налоговый период.

2. Определяется сумма минимального налога = доходы × 1 %.

1. Если налоговая база (п. 1) < 0, уплате в бюджет подлежит сумма минимального налога (п. 2). (Сумма авансовых платежей, фактически уплаченных за предыдущие отчетные периоды, подлежит зачету в счет уплаты минимального налога по заявлению плательщика).

2. Если налоговая база (п. 1) > 0, тогда:

3. Определяется первоначальная сумма налога = налоговая база (п. 1) × 15 %.

1. Если сумма минимального налога (п. 2) > первоначальной суммы налога (п. 3), уплате в бюджет подлежит сумма минимального налога (п. 2). (Сумма авансовых платежей, фактически уплаченных за предыдущие отчетные периоды, подлежит зачету в счет уплаты минимального налога по заявлению плательщика).

2. Если сумма минимального налога (п. 2) < первоначальной суммы налога (п. 3), тогда сумма налога = первоначальная сумма налога (п. 3).

4. Определяется сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды.

5. Определяется сумма налога, подлежащая доплате в бюджет = первоначальная сумма налога (п. 3) — сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды (п. 4).

6. Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет > 0, налог уплачивается.

7. Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет < 0, налог не уплачивается.

Информация о работе Налогообложение как экономический регулятор деятельности хозяйствующих субъектов