Налогообложение как экономический регулятор деятельности хозяйствующих субъектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Налог - это одно из основных понятий финансовой науки. Исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. Налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались "auxilia" (помощь) и носили временный характер. Однако формирование постоянно действующих государственных органов, создание армий требовали больших средств и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов.
Налог имеет одновременно экономическую и правовую природу. Первопричина существования налоговых отношений выражается в необходимости перераспределения части доходов для удовлетворения общенациональных потребностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Налогообложение как экономический регулятор деятельности хозяйствующих субъектов……………………………………………………..
Принципы построения налоговой системы в Р.Ф…………………….
Специальные режимы налогообложения для малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Налоги в системе хозяйственной деятельности ООО «Профессионал»………………………………………………………………..
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Профессионал»…………………………………………………………………
2.2. Анализ налоговой нагрузки предприятия……………………………….
ГЛАВА 3. Оптимизация налоговой нагрузки ООО «Профессионал» ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом 3 (Автосохраненный).docx

— 340.42 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Налогообложение  как экономический регулятор  деятельности хозяйствующих субъектов……………………………………………………..

    1. Принципы построения налоговой системы в Р.Ф…………………….
    2. Специальные режимы налогообложения для малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………

ГЛАВА 2. Налоги в системе  хозяйственной деятельности ООО «Профессионал»………………………………………………………………..

2.1. Организационно-экономическая  характеристика ООО «Профессионал»…………………………………………………………………

2.2. Анализ налоговой нагрузки  предприятия……………………………….

ГЛАВА 3. Оптимизация налоговой  нагрузки ООО «Профессионал» ……

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

ГЛАВА 1. Налогообложение  как экономический регулятор  деятельности хозяйствующих субъектов

    1. Принципы построения налоговой системы в Р.Ф.

         Основным источником формирования финансовых ресурсов для существования государства и выполнения им своих функций являются налоги, получаемые от физических и юридических лиц, субъектов экономической жизни. Налоговые поступления являются основой доходной части государственного бюджета, и одновременно наиболее важным регулятором социально-экономических процессов на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях.

Налог - это одно из основных понятий финансовой науки. Исследование природы налога финансовая наука  вела в рамках учения о государстве. Налоги - более поздняя форма государственных  доходов. Первоначально налоги назывались "auxilia" (помощь) и носили временный характер. Однако формирование постоянно действующих государственных органов, создание армий требовали больших средств и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов.

Налог имеет одновременно экономическую и правовую природу. Первопричина существования налоговых  отношений выражается в необходимости  перераспределения части доходов  для удовлетворения общенациональных потребностей.

Налогообложение - это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, без эквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Налог - это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).1

Как следует из вышеприведенных  определений, важнейшим признаком  налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Установление налогов и сборов относится к  компетенции представительных органов  государства или местного самоуправления.

Экономическая сущность налогов  и сборов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции:

1) фискальную (от лат. слова fiscus - государственная казна) -  являются основным источником формирования государственных финансовых ресурсов - бюджетов и внебюджетных фондов;

2) экономическую (регулирующую) -  позволяют стимулировать или иным образом воздействовать на экономические интересы хозяйствующих субъектов с целью регулирования качественных и количественных параметров воспроизводства.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними.

В процессе своей исторической эволюции, налоговая политика претерпела значительные изменения, постепенно меняя акценты в выполнении налогообложением своих функций. На начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно как источник пополнения государственной казны. При таком подходе налогообложение полностью подчинялось фискальным целям, т.е. выполняло фискальную функцию.

Необходимость стабилизации экономического развития требовала, чтобы  налоги, наполняя казну деньгами, не подрывали воспроизводственный процесс. Объективным ограничением чрезмерной тяжести налогообложения становится необходимость сохранить количество налогоплательщиков, не допустить их разорения. Тогда доходы государственного бюджета приобретут устойчивый характер, а производителям будут обеспечены условия хотя бы для простого воспроизводства. Примерно такой подход к налогообложению был характерен для советской экономики по отношению к действующим предприятиям, когда преобладал экстенсивный тип воспроизводства.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой считается необходимым ставить более жесткие ограничения в желании государства усилить фискальную функцию налогов. Предполагается, что уровень налогообложения не должен лишать производителей выгоды расширять масштабы производства и предложения. Тогда сохраняется возможность определять оптимальные размеры предприятия, при которых достигается рациональное использование ресурсов, характерное при положительном эффекте масштаба производства. Правительство тоже получает выгоды: интенсивнее проходит процесс наполняемости рынков, рост доходов у продавцов товаров ведет к увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет. Современная концепция налогообложения, пытаясь связать фискальную функцию налогов с условиями, обеспечивающими экономический рост, все в большей мере рассматривается как регулятор хозяйственных и социальных процессов в народном хозяйстве.

В наше время налоги являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

Следовательно, можно сделать  вывод, что с юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой — субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо).

С экономической точки  зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования  экономических процессов на макроуровне. Соответственно, можно выделить два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения. Одно из них заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей (фискальная функция государства в сфере налогообложения). Второе, заключается в стимулировании (дестимулировании) посредствам налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики (регулирующая функция государства в сфере налогообложения).

Соотношение названных функций  при взимании налогов зависит  от конкретных социально-экономических  и политических условий развития общества.

Цели общества определяют требования к налогообложению, к  его налоговой базе, тяжести налогового бремени и способам изъятия доходов. Эти требования реализуются в налоговой политике, которая строится с учетом противоречивости интересов государства и налогоплательщиков. Развитие рыночной экономики, возрастание экономической роли государства, наблюдаемое после Великой депрессии, меняло концептуальные подходы к налогообложению. Причиной тому являлась потребность усилить роль налогов, как регуляторов экономических процессов. Кроме того, было необходимо в налогообложении добиться более сбалансированного компромисса между интересами государства по формированию необходимых ему денежных ресурсов и потребностями развития.

Налоговая система является совокупностью налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания

Налоговое законодательство, в данное время, не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины — но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, — то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права.

Основой налоговой системы  являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны в общем.

Основными функциями налоговой  системы государства и, соответственно, установленных в государстве  налогов являются:

  1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
  3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

  1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  5. Экономичность. Издержки по сбору налогов не должны превышать сумму собранных налогов, а должны быть минимальны.
  6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
  8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Информация о работе Налогообложение как экономический регулятор деятельности хозяйствующих субъектов