Налогообложение физических лиц в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 03:45, реферат

Описание работы

Первый опыт введения подоходного налогообложения был осуществлен в Англии; идея его взимания принадлежала министру финансов Уильяму Питу. Необходимость введения подоходного налога в Англии была продиктована острой нехваткой средств в бюджете страны. Деньги были необходимы для выплаты внешнего долга и покрытия расходов на войну с Францией

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 64.96 Кб (Скачать)

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

    1. История становления и развития системы налогообложения физических лиц в России

      Первый  опыт введения подоходного налогообложения  был осуществлен в Англии; идея его взимания принадлежала министру финансов Уильяму Питу. Необходимость  введения подоходного налога в Англии была продиктована острой нехваткой  средств в бюджете страны. Деньги были необходимы для выплаты внешнего долга и покрытия расходов на войну с Францией. Именно для финансирования военных действий и выплаты государственного долга с 1793 года правительство начало предпринимать попытки ввести новые налоги или увеличить уже существовавшие на тот момент. В 1798 году был введен первый подоходный налог в виде устроенного налога на роскошь (triple assessed taxes). Его суть состояла в установлении добавочного налога к уже действовавшему налогу на роскошь. В соответствии с законом о подоходном налоге 1803 года доходы были разделены на 5 «шедул» (части, на которые делятся доходы, с которых взимается подоходный налог в случае, если ставка налога зависит от уровня дохода) (A, B, C, D, E), и в каждой «шедуле» налог должен был взыскиваться по возможности с самого источника дохода. В 1973 г. в результате реформ Великобритания перешла от применяемой шедулярной системы налогообложения к глобальной системе налогообложения в рамках унификации налогов. Однако шедулы сохранили свое значение при предоставлении налоговых скидок и вычетов. Таким образом, сформировалась смешанная шедулярно - глобальная система подоходного обложения. Части облагаемого дохода из разных источников рассчитываются по соответствующим шедулам, а затем суммируются в целях глобального обложения. Система шедул продолжает развиваться и в 1976г. была введена новая шедула F, по которой облагаются дивиденды, полученные от британских компаний (таблица 1).

      Таблица 1

      Структура построения доходов в целях налогообложения 

Шедула (Schedule) Вид деятельности (собственности)
A Доходы от имущества: от собственности на землю, от строений и сооружений, квартирной платы за сдаваемые в наем жилые дома или  квартиры
B Доходы от лесных массивов, используемых в коммерческих целях, если они не облагаются по шедуле D
C Доходы от определенных правительственных ценных бумаг, выпускаемых  в Великобритании, и некоторых  ценных бумаг иностранных правительств, по которым выплачиваются проценты в Великобритании
D Доходы от производственной коммерческой деятельности:

 − доходы, получаемые от производственно-коммерческой деятельности (в торговле. Промышленности, сельском хозяйстве на транспорте);

 −  доходы лиц свободных профессий  ( врача или адвоката);

 −  доходы от ценных бумаг, не  облагаемых по шедуле С;

 −  доходы, полученные в виде процентов  по займам;

 −  доходы от имущества, находящегося  за рубежом;

 −  все доходы, не включенные ни  в одну из вышеупомянутых частей (например, гонорар)

E Трудовые доходы: заработная плата, жалованье рабочих  и пенсия
F Доходы от дивидендов и других выплат, осуществляемых компаниями Великобритании.

      Сформировавшаяся  в 1973г. смешанная шедулярно - глобальная система личных доходов существует и в настоящее время.

      Своеобразная  попытка ввести подоходное обложение  в России относится к 1819г., когда  война с Наполеоном истощила государственный  бюджет и вызвала резкое падение  курса бумажного рубля. Налогом  облагали помещиков, начиная с 500 р. и до 10 % чистого дохода. После  окончания войны с Наполеоном поступления стали быстро сокращаться, и в 1820г. налог был отменен.

      В царской России проект закона о подоходном налоге разрабатывался почти 50 лет  и был введен лишь 6 апреля 1916 года. Шкала ставок подоходного налога была установлена в виде прогрессии и первоначально ставки находились в пределах от 0,8 до 8 %. Через год после принятия данного закона был принят Закон от 12 июня 1917 г. «О повышении прогрессивно-подоходного обложения в России», откладывавший внесение налога на 1 августа и 2 октября 1917г. и повышавший ставки подоходного налога в 1,5 – 2,5 раза. Главный недостаток законодательства о подоходном налоге заключался в том, что им не определялась ответственность плательщиков за неуплату налога. Таким образом, накануне Октябрьской революции 1917 года в России появился налог, способный учитывать реальные доходы населения и фактическую способность физического лица уплачивать определенную непосредственно для него сумму налога. Для уплаты подоходного налога был установлен один срок – 15 декабря 1917 года. К этому числу так называемые имущие классы должны были внести все начисленные до Октябрьской революции и объявленные им суммы налога.

      Существовавшая  в тот период система налогообложения  физических лиц включала государственные  налоги, действовавшие до Октябрьской  революции, – подоходный и налог  на доходы от личных промысловых занятий, множества местных налогов, взимаемых  местными советами. Основным, регулярно  взимаемым налогом, стал подоходный налог, который удерживался с  заработной платы рабочих и служащих через государственные и кооперативные  предприятия и организации либо частные предприятия, где они  работали, причем годовая сумма налога удерживалась в течение 6 месяцев. Особый порядок взимания налога с зарплаты был установлен впервые. Ранее налог  с рабочих и служащих взимался в общем порядке на основании  подаваемой декларации о полученном доходе.

      В период НЭПа подоходный налог существовал  в виде подоходно- поимущественного налога, взимаемого с городского населения (сельское население освобождалось от его уплаты). Налог уплачивали лица, получавшие совокупные доходы, например, от участия в торговых, промышленных и кредитных предприятиях в качестве собственников, совладельцев, арендаторов, пайщиков, вкладчиков, от занятия торговлей и т.д. Контингент плательщиков был расширен за счет лиц, занимавшихся свободными профессиями: вольнопрактикующих врачей, лиц, имевших доходы от владения зданиями и другим имуществом в городах, от аренды зданий и имущества в целях коммерческой эксплуатации. Обложению подоходным налогом подлежали совокупные доходы, полученные из всех перечисленных источников за истекшие шесть месяцев. Полугодовой период был связан с условиями того времени: падение валюты, неустойчивость доходных источников и др. По налогу был установлен необлагаемый минимум, а ставки налога построены по принципу ступенчатой прогрессивной шкалы.

      В ноябре 1923 года новым положением о  подоходно-поимущественном налоге был унифицирован ряд других денежных налогов, взимаемых с населения. Новая система подоходного налогообложения, построенная по принципу двухступенчатого обложения доходов, приближалась к  английской шедулярной системе подоходного обложения. Налог распадался на два вида: основной подоходный налог по видам доходов (так называемый классный налог), и дополнительный налог по совокупности доходов. Классный налог дополнялся прогрессивным налогом, взимаемым с совокупного дохода от всех источников, с последующим вычетом уплаченных сумм классного налога.

      В 1927 г. был изменен порядок взимания налога с рабочих – вместо уплаты по году налог стали исчислять и взимать в рассрочку по месяцам по месту работы с месячного текущего заработка. Лица, работающие по совместительству, облагались раздельно по каждому виду заработка. В 1930 г. усилился классовый принцип обложения, изменились ставки и прогрессия обложения различных групп населения. В 1931-1933 гг. в систему построения ставок подоходного налога с рабочих и служащих были внесены изменения, направленные на дальнейшее снижение уровня обложения заработной платы.

      Следующий этап становления и развития налогообложения  доходов физических лиц начался  в середине 1940-х годов и продолжался  вплоть до 1980-х годов. Основная цель перестройки подоходного налога заключалась в углублении дифференциации ставок для различных социальных групп плательщиков, усовершенствовании системы нормирования доходов некооперированных  кустарей и ремесленников, и приближении  сроков уплаты к моменту получения  доходов. Перестройка системы налогообложения  рабочих и служащих была направлена на некоторое увеличение их участия  своими личными доходами в образовании  централизованного фонда денежных ресурсов государства. В 1943 году подоходный налог с населения претерпел  существенные изменения. Налогоплательщики  стали делиться по следующему признаку: граждане СССР, имеющие самостоятельный  источник дохода независимо от места  проживания; иностранные граждане и  лица без гражданства, получающие доходы на территории СССР. Объекты налогообложения  дифференцировались в зависимости  от источников получения доходов  и их размеров.

      До  начала 1980-х годов бюджетная система  характеризовалась высокой степенью устойчивости, отсутствием серьезных  колебаний объемов и структуры  доходов и расходов, отсутствием  дефицита бюджета. Политика низкого  уровня заработной платы и процентных ставок и проводимая политика «социалистического»  бухгалтерского учета имели тенденцию  к раздуванию остаточного дохода предприятий, перечисляемого в бюджет. Наблюдалась тенденция высокого налогообложения предметов роскоши, В то время как производство предметов  первой необходимости субсидировалось  государством. Таким образом, осуществлялось выравнивание доходов разных слоев  населения в результате перераспределения; равенство в рамках каждой категории  населения защищалось путем перераспределения доходов в соответствии с потребностями семей. Низкий уровень заработной платы и окладов почти не оставлял места для налогообложения доходов. Вместо этого устанавливались чрезмерно высокие ставки подоходного налога с лиц свободных профессий, работающих по найму, творческих работников и предпринимателей с тем, чтобы свести уровень их доходов к тому же уровню, что и в государственном секторе. В конце 1980-х годов назрели объективные предпосылки для проведения экономической реформы. Так начался следующий этап эволюции системы налогообложения доходов физических лиц.

      Стремление  СССР в начале 1990-х гг. к независимости проявилось и в проведении налоговой политики. Принимаемые законы были направлены на введение более льготного по сравнению с прежними законами режима налогообложения. Так, 2 декабря 1990 г. был принят Закон РСФСР №392-1 «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 г. Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства», которым необлагаемый минимум для заработной платы был повышен до 150 руб. Были снижены ставки налога с сумм авторских вознаграждений, а также ставки налога для обложения доходов от индивидуальной трудовой деятельности – прогрессия начиналась с 12000 руб. в год, в то время как по закону СССР – с доходов более 3000 руб.

      Одним из важных достижений Закона № 392-1 от 02.12.1990 г – явилось расширение сферы  действия совокупного налогообложения. Помесячное налогообложение сохранялось  только в отношении заработков по месту основной работы и по совместительству, остальные доходы были объединены в  две группы: авторские вознаграждения и доходы от индивидуальной трудовой деятельности (включая все другие доходы), по каждой из которых был  установлен необлагаемый размер годового дохода и ставки налога для совокупного  дохода.

      До  2000 г. включительно основная ставка подоходного налога имела прогрессивный характер, и ее размер зависел от величины совокупного дохода. Законом были предусмотрены некоторые особенности обложения подоходным налогом по разным видам доходов. Можно выделить несколько групп: 1) налогообложение доходов, полученных по основному месту работы; 2) налогообложение доходов, полученных помимо основного места работы от других хозяйствующих субъектов; 3) налогообложение доходов от предпринимательской деятельности; 4) доходы иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства в РФ; 5) доходы, получаемые лицами, не имеющими постоянного места жительства в РФ.

      С 2001г. в Российской Федерации с  принятием ч. II Налогового кодекса  введена совершенно новая система  налогообложения доходов физических лиц. Она значительно отличается от ранее действовавшей системы  подоходного налогообложения. Отличие  заключается не только в новом  названии налога, но и в новой  концепции налогообложения доходов. Новая система налогообложения  ориентирована на снижение налогового бремени путем расширения налоговых  льгот, отказа от прогрессивного налогообложения  совокупного годового дохода.

      На  основе вышеизложенного можно сказать, что в России в начале XX века обратились к глобальной системе налогообложения  доходов физических лиц. Однако в  современном состоянии глобальная система взимания налога на личные доходы имеет элементы шедулярной системы налогообложения в силу существования видов доходов, облагаемых по разным ставкам.

    1. Система налогообложения физических лиц в зарубежных странах. Сравнительный анализ системы налогообложения физических лиц в России и в Великобритании

 
      Каждое государство  в мире имеет свою налоговую систему. При этом даже в тех случаях, когда принципиальные положения налогового законодательства в некоторых странах совпадают, тем не менее, существуют специфические особенности в содержании налогов, механизме их исчислении, взимания и уплаты, в перечне и видах налоговых льгот, вследствие чего можно с уверенностью сказать, что каждая страна с точки зрения налоговой системы отличается от других государств.

      Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, принципы построения налоговых систем неоднозначны и во многом зависят  от приоритетности той или иной экономической  теории.

      Изучение  налогового законодательства стран  Запада показывает, что применяемые  там налоги являются одним из важнейших  рычагов государственной политики, которая позволяет направлять развитие экономики в условиях рынка. Налоги в промышленно развитых странах  не являются только средством формирования доходов бюджета. Наряду с другими  мерами налоговая система используется государством для воздействия на развитие экономики.

      Налоги  с населения в развитых странах  имеют следующие основные формы: подоходный налог с физических лиц, взносы в фонды социального страхования, налоги, базирующиеся на обложении  накопленного богатства (поимущественный  налог и налог на наследство и  дарение). Это, конечно, не все налоги, которыми облагается население Запада, но именно эти налоги играют решающую роль в формировании доходов бюджетов страны.

      Система прямого налогообложения (подоходный налог, взносы рабочих в фонды  социального страхования) и система  косвенных налогов (налоги на потребление) в разных странах выглядят следующим  образом: прямые налоги преобладают  в Германии, Канаде, США, Японии, а  косвенные - во Франции и Италии. Уравновешенную структуру имеют  Италия и Германия, произошло повышение  роли прямых налогов в Германии, Канаде, Японии и США, а косвенных - в Италии.

      Самая главная черта налогообложения  населения всех стран Запада - это  то, что во всех этих странах основной статьей доходов бюджета является подоходный налог с физических лиц  и то, что во всех странах НДФЛ взимается по прогрессивной шкале. В Приложении №1 приведены показатели процентных соотношений ставки подоходного налога к базе и проценты на социальное страхование некоторых стран.

Информация о работе Налогообложение физических лиц в России и за рубежом