Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 07:05, курсовая работа
Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В соответствии с действующим законодательством обязанности налогоплательщика при этом считаются исполненными, а деньги в бюджет не поступают. Такое положение может длиться достаточно долгое время, пока у банка не будет отозвана лицензия. Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к ускорению процесса отзыва банковской лицензии, но и сейчас сроки продолжают оставаться неоправданно большими (до одного года).
введение……………………………………………………………3
Глава 1. Налоги и налоговая система в Кыргызской Республике………………………....6
1.1 понятие налогов и их роль…………………………….6
1.2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ…………………………12
глава 2. основные концепции налогооблажения.
2.1 Принципы налогооблажения и функции налогов.23
2.2 кривая лаффера………………………………………………...30
глава 3. реформа налоговой системы и ее влияние на систему государственного бюджета…...39
Заключение……………………………………………………….47
Список литературы………...…………….……………………50
Кроме административной ответственности, на должностных лиц предприятий – налогоплательщиков может быть возложена уголовная ответственность.
Может сложится ситуация, когда местная администрация, пытаясь пополнить свой бюджет, устанавливают дополнительные местные налоги, которые тяжким бременем ложатся на предпринимателей. В связи с этим надо знать, что Государственная Налоговая Администрация не имеет право на обязательное взыскание налогов и платежей, введенных местными администрациями не учтенных в перечне местных налогов, предусмотренных Законом «О системе налогообложения» [1]. Налоговая Администрация также вправе начислять пени, применять финансовые санкции и привлекать к административной ответственности за несвоевременную уплату или неуплату налогов введенных местными администрациями.
В соответствии с данными доходной части Государственного бюджета Страны на 1995 наибольшую долю (14,3 %) в общем объеме бюджетных поступлений составляет налог на добавленную стоимость (НДС), являющийся разновидностью универсальных акцизов. В мировой практике он превратился в основной налог непрямого действия и заменил во многих странах менее эффективный налог с оборота. С налогом с оборота связано возникновение своеобразного кумулятивного эффекта, состоящего в том, что объект налогообложения содержит налоги, уплачиваемые на предыдущих этапах движения товара. НДС не имеет этого недостатка, но оказывает значительное влияние на общий уровень цен, поскольку он включается в состав цены всех товаров и услуг и является регрессионным по отношению к малообеспеченным слоям населения.
В Украине НДС введен в 1992 г. Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров, работ, предоставленных услуг, кроме их реализации на экспорт. В связи с этим НДС имеет широкую базу налогообложения, что обеспечивает стабильность поступления средств в государственный бюджет. Для исчисления НДС к обороту, который включает сумму уже уплаченного налога, сейчас используется ставка 16,67%, а при включении НДС в цены реализованных товаров (работ, услуг) - 20%. Однако в начале внедрения этого налога он должен был обеспечить доходы бюджета в том самом объеме, что и отмененные налоги с оборота и продаж, действовавшие в 1991 г. На некоторое время в 1993 г. были введены современные ставки НДС. Однако в условиях огромного бюджетного дефицита их быстро упразднили, возвратившись к начальному уровню.
Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется сегодня Декретом Кабинета министров Страны " О налоге на добавленную стоимость" от 26.12.92 г. и некоторыми другими нормативными актами.
У предпринимателей возникают значительные трудности при исчислении подлежащей уплате суммы НДС, особенно при определении налогооблагаемого оборота. Это может привести к значительным недоплата, за которые налоговая инспекция взыскивает не менее значительные штрафы. Большой же перечень льгот по НДС объясняется тем, что этот налог взимается по унифицированной ставке, противоречащей мировой практике ее дифференциации.
На основании Указа Президента Страны " О взимании НДС с импортных товаров" от 30.06.95 г. следуют следующие льготы: импортное сырье, материально-технические ресурсы, комплектующие изделия, оборудование, материалы, техника и другие товары, ввозимые хозяйствующими всех форм собственности, в том числе посредниками (прямыми поставщиками), для производственных и собственных нужд ( т.е. без последующей реализации), а также энергоносители (нефть и газ), которые ввозятся для производственных нужд, в том числе по бартерным операциям, не подлежат обложению НДС во время перемещения через таможенную границу Страны.
В случае использования указанных товаров не на производственные и собственные нужды или для последующей их продажи, НДС взимается исходя из их стоимости с учетом НДС, но ниже таможенной стоимости, пересчитанной в национальной валюте по курсу НБУ на день предоставления декларации.
Следует учитывать особенности налогообложения НДС совместных предприятий. В соответствии, внесены существенные изменения в порядок налогообложения предприятий с иностранными инвестициями. Таким считается предприятие любой организационно-правовой стороны, созданной по законам Страны, если на протяжении календарного года в его уставном фонде имеется квалификационная иностранная инвестиция. Квалификационной иностранной инвестицией считается взнос одного из учредителей в размерах: от 10 000 до 50 000 долларов США и от 50 000 долларов США и выше.
В соответствии с размером взноса определяется льгота налогообложением НДС.
Действие Инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС №3 от 10.03.93 г. имеет при применении к совместным предприятиям. В основе деятельности СП лежат экспортно-импортные операции, поэтому действие вышеизложенной Инструкции регламентируется еще одной Инструкцией о порядке исчисления и уплаты НДС и акцизного сбора за товары, ввезенные из-за пределов таможенных границ Страны, экспорта товаров, работ и услуг №44 от 31.05.94 г.
Особенностью налогообложения импортных операций является то, что полученная выручка за экспортную продукцию не является объектом налогообложения. В этом случае (т.е. при исчислении НДС и акцизов) объектом обложения при экспорте является сумма отгруженной продукции. При этом НДС и акциз, уплаченные ранее, возмещаются предприятиям после поступления выручки на счет, но не позже чем через год после выпуска продукции.
НДС и акциз на импорт начисляются по декларированной стоимости товара и учитываются в покупной цене импортируемого товара. НДС и акциз экспортно-импортных операций уплачиваются в момент нахождения товара на таможенном складе. Лишь после уплаты налога товар может быть отгружен за границу или на склад потребителю.
Не подлежит налогообложению временный экспорт товаров - поставка давальческого сырья украинским заказчиком для обработки за границей с последующим возвратом в полном объеме.
Как показывает практика, наиболее применимой из вышеперечисленных льгот среди налогоплательщиков является льгота по освобождению от НДС услуг аптечных заведений по реализации медикаментов и изделий медицинского назначения. При применении указанной льготы налогоплательщикам следует руководствоваться перечнем аптечных заведений, сообщенным письмом Главной государственной налоговой инспекции Страны от 24.01.94 г. №14-312. Кроме этого согласно ее разъяснений от 18.05.94 г. №10-330/10-1870 указанная льгота распространяется на предприятия и организации независимо от форм собственности, которые имеют специальное разрешение (лицензию) Министерства Здравоохранения на реализацию этих товаров. Как сообщает ГНК Страны в вышеуказанных разъяснениях, с 18.02.94 от НДС освобождаются услуги аптечных заведений по реализации медикаментов и изделий медицинского назначения как отечественного производства, так и импортируемых из-за пределов таможенных границ Страны исключительно для реализации через указанные заведения и предприятия.
глава 3. реформа налоговой системы и ее влияние на систему государственного бюджета
Оптимальное и эффективное развитие экономики осуществляется посредством воздействия на объекты управления (предприятия, организации, население) со стороны субъекта управления - государства в лице налоговой службы при помощи системы установленных законодательством налогов.
Неотъемлемой частью развития страны является рациональная налоговая политика. Налоги - необходимый компонент процесса развития, так как они обеспечивают доходы, необходимые, для покрытия расходов государства и, следовательно, обеспечивают жизнедеятельность страны.
Обретение Кыргызской Республикой, избравшей рыночный путь развития, экономического и политического суверенитета потребовало цивилизованной, основанной на международных принципах, налоговой системы.
С самою начала перехода к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, для нас остается приведение в соответствие с ней и нашей системы. поскольку она, как и вся наша бывшая экономика, базировалась па принципиально иных уже не отражающих новые реалия, подходах. Выполняя преимущественно две - фискальную и распределительную функции, система налогообложения объективно превратилась у нас в серьёзное препятствие для утверждения современных экономических методов управления взамен прежних административных.
Основной недостаток налоговой системы Кыргызской Республики состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицита бюджета путем изъятия доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая её чрезмерное давление - сами по себе.
Поэтому па сегодняшнем этапе развития очень важно стимулирующее воздействие налоговой системы на экономику, и прежде всего, на формирование полноценных субъектов рынка и всей рыночной инфраструктуры, создание конкурентной среды как механизма реализации наиболее экономичных хозяйственных решений.
Первые шаги к устранению возникшей неблагоприятной зависимости на законодательном уровне были сделаны с введением в июле 1996 г. Налогового кодекса, отменившего тяжёлый пятипроцентный налог с розничного товарооборота и налог на имущество, снизившего до разумных пределов ставку налога на прибыль для предприятий ряда отраслей. Была расширена система вычетов при исчислении налогооблагаемой прибыли для предприятий и подоходного налога для физических лиц, что позволило предприятиям и занимающимся предпринимательской деятельностью гражданам привести свой затратный механизм в более полное соответствие с реальными расходами.
Однако начавшая было проявляться в законотворчестве тенденция к разумному регулированию налогового бремени на сегодняшний день недостаточно подкреплена и усилена какими бы то ни было новыми решениями.
Законодатели, создавая стимулирующие условия для сельскохозяйственных отраслей, что очень немаловажно, практически полностью освободили от налогов сельхоз производителя, оставив без внимания производителя промышленного, хотя именно данная отрасль в республике сегодня переживает состояние глубокого кризиса. Существовавший ранее Закон «О налогах с предприятий, объединений и организации» в одной из первых своих редакций содержал ряд существенных налоговых льгот, поддерживающих промышленные отрасли. Сегодняшняя же нормативная база налогообложения практически уравняла производственные отрасли с отраслями коммерческими и финансовыми, в которых возможность получения сверхприбылей при относительно невысоких затратах значительно шире.
Налоговая система должна быть повёрнута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.
В связи с этим целесообразно рассмотреть некоторые общие для всех стран принципы развития налоговой системы, которые, мягко говоря, мало учитываются в практике налогового законотворчества в Кыргызской Республике. В западных странах, например, активно реализуется принцип эластичности поступления налоговых платежей в зависимости от уровня налоговых ставок. Анализ такой зависимости позволяет сделать вывод о том, что после снижения налоговых ставок до определенного уровня начинается эластичная зависимость между ростом массы налоговых поступлений и размерами снижения ставок налогообложения (рис.1).
Рис 1. Зависимость поступления налогов от уровня налоговых ставок
Кривая К-Л отражает изменение поступления массы налогов при снижении налоговой ставки (уровня изъятия доходов). При высокой налоговой ставке (Сн) масса поступающих налогов минимальна (точки на прямой О - М„). При снижении налоговой ставки (до уровня точки Э) начинается резкий рост налоговых поступлений в результате развития производства и увеличения налогооблагаемой массы (роста производства товаров). Снижение налоговой ставки на один пункт после точки Э вызывает рост производства товаров на большую величину. И это не абстрактные теоретические выкладки, а отражение реальной мировой практики в построении эффективных налоговых систем.
Налоговая политика Кыргызстана строится пока, что исходя из совершенно другого принципа -"чем больше налоговая ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики". В итоге - недобор налогов (как минимум - 20 -30 % налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.
Необходимо увести налоговую систему от односторонней монетаристской ориентации и обеспечить органическую взаимосвязь налогообложения с производством. А это база развития любой финансовой системы, а тем более - налоговой, которая фактически строится на основе развития производства товаров и услуг. Налоги связаны с производством и реализацией реального товара. Мировой опыт свидетельствует, что государство имеет достаточно устойчивую базу развития лишь в том случае, если оно осуществляет налоговую политику. стимулирующую развитие производства, используя закономерность эластичной зависимости между уровнем налоговых ставок (изъятием доходов) и ростом налогооблагаемой базы (производства). В итоге существует лишь один выход - сокращение, снижение налоговых ставок на дифференцированной основе (с учетом приоритетности отраслей, производств и сфер экономики) и расширение на этой базе инвестиционной активности предпринимателей с целью развития производства товаров и, следовательно, роста массы налоговых поступлений (развития налоговой базы). Выбрать обоснованные направления реализации этой стратегической направленности налоговой системы - одна из наиболее существенных задач современной экономической политики.
Налоговая система - совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве условии налогообложения.
Обретение Кыргызской Республикой экономического и политического суверенитета положило начало реформам и в налоговой системе. Основными причинами, вызвавшими необходимость реформирования, явились: