Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 07:05, курсовая работа
Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В соответствии с действующим законодательством обязанности налогоплательщика при этом считаются исполненными, а деньги в бюджет не поступают. Такое положение может длиться достаточно долгое время, пока у банка не будет отозвана лицензия. Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к ускорению процесса отзыва банковской лицензии, но и сейчас сроки продолжают оставаться неоправданно большими (до одного года).
введение……………………………………………………………3
Глава 1. Налоги и налоговая система в Кыргызской Республике………………………....6
1.1 понятие налогов и их роль…………………………….6
1.2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ…………………………12
глава 2. основные концепции налогооблажения.
2.1 Принципы налогооблажения и функции налогов.23
2.2 кривая лаффера………………………………………………...30
глава 3. реформа налоговой системы и ее влияние на систему государственного бюджета…...39
Заключение……………………………………………………….47
Список литературы………...…………….……………………50
1) фискальная;
2) контрольная;
3) распределительная;
4) регулирующая, которая в свою очередь подразделяется на подфункции"
а) стимулирующую;
б) сдерживающую
в) воспроизводственного назначения.
Законодательное оформление налогов отличает их от парафискалитетов (пошлин, сборов и др неналоговых изъятий). Именно юридические признаки позволяют сформировать принципы их построения и взимания, несвойственные обязательным парафискальным платежам, появившимся в международном законодательстве в начале 30-х годов. Под парафискалитетом понимают сбор, устанавливаемый исходя из экономических или социальных интересов. Параф искал устанавливается для финансирования определенных мероприятий, тогда как налоговые поступления могут покрывать любой утвержденный в законе государственный расход,
Налог - это обязательный платеж (взнос), установленный законодательством и уплачиваемый налогоплательщиком в соответствующий бюджет Налоги уплачиваются в определенном размере и в определенный срок, зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в нем. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина в отличие от налога - это плата за оказание плательщику каких-то услуг, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи питают бюджетную систему КР. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений[4]
Налог - это достаточно сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру, состоящую из разных элементов.
Закон в каждом налоге предусматривает следующие элементы:
1. Круг субъектов (плательщиков) и их основные признаки.
2. Объект налогообложения, т.е. тот предмет, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущества и Другие объекты,
3. Единица налогообложения, т.е. часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог (например, 1 кв. метр земли, тонна, литр, шт. и т.д.)
4. Ставка, т.е. размер налога, который исчисляется с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом- Ставка определяется в форме процента или твердой денежной сумме.
5. Срок уплаты налога в течение года.
6. Льготы, т.е. полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Государственный бюджет формируется за счет обязательных взносов, которые в свою очередь делятся на три основные группы: налоги, сборы, пошлины. Налог, как это было уже выше сказано, обязательный взнос. Сборы - это денежная плата, взимаемая с плательщика государственными органами за предоставление права участия или использования материальных объектов (например, сбор за парковку автотранспорта, сбор за вывоз мусора с территорий населенных пунктов и т.д.). Пошлина-денежная плата взимаемая с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение. Госпошлина делится на таможенную и внутригосударственную Таможенная пошлина - это денежная плата, взимаемая таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товаров. Внутригосударственная это денежная плата взимаемая за совершение действий, имеющих юридическое значение (доверенность в нотариальной конторе, судебные пошлины и т.д.).
В настоящее время налоговой системе присущ преимущественно фискальный характер. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов и граждан по поводу формирования государственных финансов. Принятые нормативные акты по налогообложению охватывают все сферы коммерческой и некоммерческой деятельности как юридических, так и физических лиц на территории страны.[5]
1.2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Система рыночных отношений является наиболее универсальной моделью хозяйствования, создающей условия для достижения максимального экономического эффекта, как на макро-, так и на микроуровне. В Кыргызской Республике формируется многоукладная экономика, основанная на разнообразии и сотрудничестве форм собственности от государственной до частной. Основным содержанием рыночных преобразований 1991-1999гг. была комплексная работа по обеспечению материальной предпосылки государственной независимости Кыргызской Республики, созданию эффективной экономики на основе преобразования всех ее отраслей. Начальный период экономических преобразований относится к 1992 году, была заложена юридическая база функционирования рыночной экономики, в неимоверно сложных условиях была введена национальная валюта, разработана экономическая, аграрная, социальная и внешнеэкономическая политика переходного периода.
Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых — государственное регулирование экономических процессов теряет всеобщий характер. Во — вторых, происходят изменения форм и методов государственного регулирования.
В существующей экономике бывшего СССР, как известно, через систему директивных государственных органов определялись адресные задания основных хозяйственных связей и параметры дальнейшей деятельности каждого предприятия, объемы и основной ассортимент производимой продукции, цены поставщиков средств производства и потребителей готовой продукции. До предприятий доводились директивное задание по повышению производительности труда, по внедрению новой техники и т. п. За предприятиями сохранились самостоятельность в решении очень небольшого круга хозяйственных вопросов.
В Кыргызской Республике, как и в других странах СНГ, переход к рыночным отношениям начал осуществляться в условиях глубокого экономического кризиса:
отсталости технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала поставок и дисциплины труда, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерности роста эффективности труда и понижения доходов населения, роста цен и снижения уровня удовлетворения платежеспособного спроса населения. Таким образом, в силу ряда объективных и субъективных причин степень готовности республики при переходе к рыночной экономике оказалась недостаточной.
Началом переходной работы является вторая сессия Верховного Совета Кыргызской Республики (22-30 октября 1990г.), принявшая программу стабилизации народного хозяйства республики и перехода к рыночной экономике. В ней предусматривалось обеспечение равноправного развития различных форм собственности, полной экономической свободы и ответственности производителей, оздоровление финансов и денежного обращения, перестройка кредитной и бюджетной политики, реформа банковского дела, поэтапное разгосударствление и приватизация собственности, создания принципиально новой социально-экономической модели развития республики — рыночной.
Известно, что рыночная экономика основывается на требованиях объективных экономических законов развития - отношения между членами общества через купли-продажу продуктов труда, становящихся товаром. Определенные противоречия интересов продавца и покупателя, обеспечивают реальность определения общественной значимости труда, затраченного на производство товара, которая проявляется только тогда, когда он приобретает своего покупателя. Поэтому основными элементами рыночного процесса, включающими в себе производство, предложение, спрос и цены, существуют сложные функциональные и причинно-следственные связи, складывающиеся под влиянием различных факторов.
В переходе экономики к рыночным преобразованиям имелись следующие причины многих болезней экономики:
— отсутствие элементарной дисциплины, порядка, ответственности, инициативы, наличие настроения иждивенчества, пассивности, а также некомпетентности, низкого профессионального и делового уровня многих руководителей государственного управления, министерств и ведомств, предприятий и организаций;
— проведение общественно - экономических преобразований без тщательно продуманной и обоснованной программы действий, их непоследовательность, нередко авантюристическое экспериментаторство, сопровождаемое кадровой чехардой, пренебрежение общественным мнением, объективными факторами экономического развития;
- отсутствие оптимальной идеологии перехода к новым отношениям, некомпетентность ее проводников на практике;
- полный развал регулирования роли государства, появление и расцвет таких элементов теневой экономики, как хищение, рэкет, взяточничество, коррупция, воровство, уклонение от налогов, мошенничество, преференция и др.
При рыночных отношениях коренным образом меняется роль государства в экономике. Государство вместо непосредственного управления ею сосредотачивает свои усилия на защите и обеспечении возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров содействует проведению антимонопольной политики в целях поддержания конкурентной борьбы на рынках, разрабатывает обоснованное налоговое законодательство способствующее заинтересованности в росте производства, занимается вопросами развития инфраструктуры, проводит необходимые социальную политику и социальную защиту населения.
Во многих странах, совершивших послевоенный рывок к современной рыночной экономике (ФРГ, Япония, Южная Корея и др.) творцом экономических реформ выступало государство. У нас тоже вся инициатива была в руках государственных органов. Но только там и здесь государство действовало по — разному. Там государство не ограничилось тем, что предоставило предприятиям и предпринимателям свободу, устранило всякие барьеры и ограничения хозяйственной деятельности, а с самого начала взяло на себя опеку и заботу о них, стараясь всячески помочь им встать на ноги и подняться до конкурентоспособности мирового уровня. Много поучительного можно было перенять от соседнего государства Узбекистана, который в переходный период к рыночным отношениям сумело сохранить тот экономический потенциал что у них имелся, поддержать в действующем состоянии и дать ему рыночный ход развития по эффективным направлениям. Здесь государство взяло на себя не только инициативу проведения реформ, но и заботу о приспособлении предприятий и хозяйств к условиям и требованиям рынка, об оказании им материальной, финансовой и всякой иной помощи. Преследовалась цель сохранить, поддержать и развить свое собственное производство.
Однако в нашей республике преподнесли идею о том, что предприятия и предприниматели теперь сами должны решать, что им производить, а государству до этого нет никакого дела. А вместе с тем постоянно твердят о приоритетах в экономике, о продовольственном и энергетическом самообеспечении республики, о расширении производства зерна, сахарной свеклы, хлопка, электроэнергии и других видов продукции. Выходит республика должна обязательно иметь все это, а не так, что захотят производить предприниматели или не захотят. Значит, государству должно обеспечить нужное производство, направить на него предпринимателей. Конечно, не приказами и директивами, но и не призывами и декларациями, которые абсолютно ничего не дают. Требуются целеустремленные государственные меры, способные заинтересовать предпринимателей, стимулировать их деятельность, сделать так чтобы им стало выгодно производить продукцию, нужную республике. А для этого необходимо гарантировать им сбыт продукции, предоставить дотации, кредиты, технику, топливно-энергетические ресурсы, семена, удобрения и другие материалы по доступным ценам. Во всех рыночных странах поступают именно таким образом и уж, конечно, не допускают чтобы государству, как у нас, по полгода и больше не расплачивалось с производителями за поставленную ими сельхозпродукцию.[6]
В условиях рыночных отношений возникает острая объективная необходимость создания и функционирования сложной инфраструктуры служащей в качестве приводного ремня механизма рыночной экономики, который движется по определенным правилам, вырабатываемым и действующим с учетом удовлетворения интересов участников рыночного процесса. Все это обуславливает объективную необходимость в постоянном контроле соблюдения законов и правил функционирования рыночной экономики, соблюдения деловой этики партнерских отношений.
Современная структура управления государственной налоговой службой Кыргызской Республики
Становление Государственной налоговой службы Кыргызской Республики начинается с Постановления Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76 "О государственной налоговой службе", в соответствии с которым в системе Министерства финансов СССР была создана Государственная налоговая служба в составе Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов СССР, Государственных налоговых инспекций министерств финансов союзных республик и государственных налоговых инспекций по АССР, краям, областям, районам и городам.
В соответствии с вышеуказанным Постановлением Совмина СССР Совет Министров Киргизской ССР своим постановлением от 6 апреля 1990 года № 91 создал в системе Министерства финансов Киргизской ССР Государственную налоговую службу в составе Государственной налоговой инспекции Министерства финансов Киргизской ССР и государственных налоговых инспекций по областям, районам и городам. Образование государственной налоговой службы происходило на базе бывшего Управления государственных доходов Министерства финансов и отделов госдоходов облфо, райфо и горфо.