Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:56, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в выявлении теоретических и аналитических аспектов НДФЛ.
Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
1) Выявить проблемы, связанные с взиманием налога на доходы физических лиц.
2) Наметить основные направления совершенствования подоходного налога.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы налога на доходы физических лиц
1.1. Экономическая сущность и виды налогов 5
1.2. История развития и сущность налога на доходы физических лиц 14
1.3. Роль налога НДФЛ в доходах бюджета 19
Глава II. Аналитические основы НДФЛ
2.1. Порядок исчисления и взимания налога на доходы физических лиц 4
2.2. Проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц 39
Заключение 47
Список использованной литературы 48
Приложения 51
В сентябре 2008 г. по заказу
ФНС России в 40 субъектах РФ было
проведено социологическое
Что касается налогоплательщиков – физических лиц, то весь спектр их мнений о профессионализме сотрудников налоговых органов представлен следующими относительными значениями:
- «полностью удовлетворен» - 16%;
- «скорее удовлетворен» - 36%;
- «удовлетворен и не удовлетворен в равной степени» - 30%;
- «скорее не удовлетворен» - 12%;
- «полностью не удовлетворен» - 4%;
- «затрудняюсь ответить» - 2%.
Принимая во внимание, что более половины респондентов удовлетворены компетентностью работников инспекций и что только 4% дали определенно отрицательную оценку их профессионализму, общий вывод можно признать благоприятным для налоговиков. Хотя 42% налогоплательщиков, имеющих претензии к качеству налоговых кадров, - тоже весомый аргумент в пользу повышения квалификации персонала налоговых инспекций.
Опрос показал, что уровень профессиональной подготовки работников налоговых органов, как и следовало ожидать, оказывает существенное влияние на оценку качества обслуживания в целом.[21, с.36]
Существует также проблемы НДФЛ, которые непосредственно ставят в затруднительное положение работодателя. Проблем этого налога в том, что он платится не за счет работодателя, а за счет работника. Работодатель выступает только как налоговый агент, т.е. при уплате распоряжается как бы чужими средствами. И поэтому часто возникает ситуация, когда приходит проверка, выясняется, что работнику были выплачены какие-то средства. Однако по разным причинам, НДФЛ с выплаченных денег не удержан и в бюджет не уплачен. Заплатить же, недоплаченный НДФЛ, необходимо за счет того работника, которому деньги уже выплачены. А если он уже уволился? И где его искать? И в принципе по закону работодатель может этот НДФЛ не платить – деньги, из которых надо платить налог уже не его, а исчезнувшего работника. Но в законе есть требование платить пеню за несвоевременную уплату НДФЛ. То есть налог можно не платить, но пеню за несвоевременную уплату налога платить придется [28].
Существуют и спорные моменты, касающиеся удержания НДФЛ из заработной платы. С одной стороны, на основании ст. 210 Налогового кодекса, согласно которой при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, при внесении предоплаты в пользу физического лица налоговый агент обязан рассчитать и удержать с данной выплаты НДФЛ.
С другой стороны, аванс по гражданско-правовому договору не является доходом, соответственно, применять ст. 223 Налогового кодекса к сумме полученного аванса неправомерно.
Такое мнение основано на пп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса, согласно которому к доходам от источников в РФ относятся, в частности, вознаграждения за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ. Следовательно, для того, чтобы включить выплаты по гражданско-правовому договору в налоговую базу по НДФЛ (т.е. признать их доходом), работа на момент осуществления выплат должна быть выполнена (услуга оказана), а результат принят заказчиком. Таким образом, при выплате аванса организация как налоговый агент НДФЛ не исчисляет и не удерживает, поскольку на момент предоплаты работа до конца не выполнена и оснований для включения в доход физического лица суммы аванса не имеется [16, с.61].
О низкой эффективности налоговых платежей свидетельствует и тот факт, что основными нарушениями, выявляемыми в ходе налоговых проверок являются бухгалтерские ошибки, которые не носят умышленный характер, и это на фоне массового сокрытия от налогообложения доходов. Необходимо улучшить работе налоговых органов по выявлению и профилактике нарушений налогового законодательства, допускаемых работодателями путем сокрытия доходов физических лиц и выплаты зарплаты в «конвертах».
То есть, существующая система налогового контроля не способна выявлять факты сокрытия доходов от налогообложения. Именно поэтому в ВКР даются рекомендации по внедрению в РФ практики контроля за доходами населения по их расходам. Здесь имеется ввиду необходимость законодательного установления возможности для налоговых органов вменять в сумму сокрытого дохода разницу между декларируемым доходом и выявленными расходами. Система контроля за крупными расходами Россиян в нашей стране налажена и исправно функционирует (имеется ввиду обязательная государственная регистрация сделок с недвижимостью, постановка на учёт автотранспорта и т.д.).
На сегодняшний день ситуация такова, что орган налогового контроля не может вменить факт сокрытия дохода до тех пор, пока документально не подтвердит факт получения этого дохода, даже если налоговому органу известно о крупных расходах налогоплательщика, которые не соответствуют его доходам.
Важным этапом в становлении и развитии налоговой системы является организация контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. От того, на сколько качественно налажен контроль, зависит полнота и своевременность уплаты в бюджет налогов. Необходимо понимать, что, учитывая природу налогов (его обязательность, установление государством, безвозмездность в общепринятом понимании и т.д.), добровольно их никто и никогда не будет платить.
Даже в тех странах,
в которых проживают
Относительно небольшая роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы бюджета отражает низкий уровень доходов большинства россиян.
В тоже время на сравнительно низкий уровень поступлений налога на доходы влияют и другие факторы (в частности, высокий уровень «укрывательства» доходов из-за низкой налоговой культуры и несовершенства системы декларирования доходов граждан). По мере повышения жизненного уровня населения и развития налоговой культуры роль налога на доходы физических лиц в нашей стране будет возрастать [5, с.209].
Заключение
Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников накопления казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство не затрачивает средств.
Сегодня НДФЛ один из основных налогов, формирующих российскую налоговую систему.
Так как в России новая система налогообложения была введена в переходный период, но, тем не менее, можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспечения налоговой системы. Вместе с тем нельзя не признать: нормативная база создавалась в спешке, под сильным давлением текущих весьма неблагоприятных обстоятельств. На первый план выходила задача спасения бюджета, достижения хоть какой-то сбалансированности финансового положения государства.
Важным этапом в становлении и развитии налоговой системы является организация контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. От того, на сколько качественно налажен контроль, зависит полнота и своевременность уплаты в бюджет налогов. А это надо начинать с совершенствования всей налоговой системы, законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства РФ, и в тоже время создать благоприятные условия для исчисления и уплаты налогов.
В первой главе были раскрыты теоретические аспекты НДФЛ, экономическая сущность и виды налогов; история развития и сущность подоходного налога; роль НДФЛ в доходах бюджета Российской Федерации.
Во второй главе осуществлен порядок расчета налога на доходы физических лиц. Рассмотрены проблемы, связанные с взиманием подоходного налога в России на современном этапе развития и определены основные направления совершенствования в области налогообложения.
Список использованной литературы
Приложение 1
Основная классификация налогов
№ п/п |
Классифицирующий признак |
Виды налогов |
1 |
Принадлежность к уровню управления |
|
2 |
Субъект обложения |
|
3 |
Степень переложения |
|
4 |
Характер отражения в СНС (системе национальных счетов) |
|
5 |
Предмет (объект) обложения |
|
6 |
Способ обложения |
|
7 |
Бухгалтерский источник уплаты |
|
8 |
Назначение налогов |
|
Приложение 2
Условия
предоставления налоговых
Приложение 3
Условия применения медицинских вычетов
Приложение 4
Модель НДФЛ
Приложение 5
Изменение НДФЛ (гл. 23 НК РФ)