Налог на доходы физических лиц: сущность, порядок исчисления и взимания, проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в выявлении теоретических и аналитических аспектов НДФЛ.
Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
1) Выявить проблемы, связанные с взиманием налога на доходы физических лиц.
2) Наметить основные направления совершенствования подоходного налога.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы налога на доходы физических лиц
1.1. Экономическая сущность и виды налогов 5
1.2. История развития и сущность налога на доходы физических лиц 14
1.3. Роль налога НДФЛ в доходах бюджета 19
Глава II. Аналитические основы НДФЛ
2.1. Порядок исчисления и взимания налога на доходы физических лиц 4
2.2. Проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц 39
Заключение 47
Список использованной литературы 48
Приложения 51

Работа содержит 1 файл

передел.НдфлКурсовая.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

б) текущие налоги на капитал уплачиваются в связи с обладанием капиталом (имуществом), не используемым в производственных целях. К ним относят налоги: на имущество физических лиц; земельный, уплачиваемый физическими лицами; земельный и на имущество организаций, когда использование земли и имущества не связано с производственным процессом.

в) прочие текущие налоги – это все остальные налоговые  платежи, уплачиваемые физическими и юридическими лицами  и не связанные с производственной деятельностью. К ним относят транспортный налог, уплачиваемые физическими и юридическими лицами, различные сборы и пошлины, уплата которых не связана с производственной деятельностью; НДС по товарам (работ, услуг), приобретенным для собственного потребления.

5. Классификация  налогов по предмету (объекту)  обложения, где различают:

1) Налоги с имущества  (имущественные) – это налоги, взимаемые с юридических и  физических лиц по факту владения  ими определенным имуществом  или с операцией по его продаже  (покупке).

2) Налоги с дохода  – это налоги, взимаемые с юридических  и физических лиц при получении ими дохода и в полной мере определяемые платежеспособностью налогоплательщика.

а) фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу. К ним относят налог на прибыль организаций, НДФЛ, а также налоги в специальных режимах.

б) вмененные,  взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К ним относят единый налог на вмененный доход для отдельных вводов деятельности, а также упрощенную систему на основе патента.

в) налоги с потребления  – это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные, монопольные и таможенные.

г) налоги с использования ресурсов – это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды. К ним относят налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

6. Классификация  налогов по способу обложения разграничивает налоги в зависимости от способа определения налогового оклада:

  1. Налоги, уплачиваемые «по декларации», - это налоги, предусматривающие обязанность налогоплательщика самостоятельно рассчитать налоговый оклад посредством его объявления. К ним относят налог на прибыль организаций, НДС, на имущество организаций и др.
  2. Налоги, уплачиваемые «у источника», - это налоги, предусматривающие институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет его фактической выплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, нот встречаются  также в НДС и налоге на прибыль организаций.
  3. Налоги, уплачиваемые «по уведомлению», - это налоги, предусматривающие обязанность налоговых органов по исчислению налогового оклада и уведомлению налогоплательщиков на основе составленного государственными органами полного реестра (кадастра) объектов налогообложения. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном, где налогоплательщиком является физическое лицо.

7. Классификация  налогов по бухгалтерским источникам  уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов:

  1. Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки от реализации, относятся НДС, таможенные пошлины.
  2. Налоги и сборы, относимые на себестоимость продукции, являются акцизы, государственная пошлина, транспортный и земельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.
  3. Налоги, относимые на финансовый результат деятельности, относятся налог на имущество организаций и на игорный бизнес.
  4. Налог, относимый на оплату труда относится , НДФЛ.
  5. Налоги, уплачиваемые с валовой налогооблагаемой прибыли, является налог на прибыль организаций.

8. Классификация налогов по назначению выделяет:

    1. Абстрактные (немаркированные) – это налоги, средства от поступления которых аккумулируются в бюджете определенного уровня управления, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета.

2) Целевые (маркированные) – это налоги, имеющие заранее определенное целевое назначение и строго закрепленные за определенными видами расходов. За счет этих налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов, например, ЕСН (отменен с 1 января 2010 года - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ)  [4, с. 62].

 

    1. История развития и сущность налога на доходы физических лиц.

 

Среди налогов, уплачиваемых населением, наиболее распространенным является подоходный налог, существующий практически во всех странах мира. Подоходным налогом называется налог, который взимается с дохода плательщика [5 с. 204].

В отличие от большинства остальных налогов НДФЛ в российской системе играет большую историю.

Первый опыт подоходного обложения был осуществлен в Англии. Оно было введено еще в 1798г. в виде утроенного налога на роскошь. В 1802г. он был отменен под влиянием многочисленных граждан. Однако уже в 1803г. государство вынуждено было вернуться к подоходному налогу, придав ему новую форму.

Первая своеобразная попытка ввести подоходное обложение  в России относится к 1810г., когда  война с Наполеоном истощила государственный  бюджет и вызвала резкое падение  курса бумажного рубля. Налогом  облагались доходы помещиков, начиная  с 500 руб. и до 10% чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала, и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться, и в 1820г. налог был отменен.

В течение последующих  годов XIX в. подоходное обложение отсутствовало. В конце столетия раздавались голова в пользу его введения и в министерстве финансов составлялись соответствующие проекты, но сопротивление имущих классов было настолько сильно, что проекты не были претворены в жизнь. В 1893 г. был введен своеобразный суррогат подоходного налога – квартирный налог. Города России и некоторые поселения согласно особой росписи и исходя из цен на квартиры были разделены на пять классов, классы – на разряды [5, с.205].

В дальнейшем продолжались активные дискуссии по поводу необходимости введения в России подоходного налога, но до 1916г. вопрос о налогообложении доходов граждан решен не был. Наиболее убедительным аргументом против введения этого налога был тот, что доходы населения слишком низки и население не будет его платить. Масштаб уклонений от уплаты сделает подоходный налог с физических лиц неприменимым для России. Тем не менее 6 апреля 1916 г. был введен первый Закон о подоходном налоге с физических лиц формально. Первым годом, когда должны были производиться платежи этого налога, должен был стать 1917-й по итогам 1916-го, но события в феврале 1917г. фактически отменили этот налог. Тем не менее с 1918 г. подоходный налог  стал вводиться, и до настоящего времени в той или иной форме он существовал в России [12, с.150].

Настоящий подоходный налог  установлен под влиянием тех требований, которые в связи с мировой  войной предъявлялись к бюджету. Законом были установлены многочисленные вычеты из дохода: издержки, связанные  с получением дохода; взносы хозяев по страхованию рабочих; отчисления на амортизацию; убытки от порчи имущества; проценты по долгам; пожертвования; страховые премии по страхованию жизни и на «дожитие» и т.д. Давались льготы по семейному положению и по болезни. Ставки налога были прогрессивными (от 0,82 до 10%) [5, с.205].

Закон о подоходном налоге с физических лиц был принят наряду с большей частью остальных законов, регулирующих вопросы налогообложения, в конце 1991 г. Как и в большинстве  остальных законодательных актов, регулирующих процессы налогообложения в стране, в этот Закон постоянно вносились изменения и дополнения, касавшихся как перечня доходов, не подлежащих налогообложению, так и порядка их исчисления. Практически ежегодно корректировалась шкала подоходного налога

Подоходный налог не представлял собой законченный вариант западноевропейского образца. Советской власти приходилось считаться с отсталостью хозяйственных форм, большим процентом неграмотности населения, распространенностью хозяйств полунатурального типа и хозяйств, которые не имели никакого учета и расходов и не могли даже для себя установить величину получаемого чистого дохода. Поэтому в СССР систем подоходного налога сочетала  классный налог для упрощенных типов хозяйств и подоходный – для более развитых хозяйств [5, с.206].

Принятие второй части Налогового кодекса РФ и введение ее в действие с 01.01.01 ознаменовало новый этап в развитии подоходного налогообложения в России.

В современных условиях практически во всех странах используется система индивидуального общеподоходного  обложения с различной степенью прогрессивности (в России с 2001 г. ставка налога едина – 13%). Как и любой другой налог, подоходный налог является одним из инструментов регулирования экономики, с помощью которого государство пытается решить различные задачи.

Основная функция подоходного налога – фискальная, благодаря которой он используется как источник формирования доходов бюджета. Регулирующая функция подоходного налога с физических лиц заключается в том, что он обеспечивает перераспределение общественных доходов между различными категориями населения.

Через подоходное налогообложение  достигается «поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания  неравенства между ними. Иными  словами, происходит передача средств в пользу более бедных и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более обеспеченных категорий населения.

По словам шведского  экономиста К. Эклунда, значение подоходного  налога велико, так как большая часть государственного производства и услуг финансируется за счет собранных налогов и затем в различных формах распределяется среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и т.д.

Цель подоходного налога – сделать распределение жизненно важных средств более равномерным. Ставка подоходного налога, дифференцированная в зависимости от размера доходов физических лиц, обеспечивает индивидуальный подход к каждому налогоплательщику. Физическое лицо, имеющее большой заработок, уплачивает и большой подоходный налог. В то время, как право пользования услугами принадлежит всем категориям физических лиц в равной мере, механизм влияния подоходного налога способствует тому, что «богатые» категории населения частично обеспечивают «бедные» (Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. – М., 1991. – С.80-85.) [5, с. 207].

Сущность подоходного налога в России, как и отдельные его черты, во многом схожа с аналогичным налогом, применяемым во многих промышленно развитых странах. Его место в налоговой системе обусловлено общими принципами построения и взимания.

Первым из основных принципов подоходного налогообложения является равенство перед ним всех плательщиков независимо от их социальной принадлежности, т.е. единая и основная идея этого налога, обеспечивающая равное налоговое бремя всех граждан и прямое обложение доходов.

Вторым принципом является то, что подоходный налог – это личный налог физического лица, т.е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком.

Третий принцип заключается в том, что основной способ взимания подоходного налога – у источника выплаты дохода – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

И, наконец, четвертый принцип – налогом облагается фактически полученный доход в любой форме: национальной и иностранной валюте,  натуральной форме, в виде работ и услуг и материальной выгоды.

Как было отмечено выше, подоходный налог применялся в нашей стране еще до перехода к рыночным отношениям. Неоднократно изменялся порядок егшо исчисления, и все же Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» во многом принципиально отличался от действовавшего ранее (до 1 января 1992 г.) законодательства бывшего СССР и РСФСР.

Вместе с тем проверка его жизнеспособности на практике в  течение последних лет показала, что ускоренное вхождение экономики  России в рыночные отношения требует  корректировки некоторых положений  этого Закона. Парламент РФ систематически вносил в него дополнения и изменения. Однако дальнейшее развитие рыночных отношений требовало создание Налогового кодекса, и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.

В настоящее время  порядок определения плательщиков и элементов налогообложения установлен Налоговым кодексом РФ (ч. 2 гл. 23). Гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» введена в действие с 1 января 2001 г., и с этого же момента утратило  силу все ранее действовавшее законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом, формально изменено название налога, а с правовой точки отменен один налог и введен новый [5, с.208].

Существенным изменением, внесенным Налоговым кодексом РФ в порядок подоходного обложения, является дифференциация налоговых  ставок по типам получения доходов, а не по объему полученных доходов, действовавшая ранее [12, с.152].

 

 

 

 

    1. Роль НДФЛ в доходах бюджета.

 

Доходы бюджета страны и субъектов Российской Федерации формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Причем большую их долю составляют налоговые доходы.

В РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, который взимается на всей территории по единым ставкам. С 1 января 2002 г. налог  на доходы физических лиц в полном объеме остается в распоряжении региональных и местных бюджетах для выполнения поставленных перед ними социальных задач [5,с.209].

Информация о работе Налог на доходы физических лиц: сущность, порядок исчисления и взимания, проблемы