Налог на доходы физических лиц: сущность, порядок исчисления и взимания, проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в выявлении теоретических и аналитических аспектов НДФЛ.
Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
1) Выявить проблемы, связанные с взиманием налога на доходы физических лиц.
2) Наметить основные направления совершенствования подоходного налога.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы налога на доходы физических лиц
1.1. Экономическая сущность и виды налогов 5
1.2. История развития и сущность налога на доходы физических лиц 14
1.3. Роль налога НДФЛ в доходах бюджета 19
Глава II. Аналитические основы НДФЛ
2.1. Порядок исчисления и взимания налога на доходы физических лиц 4
2.2. Проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц 39
Заключение 47
Список использованной литературы 48
Приложения 51

Работа содержит 1 файл

передел.НдфлКурсовая.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

 

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных и удержанных  налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за этим периодом.

Удержанная налоговым  агентом из доходов физических лиц  совокупная сума налога, превышающая 100 руб., перечисляется в бюджет в установленном порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 руб., то она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

Самостоятельно исчисляют  и уплачивают НДФЛ следующие категории налогоплательщиков:

  1. физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица, - исходя из сумм доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
  2. нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - исходя из сумм дохода, полученных от осуществления такой деятельности.

Самостоятельно исчисляют  и уплачивают НДФЛ, но по особому порядку, также следующие категории плательщиков:

  1. физические лица, получающие вознаграждения от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правовых характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, - исходя их сумм таких вознаграждений;
  2. физические лица, получающие средства от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, - исходя их сумм таких средств;
  3. физические лица – налоговые резиденты РФ, получающие доход от источников, находящихся за пределами РФ, - исходя их сумм таких доходов;
  4. физические лица, имеющие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя их сумм таких доходов;
  5. физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, основанных на риске (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя их сумм таких выигрышей.

Налоговая декларация. Налоговую декларацию предоставляют не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в обязательном порядке следующие категории налогоплательщиков:

    • физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
    • нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой;
    • физические лица, получающие вознаграждение от других физических лиц, не являющиеся налоговыми агентами;
    • физические лица – налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за ее пределами;
    • физические лица, имеющие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
    • физические лица, имеющие доходы от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности;
    • физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, основанных на риске (в том числе с использованием игровых автоматов).

Иные налогоплательщики вправе представит налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства, в том числе для получения налоговых вычетов.

В налоговых декларациях  физические лица указывают: все полученные ими в налоговом периоде доходы; источники их выплаты; налоговые вычеты; суммы налога, удержанные налоговыми агентами; суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей; суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода [7, с.235].

Рассмотрев все элементы НДФЛ, отметим, что сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (общий порядок исчисления НДФЛ установлен ст. 225 гл. 23 ч. 2 НК РФ).

Иначе говоря, налоговую базу (в денежном выражении) необходимо умножить на соответствующую налоговую ставку.

Порядок определения  суммы налога зависит от того, по какой ставке доходы облагаются налогом.

Если доход  облагается по ставке 13%, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. Если сумма вычетов больше, чем сумма дохода, то налоговая база принимается равной нулю и налог не удерживается.

Для доходов, облагаемых иными налоговыми ставками (35%, 30%, 15% или 9%), налоговые вычеты не применяются.

Если в течение  года налогоплательщик получал доходы, к которым применяются разные налоговые ставки, то по итогам налогового периода (года) определяется общая сумма  налога, которая представляет собой  сумму, полученную в результате сложения всех сумм налога.

Например, при  получении в налоговом периоде  доходов, облагаемых по ставкам 13%, 9% и 35%, общая сумма НДФЛ будет исчисляться по формуле:

НДФЛ = НДФЛ (13%) + НДФЛ (9%) + НДФЛ (35%)

Если в налоговом  периоде были получены доходы, облагаемые только по одной ставке (в большинстве случаев - 13%), то общая сумма НДФЛ будет, соответственно, равна сумме НДФЛ, рассчитанной по этой ставке.

Общая сумма  налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам  налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду [16, c.59].

 

2.2. Проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц.

 

Существующая в настоящее  время система налогообложения  доходов физических лиц не является совершенной. Во многом это обусловлено тем, что в ходе реформ изменения, вносимые в механизм налогообложения доходов, не носили системного характера и были обусловлены популизмом и необходимостью решения текущих задач.

В условиях рыночной экономики  налог на доходы физических лиц является механизмом регулирования  доходов физических лиц, позволяющим снизить налоговое бремя малоимущих, повысить социальную ответственность высокообеспеченных граждан и обеспечить стимулирование инвестиционной активности  населения [23, с.25].

Необходимо учитывать, что практически во всех ведущих  стран мира налог на доходы граждан  является не только основным фискальным источником, формирующим до 40% и более  налоговых доходов консолидированных  бюджетов, но и действенным социальным регулятором. Современное же российское налогообложение индивидуальных доходов являет с собой пример того, как сущностные принципы налога принесены в жертву его внешним эффектам.

С проблемами исчисления и взимания НДФЛ сталкиваются как  сами физические  лица,  так и работодатели, которые выступает как налоговые  агенты.

Если коротко перечислять  его главные теоретические и  теоретические и технические  изъяны, то можно  составить такой  список:

- введение пропорционального  налога на доходы граждан в  период их огромной дифференциации противоречит  теории и практике  современного налогообложения – утрачивается специфичность данного налога на индивидуальный доход. Следует вспомнить, что ставка налога  для максимальных объемов доходов сегодня в развитых странах мира позиционируется на уровне 40-50%;

- установление  предела  дохода для стандартных  вычетов  в современных условиях социально  оправдано. Однако увеличение  социальных налоговых вычетов, в том числе исключение сумм, облагаемых налогом на доходы физических лиц, сумм возмещения  организациями своим работникам затрат  по уплате  процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения (Федеральный закон от 22.07.2008 г. №158-ФЗ), некорректно. Современная система образовательных, лечебных и жилищных вычетов, для которых нет предела по уровню доходов налогоплательщика, превратила их, по сути, в механизм предоставления крупных налоговых льгот обеспеченным и богатым людям.

Стоит также вспомнить, что в демократических государствах сегодня при взимании подоходного налога в качестве налогооблагаемой базы рассматривается расходуемый доход семьи, т.е. доход главы семьи или работающих супругов с учетом социально необходимых затрат, в том числе на содержание нетрудоспособных членов семьи.

Подобные затраты учитываются (в законодательно зафиксированных пределах) расходы на обучение детей, повышение профессионального  уровня самого налогоплательщика, содержание нетрудоспособных членов семьи и престарелых родителей, расходы на добровольное пенсионного страхование, добровольное медицинское страхование и страхование жизни плательщика  и членов его семьи, выплаты по ипотечной задолженности и т.д. 

Рассчитанный  таким  образом  налогооблагаемый доход  облагается по дифференцированным ставкам  в зависимости от уровня «свободных» от социальных обязательств доходов, оставшихся в распоряжении налогоплательщика.

Подобный метод формирования налогооблагаемой базы при взимании подоходного налога с физических лиц обеспечивает своеобразную налоговую неприкосновенность доходов семьи, направленных на реализацию общественно обоснованных социальных потребностей. В семье с доходами среднего уровня такие потребности обычно обеспечиваются за счет 50-70% от общего объема доходов. В богатых семьях уровень расходов на реализацию общественно обоснованных социальных потребностей существенно ниже.

В российской же налоговой  практике в течение последних  двух лет сформировалась внешне похожая, но обеспечивающая совершенно иные социальные результаты система налоговых  льгот при взимании налога на доходы физических лиц: при приобретении медицинских справок и оплате расходов на дорогостоящие медицинские услуги; при формирования инвестирования в рамках накопительных ипотечных схем; при налогообложении доходов от ценных бумаг; при налогообложении доходов при покупке и реализации недвижимости и т.п.

Подобная система налоговых  вычетов, применяемая сегодня в  России при начислении налога на доходы физических лиц без учета социального  статуса налогоплательщика (уровень  его доходов, количество детей и  иждивенцев в семье) и в отсутствие прогрессивной шкалы налоговых ставок, превратила их, по сути, в механизм предоставления крупных налоговых льгот обеспеченным и богатым людям.

Таким образом «антисоциальный» характер подоходного налогообложения в отечественной фискальной системе еще более усилился.

Если же исходить из декларированных  российским правительством целей экономической  политики, то направленность обложения  доходов граждан должна быть прямо  противоположной: высокая прогрессивность  обложения особо больших и спекулятивных доходов, социальные льготы для получателей низких доходов, поддержка экономических интересов семьи, использование системы налоговых льгот целью роста рождаемости [23, с.25].

Для реализации этого  положения следует осуществить ряд принципиальных изменений в системе налогообложения доходов граждан:

  1. Целесообразно отметить все формы прямого обложения  доходов, не превышающих прожиточный минимум работников (подоходный и социальных налоги, другие удержания). Очевидно, работники с такими доходами не могут и не должны участвовать в финансировании государственных расходов и в накоплении  ресурсов на свое пенсионное обеспечение. Бессмысленно изымать деньги у этих лиц, ведь они тут же включаются в систему обеспечения пособиями за счет того же государства. Кроме лишней учетной финансовой работы, никакой общественной пользы такая практика не приносит.
  2. По мере постепенной экономической стабилизации и перехода к устойчивому экономическому росту целесообразно восстановление прогрессивной системы ставок при взимании налога  с доходов  граждан с одновременным уменьшением совокупной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения суммарных отчислений в страховые социальные фонды.
  3. Необходима дифференциация величины социальных, имущественных и профессиональных налоговых  вычетов  относительно уровня получаемых налогоплательщиком доходов.
  4. Принципиально важным в сознании системы социально ориентированного подоходного налогообложения, с нашей точки зрения, является изменение  самого объекта обложения. Обложению подоходным  налогом должен подлежат не доход отдельного физического лица, а доход семьи, поскольку это позволит через налог осуществлять финансовую поддержку семьи, стимулировать ее рост. (Подобная налоговая практика существует во Франции, Германии, Великобритании и многих других европейских государствах, США, Канаде.)  Для этого в условиях динамичной рыночной среды современной российской экономики, отягощенной инфляционными явлениями, рационально было бы привязать ставки подоходного  налога не к абсолютным цифрам доходов, а к таким категориям, как «прожиточный минимум семьи», «рациональный потребительский бюджет семьи», «бюджет семьи полного достатка», которые следует ежегодно рассчитывать и утверждать одновременно с принятием закона о бюджете страны на очередной год. Прецеденты  сходных расчетов и в отечественной, и в зарубежной налоговой практике уже существуют.

Социально ориентированная  система подоходного налогообложения  граждан даст возможность сократить  необходимые отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды и, соответственно, снизить объем предоставляемых государством социальных услуг. Одновременно у семьи в качестве налогоплательщика появится возможность  более свободно распоряжаться имеющимися доходами, а у главы семьи – стимул к профессиональному росту и активации своей предпринимательской деятельности [23, с.26]

Информация о работе Налог на доходы физических лиц: сущность, порядок исчисления и взимания, проблемы