Налог на доходы физических лиц: сущность, порядок исчисления и взимания, проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в выявлении теоретических и аналитических аспектов НДФЛ.
Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
1) Выявить проблемы, связанные с взиманием налога на доходы физических лиц.
2) Наметить основные направления совершенствования подоходного налога.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы налога на доходы физических лиц
1.1. Экономическая сущность и виды налогов 5
1.2. История развития и сущность налога на доходы физических лиц 14
1.3. Роль налога НДФЛ в доходах бюджета 19
Глава II. Аналитические основы НДФЛ
2.1. Порядок исчисления и взимания налога на доходы физических лиц 4
2.2. Проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц 39
Заключение 47
Список использованной литературы 48
Приложения 51

Работа содержит 1 файл

передел.НдфлКурсовая.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

Доходы бюджетных средств  формируются в соответствии с  бюджетным и налоговым законодательством  Российской Федерации.

В доходах бюджета  могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам относятся предусмотрительные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательств платежей в бюджет полностью учитываются в доходах соответствующего бюджета [8, с.349].

В современных условиях налог на доходы физических лиц в  РФ является одним из основных бюджетообразующих налогов (четвертый по фискальной значимости после единого социального налога, НДС и налога на прибыль организаций). [5,c.208].

Так, в 2006 г. удельный вес  налоговых доходов составил 62,7% (табл.1).

За пятнадцать лет  доля налоговых доходов варьирует  от 56,5% в 1994 г. до 84,7% в 2004г.

 

 

Таблица 1

Размер и структура  доходов консолидированного бюджета  РФ, млрд.руб.

 

Год

Доходы,

всего,

млрд. руб.

Из них налоговые поступления

В том числе НДФЛ

сумма, млрд. руб.

удельный вес в доходах, %

сумма, млрд.

руб.

удельный вес в налоговых  поступлениях, %

1992

5,7

4,1

71,9

0,4

9,8

1993

55,6

34,2

61,5

4,4

12,9

1994

197,4

111,5

56,5

17,5

15,7

1995

473,1

364,3

77,0

36,6

10,0

1996

604,8

473,0

78,2

56,6

12,0

1997

776,8

594,1

76,5

75,2

12,7

1998

739,3

564,6

76,4

71,5

12,7

1999

1276,3

1007,5

78,9

117,3

11,6

2000

2197,9

1707,6

77,9

174,8

10,2

2001

2916,4

2345,0

80,4

255,8

10,9

2002

3838,3

3136,8

81,7

358,1

11,4

2003

4516,7

3735,3

82,7

455,7

12,2

2004

5832,1

4942,1

84,7

574,5

11,6

2005

8127,1

5330,2

65,6

707,0

13,3

2006

10076,2

6313,4

62,7

930,4

14,7




 

Необходимо отметить, что, несмотря  на  многочисленные изменения, доля налога физических лиц  в доходах консолидированного бюджета  не изменилась [22, с.16].

 

Рис.3. Доля налогов на доходы физических лиц в бюджете РФ

 

 

В то же время налог на доходы физических лиц является главным налогом из налогов населения. На его  долю приходится около 90% всех налогов с граждан.

Значимость налога на доходы физических лиц в экономической  политике обуславливается тем, что  он затрагивает интересы более 80 млн. человек, т.е. почти всего трудоспособного населения России [5,с.208].

Как и во многих других станах, налоговая политика в Российской Федерации на современном этапе  претерпела изменения, связанные с  экономическим спадом и падением цен на энергоносители. В результате реформирования налогового законодательства в 2009 г. налоговое бремя практически по всем бюджетообразующим налогам было снижено.

В совокупности со снижением  налоговых баз, связанным с падением объемов производства и цен, указанная мера привела к резкому снижению налоговых доходов, как в целом, так и по отдельным налогам.

Несмотря на то, что  контингент плательщиков налога на доходы физических лиц сократился за счет безработных, поступления этого налога не сократилось по сравнению с 2008 годом, но и не растут привычными темпами, - их рост составил только 1,2%.

Можно сделать вывод, что заработанная плата и доходы физических лиц растут [25, с. 24].

Общая характеристика платежей в бюджетную систему в первом полугодии 2009г. продолжает оставаться неблагоприятной: поступления налогов, администрируемых в ФНС России, составили лишь три четверти от соответствующего периода 2008г.

Объем и структура  поступлений основных видов налогов  представлены  в таблице 2.

 

Таблица 2

Поступление отдельных видов налогов и сборов в бюджетную систему РФ

за январь – июнь 2008-2009 гг., млрд. руб.

Налоги и сборы

I полугодие

2008 г.

I полугодие

2009 г.

Гр.3/гр.2, %

1

2

3

4

Всего

3,859,4

2907,4

75,3

В том числе:

     

налог на прибыль организаций

1315,5

634,2

48,2

налог на добавленную стоимость

440,4

570,6

129,6

акцизы

151,6

154,3

101,8

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

862,2

417,9

48,5

остальные федеральные налоги и  сборы 

(в том числе, НДФЛ)

750,3

756,2

100,8


 

Как видно из таблицы, относительное «благополучие» акцизов и «остальных» налогов (в основном, НДФЛ, см. рис.2) объясняется повышением ставок акцизов и мерами по поддержке занятости и доходов работников [20, с. 44].

 

Рис. 4. Поступление в бюджетную  систему РФ  налога  на  доходы  физических  лиц в январе – июле 2008-2009 гг.

 

Исходя из всего выше представленного, установили, что размер подоходного налога с физических лиц оказывает существенное влияние на доходы консолидированных бюджетов субъектов страны. В среднем по стране доля налога с физических лиц составила 24,5%, т.е. четвертая часть бюджета формируется за счет подоходного налога, что определяет его высокую значимость для экономики [22, с.17].

Следует отметить, что, несмотря на значительную фискальную функцию роль на доходы физических лиц, его поступления в России по сравнению с зарубежными странами значительно ниже. Так, поступления от подоходного налога в структуре доходов бюджета Дании составляют примерно 50%, США – 40%, Испании – 38%, Великобритании – 35% [12, с.154]

 

Глава II. Аналитические основы НДФЛ.

 

2.1. Порядок исчисления и взимания налога на доходы  физических лиц.

Для удобства изложения порядка исчисления и взимания могут быть выделены следующие этапы в процессе определения суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей к уплате в бюджет.

Этап первый: определение статуса налогоплательщика, является ли он резидентом или нерезидентом.

Этап второй: определение видов доходов физического лица, включаемых в его годовой облагаемый доход. На этом этапе необходимо рассмотреть все виды доходов, которые были получены в течение налогового периода, и выделить из них те, которые должны быть включены в годовой облагаемый доход.

Этап третий: из суммы полученных доходов, которые подлежат включению в годовой облагаемый доход, делаются установленным законодательством вычеты (стандартные, социальные, имущественные и профессиональные).

Этап четвертый: к полученному результату – годовому облагаемому доходу применяется действующая основная ставка налогообложения [12с.153].

1.Субъекты налогообложения. Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ (рис.5) [4, с.146].

Рис. 5. Плательщики налога на доходы физических лиц

 

Под физическими лицами понимаются лица, имеющие постоянное место в РФ, - это лица, включая иностранцев и лица без гражданства, проживающие на ее территории не менее 183 дней в календарном году (в течение одного или нескольких периодов); лица не имеющие  постоянного места жительства в РФ, - лица, проживающие на территории менее 183 дней в календарном году. Доказательством принадлежности является паспорт гражданина РФ (удостоверение личности гражданина РФ), а до их получения – свидетельство о рождении или иной документ, указывающий гражданство лица [9, с.193].

Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства РФ. Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом [4, с.146].

Лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Для определения статуса резидентства используется тест физического присутствия. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. [4, с.148].

2.Объект налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников:

- как в РФ, так и  за ее пределами – для физических  лиц – резидентов;

- только в РФ –  для физических лиц – нерезидентов.

К доходам от источников в РФ для целей налогообложения  относятся:

  1. дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
  2. страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российских организаций в связи с деятельностью ее постоянного представительства РФ;
  3. доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;
  4. доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
  5. доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося в РФ; акций или иных ценных бумаг (в РФ), а также долей участия в уставном капитале организаций; прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; иного имущества, находящихся в РФ и принадлежащего физическому лицу;
  6. вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязательств, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;
  7. пенсии, пособия, стипендии и иные аналогические выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
  8. доходы, полученные от использования  любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в РФ (из нее или в ее пределах), а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ;
  9. доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередач (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;
  10. выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;
  11. иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ [4, с.150].

Не относятся к доходам, полученные в РФ, доходы физического  лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемые исключительно от имени  и в интересах этого физического  лица и связанных  исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнение работ, оказанием услуг) в РФ, а также с ввозом товара на ее территорию.

К доходам, полученными  от источников за пределами РФ, для целей налогообложения относятся:

    1. дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации;
  1. страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации;
  1. доходы от использования за пределами РФ авторских или иных смежных прав;
  2. доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использованного имущества, находящегося за пределами РФ;
  3. доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ; акций или иных ценных бумаг (за пределами РФ), а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций; прав требования к иностранной организации; иного имущества, находящегося за пределами РФ;
  4. вознаграждение за выполнения трудовых или иных обязанностей, выполненную работу (услугу), совершения  действия за пределами РФ;
  5. пенсии, пособия, стипендии и иные аналогические выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
  6. доходы, полученные от использования  любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки);
  7. иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами РФ.

В целях налогообложения  доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового  характера трудовых  соглашений  [4, с.152].

3.Налоговая база. При определении налоговой базы учитывается все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц: сущность, порядок исчисления и взимания, проблемы