Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:56, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в выявлении теоретических и аналитических аспектов НДФЛ.
Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
1) Выявить проблемы, связанные с взиманием налога на доходы физических лиц.
2) Наметить основные направления совершенствования подоходного налога.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы налога на доходы физических лиц
1.1. Экономическая сущность и виды налогов 5
1.2. История развития и сущность налога на доходы физических лиц 14
1.3. Роль налога НДФЛ в доходах бюджета 19
Глава II. Аналитические основы НДФЛ
2.1. Порядок исчисления и взимания налога на доходы физических лиц 4
2.2. Проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц 39
Заключение 47
Список использованной литературы 48
Приложения 51
Доходы бюджетных средств
формируются в соответствии с
бюджетным и налоговым
В доходах бюджета могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.
К налоговым доходам относятся предусмотрительные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательств платежей в бюджет полностью учитываются в доходах соответствующего бюджета [8, с.349].
В современных условиях налог на доходы физических лиц в РФ является одним из основных бюджетообразующих налогов (четвертый по фискальной значимости после единого социального налога, НДС и налога на прибыль организаций). [5,c.208].
Так, в 2006 г. удельный вес налоговых доходов составил 62,7% (табл.1).
За пятнадцать лет доля налоговых доходов варьирует от 56,5% в 1994 г. до 84,7% в 2004г.
Таблица 1
Размер и структура доходов консолидированного бюджета РФ, млрд.руб.
Год |
Доходы, всего, млрд. руб. |
Из них налоговые поступления |
В том числе НДФЛ | ||
сумма, млрд. руб. |
удельный вес в доходах, % |
сумма, млрд. руб. |
удельный вес в налоговых поступлениях, % | ||
1992 |
5,7 |
4,1 |
71,9 |
0,4 |
9,8 |
1993 |
55,6 |
34,2 |
61,5 |
4,4 |
12,9 |
1994 |
197,4 |
111,5 |
56,5 |
17,5 |
15,7 |
1995 |
473,1 |
364,3 |
77,0 |
36,6 |
10,0 |
1996 |
604,8 |
473,0 |
78,2 |
56,6 |
12,0 |
1997 |
776,8 |
594,1 |
76,5 |
75,2 |
12,7 |
1998 |
739,3 |
564,6 |
76,4 |
71,5 |
12,7 |
1999 |
1276,3 |
1007,5 |
78,9 |
117,3 |
11,6 |
2000 |
2197,9 |
1707,6 |
77,9 |
174,8 |
10,2 |
2001 |
2916,4 |
2345,0 |
80,4 |
255,8 |
10,9 |
2002 |
3838,3 |
3136,8 |
81,7 |
358,1 |
11,4 |
2003 |
4516,7 |
3735,3 |
82,7 |
455,7 |
12,2 |
2004 |
5832,1 |
4942,1 |
84,7 |
574,5 |
11,6 |
2005 |
8127,1 |
5330,2 |
65,6 |
707,0 |
13,3 |
2006 |
10076,2 |
6313,4 |
62,7 |
930,4 |
14,7 |
Необходимо отметить, что, несмотря на многочисленные изменения, доля налога физических лиц в доходах консолидированного бюджета не изменилась [22, с.16].
Рис.3. Доля налогов на доходы физических лиц в бюджете РФ
В то же время налог на доходы физических лиц является главным налогом из налогов населения. На его долю приходится около 90% всех налогов с граждан.
Значимость налога на доходы физических лиц в экономической политике обуславливается тем, что он затрагивает интересы более 80 млн. человек, т.е. почти всего трудоспособного населения России [5,с.208].
Как и во многих других станах, налоговая политика в Российской Федерации на современном этапе претерпела изменения, связанные с экономическим спадом и падением цен на энергоносители. В результате реформирования налогового законодательства в 2009 г. налоговое бремя практически по всем бюджетообразующим налогам было снижено.
В совокупности со снижением налоговых баз, связанным с падением объемов производства и цен, указанная мера привела к резкому снижению налоговых доходов, как в целом, так и по отдельным налогам.
Несмотря на то, что контингент плательщиков налога на доходы физических лиц сократился за счет безработных, поступления этого налога не сократилось по сравнению с 2008 годом, но и не растут привычными темпами, - их рост составил только 1,2%.
Можно сделать вывод, что заработанная плата и доходы физических лиц растут [25, с. 24].
Общая характеристика платежей в бюджетную систему в первом полугодии 2009г. продолжает оставаться неблагоприятной: поступления налогов, администрируемых в ФНС России, составили лишь три четверти от соответствующего периода 2008г.
Объем и структура поступлений основных видов налогов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Поступление отдельных видов налогов и сборов в бюджетную систему РФ
за январь – июнь 2008-2009 гг., млрд. руб.
Налоги и сборы |
I полугодие 2008 г. |
I полугодие 2009 г. |
Гр.3/гр.2, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
3,859,4 |
2907,4 |
75,3 |
В том числе: |
|||
налог на прибыль организаций |
1315,5 |
634,2 |
48,2 |
налог на добавленную стоимость |
440,4 |
570,6 |
129,6 |
акцизы |
151,6 |
154,3 |
101,8 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
862,2 |
417,9 |
48,5 |
остальные федеральные налоги и сборы (в том числе, НДФЛ) |
750,3 |
756,2 |
100,8 |
Как видно из таблицы, относительное «благополучие» акцизов и «остальных» налогов (в основном, НДФЛ, см. рис.2) объясняется повышением ставок акцизов и мерами по поддержке занятости и доходов работников [20, с. 44].
Рис. 4. Поступление в бюджетную систему РФ налога на доходы физических лиц в январе – июле 2008-2009 гг.
Исходя из всего выше представленного, установили, что размер подоходного налога с физических лиц оказывает существенное влияние на доходы консолидированных бюджетов субъектов страны. В среднем по стране доля налога с физических лиц составила 24,5%, т.е. четвертая часть бюджета формируется за счет подоходного налога, что определяет его высокую значимость для экономики [22, с.17].
Следует отметить, что, несмотря на значительную фискальную функцию роль на доходы физических лиц, его поступления в России по сравнению с зарубежными странами значительно ниже. Так, поступления от подоходного налога в структуре доходов бюджета Дании составляют примерно 50%, США – 40%, Испании – 38%, Великобритании – 35% [12, с.154]
Глава II. Аналитические основы НДФЛ.
2.1. Порядок исчисления и взимания налога на доходы физических лиц.
Для удобства изложения порядка исчисления и взимания могут быть выделены следующие этапы в процессе определения суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей к уплате в бюджет.
Этап первый: определение статуса налогоплательщика, является ли он резидентом или нерезидентом.
Этап второй: определение видов доходов физического лица, включаемых в его годовой облагаемый доход. На этом этапе необходимо рассмотреть все виды доходов, которые были получены в течение налогового периода, и выделить из них те, которые должны быть включены в годовой облагаемый доход.
Этап третий: из суммы полученных доходов, которые подлежат включению в годовой облагаемый доход, делаются установленным законодательством вычеты (стандартные, социальные, имущественные и профессиональные).
Этап четвертый: к полученному результату – годовому облагаемому доходу применяется действующая основная ставка налогообложения [12с.153].
1.Субъекты налогообложения. Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ (рис.5) [4, с.146].
Рис. 5. Плательщики налога на доходы физических лиц
Под физическими лицами понимаются лица, имеющие постоянное место в РФ, - это лица, включая иностранцев и лица без гражданства, проживающие на ее территории не менее 183 дней в календарном году (в течение одного или нескольких периодов); лица не имеющие постоянного места жительства в РФ, - лица, проживающие на территории менее 183 дней в календарном году. Доказательством принадлежности является паспорт гражданина РФ (удостоверение личности гражданина РФ), а до их получения – свидетельство о рождении или иной документ, указывающий гражданство лица [9, с.193].
Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства РФ. Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом [4, с.146].
Лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
Для определения статуса резидентства используется тест физического присутствия. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. [4, с.148].
2.Объект налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников:
- как в РФ, так и
за ее пределами – для
- только в РФ –
для физических лиц –
К доходам от источников в РФ для целей налогообложения относятся:
Не относятся к доходам,
полученные в РФ, доходы физического
лица, полученные им в результате проведения
внешнеторговых операций (включая товарообменные),
совершаемые исключительно от имени
и в интересах этого
К доходам, полученными от источников за пределами РФ, для целей налогообложения относятся:
В целях налогообложения доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера трудовых соглашений [4, с.152].
3.Налоговая база. При определении налоговой базы учитывается все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.