Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:31, курсовая работа
Актуальность решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в России. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей. Появившиеся значительно позже широкомасштабные научные исследования практики обложения этим налогом оборотов по реализации товаров (работ, услуг) подтвердили не рыночный характер отечественной модели НДС и необходимость её изменения.
В случае если реорганизованная организация не воспользовалась правом на вычет по НДС, уплаченного поставщикам или на таможне, при операциях ввоза товаров на территорию России, то необходимо руководствоваться порядком, установленным пунктом 5 статьи 162.1 НК РФ, который заключается в следующем.
Помимо общих условий принятия НДС к вычету, при реорганизации для правопреемников существуют дополнительные основания для применения вычета «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным реорганизованной организацией (абз. 2 п. 5 ст. 162.1 НК РФ). Так, дополнительными являются следующие условия:
1. счета-фактуры (либо их копии), выставлены продавцами на имя реорганизованной (реорганизуемой) организации или ее правопреемника;
2. имеются документы (их копии), подтверждающие фактическую уплату сумм налога при приобретении товаров (работ, услуг) реорганизованной (реорганизуемой) организацией или ее правопреемником.
В общем случае для возможности использования вычета важно лишь единовременное выполнение четырех условий (ст. 171, 172 НК РФ):46
1.товары (работы, услуги) приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
2. товары (работы, услуги) приняты к учету;
3. имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура;
4. имеется первичный документ.
В общем случае не имеет значение, оплачены товары (работы, услуги) или нет. А вот, при реорганизации в одной из рассматриваемых форм для правомерного принятия «входного» НДС к вычету правопреемником, необходим именно факт оплаты товаров (работ, услуг).47 Как было указано выше, суммы налога, предъявленные реорганизованной организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету ее правопреемником (пункт 5 статьи 162.1 НК РФ). При применении данного положения следует учесть, что условия, предусмотренные подпунктом 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ для принятия сумм налога к вычету или возмещению правопреемником реорганизованной организации, считаются выполненными при наличии в счете-фактуре реквизитов реорганизованной организации (пункт 7 статьи 162.1 НК РФ).
Даты в счетах-фактурах, выставленных поставщиками реорганизованной организации, не могут быть более поздними, чем дата реорганизации. 48
Отметим, что бывают случаи, когда в результате реорганизации продавец товаров (работ, услуг) становится правопреемником своего покупателя. Налоговый кодекс РФ прямо не регулирует такую ситуацию.
В этом случае НДС, уплаченный продавцом в бюджет с полученных от покупателя авансов, может быть принят к вычету в периоде проведения реорганизации.49 Если НДС ранее принят к вычету организацией, реорганизованной путем присоединения к организации-продавцу, эти суммы подлежат восстановлению. В противном случае произойдет удвоение вычетов.
Между
тем, можно встретить мнение авторов,
в соответствии с которым при
реорганизации в форме
Глава III. Практика применения НДС.
3.1
Анализ поступления НДС в
Анализируя данные о поступлении НДС в федеральный бюджет за последние 3 года (2008-2010) можно заметить, что его размер в доходах бюджета значительно возрос. Это является положительным моментом, так как косвенное налогообложение имеет фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. На сегодняшний день развития экономики РФ НДС остается более предпочтительным, на мой взгляд, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль, вследствие этого даже стали реже случаи финансовых нарушений; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.
Поступления в федеральный бюджет от НДС с 2008 по 2010 года возросло на 17% (с 24% по 41% соответственно) в масштабах страны это огромная сумма.
Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.
См. приложение 1.
Основная
масса администрируемых ФНС России
доходов федерального бюджета обеспечена
поступлениями налога на добычу полезных
ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль
(19%).51
Рис. 3
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что в совокупности составляет 1038,7 млрд. рублей, а в процентном соотношении 24%. Суммы, поступающие от НДС, находятся на 2 месте, наибольшую долю доходов федерального бюджета составляют НДПИ - 1 604,7 млрд. рублей или 39 %.
В 2009 году в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году.
См. приложение 2.
Основная масса администрируемых
ФНС России доходов федерального бюджета
обеспечена поступлениями НДС (39%), налога
на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН
(17%) и налога на прибыль (6%).52
Рис.4
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году. В общем итоге доходы в федеральный бюджет от НДС в 2009 году по сравнению с 2008 возросли на 15 %, теперь НДС находится на первом месте. Доходы же от НДПИ сократились, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года – ноябре 2008 года до 57,8$ в декабре 2008 года – ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).
Текущий 2010 год, за период январь-ноябрь в федеральный бюджет поступило 2 885 млрд. рублей, что на 27% больше, чем в январе-ноябре 2009 года.
См. приложение 3.
Основная
масса администрируемых ФНС России
доходов федерального бюджета обеспечена
поступлениями налога на добычу полезных
ископаемых (43%), НДС (41%) и налога на прибыль
(8%).53
Рис.5
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-ноябре 2010 года поступило 1 196 млрд. рублей, что на 10% больше, чем в январе-ноябре 2009 года.54
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в январе-ноябре 2010 года поступило 48 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в январе-ноябре 2009 года. В общем итоге поступило 1244 млрд. руб. или 41%. В 2010 году НДС снова уступает НДПИ по доходам в федеральный бюджет на 2%, это также обусловлено повышением цены на нефть (с 56,2$ в декабре 2008 года - октябре 2009 года до 76,0$ в декабре 2009 года – октябре 2010 года, или в 1,4 раза).
Проанализировав данные мы приходим к следующему выводу: в 2008 году поступления денежных средств были самыми низкими (24%), затем в 2009 поступления возросли (39%) и такая же тенденция наблюдается и в 2010 (41%), также мы видим, что основную часть доходов федерального бюджета составляют НДС и НДПИ, остальная часть доходов приходится на акцизы, налог на прибыль, в 2008 и 2009 годах – на ЕСН и других налоги.
Доходы федерального бюджета от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 2011 год прогнозируются в сумме 1 534 743,4 млн. рублей (3,05% к ВВП). Расчет налога осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю) и оценки налоговой базы за 2010 год.
Суммы начисленного налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов, за исключением вычетов по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, на 2011 год прогнозируются в размере 21 566 492,0 млн. рублей (42,80% к ВВП) и 17 883 056,1 млн. рублей (35,49% к ВВП) соответственно. При определении начисленного налога и налоговых вычетов в процентах к ВВП учтены сложившиеся доли налога и вычетов по оценке налоговой базы за 2010 год.55
Налоговые вычеты по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, учитываемые в общей сумме вычетов, рассчитывались следующим образом:
-
вычеты, предъявляемые по ввозимым
товарам, определены в сумме
1 060 381,3 млн. рублей исходя из
прогнозируемого поступления
-
налог, уплаченный
Таким образом, с учетом начисленного налога (21 566 492,0 млн. рублей или 42,80% к ВВП), общей суммы налоговых вычетов (19 894 264,8 млн. рублей или 39,48% к ВВП), уровня собираемости (91,3%), сложившегося в 2008 году, расчетная сумма налога на добавленную стоимость определена в размере 1 526 743,4 млн. рублей.
Прогнозируемое на 2011 год возмещение налога на добавленную стоимость при выполнении соглашений о разделе продукции снизит планируемое поступление налога на 16 000,0 млн. рублей. В то же время дополнительные поступления, связанные с погашением задолженности по налогу за прошлые периоды, увеличат поступление налога на 24 000,0 млн. рублей.56
Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2011 год превышает сумму налога по уточненной оценке за 2010 год на 294 703,4 млн. рублей или на 23,8 процента. При этом в результате роста ВВП доходы федерального бюджета от уплаты налога увеличатся на 342 850,9 млн. рублей, снижения объемов возмещения налога – на 122 488,0 млн. рублей, дополнительных поступлений, связанных с погашением задолженности по налогу за прошлые периоды, – на 24 000,0 млн. рублей. В то же время увеличение объема импорта приведет к снижению доходов на 164 007,8 млн. рублей, объема экспорта - на 24 431,6 млн. рублей, курса доллара США по отношению к рублю – на 6 196,1 млн. рублей.
Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в размере 1 729 716,9 млн. рублей (3,09% к ВВП), что на 194 973,5 млн. рублей или на 12,7% больше суммы, планируемой на 2011 год.57