Налог на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в России. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей. Появившиеся значительно позже широкомасштабные научные исследования практики обложения этим налогом оборотов по реализации товаров (работ, услуг) подтвердили не рыночный характер отечественной модели НДС и необходимость её изменения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 547.50 Кб (Скачать)

     В случае если реорганизованная организация  не воспользовалась правом на вычет  по НДС, уплаченного поставщикам  или на таможне, при операциях  ввоза товаров на территорию России, то необходимо руководствоваться порядком, установленным пунктом 5 статьи 162.1 НК РФ, который заключается в следующем.

     Помимо  общих условий принятия НДС к  вычету, при реорганизации для  правопреемников существуют дополнительные основания для применения вычета «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным реорганизованной организацией (абз. 2 п. 5 ст. 162.1 НК РФ). Так, дополнительными являются следующие условия:

       1. счета-фактуры (либо их копии), выставлены продавцами на имя реорганизованной (реорганизуемой) организации или ее правопреемника;

      2. имеются документы (их копии), подтверждающие фактическую уплату сумм налога при приобретении товаров (работ, услуг) реорганизованной (реорганизуемой) организацией или ее правопреемником.

         В общем случае для возможности использования вычета важно лишь единовременное выполнение четырех условий (ст. 171, 172 НК РФ):46

       1.товары (работы, услуги) приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;

      2. товары (работы, услуги) приняты к учету;

      3. имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура;

      4. имеется первичный документ.

     В общем случае не имеет значение, оплачены товары (работы, услуги) или нет. А вот, при реорганизации в одной из рассматриваемых форм для правомерного принятия «входного» НДС к вычету правопреемником, необходим именно факт оплаты товаров (работ, услуг).47 Как было указано выше, суммы налога, предъявленные реорганизованной организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету ее правопреемником (пункт 5 статьи 162.1 НК РФ). При применении данного положения следует учесть, что условия, предусмотренные подпунктом 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ для принятия сумм налога к вычету или возмещению правопреемником реорганизованной организации, считаются выполненными при наличии в счете-фактуре реквизитов реорганизованной  организации (пункт 7 статьи 162.1 НК РФ).

     Даты в счетах-фактурах, выставленных поставщиками реорганизованной организации, не могут быть более поздними, чем дата реорганизации. 48

      Отметим, что бывают случаи, когда в результате реорганизации продавец товаров (работ, услуг) становится правопреемником  своего покупателя. Налоговый кодекс РФ прямо не регулирует такую ситуацию.

       В этом случае НДС, уплаченный продавцом в бюджет с полученных от покупателя авансов, может быть принят к вычету в периоде проведения реорганизации.49 Если НДС ранее принят к вычету организацией, реорганизованной путем присоединения к организации-продавцу, эти суммы подлежат восстановлению. В противном случае произойдет удвоение вычетов.

     Между тем, можно встретить мнение авторов, в соответствии с которым при  реорганизации в форме присоединения  покупателя к продавцу отсутствует  обязательство по отгрузке товаров (работ, услуг), а также по возврату оплаты, полученной присоединенной организацией. Вследствие этого у правопреемника нет оснований для предъявления к вычету сумм НДС, уплаченных в бюджет с авансовых платежей, произведенных реорганизованной организацией. Согласно изложенной позиции, налогоплательщик лишается возможности заявить налоговый вычет, что противоречит общему смыслу налога на добавленную стоимость и приводит к нарушению конституционных прав налогоплательщика – платить только законно установленные налоги.50 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Практика применения НДС.

      3.1 Анализ поступления НДС в федеральный бюджет за 2008-2010 года, прогноз на 2011-2013 гг.

    Анализируя  данные  о  поступлении  НДС  в  федеральный  бюджет  за  последние  3 года (2008-2010) можно  заметить,  что  его  размер в  доходах  бюджета  значительно  возрос. Это  является  положительным  моментом,  так  как  косвенное  налогообложение  имеет  фискальную  направленность,  в  меньшей  степени  влияя  на  характер  и  структуру  экономического  роста. На сегодняшний день  развития  экономики  РФ  НДС  остается  более  предпочтительным,  на  мой  взгляд,  чем  прямые  налоги: во-первых,  от  него  труднее  уклониться  плательщику,  так  как  выручку  всегда  сложнее  скрыть  или  занизить,  нежели  прибыль,  вследствие  этого  даже стали  реже  случаи  финансовых  нарушений;  во-вторых,  процесс  взимания  НДС  не  вызывает  больших  затруднений,  что  сокращает  расходы  на  данную  процедуру;  и,  в-третьих,  НДС  не  зависит  от  результатов  хозяйственно-экономической  деятельности  субъектов,  и  поступления  от  него  достаточно  стабильны.

            Поступления в федеральный  бюджет от НДС с 2008 по 2010 года возросло на 17% (с 24% по 41% соответственно) в масштабах  страны это огромная сумма.

            Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.

      См. приложение 1.

      Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).51 

      

      Рис. 3

     Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что в совокупности составляет 1038,7 млрд. рублей, а в процентном соотношении 24%.  Суммы, поступающие от НДС, находятся на 2 месте, наибольшую долю доходов федерального бюджета составляют  НДПИ  - 1 604,7 млрд. рублей или 39 %.

      В  2009 году  в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году.

     См. приложение 2.

            Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).52 

      

      Рис.4

     Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году. В общем итоге доходы в федеральный бюджет от НДС в 2009 году по сравнению с 2008 возросли на 15 %, теперь НДС находится на первом месте. Доходы же от НДПИ сократились, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года – ноябре 2008 года до 57,8$ в декабре 2008 года – ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).

     Текущий 2010 год, за период январь-ноябрь в федеральный  бюджет поступило 2 885 млрд. рублей, что  на 27% больше, чем в январе-ноябре 2009 года.

     См. приложение 3.

     Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (43%), НДС (41%) и налога на прибыль (8%).53 

       

      

     Рис.5

     Налога  на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-ноябре 2010 года поступило 1 196 млрд. рублей, что на 10% больше, чем в январе-ноябре 2009 года.54

      Налога  на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в январе-ноябре 2010 года поступило 48 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в январе-ноябре 2009 года. В общем итоге поступило 1244 млрд. руб. или 41%. В 2010 году НДС снова уступает НДПИ по доходам в федеральный бюджет на 2%, это также обусловлено повышением цены на нефть (с 56,2$ в декабре 2008 года - октябре 2009 года до 76,0$ в декабре 2009 года – октябре 2010 года, или в 1,4 раза).

      Проанализировав данные мы приходим к следующему выводу: в 2008 году поступления денежных средств были самыми низкими (24%), затем в 2009 поступления возросли (39%) и такая же тенденция наблюдается и в 2010 (41%), также мы видим, что основную часть доходов федерального бюджета составляют НДС и НДПИ, остальная часть доходов приходится на акцизы, налог на прибыль, в 2008 и 2009 годах – на ЕСН и других налоги.

     Доходы  федерального бюджета от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 2011 год прогнозируются в сумме 1 534 743,4 млн. рублей (3,05% к ВВП). Расчет налога осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю) и оценки налоговой базы за 2010 год.

     Суммы начисленного налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов, за исключением вычетов по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, на 2011 год прогнозируются в размере 21 566 492,0 млн. рублей (42,80% к ВВП) и 17 883 056,1 млн. рублей (35,49% к ВВП) соответственно. При определении начисленного налога и налоговых вычетов в процентах к ВВП учтены сложившиеся доли налога и вычетов по оценке налоговой базы за 2010 год.55

     Налоговые вычеты по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, учитываемые  в общей сумме вычетов, рассчитывались следующим образом:

     - вычеты, предъявляемые по ввозимым  товарам, определены в сумме  1 060 381,3 млн. рублей исходя из  прогнозируемого поступления налога  по товарам, ввозимым на территорию  Российской Федерации, в сумме  1 300 762,2 млн. рублей и доли (81,52%), сложившейся по оценке налоговой базы за 2010 год по предъявляемым к вычету суммам налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации;

     - налог, уплаченный поставщиками  материальных ресурсов, используемых  при производстве экспортной продукции, определен в сумме 950 827,5 млн. рублей на основе объемов экспорта, прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю, а также доли сумм материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции, в размере 43,6 процента, сложившейся по оценке налоговой базы за 2010 год.

     Таким образом, с учетом начисленного налога (21 566 492,0 млн. рублей или 42,80% к ВВП), общей  суммы налоговых вычетов (19 894 264,8 млн. рублей или 39,48% к ВВП), уровня собираемости (91,3%), сложившегося в 2008 году, расчетная сумма налога на добавленную стоимость определена в размере 1 526 743,4 млн. рублей.

     Прогнозируемое  на 2011 год возмещение налога на добавленную  стоимость при выполнении соглашений о разделе продукции снизит планируемое  поступление налога на 16 000,0 млн. рублей. В то же время дополнительные поступления, связанные с погашением задолженности по налогу за прошлые периоды, увеличат поступление налога на 24 000,0 млн. рублей.56

     Поступление налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2011 год превышает сумму налога по уточненной оценке за 2010 год на 294 703,4 млн. рублей или на 23,8 процента. При этом в результате роста ВВП доходы федерального бюджета от уплаты налога увеличатся на 342 850,9 млн. рублей, снижения объемов возмещения налога – на 122 488,0 млн. рублей, дополнительных поступлений, связанных с погашением задолженности по налогу за прошлые периоды, – на 24 000,0 млн. рублей. В то же время увеличение объема импорта приведет к снижению доходов на 164 007,8 млн. рублей, объема экспорта - на 24 431,6 млн. рублей, курса доллара США по отношению к рублю – на 6 196,1 млн. рублей.

     Поступление налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в размере 1 729 716,9 млн. рублей (3,09% к ВВП), что на 194 973,5 млн. рублей или на 12,7% больше суммы, планируемой на 2011 год.57

Информация о работе Налог на добавленную стоимость