Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:31, курсовая работа
Актуальность решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в России. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей. Появившиеся значительно позже широкомасштабные научные исследования практики обложения этим налогом оборотов по реализации товаров (работ, услуг) подтвердили не рыночный характер отечественной модели НДС и необходимость её изменения.
Речь идет о реализации товаров (работ, услуг) внутри организации для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам.
3.
Выполнение строительно-
4. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Товары ввозятся в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации. Действует Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, утвержденную Приказом ГТК от 07.02.01г. № 1319.
В облагаемый оборот также включаются любые полученные организацией денежные средства, если их получение связано с расчетами в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), суммы полученные в порядке частичной оплаты за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения10.
Следует обратить внимание на то, что действующее законодательство не признает реализацией товаров (работ, услуг) достаточно большое количество хозяйственных операций:
1)
передача основных средств,
2)
передача на безвозмездной
3)
передача имущества
4)
выполнение работ (оказание
Однако Законом №57-ФЗ от 29.05.02 уточнено:11 не уплачивать НДС органы государственной власти могут только в том случае, когда обязанность выполнять конкретные работы не только возложена на них законодательством, но и является их исключительным полномочием (то есть если выполнять подобные работы или оказывать услуги больше никто не имеет права).
5)
передача на безвозмездной
6) передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).
Место реализации товаров (работ, услуг) является ключевым понятием, используемым при исчислении НДС, поскольку объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) только территория РФ. Данный принцип положен в основу построения системы косвенного налогообложения, т.е. товары, работы и услуги должны облагаться налогом там, где они потребляются.
Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких обстоятельств:
Статья 148 посвящена месту реализации работ (услуг). Оно определяется как территория Российской Федерации в следующих случаях:12
1)
недвижимое имущество, с
2) движимое имущество, с которым связаны работы (услуги), находится на территории России;
3)
местом фактического
4) покупатель работ (услуг) осуществляет свою экономическую деятельность на территории России. Этот случай применим к ситуации, когда продавец работ (услуг) имеет место нахождения за пределами Российской Федерации.
Местом осуществления
Местом реализации иных (т.е. не названных) работ или услуг считается территория России, если экономическая деятельность организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих эти работы (оказывающих услуги), осуществляется на российской территории. Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к основной реализации работ, услуг, то местом «вспомогательной» реализации считается место реализации основных работ, услуг.13
При оказании услуг по сдаче в аренду воздушных, морских или судов внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем и услуг по перевозке место осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих такие услуги, определяется местом фактического оказания услуг по управлению и технической эксплуатации судов либо местом оказания услуг по перевозке.
Документами, подтверждающими
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п.1 ст.53 части первой НК РФ).14
Состав
налоговой базы как элемента налогообложения
по НДС зависит от особенностей реализации
произведенных
По общему правилу налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) представляет собой стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленную по их ценам на основании ст.40 НК РФ.
Таким образом, при определении налоговой базы применяется фактическая цена (установленная в договоре) реализации товаров (работ, услуг) даже если она ниже себестоимости, т.е. пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях. При определении рыночной цены используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках.15
При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации:
Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:
Статьей 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения). 16
Чтобы
воспользоваться данной льготой
предприятие обязано вести
Перечисленные в указанной статье операции не подлежат налогообложению при наличии у предприятия, осуществляющего эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Освобождение
от налогообложения в соответствии
с положениями настоящей статьи
не применяется при осуществлении
предпринимательской
Кроме того, не подлежит обложению НДС ввоз целого ряда товаров из-за рубежа на таможенную территорию России. В статье 150 НК РФ дан подробный перечень товаров, продукции, материалов, ввоз которых на территорию России освобождается от налогообложения.17
Важно знать, что налогоплательщик в соответствии с п.5 ст.149 НК РФ имеют право отказаться от освобождения от НДС по операциям, предусмотренным п.3 ст.149 НК РФ.18 Для того, чтобы отказаться от льготы, в налоговую инспекцию необходимо подать соответствующее заявление не позднее 1-го числа того налогового периода, начиная с которого организация хочет отказаться от льготы. Отказаться можно не меньше, чем на один год.
Возникает резонный вопрос: а зачем налогоплательщику отказываться от льготы? Ведь предприятию не выгодно платить НДС. Однако это утверждение не всегда верно. Во-первых, если продукцию покупают предприятия или индивидуальные предприятия, уплачивающие НДС, то им выгоднее покупать товары (работы, услуги) с "входным" налогом. Поэтому они могут начать работать с другими поставщиками. Во-вторых, "входной" налог по материалам, работам или услугам, использованным при производстве льготируемой продукции, нужно включать в их первоначальную стоимость. А «входной» налог по материалам, из которых изготовлены товары, облагаемые НДС, можно возместить из бюджета. Следовательно, себестоимость продукции в последнем случае будет меньше. Отказ от льготы может быть целесообразным в том случае, когда доля освобождаемой от налога продукции в общем объеме товаров невысока и ведение раздельного учета операций по реализации не рационально.