Налог на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в России. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей. Появившиеся значительно позже широкомасштабные научные исследования практики обложения этим налогом оборотов по реализации товаров (работ, услуг) подтвердили не рыночный характер отечественной модели НДС и необходимость её изменения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 547.50 Кб (Скачать)

      Речь  идет о реализации товаров (работ, услуг) внутри организации для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам.

      3. Выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления.

      4. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Товары ввозятся в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации. Действует Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, утвержденную Приказом ГТК от 07.02.01г. № 1319.

      В облагаемый оборот также включаются любые полученные организацией денежные средства, если их получение связано  с расчетами в счет предстоящих  поставок товаров (работ, услуг), суммы полученные в порядке частичной оплаты за реализованные товары (работы, услуги), в виде  финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения10.

      Следует обратить внимание на то, что действующее  законодательство не признает реализацией  товаров (работ, услуг) достаточно большое количество хозяйственных операций:

      1) передача основных средств, нематериальных  активов и (или) иного имущества  организации ее правопреемнику  при реорганизации этой организации,  а также некоммерческим организациям  на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

      2) передача на безвозмездной основе  жилых домов, детских садов,  клубов, санаториев и других объектов  социально - культурного и жилищно-коммунального  назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

      3) передача имущества государственных  и муниципальных предприятий,  выкупаемого в порядке приватизации;

      4) выполнение работ (оказание услуг)  органами, входящими в систему  органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

      Однако  Законом №57-ФЗ от 29.05.02 уточнено:11 не уплачивать НДС органы государственной власти могут только в том случае, когда обязанность выполнять конкретные работы не только возложена на них законодательством, но и является их исключительным полномочием (то есть если выполнять подобные работы или оказывать услуги больше никто не имеет права).

      5) передача на безвозмездной основе  объектов основных средств органам  государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

      6) передача имущества, если она  носит инвестиционный характер (в  частности, вклады в уставный (складочный)  капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).

      Место реализации товаров (работ, услуг) является ключевым понятием, используемым при  исчислении НДС, поскольку объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) только территория РФ. Данный принцип положен в основу построения системы косвенного налогообложения, т.е. товары, работы и услуги должны облагаться налогом там, где они потребляются.

      Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких обстоятельств:

    • товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
    • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

      Статья 148 посвящена месту реализации работ (услуг). Оно определяется как территория Российской Федерации в следующих  случаях:12

      1) недвижимое имущество, с которым  связаны работы или услуги, находится  на территории России;

      2) движимое имущество, с которым связаны работы (услуги), находится на территории России;

      3) местом фактического осуществления  услуг, если они оказываются  в сфере культуры, искусства, образования,  физической культуры или туризма  и спорта, является территория  России;

      4) покупатель работ (услуг) осуществляет свою экономическую деятельность на территории России. Этот случай применим к ситуации, когда продавец работ (услуг) имеет место нахождения за пределами Российской Федерации.

        Местом осуществления деятельности  покупателя считается  территория РФ в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории на основании государственной регистрации организации и индивидуального предпринимателя.

      Местом  реализации иных (т.е. не названных) работ  или услуг считается территория России, если экономическая деятельность организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих эти работы (оказывающих услуги), осуществляется на российской территории. Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к основной реализации работ, услуг, то местом «вспомогательной» реализации считается место реализации основных работ, услуг.13

      При оказании услуг по сдаче в аренду воздушных, морских или судов  внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем и услуг по перевозке место осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих такие услуги, определяется местом фактического оказания услуг по управлению и технической эксплуатации судов либо местом оказания услуг по перевозке.

        Документами, подтверждающими место  оказания услуг российской организацией  или индивидуальным предпринимателем, являющимися собственниками транспортных  средств, за пределами России, являются:

    • договор аренды российских транспортных средств с экипажем, заключенный российским судовладельцем - налогоплательщиком с иностранным лицом;
    • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке;
    • документы, подтверждающие фактическое оказание услуг за пределами Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Налоговая база, операции, не подлежащие налогообложению, освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

      Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п.1 ст.53 части первой НК РФ).14

      Состав  налоговой базы как элемента налогообложения  по НДС зависит от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров (работ, услуг).

      По  общему правилу налоговая база при  реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) представляет собой стоимость  этих товаров (работ, услуг), исчисленную  по их ценам на основании ст.40 НК РФ.

      Таким образом, при определении налоговой базы применяется фактическая цена (установленная в договоре) реализации товаров (работ, услуг) даже если она ниже себестоимости, т.е. пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых  экономических условиях. При определении рыночной цены используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках.15

      При определении налоговой базы выручка  определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных  прав, полученных в денежной и  натуральной  формах, включая оплату ценными бумагами.

     Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации:

    • Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг)
    • Налоговая база при передаче имущественных прав
    • Налоговая база при получении дохода по агентским договорам, договорам поручения, комиссии
    • Налоговая база при осуществлении транспортных перевозок и услуг международной связи
    • Налоговая база при реализации предприятия как имущественного комплекса
    • Налоговая база при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд
    • Налоговая база при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
    • Налоговая база, определяемая налоговыми агентами
    • Налоговая база с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
    • Налоговая база при реорганизации организаций

     Моментом  определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

    • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
    • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

     Статьей 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения). 16

     Чтобы воспользоваться данной льготой  предприятие обязано вести раздельный учет операций, которые подлежат и  не подлежат налогообложению.

     Перечисленные в указанной статье операции не подлежат налогообложению при наличии  у предприятия, осуществляющего  эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

     Освобождение  от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении  предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров  комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ.

     Кроме того, не подлежит обложению НДС  ввоз целого ряда товаров из-за рубежа на таможенную территорию России. В  статье 150 НК РФ дан подробный перечень товаров, продукции, материалов, ввоз которых  на территорию России освобождается от налогообложения.17

     Важно знать, что налогоплательщик в соответствии с п.5 ст.149 НК РФ имеют право отказаться от освобождения от НДС по операциям, предусмотренным п.3 ст.149 НК РФ.18 Для того, чтобы отказаться  от льготы, в налоговую инспекцию необходимо подать соответствующее заявление не позднее 1-го числа того налогового периода, начиная с которого организация хочет отказаться от льготы. Отказаться можно не меньше, чем на один год.

      Возникает резонный вопрос: а зачем налогоплательщику  отказываться от льготы? Ведь предприятию не выгодно платить НДС. Однако это утверждение не всегда верно. Во-первых, если продукцию покупают предприятия или индивидуальные предприятия, уплачивающие НДС, то им выгоднее покупать товары (работы, услуги) с "входным" налогом. Поэтому они могут начать работать с другими поставщиками. Во-вторых, "входной" налог по материалам, работам или услугам, использованным при производстве льготируемой продукции, нужно включать в их первоначальную стоимость. А «входной» налог по материалам, из которых изготовлены товары, облагаемые НДС, можно возместить из бюджета. Следовательно, себестоимость продукции в последнем случае будет меньше. Отказ от льготы может быть целесообразным в том случае, когда доля освобождаемой от налога продукции в общем объеме товаров невысока и ведение раздельного учета операций по реализации не рационально.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость