Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:31, курсовая работа
Актуальность решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в России. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей. Появившиеся значительно позже широкомасштабные научные исследования практики обложения этим налогом оборотов по реализации товаров (работ, услуг) подтвердили не рыночный характер отечественной модели НДС и необходимость её изменения.
В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает величайший экономический эксперимент - переход от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития.
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.
Практически все современные налоговые системы используют сходные наборы различных налогов. Новыми для нашей налоговой системы стали НДС, в значительной степени акцизы, земельный налог и налог на операции с ценными бумагами. Уже в марте 1992 года наиболее сложный при внедрении налог на добавленную стоимость взял на себя основную нагрузку при формировании российского бюджета.
Оценка роли НДС неоднозначна: практики полагали, что налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критиковали этот налог за излишнюю фискальность, неотработанная налоговая база и чрезмерно высокие ставки. НДС, считали они, не адаптирован к отечественной экономике на этапе перехода к рынку, что объясняет существование недостатков в формировании налогооблагаемой базы и в технике исчисления НДС.
Актуальность решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в России. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей. Появившиеся значительно позже широкомасштабные научные исследования практики обложения этим налогом оборотов по реализации товаров (работ, услуг) подтвердили не рыночный характер отечественной модели НДС и необходимость её изменения.
Цель работы – изучить налог на добавленную стоимость, его сущность и регулирующую роль.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить плательщиков НДС и объект налогообложения
-
изучить налоговую базу и
-
проанализировать общий
-
познакомиться с операциями, не
облагаемые НДС, основными
- познакомиться с практикой применения НДС.
Объектом является налог на добавленную стоимость.
Предметом исследования является: НДС на предприятии, исчисление НДС, плательщики НДС.
Данная работа состоит из 3 глав:
1
глава раскрывает
При написании курсовой работы были использованы следующие нормативно – правовые акты: Налоговый кодекс РФ (часть вторая), Федеральный закон РФ от 17.12.2009 года № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 (ред. от 27.12.1995) 1 «О налоге на добавленную стоимость» с последующими изменениями и дополнениями.
Особое
место среди работ обобщающего
характера занимает фундаментальное
исследование Шуклин Б.С. «Налог на
добавленную стоимость». Постатейный
комментарий к главе 21 части второй Налогового
кодекса РФ». Он дает развернутый анализ
к измененной 21 главе НК РФ. Ведущими специалистами
в изучении отдельных проблем в области
налогообложения являются: Перов В.Г.,
Ходов Л.Г., Пансков В.Г и др.
Глава I. Налог на добавленную стоимость и его элементы.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость - это разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Другими словами, добавленная стоимость — это сумма превышения стоимости произведенного и реализованного товара над стоимостью товаров (работ, услуг), использованных для его производства. Сумма такого превышения формируется из заработной платы работников, производящих товар, социальных начислений на нее, налогов и платежей, входящих в состав себестоимости в соответствии с действующим законодательством, а также прибыли1.
Этот налог относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции (работ, услуг).2 «Косвенность» налога как раз и состоит в том, что граждане не уплачивают этот налог в бюджет сами, за них это делают предприниматели.
Экономическая
сущность налога на добавленную стоимость
проявляется через
По
экономической сущности налог на
добавленную стоимость
Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Общепринятой является точка зрения о регрессивном характере налога на добавленную стоимость как налога на потребление: низкодоходные слои населения, которые тратят более высокую долю своего дохода на потребление, чем высокодоходные группы, соответственно вынуждены выплачивать более высокую долю дохода в качестве НДС. Однако если рассматривать полный жизненный цикл потребителя при условии полного расходования сбережений, то регрессивный характер НДС исчезает.
Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке.3 Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году.
Распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года.
Широкое развитие НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года.4 Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%. В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны. Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%5.
Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:
1. пополнение доходов бюджета,
испытывающего острый
2. создание новой модели
3. присоединение к
Круг налогоплательщиков НДС очень широк. В качестве плательщика выступают все организации (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, учреждения) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству РФ, и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящихся на территории РФ, с 01.01.2001г. самостоятельными плательщиками не являются, а исполняют обязанности головной организации по уплате налогов по их месту нахождения. При условии осуществления производственной и иной коммерческой деятельности на территории РФ плательщиками НДС могут быть: предприятия с иностранными инвестициями; международные объединения и иностранные юридические лица.
В соответствии с НК РФ с 2001г. в число налогоплательщиков вошли индивидуальные предприниматели, которые теперь уравнены с организациями в отношении исчисления и уплаты НДС6.
Организация подлежит обязательной постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. Индивидуальные предприниматели подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах по месту жительства в качестве налогоплательщиков.
Объект налогообложения - один из существенных элементов налогообложения, без определения которого налог не может быть установлен.
В соответствии с п.1 ст.38 части
первой НК РФ объектами
Применительно к НДС в качестве налогооблагаемого объекта выступают четыре вида операций. Остановимся на каждом из них подробнее8.
1.Реализация
товаров (работ, услуг) на
Определение понятия «реализация товаров, работ или услуг» содержится в п.1 ст.39 части первой НК РФ.
Товаром
является любое имущество, реализуемое
или предназначенное для
Работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц. Такая деятельность охватывает строительно-монтажные, ремонтные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические, проектно-изыскательские и прочие работы.
Услугой
для целей налогообложения
2. Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.