Министерство по налогам и сборам Республике Беларусь в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование особенностей и проблем деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и определение направлений ее развития.

В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:

- охарактеризовать теоретические основы и особенности функционирования Министерства по налогам и сборам;

- рассмотреть состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;

- определить направления развития налоговой системы в соответствии с зарубежными тенденциями.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы организации деятельности налоговых органов 6
1.1 Эволюция налоговых органов Республики Беларусь 6
1.2 Структура налоговых органов Республики Беларусь 9
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и роль налоговых органов в реализации налоговой политики 12
3 Проблемы и пути совершенствования деятельности налоговых органов 21
3.1 Зарубежный опыт организации функционирования налоговых служб 21
3.2 Пути и проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 25
Заключение 29
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

мнс-1.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

     В мировой практике существуют различные варианты организации налоговых органов и их подчинения: в одних государствах они обладают самостоятельным статусом, в других подчинены финансовому органу. Структуры налоговых администраций включают подразделения, на которые возлагаются учет налогоплательщиков, контроль за своевременностью и уплатой налогов, взыскание задолженности по налоговым платежам, информационное обеспечение и консультирование плательщиков. Изучение и использование положительного опыта является важным источником повышения эффективности как налоговой системы Беларуси, так и экономики в целом. 

     3.2 Пути и проблемы  совершенствования  налоговой системы Республики Беларусь  
 

     В 2006 г. Международной финансовой корпорацией был подготовлен отчёт «Деловая среда в Беларуси». В связи с отсутствием согласованной нормативной налоговой базы и требований по предоставляемой отчётности в его рамках были обозначены следующие проблемы налоговой системы:

    • сложное, запутанное и противоречивое налоговое законодательство;
    • частые изменения налогового законодательства;
    • чрезмерная отчётность [9].

     Нечёткое законодательство приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам, что прежде всего относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому налогу. При исчислении НДС действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений, а также достаточно трудоёмкий процесс подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС, который был отменён при внесении изменений в Налоговый кодекс в конце 2010 г.

     По налогу на прибыль часто возникают вопросы, связанные с налогообложением тех или иных затрат. Например, для использования льготы по капитальным вложениям необходимо выполнить целый ряд условий, поэтому на практике немногие экономические субъекты могут ей воспользоваться. Экологический налог включает целый ряд  составляющих, что затрудняет процесс его правильного исчисления.

     Вторая проблема – нестабильность законодательства. Согласно отчёту 2006 г. больше половины бухгалтеров тратит 1-2 часа в день на отслеживание этих изменений. Зачастую новые нормы вводятся накануне вступления их в силу, как например, Особенная часть Налогового кодекса была принята 29 декабря 2009 г., а вступила в силу 1 января 2010 г. В связи с этим сопутствующие документы не были утверждены, и поэтому полностью воспользоваться предоставленными льготами не было возможности.

     Периодичность уплаты налогов тоже является серьёзной проблемой современной налоговой системы. Большинство налогов уплачивается раз в месяц. Только в 2010 г. налог на прибыль и НДС при определённом размере выручки можно уплачивать раз в квартал [7,c. 14-15].

     Несмотря на то, что описанные выше проблемы были отмечены ещё в 2006 г. и государство предприняло ряд мер для улучшения налогового климата, существенно ситуацию это не изменило.

     В рамках доклада «Ведение бизнеса – 2011» по позиции «Налогообложение» Республика Беларусь занимает последнее 183 место.

     В результате Республика Беларусь имеет следующие показатели по позиции «Налогообложение»:

    • количество платежей налогов в год – 82;
    • время – 798 часов в год;
    • общая ставка налоговых изъятий – 80,4%.

     Учитывая уже реализованные в 2010 году изменения налогового законодательства, указанные показатели на 2010 год для Республики Беларусь (рассчитано Министерством финансов) составляют следующие величины:

    • количество платежей налогов в год – 56;
    • время – 700 часов в год;
    • общая ставка налоговых изъятий – 62,7%.

     В Беларуси на самом высоком уровне ставится задача радикально упростить налоговую систему страны, снизить налоговую нагрузку и уйти с последнего места в рейтинге Всемирного Банка, которое наша страна занимает уже не первый год. Совершенствование налоговой системы ведётся в следующих направлениях:

    • сокращение количества применяемых налогов и сборов;
    • повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения;
    • совершенствование налогового законодательства;
    • упрощение процедур налогового администрирования [30,c. 3].

     Для реализации этих направлений за последние 5 лет:

  • отменено 26 налогов и платежей, включая «оборотные» налоги с выручки;
  • реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы;
  • завершена кодификация налогового законодательства и с 1 января 2010 г. введен  в действие основной закон прямого действия – Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь;
  • с 2008 г. отменены инструкции МНС, содержащие правила расчета налогов; постановлениями МНС установлены только формы налоговых деклараций и правила их заполнения;
  • с 1 января 2009 г. введена система электронного налогового декларирования, что значительно сократило издержки по подаче налоговых деклараций, их заполнению и расчёту налогов [28,c. 4].

     Белорусская налоговая система по количеству платежей и размеру налоговых ставок практически не отличается от большинства систем налогообложения стран с развитой рыночной экономикой. С 1 января 2010 г. ставка НДС поднялась с 18% до 20%, однако в условиях мирового финансового кризиса эту меру использовали и в других странах. Кроме того, в Беларуси довольно высокая ставка налога на прибыль – 24%, однако ставка подоходного налога одна из самых низких – 12%.

     С 2011 года отменяются два местных налога - сбор на развитие территорий и местный  налог на услуги. В составе экологического налога отменяются три платежа. Основу налоговой системы составляют налоги на потребление, на прибыль и доходы, на собственность, земельный налог и социальные платежи. Причем обычные плательщики будут уплачивать из этого перечня всего пять платежей. Подача деклараций по этим налогам будет осуществляться преимущественно один раз в квартал.

     С учетом того, что затраты на уплату налогов снижаются как со стороны  плательщиков, так и налоговых  органов, все это будет способствовать развитию предпринимательской деятельности. Налоги будут оказывать минимальное искажающее воздействие на принятие плательщиками экономических решений.

     Кроме того, для решения вопросов активизации  инвестиционной деятельности с 2011 года совершенствуются основные инвестиционные льготы в налоговом законодательстве. Сегодня они пока применяются  с ограничениями, а со следующего года эти ограничения снимаются. По налогу на прибыль льготы будут распространяться на капитальные вложения непосредственно при их осуществлении, а прибыль, направляемая на капитальные вложения, будет освобождаться от налога. Сейчас, чтобы воспользоваться этой льготой, необходимо использовать на капитальные вложения амортизационный фонд, однако это ограничение со следующего года снимается.

     По  НДС снимается ограничение по налоговым вычетам, которые осуществляются при инвестициях. Это также будет  способствовать решению инвестиционных задач.

     Таким образом, принятые меры позволят снизить  налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% ВВП, что составит более 700 млрд. рублей. Эти средства останутся в экономике в виде инвестиций, прибыли, заработной платы, они будут в целом способствовать экономическому росту.

     На протяжении 2008-2010 годов реализовывался ряд мероприятий по развитию упрощенной системы налогообложения. Были снижены ставки единого налога, расширены критерии для применения упрощенной системы налогообложения, ряду плательщиков была предоставлена возможность уплаты единого налога ежеквартально, что позитивно сказалось на условиях их расчетов с бюджетом. Упрощенный порядок расчетов с бюджетом установлен также в рамках специальных режимов налогообложения, применяемых при реализации индивидуальными предпринимателями товаров, работ (услуг) за наличный расчет физическим лицам, при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленнической деятельности.

     В рамках упрощения процедур налогового администрирования Министерством финансов и МНС проводится работа по оптимизации порядка регистрации и учета плательщиков, условий исчисления и уплаты налоговых платежей, улучшения взаимодействия плательщиков и налоговых органов.

     Будет осуществлен переход с ежемесячной на годовую налоговую декларацию по налогу на прибыль и уплату налога в 2011 г. по следующим срокам – до 22 марта, 22 июня, 22 сентября, 22 декабря. По выбору плательщика будут предложены два метода расчёта текущих платежей по налогу на прибыль. Также ему предоставляется право ежеквартально отчитываться и уплачивать НДС, упрощаются формы налоговых деклараций [5,c. 61].

     Совершенствование налоговой системы также будет осуществляться за счёт внедрения электронных технологий на всех уровнях взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов – от регистрации до непосредственно уплаты налогов и сборов.

     Таким образом, последнее место нашей налоговой системы в рейтинге Всемирного Банка – результат не столько количества налоговых платежей и ставок по ним. В ряде государств, занимающих высокие места в рейтинге налоговых платежей больше, а ставки выше. Основной причиной такого результата является белорусское налоговое законодательство, и именно в этом направлении необходимо осуществлять коренные изменения.

     Изменения в Налоговом кодексе на 2011 г. содержит принципиальные отличия по сравнению с действовавшим ранее – сокращение периодичности налоговых платежей с ежемесячных на ежеквартальные, что позволит высвободить оборотные средства для осуществления деятельности организаций. Сокращение числа налоговых деклараций положительно скажется на уровне затрат плательщиков на исчисление и уплату налогов, взаимодействие с налоговыми органами.

     Правительство Беларуси намерено радикально упростить  налоговую систему, и по прогнозам  в следующем году Республика Беларусь в рейтинге «Ведение бизнеса» по показателю “Налогообложение” займёт 178 место. Но дело ведь не только в занимаемом месте. Главное – это создать такую налоговую систему, которая бы не тормозила и способствовала развитию национальной  экономики.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Формирование системы налоговых органов длилось более чем десятилетие. С момента распада СССР и становления суверенного государства структура, подчиненность и функции несколько раз изменялись,  однако в 2001 г. был принят Указ Президента, направленный на совершенствование государственного аппарата управления, в котором была окончательно определена система налоговых органов страны, во главе которой стоит Министерство по налогам и сборам. Руководство осуществляет  министр по налогам и сборам, который непосредственно взаимодействует с Правительством и координирует деятельность многочисленных структурных подразделений системы налоговых органов. В своей деятельности министерство опирается на законодательную базу, в которой прописаны его функции, задачи, обязанности и полномочия в Республике Беларусь.

     Налоговые органы являются самостоятельным звеном государственного управления. В соответствии с законодательством это государственные органы, которые обладают правами юридического лица, в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные и иные уполномоченные органы. Деятельность таможенных органов в сфере налогов распространяется на акцизы и НДС на ввозимые и вывозимые товары и таможенную пошлину. Они вправе получать от плательщиков документы, необходимые для исчисления налогов в отношении перемещаемых через границу товаров; проводить налоговые проверки и применять штрафные санкции. Помимо названных полномочия в налоговой сфере имеют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь, а также их органы.

     МНС осуществляет налоговый контроль, учёт уплаченных налогов в бюджет страны, вносит предложения по реформированию налоговой системы, сотрудничает с налоговыми органами других государств.

     Налоговая система Республики Беларусь была сформирована одновременно с образованием суверенного государства. Она включает в себя множество элементов: налогоплательщики, налоговая база, ставки налога, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др. Всем перечисленным элементам даны определения в Налоговом кодексе, который является основным документом, регулирующим налоговые отношения в нашей стране.

     Перечень уплачиваемых в бюджет доходов определяется ежегодно законом о республиканском бюджете на следующий финансовый год. Наибольшую часть в нём занимают косвенные налоги, к которым относятся НДС и акцизы. На их долю приходится около 40% всех налоговых поступлений. Это обусловлено преимуществами их взимания и характерно для многих стран с переходной экономикой в отличие от развитых стран, где основным источником доходов бюджета являются прямые налоги.

     Помимо учёта поступивших налогов и сборов налоговые органы республики проводят проверки, направленные на контроль за соблюдением законодательства, а также выявление тех доходов и продукции, по которым налоги в бюджет не были уплачены, осуществляется обращение таких доходов в казну страны.

     В условиях нарастания глобализации и развития интеграционных процессов совершенствуются механизмы налогового регулирования в развитых странах. Особенности построения налоговых систем в различных странах определяются совокупностью факторов: бюджетным устройством, действующим законодательством, ролью государства в экономике, уровнем экономического развития и сложившимися традициями.

Информация о работе Министерство по налогам и сборам Республике Беларусь в системе управления финансами