Министерство по налогам и сборам Республике Беларусь в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование особенностей и проблем деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и определение направлений ее развития.

В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:

- охарактеризовать теоретические основы и особенности функционирования Министерства по налогам и сборам;

- рассмотреть состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;

- определить направления развития налоговой системы в соответствии с зарубежными тенденциями.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы организации деятельности налоговых органов 6
1.1 Эволюция налоговых органов Республики Беларусь 6
1.2 Структура налоговых органов Республики Беларусь 9
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и роль налоговых органов в реализации налоговой политики 12
3 Проблемы и пути совершенствования деятельности налоговых органов 21
3.1 Зарубежный опыт организации функционирования налоговых служб 21
3.2 Пути и проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 25
Заключение 29
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

мнс-1.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

     Физическими лицами, являющимися плательщиками налогов (2,9 млн. человек), уплачено в бюджет 424,0 млрд. рублей (без учета подоходного налога, перечисленного в бюджет налоговыми агентами), или 1,7% контролируемых налоговыми органами платежей.

     По состоянию на 1 октября 2010 года размер неисполненных налоговых обязательств организаций и физических лиц составил 44,2 млрд. рублей. За 9 месяцев 2010 года в счет погашения задолженности налоговыми органами взыскано 1 232,6 млрд. рублей (4,9% в общей сумме поступлений, контролируемых налоговыми органами).

     В целях контроля за соблюдением законодательства в сфере налогообложения и предпринимательства налоговыми органами проведено 31,2 тысячи проверок действующих субъектов предпринимательства и 11,2 тысячи проверок физических лиц. Результативность проверок составила 95,3%, что выше уровня прошлого года на 2,5 процентного пункта, в том числе организаций – 93,1% (рост на 6,3 процентного пункта), индивидуальных предпринимателей – 94% (рост на 5,8 процентного пункта), физических лиц – 99,6% (рост на 1 процентный пункт).

     По результатам проверок поступило 148,5 млрд. рублей, в том числе от организаций – 129,2 млрд. рублей, индивидуальных предпринимателей – 11,6 млрд. рублей, физических лиц – 7,7 млрд. рублей.

     Внеплановых тематических оперативных проверок проведено 20,5 тысячи, их результативность составила 99,8%, что выше уровня прошлого года на 0,8 процентного пункта. По результатам таких проверок изъято из теневого оборота товарно-материальных ценностей и денежных средств на сумму 33,5 млрд. рублей.

     По результатам проводимой работы, направленной на пресечение незарегистрированной предпринимательской деятельности, установлено 9,9 тысячи случаев нарушения законодательства, в доход государства обращено имущества и денежных средств на 3,3 млрд. рублей. Сумма административных штрафов составила 477,6 млн. рублей [26].

     В сфере производства и оборота подакцизных товаров выявлено 3,3 тысячи нарушений законодательства. В доход государства обращено подакцизной продукции и средств от ее реализации на 3,0 млрд. рублей. К административной ответственности привлечено три тысячи лиц, сумма штрафов составила 4,4 млрд. рублей.

     Таким образом, налоговая система Республики Беларусь была сформирована одновременно с образованием суверенного государства. Она включает в себя множество элементов: налогоплательщики, налоговая база, ставки налога, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др. Всем перечисленным элементам даны определения в Налоговом кодексе, который является основным документом, регулирующим налоговые отношения в нашей стране.

     Перечень уплачиваемых в бюджет доходов определяется ежегодно законом о республиканском бюджете на следующий финансовый год. Наибольшую часть в нём занимают косвенные налоги, к которым относятся НДС и акцизы. На их долю приходится около 40% всех налоговых поступлений. Это обусловлено преимуществами их взимания и характерно для многих стран с переходной экономикой в отличие от развитых стран, где основным источником доходов бюджета являются прямые налоги.

     Помимо учёта поступивших налогов и сборов налоговые органы республики проводят проверки, направленные на контроль за соблюдением законодательства, а также выявление тех доходов и продукции, по которым налоги в бюджет не были уплачены, осуществляется обращение таких доходов в казну страны.

 

     3 Проблемы и пути  совершенствования  деятельности налоговых  органов 
 

     3.1 Зарубежный опыт организации функционирования налоговых служб   
 

     Управление налоговым механизмом в национальных налоговых системах осуществляется путём организации налоговых администраций: налоговых органов, которые обеспечивают контроль за исполнением налогового законодательства. В мировой практике в системе органов государственной власти выделяются специальные органы, в чьи функции входит создание эффективной системы налогообложения и обеспечение формирования доходов бюджета.

     Особенности построения налоговых систем в различных странах определяются совокупностью факторов: бюджетным устройством, действующим законодательством, ролью государства в экономике, уровнем экономического развития и сложившимися традициями.

     В мировой практике существуют различные варианты организации налоговых органов и их подчинения: в одних государствах они обладают самостоятельным статусом, в других подчинены финансовому органу. Структуры налоговых администраций включают подразделения, на которые возлагаются учет налогоплательщиков, контроль за своевременностью и уплатой налогов, взыскание задолженности по налоговым платежам, информационное обеспечение и консультирование плательщиков и т. д.

     Получили распространение три основных типа организации налоговых органов:

  1. Единый полуавтономный орган, который отчитывается непосредственно перед председателем правительства и/или советом управляющих и экспертов из числа официальных представителей государственных органов.
  2. Единая налоговая служба в составе национального министерства финансов.
  3. Система служб или агентств в составе одного или нескольких министерств [4,c. 37].

     Довольно распространенным подходом к реорганизации налоговых служб стало выделение их в условно-автономную единицу, контролируемую специальным советом управляющих и экспертов, среди которых могут быть не только представители правительства, но и лица, не связанные непосредственно с системой государственного управления. Так, в Великобритании в состав совета директоров, принимающих участие в стратегическом управлении налоговой службой, входят владельцы и юристы частных компаний, другие представители негосударственного сектора.

     Во всем мире организационная структура налоговых ведомств, как правило, зависит от вида налога, административной функции или типа налогоплательщика. Большинство налоговых ведомств тяготеют к какому-либо одному типу структуры больше, чем к другим, тем не менее некоторые сочетают несколько типов. Различают три основных типа организационной структуры налоговых органов.

  1. По виду налога.

     Одна из старейших и наиболее распространенных организационных структур - это налоговая модель. Для управления тем или иным видом налога создаются отдельные департаменты. Главная особенность такого подхода состоит в том, что каждый налоговый департамент заключает в себе практически все функции, необходимые для управления налогом, находящимся в его ведении.

  1. По функции.

     Персонал распределяется в соответствии с основными функциями или направлениями деятельности организации. В отношении налоговых ведомств типичным применением данной модели является учреждение отдельного департамента для осуществления каждой из основных административных функций (обработка налоговых деклараций и платежей, аудиторская проверка налогоплательщиков и сбор задолженности) по полному комплексу налогов. Каждый функциональный департамент возглавляет руководитель, который подчиняется непосредственно главе налогового ведомства.

  1. По типу налогоплательщиков.

     Эта структура ориентируется на клиента. Служащих распределяют по отделам, которые занимаются определенными группами клиентов. В последние годы как в государственном, так и в частном секторе возросла популярность таких организационных структур. Некоторые налоговые ведомства внедрили данную модель, распределив своих служащих по департаментам, оказывающим полный спектр административных услуг отдельным группам налогоплательщиков. Нередко разделение на группы происходит исходя из масштаба деятельности налогоплательщика, формы собственности или сектора экономики. В отдельных государствах налоговые администрации выполняют также правоохранительную функцию, поэтому в их структуры включены подразделения налоговых расследований [12,c. 151].

     В США налоговые органы в основном структурированы по функциональному признаку. Организационно служба внутренних доходов выстроена с учётом четырёх приоритетных направлений:

    • заработная плата и инвестиции;
    • малый бизнес и самозанятые;
    • крупный и средний бизнес;
    • налоговые освобождения и государственные предприятия.

     Кроме того, в структуре службы выделены подразделения, выполняющие прочие административные и нормативные функции. К ним, в частности, относятся отделы уголовных расследований, обслуживания налогоплательщиков (служба налогового адвоката), внешних связей, информационных технологий, а также финансовый отдел и кадровая служба.

     В ФРГ, где бюджетная система строится преимущественно на принципе разделения доходов, система налоговых органов более централизована. Они функционируют как совокупность подразделений министерства финансов, в котором образована Федеральная налоговая служба. В каждой земле существуют собственные министерства финансов и подчинённые им налоговые службы. При этом они одновременно подчиняются и федеральному министерству финансов, которое определяет общие правила налогового администрирования в землях, устанавливает порядок и процедуры выполнения основных функций налоговыми органами, издаёт разъяснения к законодательству. Функция сбора акцизов и таможенных сборов,  а также обязательных взносов на социальное страхование полностью лежат на Федеральной налоговой службе. Этой службой разграничены налоговые и контрольные подразделения, которые решают проблемы международного и национального налогообложения. В состав департаментов входят отделы, сконцентрированные на учёте и информировании налогоплательщиков, взаимоотношениях с различными зарубежными организациями.

     В Службе внутренних доходов и таможенных пошлин Великобритании есть отделы, ответственные за администрирование налогов и капитал (индивидуальный подоходный налог, корпорационный налог, налог на прирост стоимости капитала и т.п.); косвенных и экологических налогов; таможенных сборов и пошлин; обязательных взносов на социальное страхование.

     Единого подхода или чётко выраженной тенденции в организации работы налоговых систем не существует. Во многом их структура определяется историческим развитием страны, традициями и выбранными приоритетами налогового администрирования.

     Тенденции модернизации налоговых систем в зарубежных странах:

  • более детальная разработка методических указаний по порядку расчёта и уплаты отдельных налогов;
  • привлечение бухгалтеров с целью определения баз налогообложения по отдельным налогам;
  • ликвидация многочисленных льгот для ряда субъектов хозяйствования;
  • постепенный переход от ежемесячной уплаты налогов к поквартальной;
  • определение постоянных и стабильных источников местного самофинансирования, отсутствие которых является причиной появления местных налогов;
  • сокращение до минимума, а впоследствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки;
  • снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
  • уменьшение количества платежей за счёт объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их администрирование;
  • пересмотр механизма формирования базы исчисления налога на прибыль;
  • снижение ставок некоторых налогов по мере расширения базы налогообложения;
  • максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей;
  • унификация налоговых систем в странах ЕС и СНГ;
  • пересмотр мер экономической ответственности за налоговые правонарушения;
  • широкое применение информационных технологий, что позволяет усовершенствовать налоговый контроль, систему информирования налогоплательщика, что в итоге способствует повышению производительности труда инспекторов;
  • выполнение частным сектором отдельных функций налоговых органов [4,c. 38].

     Ещё одна особенность современной организации налогового процесса в развитых странах – передача некоторых функций налоговых органов частным структурам. Широко практикуется привлечение частных банков к сбору налогов (удержанию налога при переводе дохода за рубеж, уплате НДС и т.д.) и независимых аудиторов – к проверке правильности исчисления прибыли банков, страховых компаний и акционерных обществ. Этот процесс позволяет снизить административные издержки и, следовательно, сэкономить бюджетные средства.

     Таким образом, в условиях нарастания глобализации и развития интеграционных процессов совершенствуются механизмы налогового регулирования в развитых странах. Особенности построения налоговых систем в различных странах определяются совокупностью факторов: бюджетным устройством, действующим законодательством, ролью государства в экономике, уровнем экономического развития и сложившимися традициями.

Информация о работе Министерство по налогам и сборам Республике Беларусь в системе управления финансами