Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 21:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование особенностей и проблем деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и определение направлений ее развития.
В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические основы и особенности функционирования Министерства по налогам и сборам;
- рассмотреть состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;
- определить направления развития налоговой системы в соответствии с зарубежными тенденциями.
Введение 4
1 Теоретические основы организации деятельности налоговых органов 6
1.1 Эволюция налоговых органов Республики Беларусь 6
1.2 Структура налоговых органов Республики Беларусь 9
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и роль налоговых органов в реализации налоговой политики 12
3 Проблемы и пути совершенствования деятельности налоговых органов 21
3.1 Зарубежный опыт организации функционирования налоговых служб 21
3.2 Пути и проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 25
Заключение 29
Список использованных источников 32
Для
разработки предложений о
Таким
образом, формирование системы налоговых
органов длилось более чем десятилетие.
С момента распада СССР и становления
суверенного государства структура, подчиненность
и функции несколько раз изменялись,
однако в 2001 г. был принят Указ Президента,
направленный на совершенствование государственного
аппарата управления, в котором была окончательно
определена система налоговых органов
страны, во главе которой стоит МНС, которым
руководит министр по налогам и сборам.
Он взаимодействует с Правительством
и координирует деятельность многочисленных
структурных подразделений системы налоговых
органов. В своей деятельности министерство
опирается на законодательную базу, в
которой прописаны его функции, задачи,
обязанности и полномочия.
1.2
Структура налоговых
органов Республики
Беларусь
В систему органов налоговых администраций входят:
В Республике Беларусь налоговые органы являются самостоятельным звеном государственного управления. В соответствии со статьёй 80 Налогового кодекса Республики Беларусь они являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные и иные уполномоченные органы. Налоговые органы страны, а также таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и обязанностей, установленных законодательством.
МНС и его территориальные органы, инспекции областей, инспекции по Минску, инспекции по городам и районам образуют единую централизованную систему налоговых органов (рис.2). Структура самого министерства представлена на таблице 1. Оно состоит из 13-и различных управлений, большинство из которых подразделяются на отделы.
Таблица 1 – Структурные
подразделения Министерства
по налогам и сборам
Республики Беларусь
Министерство по налогам и сборам | |
Управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения | отдел контроля и делопроизводства |
административно-хозяйственный отдел | |
Главное управление методологии налогообложения организаций | управления косвенного налогообложения |
управления прямого налогообложения и прочих налогов и сборов | |
Главное управление налогообложения физических лиц | управления налогообложения индивидуальных предпринимателей |
управления налогообложения граждан, декларирования доходов и имущества | |
Главное управление международного налогового сотрудничества | управление
международных налоговых |
управление
налогообложения | |
Главное управление учета налогов и ведомственного контроля | управление учета налогов, отчетности и взыскания платежей |
управление по рассмотрению жалоб плательщиков | |
отдел ведомственного контроля | |
отдел экономического анализа | |
Главное управление информационных технологий | отдел разработок автоматизированных информационных систем |
отдел современных компьютерных технологий | |
отдел постановки задач АИС | |
отдел внедрения системных программ и технического обслуживания | |
отдел информационной безопасности | |
Главное управление организации контрольной деятельности | управление анализа, планирования и координации контрольной деятельности |
управление организации проверок | |
Главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий | управление контроля подакцизных товаров |
управление электронных технологий | |
Юридическое управление | отдел исковой работы и систематизации законодательства |
экспертно-правовой отдел | |
Управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности | |
Управление организационно-кадровой политики | |
Отдел
информационно-разъяснительной | |
Управление собственной безопасности и спецработы |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Рисунок 2 – Структура государственных налоговых органов
Примечание
– Источник: [1, с. 34, рисунок 1.8].
Перед МНС стоят следующие задачи:
Для МНС главнейшей функцией является функция налогового контроля, который представляет собой совокупность мероприятий, проводимых для обеспечения соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и сборов в соответствии с правовой базой страны.
Приоритетными направлениями контроля в текущем году были выбраны следующие сферы экономической деятельности:
Помимо этой функции, МНС:
Налоговые органы являются самостоятельным звеном государственного управления. В соответствии с законодательством это государственные органы, которые обладают правами юридического лица, в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные и иные уполномоченные органы. Деятельность таможенных органов в сфере налогов распространяется на акцизы и НДС на ввозимые и вывозимые товары и таможенную пошлину. Они вправе получать от плательщиков документы, необходимые для исчисления налогов в отношении перемещаемых через границу товаров; проводить налоговые проверки и применять штрафные санкции. Помимо названных полномочия в налоговой сфере имеют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь, а также их органы.
МНС осуществляет налоговый контроль, учёт уплаченных налогов в бюджет страны, вносит предложения по реформированию налоговой системы, сотрудничает с налоговыми органами других государств.
2 Анализ налоговой
системы Республики
Беларусь и роль
налоговых органов
в реализации налоговой
политики
Налоговая система – совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих прав и систему ответственности сторон участвующих в налоговых отношениях [1,c. 8].
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в условиях разрыва экономических связей между странами, которые входили в состав СССР. С 1 января 1992 г. вступил в силу закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в республике («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций», «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «О платежах за землю», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и др.). Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, поэтому налоговая политика имела преимущественно фискальный характер, т.е. обеспечивала государство финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций. Проводились многочисленные мероприятия, направленные на снижение налоговой нагрузки, но это не привело к коренным изменениям в налоговой системе.