Министерство по налогам и сборам Республике Беларусь в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование особенностей и проблем деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и определение направлений ее развития.

В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:

- охарактеризовать теоретические основы и особенности функционирования Министерства по налогам и сборам;

- рассмотреть состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;

- определить направления развития налоговой системы в соответствии с зарубежными тенденциями.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы организации деятельности налоговых органов 6
1.1 Эволюция налоговых органов Республики Беларусь 6
1.2 Структура налоговых органов Республики Беларусь 9
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и роль налоговых органов в реализации налоговой политики 12
3 Проблемы и пути совершенствования деятельности налоговых органов 21
3.1 Зарубежный опыт организации функционирования налоговых служб 21
3.2 Пути и проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 25
Заключение 29
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

мнс-1.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

    Для разработки предложений о совершенствовании  налоговой системы, в том числе по упрощению порядка исчисления и уплаты налогов, сборов и пошлин, порядка налогового учета и других предложений по совершенствованию налогового законодательства создается консультативный совет. Состав консультативного совета и положение о нем утверждается МНС. На данный момент в него входят 24 человека, среди них представители министерств, руководители и главные бухгалтера крупных предприятий страны.

    Таким образом, формирование системы налоговых органов длилось более чем десятилетие. С момента распада СССР и становления суверенного государства структура, подчиненность и функции несколько раз изменялись,  однако в 2001 г. был принят Указ Президента, направленный на совершенствование государственного аппарата управления, в котором была окончательно определена система налоговых органов страны, во главе которой стоит МНС, которым руководит  министр по налогам и сборам. Он взаимодействует с Правительством и координирует деятельность многочисленных структурных подразделений системы налоговых органов. В своей деятельности министерство опирается на законодательную базу, в которой прописаны его функции, задачи, обязанности и полномочия. 
 

     1.2 Структура налоговых  органов Республики Беларусь  
 

     В систему органов налоговых администраций входят:

  • органы, формирующие и осуществляющие налоговую политику;
  • органы, выполняющие функции по контролю, учёту и взиманию налоговых платежей;
  • прочие органы, обладающие определёнными правами и полномочиями в области налогообложения [12,c. 149].

     В Республике Беларусь налоговые органы являются самостоятельным звеном государственного управления. В соответствии со статьёй 80 Налогового кодекса Республики Беларусь они являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные и иные уполномоченные органы. Налоговые органы страны, а также таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и обязанностей, установленных законодательством.

    МНС и его территориальные органы, инспекции областей, инспекции по Минску, инспекции по городам и  районам образуют единую централизованную систему налоговых органов (рис.2). Структура самого министерства представлена на таблице 1. Оно состоит из 13-и различных управлений, большинство из которых подразделяются на отделы.

 

       Таблица 1 – Структурные подразделения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 

Министерство  по налогам и сборам
Управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения отдел контроля и делопроизводства
административно-хозяйственный  отдел
Главное управление методологии налогообложения  организаций управления  косвенного налогообложения
управления  прямого налогообложения и прочих налогов и сборов
Главное управление налогообложения физических лиц управления  налогообложения индивидуальных предпринимателей
управления  налогообложения граждан, декларирования доходов и имущества
Главное управление международного налогового сотрудничества управление  международных налоговых соглашений
управление  налогообложения внешнеэкономической  деятельности
Главное управление учета налогов и ведомственного контроля управление  учета налогов, отчетности и взыскания  платежей
управление  по рассмотрению жалоб плательщиков
отдел ведомственного контроля
отдел экономического анализа
Главное управление информационных технологий отдел разработок автоматизированных информационных систем
отдел современных компьютерных технологий
отдел постановки задач АИС
отдел внедрения системных программ и  технического обслуживания
отдел информационной безопасности
Главное управление организации контрольной  деятельности управление  анализа, планирования и координации  контрольной деятельности
управление  организации проверок
Главное управление контроля подакцизных товаров  и электронных технологий управление  контроля подакцизных товаров
управление  электронных технологий
Юридическое управление отдел исковой  работы и систематизации законодательства
экспертно-правовой отдел
Управление  финансирования, бухгалтерского учета  и отчетности
Управление  организационно-кадровой политики
Отдел информационно-разъяснительной работы
Управление  собственной безопасности и спецработы
 

    Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

    

     

     

       
 
 

     

     

       

     

     

       
 
 

     Рисунок 2 – Структура государственных налоговых органов

      Примечание  – Источник: [1, с. 34, рисунок 1.8]. 

     Перед МНС стоят следующие задачи:

  • осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
  • учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
  • разработка предложений об упрощении налоговой системы, в том числе совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений о совершенствовании налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;
  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в пределах своей компетенции;
  • разработка (участие в разработке) международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения [6].
 

     Для МНС главнейшей функцией является функция налогового контроля, который представляет собой совокупность мероприятий, проводимых для обеспечения соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и сборов в соответствии с правовой базой страны.

     Приоритетными направлениями контроля в текущем году были выбраны следующие сферы экономической деятельности:

  • строительные работы и ремонтно-строительные услуги, где проведено почти 1,9 тысячи проверок, нарушения установлены в 1,7 тысячи случаях. По результатам таких проверок в доход бюджета поступило 36,8 млрд. рублей, изъято из теневого оборота товарно-материальных ценностей на 390,6 млн. рублей. К административной ответственности привлечено более тысячи должностных лиц, сумма штрафов составила 261,8 млн. рублей. По материалам проверок правоохранительными органами возбуждено 11 уголовных дел;
  • торговля строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, где проведено 1,3 тысячи проверок, нарушения установлены в 1,2 тысячи случаях. В бюджет поступило 4,3 млрд. рублей, арестовано товарно-материальных ценностей на 244,3 млн. рублей. К административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 261,7 млн. рублей привлечено 678 должностных лиц, возбуждено 7 уголовных дел;
  • международные автомобильные грузоперевозки. В этой сфере проведено 1,2 тысячи проверок, нарушения установлены в 1,1 тысячи случаях, в бюджет поступило 2 млрд. рублей. Административная ответственность применена в отношении 580 должностных лиц на сумму штрафов 157 млн. рублей, возбуждено 1 уголовное дело;
  • торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями для автомобилей, где проведено почти 1,4 тысячи проверок, нарушения установлены в 1,3 тысячи случаях. В бюджет поступило 2,8 млрд. рублей, выведено из теневого оборота товарно-материальных ценностей на 1,4 млрд. рублей. К административной ответственности привлечено 814 должностных лиц, сумма штрафов – 926,2 млн. рублей;
  • реализация товаров с использованием интернет-магазинов, а также электронных кошельков. В этой сфере проведено 54 проверки, доначислено 737,4 млн. рублей, арестовано товарно-материальных ценностей на 32,6 млн. рублей [26].

     Помимо  этой функции, МНС:

  • организует деятельность инспекций;
  • осуществляет валютный контроль в рамках своих полномочий;
  • анализирует структуру рынка алкогольной и табачной продукции;
  • проводит разъяснительную работу по вопросам, связанным с применением налогового законодательства;
  • издаёт нормативные правовые акты, утверждает формы отчётности в налоговые органы;
  • проводит  анализ  отчетных  данных, результатов проверок, осуществляемых налоговыми органами, на основании которого разрабатывает предложения о совершенствовании деятельности инспекций МНС;
  • осуществляет в пределах своей  компетенции  подготовку предложений об упрощении налоговой системы, в том числе о совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля и других предложений о совершенствовании налогового законодательства, налоговой политики[6].

     Налоговые органы являются самостоятельным звеном государственного управления. В соответствии с законодательством это государственные органы, которые обладают правами юридического лица, в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные и иные уполномоченные органы. Деятельность таможенных органов в сфере налогов распространяется на акцизы и НДС на ввозимые и вывозимые товары и таможенную пошлину. Они вправе получать от плательщиков документы, необходимые для исчисления налогов в отношении перемещаемых через границу товаров; проводить налоговые проверки и применять штрафные санкции. Помимо названных полномочия в налоговой сфере имеют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь, а также их органы.

     МНС осуществляет налоговый контроль, учёт уплаченных налогов в бюджет страны, вносит предложения по реформированию налоговой системы, сотрудничает с налоговыми органами других государств.

 

      2 Анализ налоговой  системы Республики  Беларусь и роль  налоговых органов в реализации налоговой политики 
 

     Налоговая система – совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих прав и систему ответственности сторон участвующих в налоговых отношениях [1,c. 8].

     Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в условиях разрыва экономических  связей между странами, которые входили  в состав СССР. С 1 января 1992 г. вступил в силу закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в республике («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций», «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «О платежах за землю», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и др.). Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, поэтому налоговая политика имела преимущественно фискальный характер, т.е. обеспечивала государство финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций. Проводились многочисленные мероприятия, направленные на снижение налоговой нагрузки, но это не привело к коренным изменениям в налоговой системе.

Информация о работе Министерство по налогам и сборам Республике Беларусь в системе управления финансами