Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 21:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование особенностей и проблем деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и определение направлений ее развития.
В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические основы и особенности функционирования Министерства по налогам и сборам;
- рассмотреть состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;
- определить направления развития налоговой системы в соответствии с зарубежными тенденциями.
Введение 4
1 Теоретические основы организации деятельности налоговых органов 6
1.1 Эволюция налоговых органов Республики Беларусь 6
1.2 Структура налоговых органов Республики Беларусь 9
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и роль налоговых органов в реализации налоговой политики 12
3 Проблемы и пути совершенствования деятельности налоговых органов 21
3.1 Зарубежный опыт организации функционирования налоговых служб 21
3.2 Пути и проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 25
Заключение 29
Список использованных источников 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
финансов и финансового менеджмента
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: Теория финансов
на
тему: Министерство
по налогам и сборам
Республике Беларусь
в системе управления
финансами
Студент
ФФБД,
3-й курс, ДФФ-3 Т.Э. Шуб
Руководитель
ассистент
В.В. Шевцова
МИНСК 2010
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 34 с., 3 рис., 1 табл., 30 источников.
МИНИСТЕРСТВО ПО
НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ,
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ, НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО,
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА
Объект исследования – функционирование Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Предмет исследования – практика выполнения задач Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Цель работы: исследование особенностей и проблем деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и определение направлений ее развития.
Методы исследования: сравнительного анализа, синтеза, табличный, группировки.
Элементы научной новизны: дана оценка деятельности Министерства по налогам и сборам и обоснованы предложения по ее совершенствованию.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая
система – важнейшая
Государственное регулирование связано с решением таких вопросов, как обеспечение достаточных и стабильных поступлений налогов и сборов в казну страны, снижение налоговой нагрузки на экономических субъектов, что позволит увеличить доходную часть бюджета.
Министерство по налогам и сборам играет в этом процессе ключевую роль. Оно непосредственно проводит и реализует налоговую политику государства, контролирует соблюдение налогового законодательства и пресекает любые нарушения в этой сфере. Являясь главным проводником налоговой политики, ведёт учет уплаченных налогов и сборов. Министерством разрабатываются предложения, направленные на совершенствование налоговой системы Беларуси и приближение её к мировым стандартам. Для этого осуществляется принятие нормативных актов и заключение международных соглашений, которые позволят упростить как внутреннее, так и международное налогообложение, что в свою очередь укрепит внешнеэкономические связи и интеграционные процессы в регионе.
Целью курсовой работы является исследование особенностей и проблем деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и определение направлений ее развития.
В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические основы и особенности функционирования Министерства по налогам и сборам;
- рассмотреть состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;
- определить направления развития налоговой системы в соответствии с зарубежными тенденциями.
Объект исследования – функционирование Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Предмет исследования – практика выполнения задач Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: сравнения, табличный, синтеза, анализа, группировок.
При написании курсовой работы использовались законодательные и нормативные акты, учебная и монографическая литература, материалы периодических изданий по теме исследования, а также материалы статистических справочников и электронные ресурсы.
Теоретические основы осуществления деятельности Министерства по налогам и сборам широко освещены в учебной и периодической зарубежной и отечественной литературе. Здесь можно отметить таких авторов как С.И. Адаменкова, М.В. Романовский, Е.Ф. Киреева, Н.Е. Заяц и т.д. В своих трудах эти и другие авторы уделяют внимание правовой базе, регулирующей его функционирование, даётся общая характеристика налоговой системы и её особенностей в различных странах, порядок уплаты основных налогов юридическими, физическими лицами и порядок контроля за этим процессом, пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
1 Теоретические
основы организации
деятельности налоговых
органов
Государственная налоговая
В 1994 г. Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств. А через три года была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, который вошёл в систему республиканских органов государственного управления, подчинённых Правительству Республики Беларусь. В 1999 г. при Государственном налоговом комитете Республики Беларусь создан Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий [11].
Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 № 516 Государственный налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС), а Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий – в департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий МНС без прав юридического лица. C 16 августа 2004 г. департамент преобразован в управление контроля за подакцизными товарами главного управления организации контрольной деятельности. В 2009 году было создано главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий (рис.1).
МНС
– республиканский орган государственного
управления, проводящий государственную
политику и осуществляющий регулирование
и управление в сфере налогообложения,
государственного контроля за производством
и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей
продукции, непищевого этилового спирта
и табачных изделий, оборотом табачного
сырья, рекламой алкогольных напитков
и табачных изделий, а также координирующим
деятельность в этой сфере других республиканских
органов государственного управления.
Рисунок 1 – Эволюция налоговых органов в Беларуси
Примечание
– Источник: собственная разработка.
МНС является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет в банке, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Содержание центрального аппарата МНС и инспекций осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на их финансирование.
Деятельность налоговых органов в республике регламентируется:
В настоящее время МНС возглавляет министр по налогам и сборам – Полуян В. Н., назначаемый и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Министр имеет четырёх заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
В компетенцию министра входят:
В
целях реализации полномочий МНС
в административно-
Руководители территориальных органов МНС Республики Беларусь назначаются министром Республики Беларусь по налогам и сборам. Инспекции МНС по городам, районам и районам в городах являются самой массовой структурной единицей системы государственных налоговых органов. Эти подразделения представляют собой управленческие структуры, которые организуют и контролируют процесс сбора налога. Они также являются юридическим лицом, от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, исполняют обязанности, выступают в суде.
Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек: Министр (председатель коллегии), заместители Министра, входящих в нее по должности, а также руководители структурных подразделений аппарата МНС и другие работники налоговых органов. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии обязательны для исполнения всеми инспекциями МНС, их структурными подразделениями и проводятся в жизнь постановлениями МНС либо приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии, возникших при принятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.