Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 21:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование особенностей и проблем деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и определение направлений ее развития.
В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические основы и особенности функционирования Министерства по налогам и сборам;
- рассмотреть состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;
- определить направления развития налоговой системы в соответствии с зарубежными тенденциями.
Введение 4
1 Теоретические основы организации деятельности налоговых органов 6
1.1 Эволюция налоговых органов Республики Беларусь 6
1.2 Структура налоговых органов Республики Беларусь 9
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и роль налоговых органов в реализации налоговой политики 12
3 Проблемы и пути совершенствования деятельности налоговых органов 21
3.1 Зарубежный опыт организации функционирования налоговых служб 21
3.2 Пути и проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 25
Заключение 29
Список использованных источников 32
С 1 января 2004 г. вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу современной налоговой системы Беларуси. Республики Беларусь. Она установила:
Можно выделить следующие характеристики налоговой системы:
Перечень налогов, взимаемых Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата действуют особые налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, налогообложение в рамках свободных экономических зон и Парка высоких технологий.
К основным источникам доходов бюджета-2010 г. относятся следующие налоги и сборы:
Плательщиками НДС являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, индивидуальные предприниматели, а также организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В Республике Беларусь действует зачетный метод исчисления НДС. Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разность между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммами налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в следующем налоговом периоде. 20% - общая налоговая ставка для НДС.
Акцизами облагаются алкогольная продукция, пиво, табачные изделия,
микроавтобусы и легковые автомобили, бензин, дизельное и другое топливо. Действуют единые ставки акцизов как для товаров произведенных, так и для товаров, ввозимых на таможенную территорию республики. Они установлены в Налоговом кодексе Республики Беларусь.
Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица. Налогооблагаемая прибыль определяется как разность между общей суммой прибыли от реализации продукции и суммой расходов по этим операциям. Ставка налога на прибыль составляет 24 процента.
Подоходным налогом облагается доход физических лиц , полученный в течение календарного года, по ставке 12 процентов. Плательщики при наличии оснований могут воспользоваться стандартными, социальными и другими налоговыми вычетами.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
При внесении изменений в Особенную часть Налогового кодекса размер этих вычетов возрос.
Налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, облагается непосредственно полученный доход этих организаций по следующим ставкам:
6%
- международные перевозки и
10%
- доход от долговых
12% - дивиденды и приравненным к ним доходы, доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) либо их части;
15% - роялти, доходы от отчуждения недвижимого имущества, иных доходов;
5% доходы по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий [20].
Налогом на недвижимость облагается стоимость зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений, гаражей. Годовая ставка этого налога для организаций – 1%; для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей – 0,1%.
Земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц (в том числе иностранных). Ставки земельного налога зависят от категории населенных пунктов, кадастровой оценки земель и видов функционального использования. Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством.
Экологическим налогом облагаются объемы:
Ставки экологического налога установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от объекта налогообложения.
Местные
налоги и сборы вправе вводить на территории
соответствующих административно-
Перечень местных налогов и сборов установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь. На 2010 г. это:
За январь-сентябрь 2010 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 34 567,3 млрд. рублей (рис. 3).
Рисунок 3– Структура налоговых поступлений в бюджет за январь-октябрь 2010 г.
Примечание
– Источник: собственная разработка.
Платежи, контролируемые налоговыми органами, составили 25 117,4 млрд. рублей, их доля составила 72,7% всех доходов бюджета. Плановые назначения выполнены на 102,3%, в том числе в республиканский бюджет поступило 11 944,2 млрд. рублей, план выполнен на 102,8%, в местные бюджеты – 13 173,2 млрд. рублей, план выполнен на 101,9%. В целом в бюджет республики дополнительно сверх плана мобилизовано 571,7 млрд. рублей.
Основной источник доходов бюджета, обеспечивший 26,7% администрируемых налоговой службой платежей, – НДС. Поступления этого налога составили 6 695,1 млрд. рублей и возросли по сравнению с соответствующим периодом 2009 года в сопоставимых ценах на 8,1%. Плановые назначения выполнены на 100,7%.
Налога на прибыль поступило 4 107,0 млрд. рублей, его удельный вес в структуре контролируемых налоговыми органами доходов бюджета составил 16,4%. Поступления возросли на 13,4%, план выполнен на 100,5%.
Подоходного налога перечислено 3 709,6 млрд. рублей, удельный вес – 14,8%, темп роста – 107,1%. Плановые задания выполнены на 100,9 %. Почти 98%, или 3 630,9 млрд. рублей от общего размера данного налога, составляет подоходный налог с физических лиц, удержанный и перечисленный в бюджет налоговыми агентами.
Поступления акцизов составили 3 140,5 млрд. рублей и возросли на 11,3%, удельный вес – 12,5%. План выполнен на 102,4%.
В инновационные фонды поступило 1 237,7 млрд. рублей. План выполнен на 116,3%, темп роста – 90,5%. Отрицательная динамика поступлений обусловлена сокращением круга плательщиков отчислений в инновационные фонды и снижением нормативов отчислений по ряду организаций [26].
Налог на недвижимость составил 839,9 млрд. рублей. Платежи возросли на 4,6%, плановые назначения выполнены на 101,8%. Земельного налога поступило 482,0 млрд. рублей, план выполнен на 101%. Платежи сократились на 3,2%, что связано с применением с 2010 года методики исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости земли.
Экологический налог и налог на добычу (изъятие) природных ресурсов составили в совокупности 391 млрд. рублей. План выполнен на 102,4%, поступления снизились на 22,8%. Отрицательная динамика связана с законодательным уменьшением количества платежей и сужением круга плательщиков экологического налога.
Налога при упрощенной системе налогообложения собрано в размере 500,8 млрд. рублей, удельный вес – 2%. Единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц поступило 235,4 млрд. рублей, удельный вес – 0,9%. Налог на доходы составил 225,3 млрд. рублей, удельный вес – 0,9%.
Организациями (152,9 тысячи) уплачено 24 050,3 млрд. рублей, или 95,7% всех контролируемых налоговой службой доходов. Государственные организации и организации с долей собственности государства перечислили в бюджет 15 867,2 млрд. рублей, или 63,2% доходов бюджета. На долю коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм приходится 4 933,6 млрд. рублей, или 19,6% контролируемых налоговыми органами доходов бюджета, коммерческих организаций с иностранными инвестициями – 2 371,3 млрд. рублей, или 9,4%. Вклад в государственную казну плательщиков банковского и страхового секторов экономики составил 704,4 млрд. рублей, или 2,8% [26].