Министерство по налогам и сборам Республике Беларусь в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование особенностей и проблем деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и определение направлений ее развития.

В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:

- охарактеризовать теоретические основы и особенности функционирования Министерства по налогам и сборам;

- рассмотреть состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;

- определить направления развития налоговой системы в соответствии с зарубежными тенденциями.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы организации деятельности налоговых органов 6
1.1 Эволюция налоговых органов Республики Беларусь 6
1.2 Структура налоговых органов Республики Беларусь 9
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и роль налоговых органов в реализации налоговой политики 12
3 Проблемы и пути совершенствования деятельности налоговых органов 21
3.1 Зарубежный опыт организации функционирования налоговых служб 21
3.2 Пути и проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 25
Заключение 29
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

мнс-1.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

     С 1 января 2004 г. вступила в силу Общая  часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу современной налоговой системы  Беларуси. Республики Беларусь. Она установила:

  • основные принципы налогообложения;
  • состав участников налоговых правоотношений;
  • виды налогов, сборов (пошлин);
  • порядок введения, изменения и прекращения действия налогов, сборов (пошлин);
  • права и обязанности плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;
  • общие подходы к определению налогового обязательства, его исполнения и проведения налогового контроля [30,c. 5].

    Можно выделить следующие характеристики налоговой системы:

    • порядок установления и ввода в действие налогов;
    • виды налогов и систему налогов;
    • классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
    • порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
    • налоговые органы;
    • права и обязанности налогоплательщиков;
    • права и обязанности налоговых органов;
    • ответственность участников налоговых отношений;
    • защита прав и интересов налогоплательщиков;
    • налоговое законодательство [1,c. 9; 3,c. 34].

       Перечень налогов, взимаемых  Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата действуют особые налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, налогообложение в рамках свободных экономических зон и Парка высоких технологий.

       К основным источникам доходов бюджета-2010 г. относятся следующие налоги и сборы:

  1. косвенные налоги:
    • акцизы;
    • НДС.
  1. прямые налоги:
    • налог на прибыль;
    • налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
    • подоходный налог с физических лиц.
  1. Налоги, включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении:
    • налог на недвижимость;
    • налог на землю;
    • экологический налог;
    • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.
  1. Местные налоги [20].

     Плательщиками НДС являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, индивидуальные предприниматели, а также организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     В Республике Беларусь действует зачетный метод исчисления НДС. Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разность между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммами налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в следующем налоговом периоде. 20% - общая налоговая ставка для НДС.

     Акцизами облагаются алкогольная продукция, пиво, табачные изделия,

микроавтобусы и легковые автомобили, бензин, дизельное и другое топливо. Действуют единые ставки акцизов как для товаров произведенных, так и для товаров, ввозимых на таможенную территорию республики. Они установлены в Налоговом кодексе Республики Беларусь.

     Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица. Налогооблагаемая прибыль определяется как разность между общей суммой прибыли от реализации продукции и суммой расходов по этим операциям. Ставка налога на прибыль составляет 24 процента.

     Подоходным налогом облагается доход физических лиц , полученный в течение календарного года, по ставке 12 процентов. Плательщики при наличии оснований могут воспользоваться стандартными, социальными и другими налоговыми вычетами.

     При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

    • в размере 270 тыс. рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1635,0 тыс. рублей в месяц;
    • в размере 75 тыс. рублей на каждого ребенка до восемнадцати лет и каждого иждивенца за каждый месяц года;
    • в размере 380 тыс. рублей за каждый месяц года следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности.

     При внесении изменений в Особенную часть Налогового кодекса размер этих вычетов возрос.

     Налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, облагается непосредственно полученный доход этих организаций по следующим ставкам:

     6% - международные перевозки и транспортно-экспедиционные  услуги;

     10% - доход от долговых обязательств;

     12% - дивиденды и приравненным к ним доходы, доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) либо их части;

     15% - роялти, доходы от отчуждения  недвижимого имущества, иных доходов;

     5% доходы по дивидендам, долговым  обязательствам, роялти, лицензиям,  если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий [20].

     Налогом на недвижимость облагается стоимость зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений, гаражей. Годовая ставка этого налога для организаций – 1%; для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей – 0,1%.

     Земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц (в том числе иностранных). Ставки земельного налога зависят от категории населенных пунктов, кадастровой оценки земель и видов функционального использования. Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством.

     Экологическим налогом облагаются объемы:

    • выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
    • сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
    • отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;
    • нефти и нефтепродуктов, перемещенных или перерабатываемых на территории Республики Беларусь;
    • производства и импорта товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений;

     Ставки экологического налога установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от объекта налогообложения.

     Местные налоги и сборы вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня. При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь определяют плательщиков, объекты налогообложения, размеры налоговых ставок, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам [20].

     Перечень местных налогов и сборов установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь. На 2010 г. это:

  • налог на услуги (размер налоговых ставок не может превышать 5 процентов налоговой базы);
  • налог за владение собаками (ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты собак в холке от 0,5 (17,5 тыс. рублей) до 1,5 (52,5 тыс. рублей) базовых величин в месяц);
  • сбор на развитие территорий (налоговые ставки не превышают 3 процентов валовой прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога);
  • сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 процентов стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.);
  • курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов стоимости курортной путевки).

     За январь-сентябрь 2010 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 34 567,3 млрд. рублей (рис. 3).

     

     Рисунок 3– Структура налоговых поступлений в бюджет за январь-октябрь 2010 г.

     Примечание  – Источник: собственная разработка. 

     Платежи, контролируемые налоговыми органами, составили 25 117,4 млрд. рублей, их доля составила 72,7% всех доходов бюджета. Плановые назначения выполнены на 102,3%, в том числе в республиканский бюджет поступило 11 944,2 млрд. рублей, план выполнен на 102,8%, в местные бюджеты – 13 173,2 млрд. рублей, план выполнен на 101,9%. В целом в бюджет республики дополнительно сверх плана мобилизовано 571,7 млрд. рублей.

     Основной источник доходов бюджета, обеспечивший 26,7% администрируемых налоговой службой платежей, – НДС. Поступления этого налога составили 6 695,1 млрд. рублей и возросли по сравнению с соответствующим периодом 2009 года в сопоставимых ценах на 8,1%. Плановые назначения выполнены на 100,7%.

     Налога на прибыль поступило 4 107,0 млрд. рублей, его удельный вес в структуре контролируемых налоговыми органами доходов бюджета составил 16,4%. Поступления возросли на 13,4%, план выполнен на 100,5%.

     Подоходного налога перечислено 3 709,6 млрд. рублей, удельный вес – 14,8%, темп роста – 107,1%. Плановые задания выполнены на 100,9 %. Почти 98%, или 3 630,9 млрд. рублей от общего размера данного налога, составляет подоходный налог с физических лиц, удержанный и перечисленный в бюджет налоговыми агентами.

     Поступления акцизов составили 3 140,5 млрд. рублей и возросли на 11,3%, удельный вес – 12,5%. План выполнен на 102,4%.

     В инновационные фонды поступило 1 237,7 млрд. рублей. План выполнен на 116,3%, темп роста – 90,5%. Отрицательная динамика поступлений обусловлена сокращением круга плательщиков отчислений в инновационные фонды и снижением нормативов отчислений по ряду организаций [26].

     Налог на недвижимость составил 839,9 млрд. рублей. Платежи возросли на 4,6%, плановые назначения выполнены на 101,8%. Земельного налога поступило 482,0 млрд. рублей, план выполнен на 101%. Платежи сократились на 3,2%, что связано с применением с 2010 года методики исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости земли.

     Экологический налог и налог на добычу (изъятие) природных ресурсов составили в совокупности 391 млрд. рублей. План выполнен на 102,4%, поступления снизились на 22,8%. Отрицательная динамика связана с законодательным уменьшением количества платежей и сужением круга плательщиков экологического налога.

     Налога при упрощенной системе налогообложения собрано в размере 500,8 млрд. рублей, удельный вес – 2%. Единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц поступило 235,4 млрд. рублей, удельный вес – 0,9%. Налог на доходы составил 225,3 млрд. рублей, удельный вес – 0,9%.

     Организациями (152,9 тысячи) уплачено 24 050,3 млрд. рублей, или 95,7% всех контролируемых налоговой службой доходов. Государственные организации и организации с долей собственности государства перечислили в бюджет 15 867,2 млрд. рублей, или 63,2% доходов бюджета. На долю коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм приходится 4 933,6 млрд. рублей, или 19,6% контролируемых налоговыми органами доходов бюджета, коммерческих организаций с иностранными инвестициями – 2 371,3 млрд. рублей, или 9,4%. Вклад в государственную казну плательщиков банковского и страхового секторов экономики составил 704,4 млрд. рублей, или 2,8% [26].

Информация о работе Министерство по налогам и сборам Республике Беларусь в системе управления финансами