Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности контроля за своевременным и полным представлением налоговой отчетности в налоговые органы.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
а) рассмотреть теоретические аспекты организации проведения камеральных проверок;
б) проанализировать проведения камеральных проверок на примере инспекции Министерства по налогам си сборам;
г) обозначить основные направления совершенствования в организиции и проведении камеральных проверок в Республике Беларусь.
1. Введение……………………………………………………………………….4
2. Общие требования к организации и
проведению камеральных проверок…………………………………………6
3. Анализ проведения камеральных проверок на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Октябрьскому району г.Минска…………………………………………....16
4. Пути и направления совершенствования налогового контроля………….23
5. Заключение…………………………………………………………………..28
6. Список использованной литературы……………………………………….29
По подлежащим ликвидации и ликвидированным плательщикам за январь-июнь 2010 года проведено 461 проверок, в том числе: организаций – 176 (на 43 проверки больше), ИП – 285 (на 81 проверку больше). Из 455 проверенных плательщиков этой категории у 130 установлены нарушения, в результате допричислено 23688,3 млн. руб., что на 15872,2 млн. руб. в сопоставимых ценах больше, чем за январь-июнь 2009 года. Взыскано в бюджет с этих плательщиков 177,1 млн. руб. или на 45,8 млн. руб. меньше в сопоставимых ценах чем в январе-июне 2009 года (за январь-июнь 2009 года было взыскано в бюджет 222,9 млн. руб. в сопоставимых ценах).
Относительно
небольшое количество камеральных проверок
связано с тем, что камеральная проверка
проводится без привлечения первичных
документов, на основе данных бухгалтерской
отчетности, расчетов, налоговых деклараций
и других документов, связанных с уплатой
налогов, представленных налогоплательщиком
и с использованием присущих ей методов
в ходе камеральной проверки возможно
установить нарушения сроков представления
деклараций и уплаты налогов. Поэтому
в случае обнаружения в ходе камеральной
проверки обстоятельств, указывающих,
что плательщиком допускаются правонарушения,
которые не могут быть полностью подтверждены
камеральной проверкой на основании представленных
в соответствии с законодательством плательщиком
документов, а также при систематическом
(два и более раза в течение календарного
года) неустранении в установленный срок
ошибок (неточностей) в налоговых декларациях
и других документах, в адрес осуществляющего
контрольные функции структурного подразделения
налогового органа направляются внутренние
(служебные) документы для принятия решения
о назначении в установленном законодательством
порядке выездной плановой или внеплановой
проверки.
ПУТИ
И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, проверки данных учета и отчетности и т.д. Следует отметить, что за последнее время налоговым органам удалось добиться позитивных результатов в деле повышения эффективности форм и методов налогового контроля, следствием чего стало увеличение сумм, дополнительно мобилизованных в бюджет по результатам контрольных мероприятий. Однако общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности налогового контроля.
Поэтому в настоящее время главная задача контрольной работы налоговых органов - это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово - хозяйственной деятельности проверяемых объектов. И основной акцент в решении данной проблемы делается на усилении роли и значимости камеральных проверок, чтобы в перспективе сделать данный вид проверок основной формой налогового контроля. Эта позиция обусловлена обстоятельствами: камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля; данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков.
Вопрос
обеспечения рационального
Необходимым и перспективным направлением совершенствования процедуры камеральных проверок является внедрение в практику работы налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения. Так с 1 апреля 2009 года в Республике Беларусь работает система электронного декларирования. За это время ее абонентами успели стать более 50 000 организаций. По отзывам организаций, которые уже используют данную систему предоставления налоговой отчетности, электронное декларирование – это удобно, просто, доступно, надежно и вдобавок экономит время бухгалтера.
Пользователями системы электронного декларирования могут стать все плательщики – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, желающие использовать электронный способ подачи деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в налоговые органы.
Заполненная плательщиком декларация в электронном виде защищена от многих ошибок, например, программа не позволит отправить декларацию, содержащую счетную ошибку, а также имеет высокий уровень защиты, так как для подписи деклараций используется электронная цифровая подпись. Декларации без электронной цифровой подписи налоговыми органами к рассмотрению не принимаются.
При передаче электронной налоговой декларации с помощью программных и технических средств днем ее представления считается дата ее отправки, то есть при отправке декларации до 24 часов последнего дня срока ее представления она будет считаться представленной в налоговый орган в этот день.
Порядок представления, приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) и документов, которые в соответствии с законодательством должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в виде электронного документа, подробно изложен в Инструкции, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2008 № 128 "О некоторых вопросах представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в виде электронного документа".
Однако, по мнению большинства предпринимателей, руководителей предприятий, программа электронного декларирования, используемая сейчас, до конца не доработана, поэтому доставляет много проблем как контролирующим органам, так и предпринимателям.
Сейчас, когда эта система электронного декларирования начала действовать, выяснилось, что электронное декларирование для субъекта хозяйствования не уменьшает количество посещений контролирующих органов. Потому что с отчетами сдается масса других документов, которые представляются не в электронном виде, а на бумажном носителе (документы для зачета НДС, на предоставление льгот по подоходному налогу и т.д.). Были случаи, когда, сдав отчет в электронном виде, предприниматели были вынуждены ехать в налоговую инспекцию, чтобы привезти бумагу для его распечатки.
Также выяснилось, что на крупных предприятиях, где учет разных объектов налогообложения ведут разные бухгалтеры, каждый из которых ранее предоставлял свой отчет в ИМНС, сейчас вынуждены все эти данные сводить в один компьютер, чтобы с него отправить отчет в налоговую. Иногда эта процедура занимает больше времени, чем поездка в ИМНС с готовыми отчетами, подчеркнули в Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей. Кроме того, это усложняет выявление виновного лица в случае обнаружения ошибок в отчетах.
Есть
еще несколько проблем, с которыми
столкнулись предприниматели
Чтобы ускорить решение проблем, сложившихся в сфере электронного декларирования налогообложения, предпринимательские союзы совместно с IT-специалистами направили свои предложения в государственные органы.
В 2010 году в целях совершенствования налоговой системы Беларуси отменен сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров розничной торговли, местный сбор с пользователей за парковку.
В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с упрощением налоговой системы и сокращением числа налогов увеличена ставка НДС с 18% до 20%. Новая ставка НДС будет применяться в отношении услуг и товаров, отгруженных с 1 января 2010 года.
Все плательщики Беларуси с 1 января 2010 года получили право выбора сроков уплаты налога на прибыль: ежемесячно или ежеквартально. Также с 2010 года предлагается принимать при налогообложении все отраженные в бухучете затраты по производству, реализации продукции и услуг. В Налоговом кодексе предусмотрен только закрытый перечень затрат, которые не связаны с производственной деятельностью плательщика, и которые по этой причине не будут учитываться в налогообложении. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет.
В целом с вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса налоговая система Беларуси приводится в соответствие с аналогичными системами государств - основных партнеров Беларуси, повышается имидж страны по условиям ведения бизнеса. Принятие Особенной части Налогового кодекса будет способствовать либерализации условий хозяйственной деятельности, совершенствованию налогового законодательства, упрощению налоговой системы в Беларуси. К настоящему времени отменены 17 малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы.
С
целью улучшения условий для
ведения бизнеса и исполнения
налоговых обязательств министерством
подготовлен ряд инициатив. Так, с 1 января
2011 года предлагается отменить местный
сбор за развитие территорий, который
увеличивает налоговую нагрузку на прибыль
до 26 %. В то же время в Польше ставка этого
фискального сбора равна 19 %, Литве – 15
%, России и Казахстане – 20 %. Предлагается
также отменить авансовые платежи по НДС
и исключить из состава экологического
налога ряд платежей, не носящих налоговый
характер. После 2011 года мы проработаем
возможность объединения налога на недвижимость
и земельного в один имущественный сбор
с учетом международной практики. Становится
актуальным вопрос включения в Налоговый
кодекс положений о налогообложении паевых
инвестиционных фондов.
В
правительстве подготовлен «
Правительственная рабочая группа по упрощению налоговой системы планирует рассмотреть в нынешнем году следующие вопросы:
-
о предоставлении права
-
проанализировать практику
-
разработать концептуальные
-
изменение меры
-
изменение порядка расчета
- упрощение налоговых деклараций (расчетов).
По
мнению руководителя Ассоциации малого
и среднего предпринимательства
Сергея Балыкина, кардинальным упрощением
налоговой системы это вряд ли
станет, правительству следовало
бы действовать еще более
Напомним, по результатам ежегодного исследования «Уплата налогов 2010. Международный обзор», подготовленного Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией и PricewaterhouseCoopers, Беларусь занимает последнее, 183-е место в общемировом рейтинге режима налогообложения, определяющем сложность систем исчисления и уплаты налогов.
Налоговые системы стран сравниваются по трем показателям: количеству налоговых платежей; количеству времени, затраченного на налоговое администрирование; налоговым затратам бизнеса, которые измеряются эффективной ставкой всех налогов. Эти три параметра формируют совокупный показатель.
Правительство Беларуси ставит задачу уже в 2011-2012 годах войти в первую сотню стран по простоте условий налогообложения [13].