Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности контроля за своевременным и полным представлением налоговой отчетности в налоговые органы.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
а) рассмотреть теоретические аспекты организации проведения камеральных проверок;
б) проанализировать проведения камеральных проверок на примере инспекции Министерства по налогам си сборам;
г) обозначить основные направления совершенствования в организиции и проведении камеральных проверок в Республике Беларусь.
1. Введение……………………………………………………………………….4
2. Общие требования к организации и
проведению камеральных проверок…………………………………………6
3. Анализ проведения камеральных проверок на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Октябрьскому району г.Минска…………………………………………....16
4. Пути и направления совершенствования налогового контроля………….23
5. Заключение…………………………………………………………………..28
6. Список использованной литературы……………………………………….29
Указом N 510 установлен единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности.
Так, из НК вообще исключен термин «налоговая проверка». Проверки, проводимые налоговыми органами, как и ранее, делятся на камеральные и выездные проверки.
Основные правила проведения камеральных проверок Законом № 72-З не изменены. Установлено, что камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) и иных документов и информации, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) (далее для упрощения мы будем говорить только о плательщиках) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством. При этом налоговый орган вправе истребовать от плательщика иные документы и дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).
Вместе с тем Законом № 72-З правила проведения камеральных проверок дополнены некоторыми нормами. Так, установлено, что при проведении камеральной проверки организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, индивидуального предпринимателя (далее — ИП), а также лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность или деятельность в сфере агроэкотуризма, налоговый орган не вправе истребовать от плательщика иные документы, но при этом имеет право требовать от плательщика предоставления дополнительных сведений, а также получать пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).
Налоговый орган в ходе камеральной проверки может также проверять обоснованность использования плательщиком налоговых льгот. Исходя из требований п.6 ст.43 НК при использовании налоговых льгот плательщик должен представлять документы, подтверждающие право на такие льготы. В связи с этим новой редакцией п.3 ст.70 НК предусмотрено, что при непредставлении таких документов или представлении документов, не подтверждающих право на льготы, налоговый орган в ходе камеральной проверки исчисляет подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот.
23 июня 2010 г. принято постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 51 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений», которым признана утратившим силу Инструкция о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 № 124, поскольку в настоящее время пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что порядок организации и проведения проверок устанавливается Президентом Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» утверждено Положение о порядке организации и проведении проверок, требования которого определяют порядок проверок для всех контролирующих (в том числе и налоговых) органов. Таким образом, необходимость в ведомственном нормативном правовом акте Министерства по вопросам, уже определенным названным Указом, отсутствует.
В целях оказания методологической помощи подведомственным инспекциям по отдельным возникающим вопросам организации и проведения проверок, Министерством разработаны Методические рекомендации о некоторых вопросах организации и проведения проверок налоговыми органами.
В соответствии с данными рекомендациями определены общие требования к организации и проведению камеральных проверок:
камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) и иных документов и информации, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством.
При проведении камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица), налоговый орган вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы и дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).
При проведении камеральной проверки организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, индивидуального предпринимателя, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, налоговый орган:
не вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы;
вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).
При использовании плательщиком налоговых льгот и непредставлении в налоговый орган документов, подтверждающих право на льготы или представлении документов, не подтверждающих право на льготы, налоговый орган в ходе камеральной проверки исчисляет подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.
Камеральной проверкой устанавливаются:
своевременность и полнота представления налоговых деклараций и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;
правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации, четкость их заполнения;
соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации, данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);
соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации, которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;
правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям;
соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации и прилагаемых к ней документах, с иными имеющимися в налоговом органе документами и сведениями о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);
обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) ставок и налоговых льгот;
своевременность и полнота уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налогов, иных платежей и пеней;
соблюдение физическими лицами сроков представления деклараций о доходах и имуществе, полнота и достоверность отраженных в них сведений;
соблюдение сроков представления деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, балансов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, отчетов, обязанность представления которых установлена законодательством, полнота и достоверность отраженных в них сведений;
своевременность постановки на учет в налоговых органах (по заявительному принципу);
другие вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.
С 01.01.2010 вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее Указ № 510), которым определен для каждой сферы деятельности перечень критериев отнесения субъектов хозяйствования к группам риска, которые основаны на степени риска совершения субъектом хозяйствования правонарушений и потенциальной опасности для государства и общества нарушения законодательства в соответствующей сфере деятельности. Наибольшее количество критериев выявляется при камеральной налоговой проверке, например: 1) плательщик не представляет налоговую или бухгалтерскую отчетность или представляет "нулевую" отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов; 2) к плательщику поступило более трех в течение нескольких месяцев запросов на истребование документов; 3) у плательщика есть движение денег по счетам, не отраженным в бухгалтерской отчетности; 4) плательщик ведет финансово-хозяйственные операции, не характерные для зарегистрированных видов деятельности по общегосударственному классификатору Республики Беларусь; 5) физические лица, работающие в организации или на нее, приобретают недвижимость, транспортные средства, драгоценные металлы и камни на суммы, превышающие их задекларированные доходы; 6) у плательщика отсутствуют основные средства, необходимые для деятельности (транспорт, торговые точки и т.п.); 7) организация регулярно (не менее трех раз в течение года по одному налогу) представляет декларации к уменьшению или возмещению из бюджета; по итогам предыдущих проверок у организации выявлены факты неуплаты или неполной уплаты налога; 8) значительное превышение суммы займов и кредитов над суммой выручки; 9) сумма НДС, уплаченная таможенным органом, превышает сумму НДС, указанную в декларации по налогу; 10) организации, использующие нестандартные средства расчета (вексель, бартер, уступка права требования); 11) выручка от реализации в бухгалтерской отчетности выше аналогичного показателя в декларации по НДС и полученная разница превышают сумму дебиторской задолженности и др.
При выявлении в ходе камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) неполноты сведений, ошибок (в том числе арифметических) в налоговой декларации и (или) документах, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющейся в налоговом органе, плательщику (иному обязанному лицу) направляется уведомление с предложением о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений.
Если по результатам рассмотрения представленных плательщиком (иным обязанным лицом) дополнительных сведений и (или) пояснений, документов либо при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения, не внесены по предложению налогового органа соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию составляется акт камеральной проверки.
При установлении фактов несвоевременного представления (непредставления) плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых деклараций и иных документов, обязанность представления которых в налоговые органы установлена законодательством, несвоевременной уплаты (неуплаты) налогов и иных платежей, а также постановки на учет в налоговых органах (по заявительному принципу) с нарушением установленного срока, акт камеральной проверки составляется без направления налоговым органом уведомления с предложениями.
Акт камеральной проверки составляется в двух экземплярах.
В случае отказа плательщика (иного обязанного лица), его представителей от подписания акта проверки и (или) от получения под роспись акта проверки на последней странице акта проверяющими учиняется соответствующая запись и заверяется подписями проверяющих. Плательщик (иное обязанное лицо), его представители вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания и (или) получения акта проверки.
При неявке проверяемого плательщика (иного обязанного лица), его представителя для подписания и получения акта (справки) проверки или отказе в получении под роспись акта проверки, подписанные проверяющими акт проверки подлежит направлению заказным письмом с уведомлением о вручении по известным налоговому органу адресам местонахождения (месту жительства) проверяемого плательщика (иного обязанного лица), его представителей. В указанном случае по истечении трех дней со дня такого направления проверяемый плательщик (иное обязанное лицо) считается надлежащим образом ознакомленным с результатами проверки, а акт проверки – врученным.
Днем составления акта камеральной проверки является день подписания акта должностным лицом налогового органа, проводившим проверку.
В случае обнаружения в ходе камеральной проверки обстоятельств, указывающих, что плательщиком (иным обязанным лицом) допускаются правонарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральной проверкой на основании представленных в соответствии с законодательством плательщиком (иным обязанным лицом) документов, а также при систематическом (два и более раза в течение календарного года) неустранении в установленный срок ошибок (неточностей) в налоговых декларациях и других документах, в адрес осуществляющего контрольные функции структурного подразделения налогового органа направляются внутренние (служебные) документы для принятия решения о назначении в установленном законодательством порядке выездной плановой или внеплановой проверки.
По
результатам камеральной
Для информирования плательщика (иного обязанного лица) о результатах камеральной проверки представленной в электронном виде налоговой декларации должностным лицом налогового органа направляется подтверждение о приеме налоговой декларации без ошибок, а при установлении ошибок в налоговой декларации – подтверждение о приеме налоговой декларации с ошибками. Формы подтверждений утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 128 «О некоторых вопросах представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в виде электронного документа»[5].
В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица).
При проведении проверки уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.