Имущественный вычет НДФЛ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что налог на доходы физических лиц, занимающий одно из основных мест в налоговой системе Российской Федерации, непосредственно влияет как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан. Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования данного вида налога является важнейшим элементом налогового законодательства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая имущественный вычет НДФЛ.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

Действующую новую систему льгот по налогу на доходы физических лиц можно оценивать по-разному. В 2009 г. вычеты на детей и иждивенцев возросли до 1000 руб. ежемесячно на каждого до месяца, в котором совокупный доход работ­ника превысит 280 тыс. руб., вместо действовавшей льготы в 2005г.  - 600 руб. до месяца, в котором совокупный доход превысит 40 тыс. руб. В целом положение работников не изменится, т.к. определение фиксированной суммы вычета не учи­тывает инфляционных процессов. Многие налогоплательщики отмечают необхо­димость увеличения предела для предоставления вычетов работникам.

При анализе специалистами налогов с населения, было выявлено отсутствие серьезной взаимосвязи между доходами и данными налогами, что можно объяс­нить только массовым уклонением от их уплаты. Таким образом, от уплаты налогов уклоняются не только субъекты теневой экономики, но и многие законо­послушные во всех других отношениях граждане, работающие в легальных струк­турах и сферах. Данный феномен, помимо общеэкономических причин, в значи­тельной степени обусловлен несовершенством системы налогообложения. Приме­няемая до 2001 г.  прогрессивную шкалу подоходного налога  (от 12 до 35 %) была завышена для страны с падающим уровнем жизни  и специфическим характером распределения получаемых доходов, когда большинство населения страны можно отнести к малообеспеченному, а среднеобеспеченные или высокообеспеченные слои составляют меньшинство.

В 2005 г. действует единая ставка на доходы в размере 13 %, что призвано улучшить состояние дел с собираемостью налогов. Следует также учесть, что за десятилетия традиционной национальной системы подоходного обложения прак­тически все граждане платили одинаковый налог, применялся принцип равенства. Пришедшая на смену этому единообразию дифференцированная шкала появилась только с 1991 г., причем вводилась она не постепенно, без учета сложившихся тра­диций и привычек, а единовременно.

Однако намечаемые в настоящее время улучшения в сфере налогообложения дохода физических лиц, направленные на увеличение собираемости налога на до­ходы физических лиц в соответствие с реальными социально - экономическими условиями, вместе с тем никак не учитывают фактора семьи при формировании доходов граждан и влияния этого фактора на структуру расходов. При уменьшении шкалы налогообложения данный аспект приобретает для налогоплательщика су­щественное значение.

Помимо указанных проблем налогообложения, касающихся налога на до­ходы физических лиц, нельзя не отметить значительного расширения видов нало­гообложения после распада СССР. В период существования СССР среди прямых налогов с граждан до 95 % (1985 г.) - 87 % (1990 г.) занимал подоходный налог.  В настоящее время наряду с ним установлены налог на имущество, земель­ный налог, возросли размеры государственной пошлины, значительно расширена сфера косвенных налогов, введены многочисленные местные сборы. Возможно, что в благополучной экономике подобный многоаспектный набор налоговых изъя­тий допустим, но для кризисной экономики является чрезмерным. Серьезной про­блемой является чрезмерная налоговая нагрузка на работодателей. Работодатель сегодня не заинтересован в раскрытии действительного фонда заработной платы, прежде всего из-за высокого уровня и порядка уплаты единого социального на­лога. Из-за этого практикуется скрытая заработная плата, натуральные формы воз­награждения, и т. п., которые, как правило, не попадают в налогооблагаемую базу. Такого типа сокрытие доходов объединило антиналоговые интересы работодателя и работника.

Индексация налогооблагаемой базы не учитывает или учитывает со значи­тельным опозданием действительный рост цен, снижающуюся покупательную способность получаемых населением денег, что приводит к неконтролируемому увеличению реального налогового бремени на граждан. Для сравнения, в ряде за­рубежных стран применяется упреждающая индексация доходов. Представляется, что подобный порядок является предпочтительным для налоговой системы, тем более что окончательные расчеты по налогам производятся по результатам года и достаточно просто произвести корректировку налоговых платежей с учетом ин­фляции.

Специалисты отмечают несправедливость действующих в России налоговых отношений, которая заключается в предельно формальном подходе к фигуре пла­тельщика, не принимающем во внимание объективные реалии его жизни.

Во - первых, недопустимым и нелогичным является взимание налогов с до­хода ниже прожиточного минимума, с жилой площади, являющейся обязательной социальной нормой и т. п. Таким образом, уплата налогов в бюджет в этом случае одновременно приводит к увеличению социальных расходов бюджета. Во - вто­рых, формальное отождествление положения налогоплательщика с полученным им номинальным доходом приводит к тому, что система не учитывает существенные различия в сфере фактического потребления населения. Заработок и имущество одиноко проживающего лица не соответствуют в сфере реального потребления за­работку и имуществу семей с иждивенцами.

Таким образом, проблема повышения собираемости налогов носит ком­плексный характер, требует осуществления изменений в различных направлениях. Вместе с тем одной из основных задач является приведение налоговой системы в соответствие с реальными экономическими условиями жизнедеятельности граж­дан, учет фактической способности граждан к уплате налогов.

Принятие части 2 НК РФ и ввод его в действие не позволяет выявить скры­ваемые доходы поскольку:

1)                 рост заработной платы зависит от финансовых возможностей предпри­ятия увеличить заработную плату, это отразится на цене продукции, работ, услуг и на конкурентоспособности товаров;

2)                 нестабильность экономики и непоследовательность политических меро­приятий может привести к тому, что в дальнейшем при отражении всех ре­ально полученных доходов система налогообложения доходов физических лиц станет более жесткой;

3)                 действующие ставки единого социального налога (взноса), который тесно связан с налогом на доходы физических лиц, не позволяют организациям увеличить фонд оплаты труда;

4)                 для организаций в целом налог на доходы физических лиц не является большим в общих расходах по сравнению с некоторыми налогами. Следовательно, нет необходимости в его минимизации.

Налоговая стратегия в целом направляется на стимулирование экономиче­ского роста. Для этих целей была введена «плоская» шкала налога на доходы фи­зических лиц. Несмотря на это, некоторые специалисты критикуют именно главу 23 НК РФ. Многие недовольны фиксированными ставками налога на доходы фи­зических лиц, особенно единой ставкой налога на все трудовые доходы – 13 %, от­казом от прогрессивного налогообложения совокупного годового дохода, поте­рями бюджета от уравнительного обложения граждан с различными доходами.

Проблема нарушения налогового законодательства относится не только к на­логам, взимаемым с физических лиц, но и ко всей системе налогов. Случаи нару­шения законодательства в области налогообложения населения встречаются доста­точно часто, хотя налоговые органы проводят активную работу по своевременному информированию налогоплательщиков об изменениях, происходящих в налоговом законодательстве. Важной задачей остается эффективный выбор объектов налого­вого аудита и повышения качества проводимых документальных проверок, разъ­яснений, работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности.

Юридически небесспорной является норма привлечения к ответственности физических лиц с 16 лет, поскольку Уголовный кодекс допускает привлечение граждан к уголовной ответственности с 14 лет. Закрепление в налоговом праве нижней границы ответственности с 16 лет открывает возможность проведения противоправных операций по уклонению от уплаты налогов через несовершенно­летних граждан. Данный вопрос актуален при решении проблем оптимизации на­логовых платежей в сфере налогообложения собственности.

В соответствии со ст. 86 НК РФ налоговые органы осуществляют налоговый контроль за расходами населения, связанными с приобретением в собственность недвижимости, механических транспортных средств, акций АО, ценных бумаг, а также сберегательных сертификатов, культурных ценностей и золота в слитках. Информация о данных расходах поступает от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию перечисленного выше имущества, регистра­цию сделок с ним, а также регистрацию прав на это имущество. Должностные лица налоговых органов обрабатывают извещения о расходах граждан, сопоставляют суммы доходов и расходов физических лиц. Следует отметить, что действующая система контроля за расходами физических лиц неэффективна. Поскольку практи­чески каждый налогоплательщик может отчитать по произведенным расходам, пу­тем предоставления справок о доходах за несколько лет, ссылаясь на личные нако­пления, или предоставления расписок от прочих физических лиц о предоставлении суммы в займы, что на практике проверить практически невозможно.

Существует большое количество схем уклонения от уплаты налогов. По­этому необходимо не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налого­обложения, но и посредством нормативно-правовой базы перекрывать каналы воз­никновения налоговых нарушений. В целом общественное мнение достаточно тер­пимо относится к уклонению от уплаты налогов. Складывается негативный сте­реотип поведения налогоплательщика. В связи с этим необходимы решительные действия, охватывающие практически все стадии общественного сознания и на­правленные на формирование у граждан понимание того, что собранные средства вернутся налогоплательщику в виде конкретных социальных благ и гарантий, соз­давая основу стабильности.

Сравнение показывает, что доля налогов с населения в доходах бюджетов РФ в настоящее время значительно меньше, чем их доля в доходах бюджетов развитых стран. Данное обстоятельство связано с низкой величиной дохода на душу населе­ния. Можно ожидать дальнейшего увеличения доли налогов с физических лиц в общей сумме налоговых поступлений, только по мере возобновления экономиче­ского роста в России и, следовательно, увеличения доходов населения. Таким об­разом, следует ожидать с течением времени роста значения налогов, взимаемых с доходов физических лиц.

 

3.2. Пути совершенствования налога на доходы физических лиц

В планах реформирования налоговой системы РФ одним из предполагаемых источников прироста доходов бюджета является усиление значимости налогов с дохода физических лиц. Для предотвращения утаивания доходов от налогообло­жения налоговые органы будут иметь право в случае явного несоответствия между образом жизни налогоплательщика и его официально уплачиваемыми налогами применять метод определения величины налога на доходы физических лиц по внешним признакам богатства.

Можно выделить, в общем, выделить следующие пути решения указанных выше проблем:

-   совершенствования законодательства в области налогообложения населе­ния, с целью его упрощения, придания большей прозрачности, соответствия со­временным условиям жизнедеятельности;

-   расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;

-   реализация мер по борьбе с неучтенным наличным оборотом, в частности пу­тем обязательного присвоения гражданам индивидуальных номеров налогопла­тельщиков;

-   повышения доли налогов с физических лиц в доходах бюджетов;

установление оперативного контроля за соблюдением налогового законода­тельства, повышение ответственности граждан за уклонение от налогов.

Если исходить из принципа справедливости в налогообложении, то каж­дый налогоплательщик при формировании и признании собственных расхо­дов должен исходить из фактически полученного дохода. Вместе с тем, прак­тика показывает, что существует разрыв между условиями, в которых фор­мируются и становятся публичными доходы физических лиц, которые полу­чают заработную плату, и физических лиц, которые являются предпринима­телями. Если абстрагироваться от проблем с заработной платой, которая свя­зана с теневой экономикой, то основным объектом обложения подоходным налогом является доход, полученный от работодателя или в бюджетном уч­реждении. В то же время, индивидуальные предприниматели при формирова­нии налогооблагаемого дохода имеют возможность смоделировать величину дохода, используя как рычаги занижения дохода, так и завышение расходов. В результате существенно снижается налогооблагаемая база и справедливого налогообложения не получается. В современных российских условиях инди­видуальные предприниматели находятся в более выгодных условиях по срав­нению с работниками бюджетных и государственных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики.

Налог на доходы физических лиц является прямым налогом с присущими ему всеми обязательными и необязательными элементами любого налога. Источником налога является  определенный доход, выраженный в денежной форме (единица обложения), налогоплательщика физического лица, как  резидента РФ (уплачивает налог по одной ставке), так и нерезидента РФ (уплачивает налог по другой ставке) по доходам от источников в РФ для резидентов и нерезидентов и только по доходам от источников в РФ для нерезидентов.

При этом, так как налог на доходы физических лиц прямой, носителем налога, т.е. лицом, которое несет налоговое бремя или тяжесть налога, выступает сам налогоплательщик.

Налог предполагает большой спектр налоговых льгот при определенных обстоятельствах (изъятие, т.е. выведение из-под налога отдельных объектов налогообложения; скидки, т.е. вычеты из налогооблагаемой базы; возврат ранее уплаченного налога) и налоговые санкции (взыскание налога по требованию налогового органа об уплате налога, пени, штрафы, взыскиваемые по основаниям, определяемым налоговым Кодексом и другими нормативными документами).

По налогу на доходы физических лиц однозначно определен порядок и сроки уплаты налога.

Методами исчисления налога являются как коммулятивная система исчисления налога, т.е. нарастающим итогом с начала налогового периода, так и не коммулятивная, т.е. по частям, в частности, различные виды доходов облагаются раздельно по различным ставкам.

  Согласно действующему налоговому законодательству для исчисления налога на доходы физических лиц применяются ставки – 9, 13,30,35 %, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Законодательство содержит большое количество льгот по налогам, однако, далеко не все налогоплательщики используют их в полном объеме, хотя их применение позволит в значительной степени уменьшить налоговые платежи.

Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части НК  РФ налог на доходы физических лиц в той ли иной мере изменяется с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.

Информация о работе Имущественный вычет НДФЛ