Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:14, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что налог на доходы физических лиц, занимающий одно из основных мест в налоговой системе Российской Федерации, непосредственно влияет как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан. Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования данного вида налога является важнейшим элементом налогового законодательства.
Действующую новую систему льгот по налогу на доходы физических лиц можно оценивать по-разному. В 2009 г. вычеты на детей и иждивенцев возросли до 1000 руб. ежемесячно на каждого до месяца, в котором совокупный доход работника превысит 280 тыс. руб., вместо действовавшей льготы в 2005г. - 600 руб. до месяца, в котором совокупный доход превысит 40 тыс. руб. В целом положение работников не изменится, т.к. определение фиксированной суммы вычета не учитывает инфляционных процессов. Многие налогоплательщики отмечают необходимость увеличения предела для предоставления вычетов работникам.
При анализе специалистами налогов с населения, было выявлено отсутствие серьезной взаимосвязи между доходами и данными налогами, что можно объяснить только массовым уклонением от их уплаты. Таким образом, от уплаты налогов уклоняются не только субъекты теневой экономики, но и многие законопослушные во всех других отношениях граждане, работающие в легальных структурах и сферах. Данный феномен, помимо общеэкономических причин, в значительной степени обусловлен несовершенством системы налогообложения. Применяемая до 2001 г. прогрессивную шкалу подоходного налога (от 12 до 35 %) была завышена для страны с падающим уровнем жизни и специфическим характером распределения получаемых доходов, когда большинство населения страны можно отнести к малообеспеченному, а среднеобеспеченные или высокообеспеченные слои составляют меньшинство.
В 2005 г. действует единая ставка на доходы в размере 13 %, что призвано улучшить состояние дел с собираемостью налогов. Следует также учесть, что за десятилетия традиционной национальной системы подоходного обложения практически все граждане платили одинаковый налог, применялся принцип равенства. Пришедшая на смену этому единообразию дифференцированная шкала появилась только с 1991 г., причем вводилась она не постепенно, без учета сложившихся традиций и привычек, а единовременно.
Однако намечаемые в настоящее время улучшения в сфере налогообложения дохода физических лиц, направленные на увеличение собираемости налога на доходы физических лиц в соответствие с реальными социально - экономическими условиями, вместе с тем никак не учитывают фактора семьи при формировании доходов граждан и влияния этого фактора на структуру расходов. При уменьшении шкалы налогообложения данный аспект приобретает для налогоплательщика существенное значение.
Помимо указанных проблем налогообложения, касающихся налога на доходы физических лиц, нельзя не отметить значительного расширения видов налогообложения после распада СССР. В период существования СССР среди прямых налогов с граждан до 95 % (1985 г.) - 87 % (1990 г.) занимал подоходный налог. В настоящее время наряду с ним установлены налог на имущество, земельный налог, возросли размеры государственной пошлины, значительно расширена сфера косвенных налогов, введены многочисленные местные сборы. Возможно, что в благополучной экономике подобный многоаспектный набор налоговых изъятий допустим, но для кризисной экономики является чрезмерным. Серьезной проблемой является чрезмерная налоговая нагрузка на работодателей. Работодатель сегодня не заинтересован в раскрытии действительного фонда заработной платы, прежде всего из-за высокого уровня и порядка уплаты единого социального налога. Из-за этого практикуется скрытая заработная плата, натуральные формы вознаграждения, и т. п., которые, как правило, не попадают в налогооблагаемую базу. Такого типа сокрытие доходов объединило антиналоговые интересы работодателя и работника.
Индексация налогооблагаемой базы не учитывает или учитывает со значительным опозданием действительный рост цен, снижающуюся покупательную способность получаемых населением денег, что приводит к неконтролируемому увеличению реального налогового бремени на граждан. Для сравнения, в ряде зарубежных стран применяется упреждающая индексация доходов. Представляется, что подобный порядок является предпочтительным для налоговой системы, тем более что окончательные расчеты по налогам производятся по результатам года и достаточно просто произвести корректировку налоговых платежей с учетом инфляции.
Специалисты отмечают несправедливость действующих в России налоговых отношений, которая заключается в предельно формальном подходе к фигуре плательщика, не принимающем во внимание объективные реалии его жизни.
Во - первых, недопустимым и нелогичным является взимание налогов с дохода ниже прожиточного минимума, с жилой площади, являющейся обязательной социальной нормой и т. п. Таким образом, уплата налогов в бюджет в этом случае одновременно приводит к увеличению социальных расходов бюджета. Во - вторых, формальное отождествление положения налогоплательщика с полученным им номинальным доходом приводит к тому, что система не учитывает существенные различия в сфере фактического потребления населения. Заработок и имущество одиноко проживающего лица не соответствуют в сфере реального потребления заработку и имуществу семей с иждивенцами.
Таким образом, проблема повышения собираемости налогов носит комплексный характер, требует осуществления изменений в различных направлениях. Вместе с тем одной из основных задач является приведение налоговой системы в соответствие с реальными экономическими условиями жизнедеятельности граждан, учет фактической способности граждан к уплате налогов.
Принятие части 2 НК РФ и ввод его в действие не позволяет выявить скрываемые доходы поскольку:
1) рост заработной платы зависит от финансовых возможностей предприятия увеличить заработную плату, это отразится на цене продукции, работ, услуг и на конкурентоспособности товаров;
2) нестабильность экономики и непоследовательность политических мероприятий может привести к тому, что в дальнейшем при отражении всех реально полученных доходов система налогообложения доходов физических лиц станет более жесткой;
3) действующие ставки единого социального налога (взноса), который тесно связан с налогом на доходы физических лиц, не позволяют организациям увеличить фонд оплаты труда;
4) для организаций в целом налог на доходы физических лиц не является большим в общих расходах по сравнению с некоторыми налогами. Следовательно, нет необходимости в его минимизации.
Налоговая стратегия в целом направляется на стимулирование экономического роста. Для этих целей была введена «плоская» шкала налога на доходы физических лиц. Несмотря на это, некоторые специалисты критикуют именно главу 23 НК РФ. Многие недовольны фиксированными ставками налога на доходы физических лиц, особенно единой ставкой налога на все трудовые доходы – 13 %, отказом от прогрессивного налогообложения совокупного годового дохода, потерями бюджета от уравнительного обложения граждан с различными доходами.
Проблема нарушения налогового законодательства относится не только к налогам, взимаемым с физических лиц, но и ко всей системе налогов. Случаи нарушения законодательства в области налогообложения населения встречаются достаточно часто, хотя налоговые органы проводят активную работу по своевременному информированию налогоплательщиков об изменениях, происходящих в налоговом законодательстве. Важной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышения качества проводимых документальных проверок, разъяснений, работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности.
Юридически небесспорной является норма привлечения к ответственности физических лиц с 16 лет, поскольку Уголовный кодекс допускает привлечение граждан к уголовной ответственности с 14 лет. Закрепление в налоговом праве нижней границы ответственности с 16 лет открывает возможность проведения противоправных операций по уклонению от уплаты налогов через несовершеннолетних граждан. Данный вопрос актуален при решении проблем оптимизации налоговых платежей в сфере налогообложения собственности.
В соответствии со ст. 86 НК РФ налоговые органы осуществляют налоговый контроль за расходами населения, связанными с приобретением в собственность недвижимости, механических транспортных средств, акций АО, ценных бумаг, а также сберегательных сертификатов, культурных ценностей и золота в слитках. Информация о данных расходах поступает от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию перечисленного выше имущества, регистрацию сделок с ним, а также регистрацию прав на это имущество. Должностные лица налоговых органов обрабатывают извещения о расходах граждан, сопоставляют суммы доходов и расходов физических лиц. Следует отметить, что действующая система контроля за расходами физических лиц неэффективна. Поскольку практически каждый налогоплательщик может отчитать по произведенным расходам, путем предоставления справок о доходах за несколько лет, ссылаясь на личные накопления, или предоставления расписок от прочих физических лиц о предоставлении суммы в займы, что на практике проверить практически невозможно.
Существует большое количество схем уклонения от уплаты налогов. Поэтому необходимо не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и посредством нормативно-правовой базы перекрывать каналы возникновения налоговых нарушений. В целом общественное мнение достаточно терпимо относится к уклонению от уплаты налогов. Складывается негативный стереотип поведения налогоплательщика. В связи с этим необходимы решительные действия, охватывающие практически все стадии общественного сознания и направленные на формирование у граждан понимание того, что собранные средства вернутся налогоплательщику в виде конкретных социальных благ и гарантий, создавая основу стабильности.
Сравнение показывает, что доля налогов с населения в доходах бюджетов РФ в настоящее время значительно меньше, чем их доля в доходах бюджетов развитых стран. Данное обстоятельство связано с низкой величиной дохода на душу населения. Можно ожидать дальнейшего увеличения доли налогов с физических лиц в общей сумме налоговых поступлений, только по мере возобновления экономического роста в России и, следовательно, увеличения доходов населения. Таким образом, следует ожидать с течением времени роста значения налогов, взимаемых с доходов физических лиц.
3.2. Пути совершенствования налога на доходы физических лиц
В планах реформирования налоговой системы РФ одним из предполагаемых источников прироста доходов бюджета является усиление значимости налогов с дохода физических лиц. Для предотвращения утаивания доходов от налогообложения налоговые органы будут иметь право в случае явного несоответствия между образом жизни налогоплательщика и его официально уплачиваемыми налогами применять метод определения величины налога на доходы физических лиц по внешним признакам богатства.
Можно выделить, в общем, выделить следующие пути решения указанных выше проблем:
- совершенствования законодательства в области налогообложения населения, с целью его упрощения, придания большей прозрачности, соответствия современным условиям жизнедеятельности;
- расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;
- реализация мер по борьбе с неучтенным наличным оборотом, в частности путем обязательного присвоения гражданам индивидуальных номеров налогоплательщиков;
- повышения доли налогов с физических лиц в доходах бюджетов;
установление оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности граждан за уклонение от налогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики.
Налог на доходы физических лиц является прямым налогом с присущими ему всеми обязательными и необязательными элементами любого налога. Источником налога является определенный доход, выраженный в денежной форме (единица обложения), налогоплательщика физического лица, как резидента РФ (уплачивает налог по одной ставке), так и нерезидента РФ (уплачивает налог по другой ставке) по доходам от источников в РФ для резидентов и нерезидентов и только по доходам от источников в РФ для нерезидентов.
При этом, так как налог на доходы физических лиц прямой, носителем налога, т.е. лицом, которое несет налоговое бремя или тяжесть налога, выступает сам налогоплательщик.
Налог предполагает большой спектр налоговых льгот при определенных обстоятельствах (изъятие, т.е. выведение из-под налога отдельных объектов налогообложения; скидки, т.е. вычеты из налогооблагаемой базы; возврат ранее уплаченного налога) и налоговые санкции (взыскание налога по требованию налогового органа об уплате налога, пени, штрафы, взыскиваемые по основаниям, определяемым налоговым Кодексом и другими нормативными документами).
По налогу на доходы физических лиц однозначно определен порядок и сроки уплаты налога.
Методами исчисления налога являются как коммулятивная система исчисления налога, т.е. нарастающим итогом с начала налогового периода, так и не коммулятивная, т.е. по частям, в частности, различные виды доходов облагаются раздельно по различным ставкам.
Согласно действующему налоговому законодательству для исчисления налога на доходы физических лиц применяются ставки – 9, 13,30,35 %, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
Законодательство содержит большое количество льгот по налогам, однако, далеко не все налогоплательщики используют их в полном объеме, хотя их применение позволит в значительной степени уменьшить налоговые платежи.
Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части НК РФ налог на доходы физических лиц в той ли иной мере изменяется с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.