Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:14, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что налог на доходы физических лиц, занимающий одно из основных мест в налоговой системе Российской Федерации, непосредственно влияет как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан. Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования данного вида налога является важнейшим элементом налогового законодательства.
Имущественный вычет при строительстве или приобретении жилья, а также земельных участков, на которых расположены приобретаемые объекты жилья, и земельных участков под индивидуальное жилищное строительство является самым популярным вычетом у физических лиц.
Объясняется это тем, что он направлен на стимулирование граждан к улучшению своих жилищных условий.
Этот вычет включает три составляющие:
1) по расходам на новое строительство или приобретение на территории РФ жилья, а также земельных участков;
2) по расходам на погашение процентов по целевым займам (кредитам). Эти займы (кредиты) должны быть получены от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованы на новое строительство или приобретение жилья или земельных участков;
3) по расходам на погашение процентов по кредитам, полученным для рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов) на строительство или приобретение жилья, а также земельных участков. Такие кредиты должны быть предоставлены банками, находящимися на территории РФ.
Расходы на приобретение земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые объекты жилья, а также на погашение процентов по кредитам, полученным на приобретение таких земельных участков, и расходы на погашение процентов по кредитам, полученным на рефинансирование займов (кредитов) на приобретение (строительство) объектов жилья и указанных земельных участков, учитываются в составе имущественного вычета с 1 января 2010 г.
Перечень объектов, по приобретению (строительству) которых может быть заявлен имущественный налоговый вычет, закрытый. Это жилой дом, квартира, комната или доля (доли) в них, земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, и земельные участки, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доля (доли) в них (абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).
Вычет в отношении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и земельного участка, на котором расположено жилье, или доли (долей) в них предоставляется только после того, как на жилье будет получено свидетельство о праве собственности на дом.
Вычет можно заявить и по жилому дому, не завершенному строительством.
Вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов.
Однако для расходов на строительство или приобретение жилья, а также земельных участков вычет не может быть более 2 000 000 руб. (без учета погашения процентов по целевым займам (кредитам) и банковским кредитам, полученным на перекредитование указанных целевых займов (кредитов)).
При этом не важно, сколько видов расходов (приобретение квартиры, отделка и т.п.) вы понесли при приобретении (строительстве) - один или несколько. То есть этот вычет предоставляется по общей сумме расходов (за исключением процентов).
Например.
Н.К. Семенов в 2010 г. приобрел жилой дом за 2 000 000 руб. и понес расходы на его отделку в размере 300 000 руб. Общая сумма его расходов на приобретение жилого дома составила 2 300 000 руб. Тем не менее имущественный налоговый вычет может быть заявлен в размере 2 000 000 руб.
Применять имущественный налоговый вычет можно с того налогового периода, в котором возникло право на вычет.
Право на вычет возникает в том налоговом периоде, когда соблюдены следующие условия для получения вычета:
- имеются документы, подтверждающие произведенные расходы на приобретение жилья;
- имеются документы, подтверждающие право собственности на жилье (при приобретении прав на квартиру (комнату) в строящемся доме - акт о передаче такого жилья).
Не все расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, включаются в состав имущественного вычета.
Таб. 1.6. Расходы, учитываемые в сумме вычета:
При новом строительстве либо приобретении жилого дома или доли (долей) в нем | При приобретении квартиры, комнаты или доли (долей) в них |
Расходы на разработку | Расходы на приобретение квартиры, |
Расходы на приобретение строительных | Расходы на приобретение отделочных |
|
Продолжение таб. 1.6.
Расходы на приобретение жилого дома, | Расходы на работы, связанные с |
Расходы, связанные с работами или | |
Расходы на подключение к сетям |
Налогоплательщик, как и до 2010 г., не вправе воспользоваться вычетом в случаях:
- если оплата строительства (приобретения) жилья произведена за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, а также за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- если сделка купли-продажи заключена с физическим лицом, являющимся по отношению к налогоплательщику взаимозависимым в соответствии с ст. 20 НК РФ.
Вычет может быть использован налогоплательщиком только один раз.
Важно учитывать, что в случае приобретения нескольких объектов, по которым налогоплательщики вправе заявить имущественный налоговый вычет, вычет предоставляется налогоплательщику по одному из приобретенных объектов по его выбору.
Если вычет не удалось полностью использовать в текущем году, то его остаток может быть перенесен на последующие годы до полного его использования.
Например.
Р.И. Гусевым в 2010 г. приобретена квартира за 2 500 000 руб. Облагаемые НДФЛ доходы за 2010 г. составили 600 000 руб. Следовательно, в 2010 г. Р.И. Гусевым может быть использован имущественный вычет в размере 600 000 руб. Остаток вычета в размере 1 400 000 руб. может быть перенесен и использован в последующие годы.
На основе ранее выявленных преимуществ и недостатков имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц можно приступить к подведению итогов.
3.1. Проблемы налогообложения доходов физических лиц
Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией "государство". В России намечается постепенный переход к увеличению налогообложения граждан, хотя доходы населения невысоки, у многих даже ниже прожиточного минимум. Следовательно налогообложение с доходов должно быть гибким и дифференцированным. Тогда будет соблюден принцип социальной справедливости, а именно, население с высокими доходами должно нести более высокую налоговую нагрузку, чем малообеспеченное. В любом случае доход, остающийся после уплаты налогов, должен удовлетворять потребности человека (еда, одежда, предметы быта, образование и прочее).
С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги - есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство. Вместе с тем налоги - одно из основных противоречий между налогоплательщиком как субъектом налога или обществом в целом, с одной стороны, и государственной властью, с другой стороны, в основе которого лежит принцип принудительного изъятия части дохода субъекта налога, приводящего к ухудшению его материального положения и порождению социального неравенства между различными группами налогоплательщиков (граждан в целом). Иначе, изъятие части дохода у субъекта налога приводит к возникновению противоречия между потребностями государства в увеличении налоговых доходов в целях формирования бюджета и выполнения им своих функций и нежеланием налогоплательщиков безвозмездно отдавать часть своих доходов, ухудшающих их материальное положение. Данное противоречие является основным при формировании налоговой системы и принятии законодательной налоговой базы любым государством. Это противоречие внешнее по отношению к самой налоговой системе. Существуют и внутренние противоречия, заложенные в самой структуре налоговой системы.
Разрешение приведенных противоречий имеет особую актуальность не столько в теоретическом, сколько в практическом плане. Вопрос состоит в том, каким должен быть уровень налоговых изъятий, чтобы воздействие на экономические процессы в обществе осуществлялись с максимально возможным положительным эффектом, то есть чтобы противоречия были минимальны или сведены до оптимального уровня. Эта задача должна решаться совместными усилиями законодательных и исполнительных органов государственной власти, с одной стороны, и экономической наукой, с другой стороны.
Проблемы в области налогообложения доходов физических лиц можно подразделить следующим образом:
- недостатки на законодательном уровне; несоответствие законодательства современным условиям жизнедеятельности;
- нарушение налогоплательщиками правил, регламентированных НК РФ и прочими законодательными актами в области налогов, и как следствие, использование различных схем уклонения от уплаты налогов.
Каждую из указанных проблем можно рассмотреть подробнее. Вступившая в силу с 1 января 2001г. 23 глава НК РФ во многом усовершенствовала систему налогообложения доходов физических лиц: введением новых налоговых льгот, изменением налоговых ставок и порядка декларирования доходов и т.д. Но не все вопросы были решены, о чем свидетельствует недовольство налоговых агентов и непосредственно физических лиц - налогоплательщиков.
Порядок расчета налога на доходы физических лиц значительно упрощен, также можно отметить удобство новой отчетности по налогу, но ежеквартальное предоставление отчетов давало бухгалтеру возможность контролировать полученные в ходе расчетов результаты. Положительным моментом новых преобразований является то, что законодательство о подоходном налогообложении стало более понятным, а принятие НК РФ придает стабильность действующей системе налогообложения доходов граждан.
В то же время многие налогоплательщики не используют налоговые льготы, которые им положены по законодательству. Это связано с недостатком информации у налогоплательщиков о полагающихся им льготам; их нежеланием контактировать с налоговыми органами и проводить значительное время в налоговых инспекциях при подаче налоговой декларации, возникающими затруднениями при ее заполнении; незначительными суммами экономии в результате использования льгот.
Большинство из налогоплательщиков уверены в том, что получение льгот по налогу на доходы физических лиц при подаче налоговой декларации по итогам года, ущемляет права налогоплательщиков, т.к. для них удобнее получать льготу ежемесячно при расчетах по заработной плате, а не в следующем году после подачи налоговой декларации, ее обработки налоговым инспектором, изучения всех предоставленных документов. Хотя, следует отметить, что для бухгалтерии хозяйствующего субъекта проще не рассчитывать необлагаемые суммы (при строительстве, приобретении жилья и т.п.). Для работника взаимоотношения с бухгалтером организации, в которой он работает, считаются более эффективными, чем с сотрудниками налоговых органов.